kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "Биология- система наук о живой природе".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока биологии. Соответствует ФГОС 3 поколения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Биология- система наук о живой природе".»

Урок №2 Биология- система наук о живой природе.

Цель: Сформировать знания о биологии как науке, изучающей живые организмы.

Задачи:

1. сформировать у учащихся знания о биологии как науке, изучающей живые организмы;

2. раскрыть роль живых организмов в природе и в жизни человека;

3. показать взаимосвязь живых организмов между собой и со средой;

4. познакомить с методическим аппаратом учебника и правила работы с ним.


Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоили понятия «биология», «биосфера», «экология».

Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять результаты.

Личностные: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.


Оборудование:

1. Биология: 5 класс: учебник

2. компьютер;

3. экран;

4. презентация;

5. интерактивная физминутка


Ход урока

I. Орг. момент

II. Мотивация и целеполагание.

- Здравствуйте, ребята! Наш первый урок я хотела бы начать с одной истории.


Мы пошли с друзьями в лес
Летом, за грибами,
Вызывало интерес,
Все, что мы встречали!
Гриб съедобный или нет?
Почему здесь осы?
Отвечала я на все
Друзей моих вопросы.
И спросили у меня:
«Ты откуда знаешь,
Что не спросим у тебя,
На все ты отвечаешь!»

И сказала не спеша,
Не таясь, я боле,
«Биологию, друзья,
преподаю я в школе!» (слайд 1)


Изучение любой науки это процесс, который лишь однажды начинается, и затем продолжается постоянно. Мы с вами будем проводить учебные исследования, использовать методы биологической науки, узнаем имена крупных ученых, открывших законы природы и выяснивших, как эти открытия можно использовать в жизни каждого человека, и, возможно, кто-то из вас в будущем выберет себе профессию, связанную с этой удивительной наукой.


1) Биология – это наука о живой природе (обозначение понятия)

- А теперь нам предстоит выяснить, что же изучает биология?

- Послушайте стихотворение и попытайтесь ответить на данный вопрос.


Биология – наука

О букашках и лесах,

Рыбах, птицах и прудах.

О грибочках на пеньке,

О цветочках на лужке.

Обо всем живом на свете,

Кто проживает у нас на планете. (слайд ___) Ответы учащихся.


- Да, действительно. Биология изучает живую природу.


III. Изучение нового материала.


1) Человек и природа в древности


?. Как вы думаете, как давно человек знаком с природой? Ответ поясните.


Действительно, человек связан с окружающей его живой природой еще с древних времен, так как во многом жизнь людей зависела от охоты и рыболовства. Мясо диких животных было одним из основных источников питания. Шкуры и кожа шли на изготовление одежды, сухожилия использовались для тетивы лука, как нитки для шитья. Из костей изготавливали наконечники для стрел, рукоятки ножей, скребки.

(слайд ___)

Первобытные люди собирали семена, плоды, выкапывали корни растений, поэтому мы их теперь называем собирателями. Иногда то, что удалось собрать в природе, было основной пищей человека. Шло время, люди, наблюдая за дикорастущими растениями, научились выращивать их возле своих жилищ – возникло земледелие. Отлавливая диких животных, наблюдая за ними, древние люди смогли приручить некоторых из них.

- Какое животное человек прируричил первым?

О. Первым домашним животным стала собака - верный помощник на охоте.

Уже первобытные охотники изучали живую природу. Сделанные в 15 тысячелетии до н.э. наскальные рисунки позволяют достоверно судить о видовой принадлежности изображенного зверя, изучать повадки уже вымерших животных. Шло время, накопленные знания становились обширнее и глубже, возникла необходимость их упорядочить, свести разрозненные факты воедино. Так появилась наука биология.

Как мы уже знаем, знания о животных, растениях накапливались на протяжении длительного времени, а слово «биология» появилось только в 1802г., его придумал французский ученый Ж.Б. Ламарк. (слайд ___)


- Слово «Биология» имеет греческое происхождение и состоит из двух маленьких греческих слов.

Давайте вместе вспомним их.


2) Многообразие мира, оболочки Земли

Живой мир на нашей планете огромен и очень разнообразен. Он существует миллиарды лет, и организмы, его составляющие, населяют воды океанов, морей и рек, сушу, почву и даже находятся в других живых организмах. Рядом с нами на Земле живет множество существ - растений, животных, грибов и разнообразных микроорганизмов, невидимых простым глазом.


Ученые насчитывают более 3,5 млн. видов живых организмов. (слайд ___)

Они различаются размерами, особенностями строения и жизнедеятельности. Но все организмы от гигантских китов в океане и баобабов в Африке до мельчайших бактерий – обладают общими свойствами.

- ?А теперь вспомним какими общими свойствами обладают все живые организмы?

О. Живые организмы питаются, дышат, растут, выделяют в окружающую среду различные вещества, размножаются, потребляют и накапливают энергию. (слайд ___)


Наименьшей единицей живых организмов является клетка. Почему именно клетка? Потому, что даже состоящие из одной клетки организмы - бактерии, многие протисты и грибы проявляют характерные для живых организмов признаки. Но стоит разрушить клетку и свойства живого исчезают.(слайд ___)

- ?? Ребята, а вам знакомо слово «биосфера»? Как вы его понимаете? Имеет ли это слово что-нибудь общее со словом «Биология»? (слайд 20)

(если не отвечают, даю подсказку на учебник с.___)

О. Оно также имеет греческое происхождение -«биос - жизнь и «сфера» - шар. Область распространения жизни составляет особую оболочку Земли - биосферу

(слайд _____)

Биосфера состоит из определенных слоев.

Задание 1: изучив текст параграфа на с.____, укажите, каковы границы распространения жизни на нашей планете. Умейте охарактеризовать каждый слой.


О. Биосфера включает: нижние слои атмосферы, она определяется озоновым слоем, задерживающим ультрафиолетовое излучение, губительное для живых организмов; гидросферу - водную оболочку земли; и верхний слой литосферы. (слайды ____)



3) Семья биологических наук.

(слайд ____)

Современная биология – это «семья», состоящая из множества биологических наук. Мы с вами познакомимся лишь с некоторыми.

Биология - система наук о живой природе.

Откройте в учебнике с.____, рассмотрите рис._____.

Разделы биологии:

-Ботаника (о растениях)

-Зоология (о животных)

-Микология (о грибах)

-Микробиология (о микробах(микроорганизмах))

-Цитология (о клетках)

-Анатомия (о строении организма)

-Физиология (о жизнедеятельности организмов)

-Генетика (о наследственности и изменчивости организмов)

-Экология (об окружающей среде)

- ? Какие еще биологические науки вы можете назвать, которые НЕ встретились в тексте?

О. вирусология (о вирусах), , эмбриология (об индивидуальном развитии организма), биохимия и молекулярная биология (о клеточных функциях).


Дополнительный материал (слайд ____)


4) Значение науки биологии


- Ребята, зачем нам нужно изучать биологию? Предположения учащихся.


Ответы учащихся (сопровождаются картинками на слайдах _____)

Профессии, связанные с биологией:

  1. Биолог

    • Изучает общие свойства и особенности развития живой природы. Специализируется на одном или нескольких направлениях ( зоология, ботаника, анатомия, генетика, микробиология и т. д.) либо работает на стыке наук (биохимия, биофизика, биоэкология). Биолог собирает информацию об объекте исследования, к примеру, наблюдает за популяцией. Также проводит эксперименты, анализирует и обобщает полученную информацию, применяет её на практике для решения некоторых проблем. Этот специалист любознателен, наблюдателен, ответственный и терпеливый.

  2. Эколог

    • Неравнодушен к проблемам окружающей среды, хочешь спасти природу от разрушительных действий человека — профессия эколог то, что тебе нужно. Экологи следят за соблюдением экологических норм, составляют отчёты по использованию природных ресурсов, утилизации отходов. Они рассчитывают ущерб от причинённого или потенциального вреда для окружающей среды. Кроме знаний по биологии и химии понадобятся умения вести документацию, убеждать руководство в необходимости улучшить производство, чтобы оно не ухудшало состояние окружающей среды. Экологам приходится больше взаимодействовать с обществом, искоренять его недостатки, а уже потом контактировать с природой.

  3. Врач

    • Врач занимается диагностикой и лечением заболеваний людей. Ежедневное общение с пациентами, среди которых есть неизлечимо больные, огромные физические и психические нагрузки сопровождают работу врача. Во время учёбы приходится буквально зазубривать медицинскую литературу, много практиковаться. Врач не должен быть брезгливым и впечатлительным, воспринимать чужую боль и страдания как собственные. Иначе он не сможет лечить людей.

  4. Ветеринар

    • Он лечит и предупреждает болезни животных, занимается ветеринарно-санитарной экспертизой продуктов животного происхождения (мясо, молоко, рыба, шерсть и т. д.). Если ты не можешь причинить боль животному, чтобы его спасти, данная профессия не для тебя.

  5. Агроном

    • В нём сочетаются качества исследователя, рачительного хозяина и грамотного менеджера. Он должен быть в курсе последних методов возделывания, удобрения земли и выращивания сельхозкультур, борьбы с вредителями. Агроном составляет производственный план, следит за его выполнением. Этот специалист контролирует всё: от подготовки почвы к посеву до сбора и хранения урожая.

  6. Психолог

    • Психолог занимается изучением высшей нервной деятельности человека и со всем, что с этой деятельностью связано. А источником этой деятельности служит человеческий мозг, который работает по биологическим законам.

  7. Кинолог

    • Кинолог – это специалист, который занимается разведением и дрессировкой собак. Кинологи занимаются выведением новых пород, улучшают старые, занимаются дрессировкой животных. Без знания анатомии и физиологии этих животных вам будет трудно добиться результатов на этом поприще. Представители некоторых собачьих пород стоят очень дорого, так что эта профессия приносит неплохой доход.

  8. Технолог пищевой промышленности

    • По сути, технологи пищевой промышленности - это люди, которые для нас создают еду. Им необходимы знания о функционировании человеческого тела, о его физиологии и биохимии. Для приготовления современных продуктов часто используют различные химические добавки. Технолог должен знать, как их можно применять, как те или иные компоненты взаимодействуют между собой.

  9. Фармацевт

    • Фармацевтом можно назвать и ученого-исследователя, которые придумывает новые лекарства в лаборатории транснациональной компании и консультанта в ближайшей к вам аптеке. Но их связывает необходимость глубоких познаний в биологии для своей профессиональной деятельности. Фармацевту нужно досконально знать биохимию, физиологию, гистологию и много других биологических дисциплин.

  10. Спортивный тренер

    • Тренер просто обязан знать, как работает тело человека, чтобы сделать из него идеальный механизм для достижения побед. Он должен подготовить план тренировок и составить их таким образом, чтобы его подопечный вышел к соревнованиям на пике формы. Подобрать правильное меню, распорядок дня для спортсмена.

  11. Спортивный врач

    • Как таковых спортивных врачей не существует — под этим подразумевается целая группа медицинских специальностей, связанных со спортом. В эту группу входят мануальная терапия, травматология, лечебная физкультура, спортивная фармакология и многое другое. Труд доктора в этой сфере хорошо оплачивается, но заработная плата напрямую зависит от места, опыта работы, а также ученой степени.

  12. Диетолог

    • Диетолог – это человек, комплексно изучающий вопросы питания, он может подобрать вам такой рацион, который избавит вас от лишних килограмм и опять вернет здоровье и уверенность в себе. Для такой работы вам нужно досконально знать физиологию человека. Хорошо разбираться в биохимии, знать, как работает пищеварительный тракт, эндокринная система.

  13. Инспектор охраны леса

    • Лесничий или Лесной инспектор– это специалист по лесоустройству, защите и использованию леса. Многие называют лесничего лесником, так вот: лесник и лесничий – две разные профессии.

  14. Инженер по ландшафту, Проектировщик ландшафта

    • Профессия инженера садово-паркового и ландшафтного строительства относится к типу «Человек - природа», она связана с работой с растениями, природным и антропогенным ландшафтом, с созданием комфортной среды для проживания человека. Для успешной работы по данной профессии требуется иметь творческие навыки и логические способности, умение создавать, воплощать, сочетать гармоничные образы и стили применительно к конкретной местности через цветочные и древесные композиции.

    • Он занимается озеленением, благоустройством, организацией садово-парковых насаждений, газонов, горок, искусственных водоемов.

  15. Озеленитель

  16. Флорист

  17. Зоотехник

    • Зоотехники занимаются обеспечением оптимальных условий содержания и кормления животных, чтобы добиться высокого качества домашнего скота и птицы. На крупных агропредприятиях они отвечают за правильность технологий и соблюдение стандартов и норм.

  18. Дефектолог

    • По сути своей профессия дефектолог находится на стыке педагогики, психологии, социологии и, разумеется, медицины — ее представители занимаются детьми с психическими и физическими недостатками. Таких детей, к сожалению, довольно много, и их необходимо адаптировать к жизни, воспитывать и обучать с учетом их ситуации.

  19. Валеолог

    • специалист с медицинским образованием, консультирующий по вопросам сохранения здоровья человека, дающий рекомендации по обеспечению здорового образа жизни и повышению работоспособности.

Биология и ее связь с другими науками

Вся наука, которая освещает различные аспекты и явления, которые включают и происходят в органической жизни, в конечном итоге связывается с биологией. Вот некоторые из этих отношений:

география

География занимается изучением Земли и ее элементов, чтобы объяснить ее происхождение, структуру и эволюцию.Подобные данные позволяют узнать условия, в которых происходят различные биологические процессы, и влияют ли они на развитие таких процессов или нет..География также может быть полезной для биолога для определения распределения видов живых организмов в разных широтах мира и того, как это место может влиять на их характеристики и функции..

физика

Физика позволяет узнать биологические системы на молекулярном или атомном уровне. В этом изобретение микроскопа очень помогло. Физика обеспечивает количественный подход, который позволяет идентифицировать образцы. Биология применяет естественные физические законы, так как все состоит из атомов. Например, физика объясняет, как летучие мыши используют звуковые волны для перемещения в темноте, или как работает движение конечностей разных животных.Это были также открытия физики, которые позволили нам понять, что есть цветы, которые располагают свои семена или лепестки после серии Фибоначчи, увеличивая их воздействие света и питательных веществ..Но вклад является взаимным, поскольку существуют случаи, когда биология помогает лучше понять физические законы. Физик Ричард Фейнман, сказал, что биология способствовала формулированию закона сохранения энергии, например.Существуют отрасли физики, которые вносят вклад в исследования происхождения жизни и структуры и механики органической жизни, такие как астрофизика и биофизика, соответственно..Обе дисциплины до сих пор находят свое основное ограничение в объяснении происхождения жизни или шифровании признаков в ДНК..

химия

В данном случае это наука, предметом которой является изучение и ее состав, поэтому очень полезно выявлять и понимать реакции, которые происходят между различными веществами, которые составляют и вмешиваются в различные процессы, испытываемые организм.Его актуальность более четко осознается при описании метаболических процессов, таких как дыхание, пищеварение или фотосинтез..

математика

Биология требует, чтобы эта наука обрабатывала, анализировала и представляла данные экспериментальных исследований и представляла взаимосвязь между некоторыми биологическими явлениями..Например, чтобы определить преобладание одного вида над другим в данном пространстве, полезны математические правила.

история

Биология требует, чтобы эта наука была способна приблизиться к эволюционному процессу вида. Это также позволяет проводить инвентаризацию видов по эпохе или исторической эпохе..

социология

Описательные методы социологии полезны для классификации и организации различных видов, а также их поведения.

информатика

Полезность информатики связана главным образом с обработкой данных в области биологии. В этих отношениях возникают две области знаний:

  • Вычислительная молекулярная биология

Целью этой области является исследование и развитие инфраструктуры и информационных систем, которые необходимы для продвижения в таких областях, как молекулярная биология и генетика..

  • Вычислительная биология

Это помогает понять с помощью моделирования некоторые биологические явления, такие как, например, физиология органа..


IV. Закрепление.


1) Что изучает биология?

2) Какие биологические науки вы знаете?

3) Почему необходимо изучать биологию?

4) Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека?.


V. Рефлексия.

Удалось ли нам ответить на вопросы, которые мы сформулировали в начале урока? Что было главным на уроке? Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? Что нового вы узнали? Что было интересным? Чему научились?


А сейчас подготовьте свои ладошки. На одну ладошку положите все знания, которые у вас были, а на другую – всё то, что вы узнали сегодня. Сложите ладошки, это ваш багаж знаний. Похлопайте себе и соседу по парте. Молодцы!



VI. Домашнее задание:

1) параграф ____ изучить, устно ответить на вопросы после параграфа

2) записи в тетради знать

3) принести тетрадь для лабораторных работ, лук, стаканчик (работа в группах по 4)

4) 4вопрос из закрепления можно дать на дом для более детального рассмотрения


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему: "Биология- система наук о живой природе".

Автор: Ачкинадзе Рая Аркадьевна

Дата: 24.11.2022

Номер свидетельства: 618243

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока по теме: "Строение и многообразие грибов" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-po-tiemie-stroieniie-i-mnoghoobraziie-ghribov"
    ["file_id"] => string(6) "182445"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425532570"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока на тему "Итоговая контрольная работа по биологии 6 класс""
    ["seo_title"] => string(71) "konspekt_uroka_na_temu_itogovaia_kontrolnaia_rabota_po_biologii_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "474297"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1529994805"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока биологии 8 класс "Структура тела. Место человека в живой природе""
    ["seo_title"] => string(79) "konspekt_uroka_biologii_8_klass_struktura_tela_mesto_cheloveka_v_zhivoi_prirode"
    ["file_id"] => string(6) "521377"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1569832955"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "конспект урока  "Биологическая классификация" "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-biologhichieskaia-klassifikatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "136523"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417113438"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока экологии Царство Растения "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-ekologhii-tsarstvo-rastieniia"
    ["file_id"] => string(6) "111107"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407065062"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства