kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Железы внутренней секреции. Нервно-гуморальная регуляция

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно-обобщающий урок: «Железы внутренней секреции.

Нервно-гуморальная регуляция»

Цели урока: систематизировать и обобщить материал темы, уточнить знания по основным вопросам, закрепить их.

Задачи:

Образовательные: сформировать биологические понятия, обобщить приобретенные знания, выявить уровень усвоения ведущих понятий и идей темы.

Развивающие: познавательный интерес к предмету, наблюдательность, память, логическое мышление, умение выдвигать главное, сравнивать и обобщать.

Воспитательные:  нравственное воспитание учеников, эстетическое воспитание.

Оборудование: Интерактивная доска, таблица, схемы, опорный конспект по теме «Железы внутренней секреции», три варианта карточек для игры «Лото», конверты с заданиями для групп, цветные жетоны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Железы внутренней секреции. Нервно-гуморальная регуляция»

Контрольно-обобщающий урок: «Железы внутренней секреции.

Нервно-гуморальная регуляция»


Цели урока: систематизировать и обобщить материал темы, уточнить знания по основным вопросам, закрепить их.


Задачи:

Образовательные: сформировать биологические понятия, обобщить приобретенные знания, выявить уровень усвоения ведущих понятий и идей темы.

Развивающие: познавательный интерес к предмету, наблюдательность, память, логическое мышление, умение выдвигать главное, сравнивать и обобщать.

Воспитательные: нравственное воспитание учеников, эстетическое воспитание.


Оборудование: Интерактивная доска, таблица, схемы, опорный конспект по теме «Железы внутренней секреции», три варианта карточек для игры «Лото», конверты с заданиями для групп, цветные жетоны.


Ход урока

I Организационный момент

Объявление темы, задач и плана проведения урока.


II Актуализация опорных знаний

  1. Разминка. Игра «Лото» по теме «Железы внутренней секреции».

Для проведения игры каждому ученику выдается карточка с терминами (карточки имеют порядковые номера, всего три варианта). Также на интерактивной доске показывается карточки с терминами и вопросы.

Термины-ответы на игровых полях

1 вариант


ГАРМОНЫ

ЖЕЛЕЗА

КРЕТИНИЗМ

ГИПОФИЗ

ИНСУЛИН

ОРГАНЫ-МИШЕНИ

ГЛЮКАГОН

АКРОМЕГАЛИЯ

ГИПОТАЛАМУС


2 вариант


АДРЕНАЛИН

ГИПОТАЛАМУС

АКРОМЕГАЛИЯ

БАЗЕДОВА БОЛЕЗНЬ

КРЕТИНИЗМ

ТИРОКСИН

ГИПОТАЛАМО-ГИПОФИЗАРНАЯ СИСТЕМА

НЕЙРОГАРМОНЫ

ГОРМОНЫ


3 вариант


САХАРНЫЙ ДИАБЕТ

ЖЕЛЕЗА

НЕЙРОГАРМОНЫ

ЯИЧНИКИ

ГИПОТАЛАМУС

ОРГАНЫ-МИШЕНИ

ТИРОКСИН

ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА

АКРОМЕГАЛИЯ


Для заполнения игрового поля ученикам раздаются разноцветные кружки (синие, зеленые, красные) соответствующих размеров, вырезанные из бумаги. Задавая вопрос, учитель оговаривает, кружком какого цвета следует закрывать ответ на него. В случае правильного заполнения на игровом поле появится определенный цветной орнамент-это значительно облегчает проверку.










1 вариант 2 вариант 3 вариант


-зеленый

-красный


-синий



Вопросы:

  1. Синий. Биологически активные вещества, образующиеся в железах внутренней секреции и регулирующие разнообразные функции. (Гормоны.)

  2. Красный. Система специализированных, обильно снабжаемых кровью органов, вырабатывающих и выделяющих непосредственно в кровь биологически активные вещества. (Эндокринная система.)

  3. Зеленый. Биологически активные вещества, выделяемые нейросекреторными клетками нервной ткани. (Нейрогормоны.)

  4. Зеленый. Отдел промежуточного мозга, место взаимодействия нервной и эндокринной систем. (Гипоталамус.)

  5. Синий. Железа внутренней секреции расположенная на нижней поверхности головного мозга, гормоны которой влияют на гормональную активность других желез эндокринной системы. (Гипофиз.)

  6. Синий. Гормон, образуемый в мозговом веществе надпочечников, способствующий мобилизации ресурсов организмам при различных воздействиях. (Адреналин.)

  7. Зеленый. Заболевание, при котором наблюдается разрастание тканей щитовидной железы, сопровождающееся повышением ее функции. (Базедова болезнь.)

  8. Синий. Гормон поджелудочной железы, стимулирующий распад гликогена и образование глюкозы. (Глюкагон.)

  9. Синий. Болезнь, возникающая при недостаточности функции щитовидной железы в детском возрасте. (Кретинизм.)

  10. Синий. Заболевание, при котором наблюдаются повышенное выделение мочи, потеря веса, мышечная слабость, ускоренный распад белков и липидов. (Сахарный диабет.)

  11. Красный. Нейроэндокринное заболевание, при котором отмечается избыточное выделение гормона роста у взрослых, что ведет к увеличению носа, губ, подбородка, языка и т.д. (Акромегалия.)

  12. Красный. Органы на которые действуют гормоны. (Органы-мишени.)

  13. Зеленый. Йодсодержащий гормон, влияющий на интенсивность обмена веществ, оказывающий стимулирующее влияние на центральную нервную систему. (Тироксин)

  14. Синий. Железы смешанной секреции, гормоны которых оказывают мощное влияние на формирование тела, обмен веществ и поведение. (Яичники.)

  15. Красный. Система, осуществляющая координацию нервной и гуморальной регуляции. (Гипоталамо-гипофизарная система.)

  16. Синий. Клетка, группа клеток или орган, выделяющие специфические вещества. (Железа.)

  17. Красный. Гормон поджелудочной железы, стимулирующий образование гликогена из глюкозы.(Инсулин)

  1. Работа в группах

Класс делится на группы, каждая из которых получает свое персональное задание.

Группы дифференцированы, задания тоже.

  1. «Оперативники» получают конверт с вопросами репродуктивного характера. Время обдумывания 3 минуты. Если есть необходимость, ответы корректируются; учащиеся готовятся к выступлению перед классом.

  2. «Почемучки» отвечают на вопросы, содержащие слово «почему»

  3. «Аналитики» выполняют усложненные задания.

  4. «Мозговой центр» решают проблемные вопросы, выдвигают гипотезы.

Задания

«Оперативники»

  1. Какие органы называются железами внутренней секреции? Почему их так называют? Какое значение имеют эти железы в организме человека?

  2. Что такое гормоны? Каков механизм их действия?

  3. Каково значение гипофиза в организме? Какие заболевания связаны с нарушением функции гипофиза?

  4. Каково значение поджелудочной железы в организме? Неоднократный анализ мочи и крови превышают норму. Объясните причину этого с точки зрения гормональной регуляции.

  5. Каково значение надпочечников? Какой гормон называют гормоном стресса? Почему?

  6. Каково значение щитовидной железы в организме? Какие заболевания связаны с нарушениями функции щитовидной железы?


«Почемучки»

  1. Почему железы внутренней секреции называют маленькими органами большого значения?

  2. Почему адреналин называют аварийным гормоном? На что указывает тот факт, что адреналин усиленно выделяется при сильных эмоциях?

  3. Почему люди, страдающие базедовой болезнью, худы, а страдающие слизистым отеком-отечны?

  4. Почему половые железы и поджелудочную железу называют железами смешанной секреции?

  5. Почему в крови и в моче больного сахарным диабетом повышенное содержание сахара? Почему больные постоянно испытывают жажду?

  6. Почему гипофиз можно называть «дирижером» и одновременно «солистом» эндокринного ансамбля?

  7. Почему нейрогормоны получили такое название?

  8. Почему для профилактики болезней щитовидной железы необходимо потребление морепродуктов, особенно морской капусты?

  9. Почему при повышенной выработке гормона роста в одних случаях возникает акромегалия, а в других – гигантизм?

  10. Почему для обеспечения длительного действия гормонов необходимо их постоянное выделение в кровь?









«Аналитики»


- Осмыслите факт: у бегунов перед выступлением, так же как у животных при опасности, увеличивается содержание адреналина в крови.

Объясните:

а. как изменяются в связи с этим функции органов и физиологические процессы;

б. какое значение для организма имеют эти изменения в ситуации напряжения (стресса). На жизнедеятельность и здоровье организма сильное воздействие оказывают биологически активные вещества, ферменты, витамины, гормоны. Сравните эти вещества и объясните различия между ними.

- Взрослый человек имеет очень маленький рост. Было выяснено, что данное нарушение имеет гормональную причину. Недостатком каких гормонов в развитии этого человека Вы сможете объяснить замедление его роста и почему?


«Мозговой центр»

Представьте себе неожиданную ситуацию в жизни человека. Он увидел опасность и побежал. Одновременно в его организме возникла причинно-следственная цепь физиологических процессов. Как она будет выглядеть?

  1. Какие процессы из них и почему относятся к нервной регуляции, а какие - к гуморальной?

  2. Какова зависимость гуморальной регуляции от нервной?

  3. Почему первой вступает в действие нервная регуляция, какое она имеет преимущества?


Изменение внешней среды, усиление расходования энергии в мышцах


Возбуждение коры больших полушарий


Возбуждение промежуточного мозга


Синтез биологически активных веществ в нейронах промежуточного мозга –нейрогормонов


Действие на гипофиз, выделение гормона гипофиза в кровь


Выделение гормона адреналина из надпочечников в кровь


Усиление работы сердца, кровообращения, обмена веществ




  1. Итог урока: выставление оценок






КГУ"СОШ № 27"

Учитель биологии

Курмангожинова М.К.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Железы внутренней секреции. Нервно-гуморальная регуляция

Автор: Курмангожинова Макпал Кмаргазыевна

Дата: 24.09.2016

Номер свидетельства: 345556


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства