Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Индивидуальное развитие организма". Биология, 9 класс.»
Конспект урока по биологии, 9 класс.
Учитель: Миниханова О.Г.
Тема: Индивидуального развития организмов.
Цель: Формирование представлений об этапах индивидуального развития организмов,основных этапах эмбриогенеза, производных зародышевых листков, типахпостэмбрионального развития
Задачи:
- рассмотреть и изучить особенности онтогенеза, стадии развития зародыша и изменение происходящие на каждой стадии. Познакомиться с эмбриональным и постэмбриональным процессами развития.
- развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся; стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли.
- воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно; воспитывать у учащихся трудолюбие, аккуратность и ответственность, любовь и интерес к предмету.
Методы и приемы: Словесный - объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, объяснение, работа с учебником,
Тип урока
Комбинированный
Ход урока
Организация деятельности учащихся
Актуализация ЗУН
что означает процесс оплодотворения и его значение
характеристика процесса оплодотворения у растений.
Характеристика оплодотворения у животных
Изучение нового материала
1. Онтогенез- это индивидуальное развитие организма от момента образования зиготы до смерти. Его делят на два этапа:
1. эмбриональный - от зарождения до рождения. Рождение – это выход зародыша из утробы или яйцевых оболочек.
2. Постэмбриональный- от рождения до смерти. Смерть- это прекращение всех жизненных процессов.
СХЕМА НА ДОСКЕ:
Зигота рождение смерть
Эмбриональный период постэмбриональный
О Н ТО Г Е Н Е З
2. Изучим эмбриональный период хордовых - эмбриогенез на примере ланцетника.
Ланцетник- примитивное хордовое животное. По форме напоминает хирургический инструмент – ланцет. Обитает в теплых морских водах. Закапывается в песок, вытащив передний конец тела с ротовым отверстием наружу. Является живой переходной формой между позвоночными и беспозвоночными. Одно из немногих хордовых, у которых хорда- эластичный тяж на спинной стороне сохраняется всю жизнь.
ВСЕ ПОД запись:
1 этап эмбриогенеза- дробление
С момента оплодотворения образуется зигота. Затем она начинает делиться путем митоза, но мелкие клетки не расходятся, как обычно. Этот процесс называется дробление- последовательный ряд митотических делений зиготы, в результате которых образуется бластула. Бластула- это однослойный зародыш. Он состоит из:
А) бластомеров- это мелкие клетки, образовавшиеся в результате дробления.
Б) бластоцель- первичная полость тела, заполненная жидкостью.
Зигота бластула бластомеры
Бластоцель
2 этап- гаструляция.
Гаструляция- это образование зародышевых листков. В результате интенсивного деления отдельных клеток происходит перемещение- впячивание одной стенки бластулы во внутрь бластоцеля. В результате образуется двухслойный зародыш, а затем и трехслойный- гаструла. Так образуютсязародышевые листки: эктодерма- наружный слой, энтодерма – внутренний, мезодерма- средний. При образовании мезодермы образуется вторичная полость – целом.
3 этап- гистогенез- образование тканей и органогенез- образование органов.
нейруляция- образование комплекса осевых органов ( нервная трубка, хорда, кишечная трубка). Зародыш на стадии нейруляции называется нейрула.
Из эктодермы на спинной стороне образуется нервная пластинка, ее края приподнимаются и утолщаются, края смыкаются и образуется нервная трубка. Из эктодермы так же образуются кожа, волосы, ногти, когти, органы зрения, слуха, обоняния, эмаль зубов.
Из мезодермы:
Все соединительные ткани, скелет, кровь, кровеносная и лимфатическая система, половая система, мускулатура.
Из энтодермы:
Пищеварительная система ( железы, печень, желудок, кишечник), органы дыхания, щитовидная железа.
Органогенез
Зародышевые листки
Органы, система органов
Эктодерма
Кожа, кожные железы, нервная трубка – спинной и головной мозг, органы чувств.
Мезодерма
Скелет, мышцы, кровеносная и выделительная системы.
Энтодерма
Пищеварительный канал, печень, легкие.
На развитие эмбриона могут оказывать влияние различные мутагены: алкоголь, никотин, наркотики, лекарства. Например, использование снотворного талидомида в Западной Европе в 50- годы привел к рождению нескольких тысяч уродов от матерей, которые принимали снотворное.
Недостаток витамина В может стать причиной ряда морфологических уродств и внутренних органов (сердца, печени). Избыток некоторых гормонов может стать причиной аномалией развития.
Постэмбриональный период.
Различают два основных типа постэмбрионального развития.
Прямое, при котором рожденная особь имеет такое же строение, как и взрослый организм и отличается лишь меньшими размерами. (тараканы, человек, млекопитающие, птицы, клопы).
Различают а) неличиночный (яйцекладный) тип, при котором зародыш развивается внутри яйца (рыбы, птицы) и б) внутриутробный тип, при котором зародыш развивается внутри организма матери.
Непрямое, при котором личинка сильно отличается от взрослой особи оп строению, образу жизни, питанию, передвижению, не способны к размножению. ( земноводные, жуки, чешуекрылые, мухи, пчелы)
Закрепление
1.Что такое онтогенез? 2.Какие этапы можно выделить в онтогенезе животных и растений? 3.Дайте ответ:
Индивидуальное развитие организма (онтогенез)
Оплодотворенная яйцеклетка (зигота)
Ряд митотических делений следующих друг за другом (дробление)
Шарообразный однослойный зародыш с полостью внутри (бластула)
Двухслойный зародыш с полостью внутри (гаструла)
Наружный слой клеток двухслойного зародыша (эктодерма)
Внутренний слой клеток двухслойного зародыша (энтодерма)