Системно-деятельностный подход на уроках биологии реализуется во время изучения нового материала, где учащимся необходимо воспользоваться ранее сформированными компетенциями и на этапе закрепления знаний при выполнении заданий в рабочей тетради компетентностного характера. Для организации системно-деятельностного подхода можно применить технологию развития критического мышления через чтение и письмо и технологию обучения в сотрудничестве.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии на деятельностной основе »
Тема: «Размножение и развитие рыб».
Цель. Способствовать формированию компетенций учащихся о размножении и развитии рыб.
Задачи.
Образовательная: способствовать формированию знаний о нересте рыб; разнообразных способах заботы о потомстве, как приспособленности к выживанию вида; особенностях развития.
Развивающая: способствовать формированию умения находить нужную информацию в тексте учебника; анализировать полученную информацию и делать выводы; устанавливать причинно – следственные связи.
Воспитательная: способствовать формированию убежденности в необходимости сохранения видового многообразия рыбных ресурсов.
Тип урока: комбинированный.
Методы: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, частично поисковый.
I. Организационный момент. Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. Д/з – пар. 33, задание№2, ст.13, опережающее индивидуальное задание: подготовить презентации о многообразии акул и скатов.
ІІ. Активизация познавательной деятельности.
Индивидуальное задание у доски: 1. Зарисовать схему кровеносной системы рыб;
2. Зарисовать схему строения головного мозга рыбы.
Фронтальный опрос: 1. Животных, какого типа мы изучаем? 2. Подтипа? 3. Надкласса? 4. Какие классы относятся к данному надклассу?
5. Что вы узнали об этих животных? Как происходит питание? Дыхание? Выделение продуктов распада?
Проверка работы у доски.
- Какую систему органов мы еще не изучили?
- Какая же тема нашего урока?
В тетради записываем тему урока «Размножение и развитие рыб».
Что такое размножение? (воспроизведение себе подобных)
Как вы думаете, для чего нужно изучать, как размножаются рыбы? (Знания особенностей размножения рыб помогут правильно организовать их промысел, а также искусственное разведение)
Какие вопросы мы должны рассмотреть на уроке, чтобы раскрыть тему?
Задачи урока: 1. Изучить строение органов размножения;
2. Выяснить когда и где размножаются рыбы;
3. Как происходит развитие.
III. Изучение нового материала.
Чтобы ответить на первый вопрос, выполните задание №1 стр.12
Характерен ли для рыб половой диморфизм? Рассмотрите рис. учебника ст. 162.
Когда рыбы приступают к размножению?
После созревания половых клеток у рыб появляется инстинкт размножения.
Что такое инстинкт? (безусловный рефлекс)
Период размножения рыб называется нерест. Записать в рабочей тетради ст. 12
Как ведут себя рыбы в период размножения? (собираются в косяки; идут в наиболее благоприятные для нереста места)
В природе есть рыбы, которые ведут себя в период размножения очень необычно. Прослушайте два сообщения (+ презентации: угорь и кета) и выясните, что необычного в поведении этих рыб?
Схема на доске: угорь
Река море
Кета
Расставьте стрелки перемещения данных рыб во время нереста. (схему в тетрадь)
Как называется перемещение организмов на другие территории? (миграции)
С чем связаны миграции у данных рыб? Такие миграции называют нерестовыми. А рыб –проходными. Дописать схему. Каких еще проходных рыб вы знаете?
Итак, рыба пришла на нерестилище. Что происходит дальше?
Самка выметывает икру, а самцы поливают ее молоками. Следовательно, у большинства рыб оплодотворение наружное. Что может произойти с икрой во внешней среде? (гибнет)
Но почему тогда рыбы сохранились до сих пор.
Заполнить таблицу, используя учебник ст. 161 - 162
Название рыбы
Кол-во икры
треска
сазан
Вывод: большое количество икры.
Прослушайте сообщения (+ презентация) учащихся о размножении других рыб. Данные о количестве отложенной икры занесите в таблицу.
колюшка
10 - 60
гурами
10 - 30
горчак
300
булти
20 - 50
конек
100 - 200
Почему эти рыбы откладывают так мало икры? Заполним 3 колонку «Забота о потомстве». Поставьте (+) заботятся и (-) не заботятся. Одной из форм заботы о потомстве является живорождение (сообщение).
Каких рыб больше (+) или (-) ? (тех, которые не заботятся)
Почему? (гибель взрослой рыбы не приведет к гибели всего потомства)
Что позволяет зародышу, развиваться во внешней среде? (запас питательных веществ в желточном мешке)
Половой зрелости разные рыбы достигают в разном возрасте: тюлька через несколько месяцев, окунь через 2 года, треска через 6 лет, осетр через 16 лет. Ивсе повториться вновь.
ВЫВОДЫ.
Какое оплодотворение и где происходит развитие у рыб? (наружное, во внешней среде)
Какие особенности развития с этим связаны? (нерест в благоприятных местах; большое количество икры; забота о потомстве; запас питательных веществ в икре.
IV. Контроль знаний
Задание № 3 ст. 13 в рабочей тетради. (взаимопроверка и выставление оценки)