kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока биологии на деятельностной основе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Системно-деятельностный подход на уроках биологии реализуется во время изучения нового материала, где учащимся необходимо воспользоваться ранее сформированными компетенциями и на этапе закрепления знаний при выполнении заданий в рабочей тетради компетентностного характера. Для организации системно-деятельностного подхода можно применить технологию развития критического мышления через чтение и письмо и технологию обучения в сотрудничестве.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии на деятельностной основе »

Тема: «Размножение и развитие рыб».

Цель. Способствовать формированию компетенций учащихся о размножении и развитии рыб.

Задачи.

Образовательная: способствовать формированию знаний о нересте рыб; разнообразных способах заботы о потомстве, как приспособленности к выживанию вида; особенностях развития.

Развивающая: способствовать формированию умения находить нужную информацию в тексте учебника; анализировать полученную информацию и делать выводы; устанавливать причинно – следственные связи.

Воспитательная: способствовать формированию убежденности в необходимости сохранения видового многообразия рыбных ресурсов.

Тип урока: комбинированный.

Методы: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, частично поисковый.

Оборудование: таблица «внутреннее строение рыбы», презентации учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. Д/з – пар. 33, задание№2, ст.13, опережающее индивидуальное задание: подготовить презентации о многообразии акул и скатов.

ІІ. Активизация познавательной деятельности.

Индивидуальное задание у доски: 1. Зарисовать схему кровеносной системы рыб;

2. Зарисовать схему строения головного мозга рыбы.

Фронтальный опрос: 1. Животных, какого типа мы изучаем? 2. Подтипа? 3. Надкласса? 4. Какие классы относятся к данному надклассу?

5. Что вы узнали об этих животных? Как происходит питание? Дыхание? Выделение продуктов распада?

Проверка работы у доски.

- Какую систему органов мы еще не изучили?

- Какая же тема нашего урока?

В тетради записываем тему урока «Размножение и развитие рыб».

Что такое размножение? (воспроизведение себе подобных)

Как вы думаете, для чего нужно изучать, как размножаются рыбы? (Знания особенностей размножения рыб помогут правильно организовать их промысел, а также искусственное разведение)

Какие вопросы мы должны рассмотреть на уроке, чтобы раскрыть тему?

Задачи урока: 1. Изучить строение органов размножения;

2. Выяснить когда и где размножаются рыбы;

3. Как происходит развитие.



III. Изучение нового материала.

Чтобы ответить на первый вопрос, выполните задание №1 стр.12

Характерен ли для рыб половой диморфизм? Рассмотрите рис. учебника ст. 162.

Когда рыбы приступают к размножению?

После созревания половых клеток у рыб появляется инстинкт размножения.

Что такое инстинкт? (безусловный рефлекс)

Период размножения рыб называется нерест. Записать в рабочей тетради ст. 12

Как ведут себя рыбы в период размножения? (собираются в косяки; идут в наиболее благоприятные для нереста места)

В природе есть рыбы, которые ведут себя в период размножения очень необычно. Прослушайте два сообщения (+ презентации: угорь и кета) и выясните, что необычного в поведении этих рыб?

Схема на доске: угорь

Река море

Кета

Расставьте стрелки перемещения данных рыб во время нереста. (схему в тетрадь)

Как называется перемещение организмов на другие территории? (миграции)

С чем связаны миграции у данных рыб? Такие миграции называют нерестовыми. А рыб –проходными. Дописать схему. Каких еще проходных рыб вы знаете?

Итак, рыба пришла на нерестилище. Что происходит дальше?

Самка выметывает икру, а самцы поливают ее молоками. Следовательно, у большинства рыб оплодотворение наружное. Что может произойти с икрой во внешней среде? (гибнет)

Но почему тогда рыбы сохранились до сих пор.

Заполнить таблицу, используя учебник ст. 161 - 162

Название рыбы

Кол-во икры


треска



сазан





Вывод: большое количество икры.

Прослушайте сообщения (+ презентация) учащихся о размножении других рыб. Данные о количестве отложенной икры занесите в таблицу.

колюшка

10 - 60


гурами

10 - 30


горчак

300


булти

20 - 50


конек

100 - 200




Почему эти рыбы откладывают так мало икры? Заполним 3 колонку «Забота о потомстве». Поставьте (+) заботятся и (-) не заботятся. Одной из форм заботы о потомстве является живорождение (сообщение).

Каких рыб больше (+) или (-) ? (тех, которые не заботятся)

Почему? (гибель взрослой рыбы не приведет к гибели всего потомства)

Что происходит с икрой дальше?

Составить схему. СХЕМА РАЗВИТИЯ РЫБ

ИКРА--------ЛИЧИНКА-----------МАЛЕК-------ВЗРОСЛАЯ РЫБА

Что позволяет зародышу, развиваться во внешней среде? (запас питательных веществ в желточном мешке)

Половой зрелости разные рыбы достигают в разном возрасте: тюлька через несколько месяцев, окунь через 2 года, треска через 6 лет, осетр через 16 лет. Ивсе повториться вновь.

ВЫВОДЫ.

Какое оплодотворение и где происходит развитие у рыб? (наружное, во внешней среде)

Какие особенности развития с этим связаны? (нерест в благоприятных местах; большое количество икры; забота о потомстве; запас питательных веществ в икре.

IV. Контроль знаний

Задание № 3 ст. 13 в рабочей тетради. (взаимопроверка и выставление оценки)

V. Рефлексия








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока биологии на деятельностной основе

Автор: Бренич Елена Николаевна

Дата: 19.01.2015

Номер свидетельства: 157668

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока биологии по теме "Живые царства. Грибы" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-biologhii-po-tiemie-zhivyie-tsarstva-griby"
    ["file_id"] => string(6) "158059"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421683066"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "конспект урока биологии, лабораторная работа "Строение клеток кожицы лука"  5 класс "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-biologhii-laboratornaia-rabota-stroieniie-klietok-kozhitsy-luka-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "159479"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421912887"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конспект урока биологии "Витамины" "
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-uroka-biologhii-vitaminy"
    ["file_id"] => string(6) "121700"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414053256"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока биологии в 8 классе по теме: «Класс Насекомые Общая характеристика класса»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_biologhii_v_8_klassie_po_tiemie_klass_nasiekomyie_obshchaia_khar"
    ["file_id"] => string(6) "452305"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1516814303"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Урок биологии в 7 классе по теме "Передвижение животных" "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-biologhii-v-7-klassie-po-tiemie-pieriedvizhieniie-zhivotnykh"
    ["file_id"] => string(6) "204067"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429604881"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства