Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: "Плоды и их классификация".»
План – конспект урока биологии (технологическая карта)
Класс: 6
УМК: «Биология. 6 класс Бактерии. Грибы. Растения» В.В.Пасечник
Тема урока: Плоды и их классификация.
Место урока в программе: урок в главе «Строение и многообразие покрытосеменных растений»
Цель урока: формирование условий для усвоения учащимися знаний строения и функции плодов, классификация и виды плодов, создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.
Ожидаемые результаты:
1.Предметный результат– знакомство учащихся с особенностями строения плодов покрытосеменных растений, их многообразием, классификацией; познать роль плодов в природе и хозяйственной деятельности человека.
2.Личностный результат –воспитание у учащихся познавательного интереса к предмету, формирование культуры общения, коммуникативных качеств.
3.Метапредметный результат – формирование умений работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием. Развитие умений выделять главное, ясно выражать свои мысли, сравнивать объекты, делать выводы, формулировать гипотезы, решать биологические задачи.
Задачи формирования УУД:
Познавательные УУД:
- умение формулировать тему и проблему урока;
- умение добывать новые знания, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; поиск и выделение нужной информации; анализ объектов с целью выделения признаков;
Коммуникативные УУД:
- умение взаимодействовать друг с другом;
- развивать умение слушать и понимать речь других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ;
- осуществлять совместную познавательную деятельность в группах;
- четко оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Личностные УУД:
- развивать умение высказывать свою точку зрения, оценивать свои действия и действия одноклассников;
- Регулятивные УУД:
- умение определять цель деятельности на уроке;
- умение проговаривать последовательность действий на уроке;
- умение подводить итоги своей деятельности на уроке;
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в группах; ролевая игра.
Оборудование: набор натуральных плодов растений, препаровальные ванночки, скальпели, препаровальные иглы, индивидуальные рабочие и оценочные листы, инструктивные карточки для выполнения групповой и лабораторной работ; учебная программа Power Point, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку; «Биология. Многообразие покрытосеменных растений 6 класс» учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012
Ход урока (см. технологическую карту)
Технологическая карта урока по теме: «Плоды и их классификация» 6 класс
1.Организационный
момент
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Я надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем, а чтобы настроиться на хорошую работу послушаем несколько строк из стихотворения Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь!
Отвечают на приветствие
Личностные: проявляют эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме
2.Мотивационно-ориентированный
Ребята, мне хочется начать наш урок с еще одного чудесного стихотворения, в котором скрыта тема нашего урока:
Цветок всю ночь готовит мед–
Пчелу сластену в гости ждет
Бери мол, но, как другу,
Мне окажи услугу,
Пыльцу мучную эту
Перенеси соседу…
Пчела несет ее, и вот –
Цветок увял и зреет …...
Мотивирует учащихся к определению темы урока и постановке познавательной цели,
Давайте вместе сформулируем тему нашего урока. Учитель: Что зреет в прочитанном стихотворении? (плод)
Что вы хотели бы узнать о плодах?
Откроем тетради и запишем число и тему урока
А какую цель мы с вами перед собой поставим?
Вместе с учителем определяют тему урока, определяют цель и задачи
Отвечают, что это плоды
Определяют тему урока, цели и задачи совместно с учителем.
Перечисляют интересующие их вопросы для рассмотрения
Регулятивные: ставить цель и выполнять учебное задание в соответствии с целью
Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью
Слайд1 презентации
Слайд 2 презентации
3.Формирование новых знаний
Ставит проблему:
Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен. Как вы думаете, кто из них прав?
Из чего образуется плод?
Из каких источников мы можем это узнать?
Верно, это можно узнать из учебника, из ЭОР, Интернета
Учитель предлагает на выбор разные источники информации для изучения новой темы:парная работа
– работа с учебником,
– работа с компьютером (ЭОР)
Предлагает учащимся сформулировать определение понятия «плод», при необходимости дополняет и корректирует ответы учащихся.
Учитель задает вопрос:
А какие важнейшие функции плода?
Откроем учебник, параграф 30, стр.131 найдем ответ и запишем в рабочий лист
Решение проблемной ситуации:
Есть ли плоды у ели? Давайте послушаем вашего одноклассника, который нашел в литературных источниках ответ на этот вопрос.
В природе существует огромное разнообразие плодов.
Постановка проблемы:На какие группы вы можете разделить эти плоды? Откроем учебник рисунки107 – 111 и выполним упр.50 стр26 в рабочей тетради (парная работа, выполняют 6 учеников), а в рабочем листе заполняют классификацию плодов другие 6 учеников
Учитель раздает коллекции семян и плодов
Предлагает выполнить небольшую лабораторную работу.
Просит рассмотреть плоды, которые находятся на столах. С помощью учебника определите их названия.
Разделите их на сочные и сухие, односемянные и многосемянные
Физкультминутка ( ребята встают)
Мы за веткой потянулись
Плод сорвали и прогнулись
Ровно встали
Вправо, влево повернулись
И друг другу улыбнулись
Учитель предлагает, прослушав сообщение одноклассника, ответить на вопрос: Какое значение имеют плоды в природе и жизни человека?
Учащиеся самостоятельно выполняют задание по парам, пользуясь различными источниками, делают записи в тетради, затем проводят самооценку.
Обобщение ответов учащихся - кочан капусты это не плод, т. к. нет цветка. Кочан – это почка.
Самостоятельно формулируют определение понятия «плод» и записывают новое понятие в рабочий лист.
Вывод:Плод – это орган цветкового растения,
плод образуется из завязи цветка
Учащиеся самостоятельно выполняют задание, работают с текстом учебника на странице 131, делают записи в тетради, проводят взаимопроверку, озвучивают результат.
Обсуждение ответов учащихся – у ели нет цветков, поэтому не может быть плодов. Шишка это побег. Вывод: плод образуется только на месте цветка.
Учащиеся работают с рисунками учебника 107 – 111
Заполняют упр.50 стр.26 в рабочей тетради, а три пары учеников выполняют задание в рабочем листе, затем проводят взаимопроверку. Озвучивают результат, оценивают себя
Работа с коллекцией плодов в парах, выполняют в рабочей тетради упр. 51 стр. 26
(лабораторная работа «Классификация плодов»)
Воспринимают информацию и записывают в тетрадь значение плодов.
ЭОР модуль 1(информация7)
Личностные: проявлять творческое отношение к процессу обучения
Предметные:
Давать определение понятию: плод, из чего образуется плод
выполнять задания по теме
Регулятивные:
работать по плану, сверять с целью, находить и исправлять ошибки
Познавательные:
Уметь обобщать полученную информацию
Коммуникативные:
Согласовать позиции и находить общее решение
Познавательные: классифицировать (группировать) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям
Коммуникативные участие в совместной деятельности
Предметные: давать определение понятиям: сочный плод, сухой плод, односемянный многосемянный
Коммуникативные:
различать в речи другого мнения, доказательства, факты.
Слайд 3
презентации
Слайд 4
презентации
Слайд 5 презентации
Слайд 6 презентации
Слайд 7
презентации
Слайды 8-13
презентации
Слайды 14-15
презентации
Слайд 16-17
презентации
4.Закрепление материала
Предлагает учащимся парная работа за компьютерами выполнить задания модуля. Используя ресурс ЭОР. Проанализируйте свои ответы
Анализирует работу учащихся с практическими и контрольными модулями, учитывая их самооценку.
Оценивают свой уровень усвоения материала, проводят коррекцию ошибок
Коммуникативные:
использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей
Регулятивные:
оценивать уровень усвоения материала, самостоятельно исправлять ошибки
5.Рефлексия
Предлагает вспомнить тему и задачи урока, оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Прошу вас, ребята, проанализировать свою работуна уроке.
- Каковы были цели нашего урока?
- Достигли ли мы их?
- Оцените свой вклад в достижение этих целей.
Кому бы вы сегодня из ребят сказали спасибо и за что?
Оценивают меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Отвечают на вопросы учителя.
Регулятивные:
Оценивать степень достижения цели в учебных ситуациях.
Слайд 18 презентации
6. Домашнее задание
Дает инструктаж учащимся по выполнению домашнего задания:
§ 30, отгадать кроссворд упр.54 стр.27
Творческое задание (по желанию) – найти загадки и пословицы о плодах.
Проанализировав уровень усвоения новых знаний и умений самостоятельно выбирают домашнее задание и записывают его.