kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Индивидуальное развитие организма". Биология, 9 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии 9 класс. Стадии развития: бластула, гаструляция.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Индивидуальное развитие организма". Биология, 9 класс.»

Конспект урока по биологии, 9 класс.





Учитель: Миниханова О.Г.



Тема: Индивидуального развития организмов.

Цель: Формирование представлений об этапах индивидуального развития организмов,основных этапах эмбриогенеза, производных зародышевых листков, типахпостэмбрионального развития

Задачи:

- рассмотреть и изучить особенности онтогенеза, стадии развития зародыша и изменение происходящие на каждой стадии. Познакомиться с эмбриональным и постэмбриональным процессами развития.

- развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся; стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли.

- воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно; воспитывать у учащихся трудолюбие, аккуратность и ответственность, любовь и интерес к предмету.

Методы и приемы: Словесный - объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, объяснение, работа с учебником,

Тип урока

Комбинированный

Ход урока

  1. Организация деятельности учащихся

  2. Актуализация ЗУН

  1. что означает процесс оплодотворения и его значение

  2. характеристика процесса оплодотворения у растений.

  3. Характеристика оплодотворения у животных

  1. Изучение нового материала



1. Онтогенез- это индивидуальное развитие организма от момента образования зиготы до смерти. Его делят на два этапа:

1. эмбриональный - от зарождения до рождения. Рождение – это выход зародыша из утробы или яйцевых оболочек.

2. Постэмбриональный- от рождения до смерти. Смерть- это прекращение всех жизненных процессов.

СХЕМА НА ДОСКЕ:

 

Зигота                                 рождение                                                                        смерть





Эмбриональный период                                 постэмбриональный

 





                             О Н ТО Г Е Н Е З

 

2. Изучим эмбриональный период хордовых - эмбриогенез на примере ланцетника.

Ланцетник- примитивное хордовое животное. По форме напоминает хирургический инструмент – ланцет. Обитает в теплых морских водах. Закапывается в песок, вытащив передний конец тела с ротовым отверстием наружу. Является  живой переходной формой между позвоночными и беспозвоночными. Одно из немногих хордовых, у которых хорда- эластичный тяж на спинной стороне сохраняется всю жизнь.

            ВСЕ ПОД запись:

 1 этап эмбриогенеза- дробление

С момента оплодотворения образуется зигота. Затем она начинает делиться путем митоза, но мелкие клетки не расходятся, как обычно. Этот процесс называется дробление- последовательный ряд митотических делений зиготы, в результате которых образуется бластула. Бластула- это однослойный зародыш. Он состоит из:

А) бластомеров- это мелкие клетки, образовавшиеся в результате дробления.

Б) бластоцель- первичная полость тела, заполненная жидкостью.

 

 

 

Зигота       бластула                    бластомеры

                                                      Бластоцель

 

   

2 этап- гаструляция.

Гаструляция- это образование зародышевых листков. В результате интенсивного деления отдельных клеток происходит перемещение- впячивание одной стенки бластулы во внутрь бластоцеля. В результате образуется двухслойный зародыш, а затем и трехслойный- гаструла. Так образуютсязародышевые листки: эктодерма- наружный слой, энтодерма – внутренний, мезодерма- средний. При образовании мезодермы образуется вторичная полость – целом.

 

3 этап- гистогенез- образование тканей и органогенез- образование органов.

нейруляция- образование комплекса  осевых органов ( нервная трубка, хорда, кишечная трубка). Зародыш на стадии нейруляции называется нейрула.

 Из эктодермы на спинной стороне образуется нервная пластинка, ее края приподнимаются и утолщаются, края смыкаются и образуется нервная трубка. Из эктодермы так же образуются кожа, волосы, ногти, когти, органы зрения, слуха,  обоняния, эмаль зубов.

 Из мезодермы:

Все соединительные ткани, скелет, кровь, кровеносная и лимфатическая система, половая система, мускулатура.

Из энтодермы:

Пищеварительная система ( железы, печень, желудок, кишечник), органы дыхания, щитовидная железа.

Органогенез

Зародышевые листки

Органы, система органов

Эктодерма

Кожа, кожные железы, нервная трубка – спинной и головной мозг, органы чувств.

Мезодерма

Скелет, мышцы, кровеносная и выделительная системы.

Энтодерма

Пищеварительный канал, печень, легкие.



На развитие  эмбриона  могут оказывать влияние  различные мутагены: алкоголь, никотин, наркотики, лекарства. Например, использование снотворного талидомида в Западной Европе в 50- годы привел к рождению нескольких тысяч уродов от матерей, которые принимали снотворное.

Недостаток витамина В может стать причиной  ряда морфологических уродств и внутренних органов (сердца, печени). Избыток некоторых гормонов может стать причиной  аномалией развития.

Постэмбриональный период.

Различают два основных типа постэмбрионального развития.

Прямое, при котором  рожденная особь имеет такое же строение, как и взрослый организм и отличается лишь меньшими размерами. (тараканы, человек, млекопитающие, птицы, клопы).

 

Различают а) неличиночный (яйцекладный) тип, при котором зародыш развивается внутри яйца (рыбы, птицы) и б) внутриутробный тип, при котором зародыш развивается внутри организма матери.

Непрямое, при котором личинка сильно отличается от взрослой особи оп строению, образу жизни, питанию, передвижению, не способны к размножению. ( земноводные, жуки, чешуекрылые, мухи, пчелы)





  1. Закрепление



1.Что такое онтогенез?
2.Какие этапы можно выделить в онтогенезе животных и растений?
3.Дайте ответ:


  • Индивидуальное развитие организма (онтогенез

  • Оплодотворенная яйцеклетка (зигота

  • Ряд митотических делений следующих друг за другом (дробление

  • Шарообразный однослойный зародыш с полостью внутри (бластула

  • Двухслойный зародыш с полостью внутри (гаструла) 

  • Наружный слой клеток двухслойного зародыша (эктодерма) 

  • Внутренний слой клеток двухслойного зародыша (энтодерма

  • Третий зародышевый листок (мезодерма) 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока "Индивидуальное развитие организма". Биология, 9 класс.

Автор: Миниханова Ольга Григорьевна

Дата: 27.02.2019

Номер свидетельства: 501594

Похожие файлы

object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Конспект урока по биологии в 9 классе на тему: "Индивидуальное развитие организмов" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-po-biologhii-v-9-klassie-na-tiemu-individual-noie-razvitiie-orghanizmov"
    ["file_id"] => string(6) "144194"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418665165"
  }
}
object(ArrayObject)#904 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока "Эмбриональное развитие человека. Репродуктивное здоровье". "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-embrional-noie-razvitiie-chielovieka-rieproduktivnoie-zdorov-ie"
    ["file_id"] => string(6) "143114"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418457631"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока по биологии в 7 классе по теме «Паразитические плоские черви  и меры борьбы с ними». "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-po-biologhii-v-7-klassie-po-tiemie-parazitichieskiie-ploskiie-chiervi-i-miery-bor-by-s-nimi"
    ["file_id"] => string(6) "101422"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402417028"
  }
}
object(ArrayObject)#904 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока химии-биологии на тему "Металлы" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-khimii-biologhii-na-tiemu-mietally"
    ["file_id"] => string(6) "102279"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402493824"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Конспект урока по биологии на тему "Нарушение деятельности нервной системы и вредные привычки" (8 класс) "
    ["seo_title"] => string(114) "konspiekt-uroka-po-biologhii-na-tiemu-narushieniie-dieiatiel-nosti-niervnoi-sistiemy-i-vriednyie-privychki-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "218233"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433729168"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства