Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии на тему "Дыхание растений"»
Урок на тему: «Дыхание растений» 6 класс.
Задачи: А. Образовательные:
Познакомить учащихся со значением дыхания и ролью кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии.
Выяснить особенности дыхания у растений.
Сравнить процессы дыхания и фотосинтеза у растений.
Б. Развивающие:
использовать полученные знания для дальнейшего развития представлений об обмене веществ растительного организма.
Развивать логическое мышление через формирование навыков самостоятельной работы, умения сравнивать, делать выводы из анализа результатов опыта и представлять результаты своей работы.
В. Воспитательные:
Воспитывать коммуникативные качества личности.
Показать необходимость бережного отношения к природе.
Обратить внимание на необходимость сохранения чистоты воздуха.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения:
По источнику передачи и восприятия учебной информации:
- частично-поисковый;
- проблемный;
- словесные (рассказ, эвристическая беседа);
- наглядные (демонстрации, иллюстрации);
- практические ( опытов);
По степени управления учебной работой:
- учебная работа под руководством учителя;
- самостоятельная работа учеников; работа с учебником.
Форма организации учебной деятельности учащихся:
фронтальная
групповая
индивидуальная.
Оборудование: презентация, сухие и влажные семена фасоли, тканевые и полиэтиленовые мешочки, раздаточный материал.
Структура урока:
Актуализация знаний.
Сущность процесса дыхания и особенности дыхания растений.
Сравнительная характеристика процессов воздушного питания растений (фотосинтеза) и дыхания у растений.
Закрепление знаний.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Сегодня мы проведем урок – путешествие по станциям, перед тем, как отправиться в путь за новыми знаниями, нам нужно проверить, как вы усвоили материал прошлого урока.
II. Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний. Работа в группах.
У каждой группы на столах есть карточки с заданиями. Вы ведете коллективное обсуждение и один из группы дает ответ. Другие группы слушают ответ учащегося и могут вносить дополнения и комментарии к ответу.
За каждое правильно выполненное задание ваша группа получает жетон. Зеленый – за правильный и полный ответ, желтый – за ответ, требующий дополнений.
I.Группа. Объясните, значение биологических терминов. (Слайд 1)
Устьице - это часть кожицы листа, состоящая из двух
замыкающих клеток и щели между ними,
выполняющая функцию испарения воды и
дыхания.
Хлорофилл - это зеленый пигмент.
Хлоропласты - это зеленые пластиды, в которых происходит
фотосинтез.
Фотосинтез - это процесс образования органических веществ
из неорганических, происходящих на свету в
хлоропластах у растений.
II группа. (Слайд 2)
Какой процесс доказывает демонстрация данного опыта?
- Этот опыт доказывает образование органического вещества (крахмала) в листьях на свету.
Ш группа. (Слайд 3)
Какой процесс подтверждает данный опыт?
Образование кислорода, который активно поддерживает горение.
IV группа. (Слайд 4)
Какие условия необходимы для протекания процесса фотосинтеза?
-Свет, вода, углекислый газ, хлорофилл.
III.Постановка проблемы.
1.Какой газ выделяется в процессе фотосинтеза?
-Кислород.
2.А для чего необходим кислород?
-Для дыхания.
На экране стихотворение автора О. Мандельштама. Прочитайте стихотворение. Подумайте, какое слово пропущено. (Слайд 5)
Дано мне тело –
Что мне делать с ним?
Таким единым и таким моим?
За радость тихую ….. и жить
Кого, скажите мне благодарить?
(Если не отгадывают). Даю вам вторую подсказку.
Человек может прожить без еды от 1 до 1.5 месяцев, без воды несколько дней. А без чего человек не может прожить даже несколько минут?
3.А дышат ли растения?
Да.
Сформулируйте тему урока.
«Дыхание растений» (Запишите тему урока в тетрадь).
А с какой целью мы изучаем тему «Дыхание растений»?
-Что такое дыхание?
-Зачем нужен кислород?
-Какое значение имеет дыхание?
-Какие органы у растения дышат?
Для того, чтобы ответить на все эти вопросы, я предлагаю вам отправиться в путешествие по станциям. Мы должны посетить четыре станции: 1. «Теоретическую», 2. «Практическую», 3.«Экологическую», 4. «Аналитическую».
Первая станция «Теоретическая». (Слайд 6)
На проекционном экране рисунок с костром.
-Ребята, что вы видите на экране?
-Костер.
-А какой газ поддерживает горение?
-Кислород.
- Когда подходите к костру, что вы чувствуете?
-Тепло, которые выделяется при сгорании дров.
-А какие вещества сгорают?
-Органические.
(Слайд 7) Чтобы разобраться в сущности процесса дыхания, посмотрите анимацию «Газообмен» и ответьте на вопросы:
1.Какой газ растения поглощают для дыхания?
-Кислород.
2.Как в растение поступает кислород?
-В основном через устьица листьев, молодых побегов, а также чечевички стеблей.
3.Какой газ растения выделяют в процессе дыхания?
-Углекислый газ.
4.Для чего растениям необходим кислород?
-Кислород окисляет (превращает) сложные органические вещества до углекислого газа и воды с выделением энергии.(Дети записывают этот вывод в тетрадь)
5.В какое время суток дышат растения?
-Растения дышат круглые сутки.
В чем сходство между процессами дыхания и горения? (Слайд 8)
-Оба процесса протекают под действием кислорода с распадом органических веществ и выделением энергии.
6.Скажите, все ли органы растения дышат?
Ответы детей.
Чтобы ответить на этот вопрос, посетим «Практическую» станцию.
Слайд 9. «Дыхание семян».
В первой банке - семена набухшие (влажные), во второй - сухие семена. Обе банки были плотно закрыты. Через сутки в эти банки опустили горящие свечи. В банке с набухшими семенами свеча погасла. Объясните, почему?
-Набухшие семена дышат, выделяют углекислый газ, который не поддерживает горение.
Слайд 10.
В сосуды с водой опустили одинаково развивающиеся проростки. Воду в первом сосуде ежедневно насыщали воздухом с помощью пульверизатора. Во второй сосуд налили тонкий слой растительного масла. Через некоторое время растение во втором сосуде погибло.
С какой целью налили масло? Объясните, почему растение погибло?
-Масло задерживает поступление воздуха в воду.
-Растение погибло из-за недостатка воздуха, необходимого для дыхания корней.
Слайд 11.
Комнатное растение поставили на стекло, рядом с ним - стакан с известковой водой. Растение закрыли стеклянным колпаком и поместили его в темный шкаф. Через сутки известковая вода в стакане помутнела. (Известно, что известковая вода при соприкосновении с углекислым газом мутнеет).
Объясните, почему известковая вода помутнела?
-При дыхании растения выделяют углекислый газ, который вызвал помутнение известковой воды.
Какой мы сделаем вывод?
-Все органы растения дышат.
Чтобы узнать, какие условия влияют на дыхание растений, мы отправляемся на «Экологическую» станцию. (Слайд 13)
У вас - информационные листы. Изучите текст информационного листа и ответьте на вопросы.
Растения очень страдают от загрязнения воздуха. Вяз, выросший в лесу, доживает до 300 лет, а в условиях города – в среднем до 45 лет. В лесу встречаются липы, возрастом до 400 лет, а на городской улице липа живет 50-80 лет. В городе на листьях деревьев оседает много пыли. Ее твердые мельчайшие частицы закрывают устьица, и поступление воздуха в листья затрудняется. Вредно действуют на дыхание растений и примеси, появляющиеся в воздухе при сжигании различных видов топлива на промышленных предприятиях. Поэтому при озеленении городов обычно высаживают деревья, устойчивые к запыленному воздуху: тополь, черемуху, липу, конский каштан.
На химических производствах основным загрязнителем воздуха оказывается оксид серы, поэтому в зоне 300км от источника загрязнения представляется серьезная опасность для растений.
1.Почему растения в лесу живут дольше, чем в городе?
-В лесу воздух чище
2.Откуда в воздухе примеси?
-Источниками загрязнения воздуха является промышленность, транспорт.
3.Какое влияние на дыхание растений оказывает запыленность воздуха?
-Дыханию растений препятствует пыль, оседающая на листьях. Ее твердые мельчайшие частицы закрывают устьица, и поступление воздуха в листья затрудняется.
-Дыханию растений препятствуют примеси, которые появляются в воздухе при сжигании топлива.
4.Какие деревья, устойчивые к загрязненному воздуху, вы знаете?
-Тополь, черемуха, липа, конский каштан.
IV. Применение знаний о дыхании.
У вас на столах лежат семена. Мне их нужно сохранить до весны, чтобы весной посеять. Сложите в мешочки те семена, которые, по вашему мнению, могут сохраниться до весны.
Объясните свой выбор.
1.Почему нельзя закладывать на хранение влажные семена?
Сырые семена дышат, при этом выделяется много тепла, и если семена лежат плотно, то они нагреваются, и зародыш погибает.
2.Почему культурные растения плохо растут на заболоченных почвах?
В заболоченной почве мало кислорода?
Последняя наша станция «Аналитическая». (Слайд 13)
Сравните два процесса дыхания и фотосинтеза, результаты занесите в таблицу.
Сравниваемые признаки
Фотосинтез
Дыхание
В каких клетках растения происходит?
Происходит только в зеленых клетках растения.
Происходит во всех живых клетках растения.
Какой газ поглощается?
Поглощается углекислый газ.
Поглощается кислород.
Какой газ выделяется?
Выделяется кислород.
Выделяется углекислый газ.
Необходимость света.
Для осуществления фотосинтеза необходим свет.
Происходит в течение всего времени суток – постоянно.
Что происходит с органическими веществами?
Образуются органические вещества.
Органические вещества расходуются.
Энергия.
Поглощается.
Выделяются.
Для самопроверки, ребята, поменяйтесь таблицами. Первая группа- со второй, третья группа - с четвертой и проверьте правильность заполнения таблицы.
Заполненная таблица открывается на проекционном экране.
Сделайте вывод о различии и взаимосвязи процессов фотосинтеза и дыхания.
Вывод: фотосинтез и дыхание – это два противоположных процесса. (Слайд 14)
Домашнее задание. (Слайд 15)
Изучить §24. Провести дома опыт, доказывающий, что при дыхании органы растений выделяют углекислый газ.