kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме " Железы внутренней секреции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по биологиии 8 класс "Железы внутренней секреции"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме " Железы внутренней секреции"»

15


Урок биологии «Зрительный анализатор»



Цель: дать представление о значении, строении, функциях зрительного анализатора.

Задачи:

Образовательные: определить, что такое анализатор; особенности строения анализатора на примере зрительного, строение и функции глаза, его частей; особенности восприятия глазами окружающего мира.

Воспитательные: воспитывать полезные привычки по соблюдению правил гигиены.

Развивающие: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, делать выводы.

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, СD проигрыватель, СD диск, демонстрационная таблица «Зрительный анализатор», разборная модель глаза, череп человека, раздаточный материал, инструктивные карточки, набор из нескольких предметов.

Тип урока: урок новых знаний.

Организационный момент.

(Настрой обучающихся на положительный урок)

- Обратите внимание, сегодня в течение урока вы будете работать, используя ТПО, а результаты своих достижений будете заносить в оценочный лист. Подпишите его.

(Учитель показывает ТПО, оценочный лист)

-Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на урок. А для этого заполните шкалу настроения в ТПО. Я думаю, что оно у вас хорошее и сохраниться до конца урока.





Актуализация знаний и умений.

1. Проверка знаний учащихся.

-На 1-ом этапе нашего урока проверим домашнее задание. С этой целью я предлагаю вам выполнить тест. Это задание 1 в тетради с печатной основой (ТПО).

Время выполнения работы – 2 минуты.

Тест: «Анализаторы»:

I вариант

Дополни утверждения:

  1. Каждый рецептор особенно чувствителен к определенным видам__________________

  2. Человек воспринимает окружающий мир с помощью 5 органов чувств____________________________________________________________________

  3. Анализатор – это сложная система, которая состоит из:__________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Проводниковое звено – это:__________________________________________________

  2. Будет ли видеть человек, если затылочная зона КБП повреждена? Обоснуйте свой ответ.________________________________________________________________________

II вариант

Дополни утверждения:

  1. Система, состоящая из рецепторов, проводящих путей и центра, находящегося в коре больших полушарий называют……………

  2. Главное свойство анализаторов – это:

  3. С помощью каждого из анализаторов у человека возникают различные виды………………

  4. Периферическое воспринимающее звено……………………………

  5. Будет ли слышать собака, если височная зона КБП разрушена? Обоснуйте свой ответ.



-Вы выполнили тест. А сейчас, взаимопроверка. За каждый правильный ответ – 1 балл.

На экране ключ к тесту. Общее количество балов внесите в оценочный лист.



Слайд 2

-Итак, мы переходим к изучению новой темы.

Мотивация и целеполагание.

- Скажите, так как же называется система, состоящая из рецепторов, проводящих путей и центра КБП? (Ответ: анализатор).
С одним из них мы сегодня познакомимся.

Слайд 3

(Звучит музыка.)

-Древние философы говорили, что глаза - самый ценный дар природы, а зрение - это Божий дар! В глазах отражаются все наши чувства: радость, страдания, равнодушие, любовь или ненависть, страсть. Глаза не только являются зеркалом души человека, но и отражают общее состояние его здоровья. Глаза - как самый важный из органов чувств - заслуживают пристального внимания и заботы.

Вряд ли кто будет спорить с тем, что из всех даров природы человеку, зрение - самый драгоценный. Ученые установили, что почти 90 процентов всего объема информации об окружающем нас мире мы получаем с помощью глаз.

Итак, тема урока «Зрительный анализатор».

Слайд 4

1. Мы вместе рассмотрим строение и функции органа зрения.

2. Я помогу сформировать знания о значении зрения не только в жизни человека, но и как физического ощущения, как психического и эмоционального фактора.

3. Я буду способствовать формированию навыков гигиены зрения.



Слайд 5



Изучение нового материала.

-Для достижения одной из целей урока я предлагаю вам заполнить схему «Зрительный анализатор» на основе знаний об анализаторах. Это задание №2 в ТПО.

Какое строение имеет зрительный анализатор?



Задание 2.

Заполните схему

«Зрительный анализатор».

1.__________________________________________________

2.__________________________________________________

3.___________________________________________________



Проверим выполнение работы.

Слайд 6

-Назовите первое звено зрительного анализатора.

Ответ. Зрительные рецепторы.

-Второе звено зрительного анализатора…

Ответ. Зрительные нервы.

-Зрительный нерв передаёт импульс в……

Ответ. В зрительную зону коры больших полушарий.

-Где находится зрительная зона?

Ответ. В затылочных долях головного мозга.

Человеческий глаз, или, как его называют врачи, глазное яблоко, — орган зрения, воспринимающий световые раздражения, имеет шаровидную форму. Сзади и с боков он надежно защищен костными стенками глазницы. В период с младенчества до взрослого возраста глаза почти не увеличиваются.

Слайд 7

Глазное яблоко располагается в глазнице черепа.

Слайд 8

Полость глазницы выстлана надкостницей глазницы. Между накостницей глазницы и глазным яблоком залегает жировое тело глазницы.

Как вы думаете, какова функция жирового тела? (Ответ. Защита глаза от сотрясений, ударов. Жировое тело - эластичная подушка для глаз. У людей пожилого и старческого возраста жировое тело уменьшается в размерах, частично атрофируется, глазное яблоко меньше выступает из глазницы).

Как вы думаете, что относится к вспомогательным структурам нашего глаза? (Ответ. Веки, брови, ресницы, слезные железы).

Слайд 9

Казалось бы, какие функции могут быть присущи этим вспомогательным элементам. Наверное, самые маленькие, не очень важные. На самом деле это далеко не так. Давайте попробуем вместе с вами представить наши глаза без бровей, ресниц и век.

Слайд 10

А теперь давайте добавим сюда веки, брови и ресницы.

Слайды 11,12,13

Мы видим совершенно другую картину. Но все-таки эти структуры выполняют не только эстетическую функцию, но и многие другие. Брови - отводят пот со лба. Веки – это кожные складки с ресницами. На верхнем веке находятся 100-150 ресниц и 50-70 на нижнем, которые защищают глаза от пыли и пота. Одно моргание человеческого глаза длится приблизительно 0,05 секунды. Если сложить все время, которое занимают моргания, то получится, что около пяти лет мы живем с закрытыми глазами.

Скажите, а почему мы закрываем глаза, когда чихаем? (Ответ. Во время чихания человек, пусть на доли секунды, закрывает глаза. Учёные пока не выяснили причину этого. По одной гипотезе, так организм защищает глаза от микробов и бактерий, вылетающих при чихании. По другой - это часть общего рефлекса, ведь при чихании сокращается много мышц не только в носу и на лице, но и по всему телу.)

(Сообщение учащегося)

Слайд 14

У верхнего наружного края глазницы расположена слезная железа, которая выделяет слезную жидкость, омывающую глаз. В сутки выделяется 1г. слез. Слезы состоят из 90 воды и 1г соли. Они также содержат хлорид калия, кальций, марганец. Слезы, увлажняя глазное яблоко, затем стекают к внутреннему углу глаза, где на веках имеются отверстия слезных канальцев (слезные точки). Затем слезы попадают в носослезный проток, открывающийся в нижний носовой ход.

Древнегреческий философ Аристотель считал, что плач во время театрального представления влечет за собой катарсис. Это слово прочно вошло в обиход современной медицинской науки, под этим термином подразумевают благоприятный процесс снятия стресса путем освобождения эмоций.

Слайд 15

Даже в произведениях поэтов упоминается о слезах. Виктор Гюго писал:

Ведь плакать сладостно, когда томит забота,
Когда несчастного жестокий рок гнетёт,
Слеза всегда смывает что-то
И, утешение несёт.

Можно, как знает каждый, заплакать от гнева, страха, злости. В Древне Риме, Византии, Персии для султанов собирали женщины эту жертвенную влагу в специальные сосуды - "слезники". Существовало убеждение, что слёзы, смешанные с розовой водой, обладают целебными свойствами. Оказалась, правда!

Слад 16

Хочется обратить внимание и на возрастные особенности. На первом месяце жизни ребёнок плачет без слёз. Функция слёзоотделения появляется на втором месяце жизни ребёнка.

В1909 г. томский ученый П.Н. Лащенко открыл в слюнной жидкости особое вещество- лизоцим, способный убивать микробов. Он содержится и в слюне человека. Позже его применяли для лечения болезней уха, горла, носа, глаз.

Слайд 17

Попробуйте решить следующую задачу.

У одного из ликвидаторов пожара после ожогов сильно пострадала слезная железа. Академик В.П.Филатов оригинально решил эту проблему. Он вывел проток околоушной слюнной железы под нижнее веко. Роль слезы успешно выполняла слюна. Объясните, зачем Филатов это сделал? Что бы произошло, если бы он не предпринял эти действия?

(Ответ. Поверхность глаза должна все время смачиваться слезой, которую выделяла слезная железа. Эту функцию взяла на себя слюнная железа. Слюна также как и слезная жидкость содержит лизоцим, который обладает антибактериальным действием. Если бы Филатов не предпринял эти действия, человек потерял бы зрение, т. к. роговица глаза бы пересохла.)

-Мы рассмотрели вспомогательный аппарат. Так что же относится к нему?

Слайд 18

-А теперь рассмотрим строение глазного яблока.

-Движения глазного яблока осуществляются с помощью шести глазных мышц. Все мышцы прикрепляются к склере (белочной оболочке).

Слайд 19



Глазное яблоко имеет три оболочки.

Слайд 20

Наружная — склера, или белочная оболочка, — плотная непрозрачная ткань белого цвета. В передней части глаза она переходит в прозрачную роговицу, как бы вставленную в склеру подобно часовому стеклу. Основная её функция - защита от механических и химических повреждений, от микроорганизмов.

Под склерой расположена сосудистая оболочка, которая представляет сеть кровеносных сосудов; на внутренней стороне - слой черного пигмента. Она питает глаз, пигмент поглощает световые лучи. Передняя её часть называется радужной оболочкой (радужкой). В центре радужки имеется круглое отверстие — зрачок.

Третья оболочка – сетчатка.

(Сообщение учащегося.)

Слайд 21

По латыни радужка - iris. А ведь Ирис - посланник богов, который спускался на землю по радуге. Цвет, окружающий зрачок радужки, зависящий от пигмента меланина и характера отражения света, бывает весьма различным:

  1. если голубой, то пигмента мало

  2. если карий, то пигмента много

Окончательная окраска радужки устанавливается у ребёнка к 2-3 года. Сошлюсь и на известного офтальмолога С.Н. Фёдорова: роговица голубоглазых в два раза чувствительнее роговицы кареглазых.

Когда красящего вещества совсем нет, радужка выглядит красной. (Глаза альбиносов).

Слайд 22

А так как только благодаря защищающему пигменту свет попадает внутрь глазного яблока исключительно через зрачок, альбиносы светобоязливы.

-Как вы думаете, почему изменяется величина зрачка?

(Ответ: радужка контролирует количество света попадающего в глаз через зрачок. При очень ярком свете она сужается, и зрачок уменьшается до размеров крохотной точки, пропуская в глаз лишь малую толику света. При тусклом освещении она расслабляется, и зрачок расширяется, открывая доступ свету.). Для того чтобы в этом убедиться предлагаю провести несложную лабораторную работу.

Когда человек смотрит на что-то приятное, зрачок может расширяться на 45 процентов. Зрачки могут расширяться и в тех случаях, когда вы охвачены каким-то сильным чувством, на пример, любовью или страхом.

-Посмотрите друг на друга. Скажите, а почему у человека глаза круглые?

Подсказка

У лошадей горизонтальные зрачки. Это расширяет угол зрения в горизонтальной плоскости. Они обитают на открытой равнине, где хищников нужно обнаруживать заблаговременно, как только они появляются на горизонте.



Слайд 23



У кошек и лисиц зрачки расположены вертикально, потому, что эти животные, отыскивая свою добычу, смотрят чаще всего вверх и вниз.

Слайд 24

Несколько секунд на обдумывание.

(Ответ. Человек не боится хищников и не высматривает добычу, но он нуждается в максимально возможной зрительной информации.) _



Третья оболочка - сетчатка состоит из 130 млн. светочувствительных клеток (фоторецепторов).

Слайд 25,26

Более 100 лет назад Макс Шультце разделил фоторецепторы позвоночных на два типа: палочки и колбочки. Палочки отвечают за передачу черно-белого изображения, а колбочки ответственны за способность различать цвета. Ученым удалось насчитать в сетчатке до 125 млн. палочек и около 7 млн. колбочек. Колбочки в основном расположены в центре сетчатки, а палочки на периферии.



Слайд 27



В центре сетчатки, там, где больше всего чувствительных к свету клеток (колбочек) расположено желтое пятно. Поэтому наиболее отчетливо мы различаем предметы, изображения которых попадают прямо на желтое пятно. Всего человек может различать до 250 основных тонов и 5-10 млн. оттенков.

В месте, где выходит зрительный нерв из глаза, зрительных рецепторов нет. Здесь находится слепое пятно, которое человеком не замечается. Его можно выявить довольно простым опытом. Но это будет ваше домашнее задание.



Физзарядка для глаз.

  1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, а затем открыть их 3-5 сек. Повторить 6-8 раз. Это упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.

  2. Смотрите на кончик носа, а затем вдаль.

  3. Потрите ладони друг о друга и легко, без усилий прикройте ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света на 1 мин. Представьте погружение в полную темноту. Откройте глаза.

  4. Чтобы активизировать мыслительную деятельность, сделаем массаж ушей. На одном ухе выявлено более 100 активных точек. Помассируем мочку уха. На ней находится 11 точек, связанных с глазами, языком, мышцами лица. А теперь укрепляем слух: руками прижать уши, не напрягаясь, и резко отпустить их. Делаем 4-6 раз.

Продолжим работу.

Луч света в органе зрения проходит сложный путь. Предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент «Ход лучей в глазе». Внимание на экран.

Слайд 28





Слайд 29

- Я предлагаю вам выполнить Задание 3 в ТПО. Заполните 1 графу таблицы «Строение оптической системы глаза». Формат выполнения работы – 1 минута.

Проверяем результаты выполнения работы. За каждый правильный ответ – 1 балл. Общее количество баллов занесите в оценочный лист.



Изображение на сетчатке, получается в фокусе, перевёрнутое и уменьшенное.



-Для человека характерно бинокулярное зрение, которое позволяет воспринимать объёмное изображение.

Слайд 30



Но, бывают и иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.

-Как вы считаете, что такое иллюзии?

Ответ. Кажущиеся (ошибочные) изображения называют иллюзиями.



Выполним лабораторную работу, где мы увидим иллюзию. Текст лаб. работы вы найдёте на стр. 249 учебника.

(Выполнение лабораторной работы)

Слайд 31,32

Всё, что вы видите, это зрительные иллюзии. Иллюзия, когда чёрное и синее – кажется меньше, а белое – больше. Полосы, расположенные горизонтально – увеличивают в ширину, а вертикальные полосы – в длину. Можно ли использовать полученные знания в повседневной жизни?

(Ответ. В живописи, интерьере квартиры, в подборе одежды, в архитектуре.)



В последнее время статистика говорит и о весьма печальном факте: сегодня девять человек из десяти страдают тем или иным нарушением зрения.



Слайд 33,34,35,36,37

(Сообщение учащегося)

При подготовке к этому уроку, мы попытались выяснить наличие проблем со зрением у учащихся нашего класса.

Слайд 38

В нашем классе у 43 % учащихся проблема со зрением, из них 33% страдают близорукостью, 10% астигматизмом и атрофией зрительного нерва. Обнаружили, что тема предупреждения и профилактики заболеваний глаз очень актуальна для нашего класса.

Ещё интересный факт, который мы выяснили в результате исследования. Проблемы со зрением существуют и у родителей 8-б класса. То есть генетическая предрасположенность к заболеванию глаз существует у половины учащихся. Значит, знание, и соблюдение элементарных гигиенических правил, необходимо каждому уважающему себя человеку.

-Ребята. Курс биологии 8 класса, как вы заметили, очень тесно переплетается с курсом «Экология человека».

-По теме «Влияние компьютера на здоровье человека» была также проведена исследовательская работа.

(Сообщение учащегося)

Компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным.

Слайд 39

Нельзя отрицать того факта, что без компьютера невозможно даже представить себе современную жизнь. Компьютер игры развивают у ребенка: память и внимание, логическое мышление, развиваются творческие способности. Многие учащиеся использует ПК для учебных заданий, для приобретения знаний, которые необходимы в настоящей жизни.

Слайд 40,41,42

Компьютер – это проблемы. Это остеохондроз, заболевания суставов кистей рук, психическая нагрузка переутомление и, прежде всего, нагрузка на зрение. Может возникнуть синдром компьютерного стресса . И ещё одна проблема. Это компьютерная зависимость, которой уже многие болеют, но, бояться в этом признаться. Это психологическая зависимость от компьютерных игр и Интернета.

Проведя анкетирование в классе, мы выяснили, что:

  1. 22 человека из 25 имеют ПК.

Слайд 43

2. Сколько времени ты проводишь за компьютером в рабочие и выходные дни?

Слайд 44

Вывод. Плохо то, что при несоблюдении режима, компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что всё хорошее в меру.

-В ТПО вам предлагаются «Золотые» упражнения при работе за компьютером. Это:

Слайд 45

Упражнения для глаз, профилактика заболеваний позвоночника, упражнения для рук, профилактика заболеваний органов дыхания.

В ТПО вам также предлагается памятка «Гигиена зрения».

Как вы считаете, каковы основные причины ухудшения зрения?

Слайд 46

Причины, ухудшения зрения:

  • просмотр телевизора, работа на компьютере, общение на мобильном телефоне;

  • неправильное освещение, недостаточное вечернее освещение;

  • чтение на близком расстоянии;

  • травмы.

Закрепление знаний.

-Все основные вопросы нашего урока мы изучили. Теперь, ребята, посмотрим. Всё ли вы освоили в данной теме. Выполните небольшую тестовую работу. Это задание 4 ТПО. Время выполнения -2 минуты.

-Проверим выполнение работы. За каждый правильный ответ – 1 балл. Общее количество баллов занесите в оценочный лист.

(На слайде выходит правильный ответ, ученики проверяют).

Слайд 47

Итог урока

Теперь подсчитайте общее количество баллов и выставьте себе оценку за урок согласно рейтингу, который вы видите на экране.

Слайд 48

-Ребята поднимите руки, кто набрал 15-16 баллов. Вы, молодцы! У вас оценка «5».

-Поднимите руки, кто набрал 14-12 баллов. У вас оценка «4.

-Поднимите руки, кто набрал 12-10 баллов. У вас оценка «3». Но не расстраивайтесь. У нас ещё будут уроки на изучение этой темы.

Положите оценочные листы на край парты.

-Но всегда ли видят зрячие? Как вы думаете? Наверное, нет. Потому что у них, конечно же, есть глаза, но люди могут быть просто слепы, слепы душевно. Слепы, потому что не видят прекрасное вокруг себя, не замечают красоту природы, красоту близких и незнакомых им людей, боль и страдания других. Глаза таких людей холодны, от них веет холодом души. Есть прекрасные строки одного из поэтов.

Слайд 49

( На фоне музыки, учащийся читает стихотворение)

Бессмысленным взором уставившись в небо,

Я молча смотрю на Глаза в темноте.

А люди вокруг просят зрелищ и хлеба,

Привыкнув к душевной своей слепоте.

Простертые руки в надежде ответа.

И люди орут, заходясь в хрипоте,

Надеясь услышать Избранника Света,

Но души оглохли в немой пустоте.

Кричат, заглушая все истины мира -

Безумно-слепая, живая гроза.

Их веки заплыли наростами жира,

Не видя на небе Большие Глаза.

Всегда ли слепы люди лишенные зрения? Как вы думаете? Какие примеры вы можете привести? Можно привести множество примеров, когда незрячие люди видят гораздо больше других. В качестве примера можно привести удивительного человека, человека, который, несмотря ни на что, несмотря на то, что у неё отсутствует зрение, несмотря на все трудности, смогла найти себя в жизни. Это Диана Гурская, от песен которой, песен незрячего человека, от песен её незрячих глаз веет теплотой и добром.

Слайд 50

От нас с вами зависит, какими глазами мы смотрим на окружающий нас мир: добрыми или злыми, излучающими лучики добра и счастья или тревоги и безразличия. Как мы смотрим в глаза своим родителям: с благодарностью и нежностью, или с осуждением и непониманием. Как мы смотрим в глаза своим друзьям и знакомым, что испытывают, встречаясь глазами с нами незнакомые нам люди?

Учитесь, учитесь смотреть на мир открытыми и честными глазами, и счастье жизни непременно посетит вас и ваш дом, вашу душу, ваш внутренний многогранный мир: мир добра и любви. Вы - создание Природы, создание светлого Разума, Добра и Мира. Так оставайтесь же частью Природы, не отворачивайтесь от неё и перед вами откроется большая и светлая жизнь. А для этого нужно правильно использовать волшебную силу своего зрения.

Закончить урок хочется стихами.

Слайд 51

Когда узнать захочешь человека, Смотри в глаза - в них зеркало души. Они не станут врать, ведь не дано им это. Глаза не врут - они всегда чисты!

Глаза одних сверкают солнцем, Глаза других наполнены слезой... Глаза способны отражать любое чувство, Они всегда честны с тобой...

Глаза откроют множество секретов, Ты только повнимательней смотри. И если на вопросы ищешь ты ответы, Взгляни в глаза - в них зеркало души.

Домашнее задание



Задание 1

Прочитайте § 49 учебника, ответьте на вопросы.

Составьте кроссворд по теме «Глаз».

Задание 2

Выявите слепое пятно, используя рис.103.

Задание 3

Составьте кроссворд по теме «Глаз».



Заключительное слово учителя.

-Ребята, я хочу поблагодарить вас за урок и предлагаю вам обратить внимание на шкалу настроения в ТПО, которую предлагаю вам заполнить.

Поднимите руки у кого отличное настроение?



Ребята, перед вами кружочки разного цвета. Каждый кружок символизирует не только ваше настроение, но и ваше отношение к сегодняшнему уроку. Для этого вы должны подойти к ватману, взять один кружок, согласно той характеристике, которую вы видите на экране и прикрепить его.



Урок был интересен. Он был полезен для меня.



Я удовлетворён уроком, но я не проявил достаточной активности в нём.





Урок принёс мне мало пользы.


























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по теме " Железы внутренней секреции"

Автор: ПОПОВА АНЖЕЛА АЛЕКСЕЕВНА

Дата: 17.02.2020

Номер свидетельства: 540034

Похожие файлы

object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Железы внутренней секреции. Нервно-гуморальная регуляция"
    ["seo_title"] => string(71) "zhieliezy_vnutrienniei_siekrietsii_niervno_ghumoral_naia_rieghuliatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "345556"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1474701353"
  }
}
object(ArrayObject)#904 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Урок по биологии на тему "Эндокринная система человека. Железы внутренней секреции""
    ["seo_title"] => string(95) "urok-po-biologhii-na-tiemu-endokrinnaia-sistiema-chielovieka-zhieliezy-vnutrienniei-siekrietsii"
    ["file_id"] => string(6) "250569"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447090245"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока "Внешнее и внутреннее строение млекопитающих""
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt_uroka_vnieshnieie_i_vnutriennieie_stroieniie_mliekopitaiushchikh"
    ["file_id"] => string(6) "348947"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476372522"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства