kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Антропогенное влияние на биосферу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока -  урок – ролевая игра, урок – пресс-конференция

Методы обучения - поиск, проблема, беседа, работа с компьютером,  научной

                                  литературой и  произведением,работа с мультимедиа и

                                  Интернет ресурсами

Средства обучения - учебник, энциклопедии, словари,  Красная книга,

                                   литературные произведения, презентации

Организация учебной деятельности – индивидуальная, фронтальная

Методы и формы контроля – устный контроль

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Антропогенное влияние на биосферу"»

МАОУ «Вадская средняя общеобразовательная школа»





Конспект урока по теме:



«Антропогенное влияние на биосферу»








Выполнила:

учитель биологии

МАОУ «Вадская СОШ»

Мирошникова Е.Е.














Цель: изучить влияние человека на биосферу




Задачи:


Образовательные - показать положительное и отрицательное влияние

антропогенного фактора на состояние биосферы; выявить

причины таких влияний; обратить внимание учащихся на

исчезающие виды растений и животных; на опасность

технологических и иных видов загрязнений для биосферы


Воспитательные - формировать экологическое мышление обучающихся;

воспитание чувства ответственности человека за сохранение

окружающей среды;


Развивающие - развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

развитие интереса к предмету биология и литературным

произведениям; совершенствование самоконтроля и

взаимоконтроля;


























Тип урока - урок – ролевая игра, урок – пресс-конференция


Методы обучения - поиск, проблема, беседа, работа с компьютером, научной

литературой и произведением ,работа с мультимедиа и

Интернет ресурсами


Средства обучения - учебник, энциклопедии, словари, Красная книга,

литературные произведения, презентации


Организация учебной деятельности – индивидуальная, фронтальная


Методы и формы контроля – устный контроль


































Ход урока


I. Организационный момент ( мин.)

II. Актуализация знаний. ( мин.)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите в окно и скажите какое сейчас время года? (Весна). Назовите литературные произведения о весне.

(Ф. Тютчева «Зима недаром злится...», «Весна, весна пора любви» А.С. Пушкина, рассказ А. Чехова «Весной», и опять Ф. Тютчев «Весенние воды»

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят...


Они гласят во все концы:

"Весна идет, весна идет,

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!

Я хочу рекомендовать вам следующие произведения о весне, в которых какие-то значимые события происходят именно весной:

(выставка книг)


1. Татьяна Веденская «Настоящая весна»

2. Стивен Кинг «Земляничная весна»

3. Дарья Донцова «Зимнее лето весны»

4. Александр Грин «И для меня придет весна»

5. Владимир Набоков «Весна в Фиальте»

6. Владимир Тендряков «Весенние перевертыши»

7. Елена Арсеньева «Несбывшаяся весна»

8. Генри Миллер «Черная весна»

9. Эммануил Казакевич «Весна на Одере»

10. Александр Авдеенко «Горная весна»

- Ребята, а как вы думаете, почему вдруг я вспомнила про весну?

(Весной все просыпается)

- Совершено верно, весной просыпается, пробуждается живое вещество биосферы.


III. Фронтальный опрос:

  • Давайте вспомним, что такое биосфера?

  • Структура биосферы?

  • Основное назначение биосферы?

  • Кто создал учение о биосфере?

  • Вернадский В.И. же ввел понятие «ноосфера», что это такое?


Сегодня мы с вами и поговорим о том, как из состояния биосферы перейти в состояние ноосферы.

Итак, у нас сегодня не обычный урок, а урок-конференция. Тема сегодняшней конференции: Антропогенное влияние на биосферу

Эпиграф: «Природа – это не то, что мы получили в наследство от предков, а то,

что мы взяли в долг у потомков» (древняя индейская пословица)

Цель: изучить влияние человека на окружающую среду.

Начать мне хочется вот с такого момента. Я вам приготовила вопросы, которые вывесила на доске: (зачитать)


1. Подумайте, почему духовное воспитание человека является сегодня одним из направлений решения экологических проблем?

2. Назовите основные виды загрязнителей, образующиеся в результате деятельности человека?

3. Какой природоохранной деятельностью вы занимаетесь?

В конце урока попробуйте ответить на эти вопросы.


Итак, Человек……, Homo sapiens….., Человек разумный…..Царь природы…..

Мне хочется, чтобы вы послушали монолог другого царя – царя зверей Льва!


(ученик читает стих, идет ролик о спасении животных)


В катакомбах музея

пылится пастушья свирель,

Бивень мамонта, зуб кашалота

и прочие цацки...

Человек! Ты послушай Царя

терпеливых зверей.

И прости, что слова мои

будут звучать не по-царски.


Я – последний из львов.

но пускай за меня говорят –

Лань в объятьях капкана,

ползучего смога громадность.

И дельфинья семья,

за которой неделю подряд

С вертолета охотился ты.

чтоб развеяться малость


Пусть тебе повстречается голубь,

хлебнувший отрав,

Муравейник сожженный,

разрытые норы барсучьи,

Оглушенная семга,

дрожащий от страха жираф

И подстреленный лебедь,

и чайки – по горло в мазуте.


Пусть они голосят,

вопрошая карающий век.

Пусть они стороною

обходят любую машину...

Ты – бесспорно – вершина

природы,

мой брат – человек.

Только где и когда

ты встречал без подножья

гору?


Ты командуешь миром,

пророчишь, стоишь у руля.

Ты – хозяин. Мы спорить

с тобой

не хотим и не можем.

Но без нас – ты представь! –

разве будет землею земля?

Но без нас – ты пойми! –

разве море останется морем?


Будут жить на бетонном

безмолвье одни слизняки.

Океан разольется огромной

протухшею лужей.

Я тебя не пугаю.

но очень уж сети крепки.

И растет скорострельность

твоих замечательных ружей.


Всё твоё на планете!

а нашего – нет ничего.

Так устроена жизнь.

мы уже лишь на чучела сгожи.

Зоопарки твои превосходны.

да жаль одного:

Мы в твоих зоопарках

давно на себя не похожи...


Так устроена жизнь.

Мы поладить с тобой не смогли.

Нашу поступь неслышную

тихие сумерки спрячут.

Мы уходим в историю

этой печальной земли.

Человечьи детеныши

вспомнят о нас. И заплачут...


Мы – пушистые глыбы тепла.

Мы – живое зверьё.

Может, правда, что день ото дня

мир становится злее?..

Вот глядит на тебя

поредевшее царство моё.

Не мигая, глядит.

И почти ни о чём не жалея.


И совсем ничего не прося.

Ни за что не коря.

Видно, в хоботы, ласты и когти

судьба не дается...

Я с седеющей гривы

срываю корону царя!

И реву от бессилья...

А что мне ёще остаётся?

Р.Рождественский


- Ребята, какие чувства у вас возникли после прослушанного стихотворения?

- Да, к сожалению, в результате хозяйственной деятельности человека исчезают многие виды растений и животных. У нас сегодня на конференции присутствуют разные специалисты и биолог, со своей точки зрения осветит нам эту проблему.

В конце выступления можно задавать вопросы.

Выступает ученик-биолог:

- Около 40 тыс. лет назад совсем недавно по меркам геологических эпох, на планете появился новый вид – человек разумный.

- За время своего существования человек окультурил и стал выращивать около 2,5 тыс. видов цветковых растений. Лишь два десятка из них дает человечеству главную массу продуктов питания.

- Человек одомашнил примерно 25 видов животных и птиц и вывел от них множество новых пород.

- К сожалению, созданием новых пород и сортов влияние людей на биологическое разнообразие Земли не ограничивается.

- Развивая цивилизацию, человек сводит леса, распахивает степи, осушает болота, переселяет и пересаживает в новые места животных и растения. Такое вмешательство в природу, как правило, нарушает равновесие, а в конечном итоге сокращает биологическое разнообразие.

Ученые попробовали оценить потери в биологическом разнообразии. Результаты их ошеломили: за 400 лет безвозвратно исчезли 83 вида млекопитающих, 113 видов птиц, 21 вид рептилий, 23 вида рыб и 384 вида высших растений. Вот некоторые из них:

БЕСКРЫЛАЯ ГАГАРКА –эта удивительная птица была истреблена в середине 19в. ради мяса и знаменитого пуха.

ДРОНТ – последняя птица была убита в 1680г., использовали вкусное мясо

СТЕЛЛЕРОВА КОРОВА – открыта в 1741г. К 1768году полностью истреблена ради вкусного мяса и подкожного жира.

ТАРПАН – вымерший предок современной лошади. В 1918г в Полтавской губернии умер последний тарпан. Люди истребляли тарпанов за их

необычайно вкусное мясо. Главными конеедами оказались католические монахи.

ЗЕБРА КВАГГА - В 1883 году в Амстердамском зоопарке, закончил свою жизнь последний представитель зебры квагги. Многотысячные стада квагги, бродившие по саваннам Африки были истреблены ради ...мешков для зерна! Мешки из их шкур были дешевле холщовых.

Один служитель зоопарка в г. Бронксе (США) повесил на стене вольера

обыкновенное зеркало с надписью: Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле. Только он способен истребить целые виды животных.

Виды, которые пока еще не исчезли, но стали редкими и не смогут выжить без надежной охраны, занесены в Красные книги: международную Красную книгу , Красные книги отдельных государств и даже отдельных областей.

Кстати, Вадское озеро - местообитание редких видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Нижегородской области. На озере гнездится чомга, причём Вад является одним из трёх озёр, на котором эта птица охраняется вместе со средой обитания, черношейная поганка, лебеди, а также крачка белокрылая. Эти птицы гнездятся в камышах и тростнике, поэтому не разрешают их скашивать.

Среди растений – водоросли частуха Лёзеля, заникеллия бортная, лютик волосолистный. Поэтому в данный момент не разрешают запускать растительноядного белого амура.

Возможно, кто-то спросит: « Ну и что произойдет, если эти виды исчезнут? Ведь исчезли сотни других, а мы этого почти не заметили. Что страшного случится от потери нескольких тысяч видов, известных лишь специалистам?»

На этот вопрос убедительно отвечает экология: исчезновение даже незаметных для человека видов нарушает тонкий природный баланс, складывающийся миллионы лет.

В чем-то развитие событий может напоминать ситуацию, описанную в английском фольклоре.

Не было гвоздя –

Подкова

Пропала.

Не было подковы –

Лошадь

Захромала.

Лошадь захромала –

Командир

Убит.

Конница разбита –

Армия

Бежит.

Враг вступает в город,

Пленных не щадя,

Оттого, что в кузнице

Не было гвоздя!

Для сохранения богатства природы практически во всех странах созданы заповедники, заказники и национальные парки. Это участки охраняемых территорий. В заповедниках запрещена любая деятельность человека, даже экскурсии туристов. В заказниках и национальных парках ограничена деятельность человека и охраняется не весь природный комплекс, а отдельные виды растений и животных.

В 1992 году в Рио-де-Жанейро была подписана Международная конвенция о биологическом разнообразии. В ней выражены решимость общими усилиями сохранять и поддерживать богатство всего живого. Удастся ли людям добиться этой цели, покажет будущее.


Учитель: Ребята, вы послушали о влиянии деятельности человека на живую природу, а теперь давайте рассмотрим какое влияние оказывает деятельность человека на неживую природу, к которой относятся: атмосфера, гидросфера и литосфера. Я прошу выступить метеорологов.


Метеорологи:


Атмосфера – воздушная оболочка Земли.


Экологическое значение атмосферы: защита живых организмов от губительного влияния космического излучения, ударов метеоритов, регулирует сезонные и суточные колебания температуры, является носителем тепла и влаги. Через атмосферу происходит фотосинтез, обмен веществ и энергии, атмосфера является средой для некоторых организмов (бактерий, насекомых, птиц).


Человек «подогревает» атмосферу путём сожжения огромного количества угля, органического топлива, нефти, газа, а также вследствие работы атомных электростанций, уничтожения лесов, которое приводит к увеличению в воздухе углекислого газа. Углекислый газ атмосферы действует как стекло в теплице – оно свободно пропускает на поверхность Земли солнечные лучи, но удерживает тепло, нагретой солнцем, поверхности Земли. Это повышает температуру атмосферы, создавая парниковый эффект.


В атмосферу попадают фреоны, которые являются источником разрушения озонового слоя. Фреоны – это хлорфторуглероды, а хлор является катализатором расщепления озона. Озоновый слой защищает все живое на Земле от ультрафиолетового излучения и его уменьшение приведет к изменению климата.


Дыра (Михаил Ножкин)


Озонная дыра над Антарктидой.

А не было ее еще вчера

Зачем она учеными открыта?

Неужто в вечность нам уже пора?

Неужто судный день для бела света

Подкрался вдруг космической тропой,

И под жестким ультрафиолетом

Нам корчится беспомощной толпой!

Неужто все что дорого и свято

В единой человеческой судьбе,

Вдруг будет уничтожено, распято,

Потомками диапазона “В”

На миллион квадратных километров

Пробита наша вечная броня,

И даже антарктические ветры

От страха взывали душу леденя.

Великая озонная защита

Разорвана отныне навсегда,

Виновников незримых не ищите,

Виновники – мы с вами, - господа!

Природу мы так рьяно покоряем,

Уродуем творение творца,

Долбим, сверлим, копаем, ковыряем,

И травим, и взрываем без конца.

Безумие свое реализуя.

Давно уже мировоздателю хамим

Давно на всю галактику галдим

Давно на всю Вселенную дымим

И с мудростью хвостатых наших предков,

И с вечным нетерпением ножа,

Все спорим – у кого же лучше клетка

И у кого добрее сторожа? …

Озонная дыра над Антарктидой,

Как рана в сердце, как пожар в груди,

Одумайся беспечный индивидуум,

И в будущее взор свой обороти!

И ощути всей плотью знак сей грозный,

И хоть на миг забудь о барышах,

Одумайся, пока еще не поздно,

Пока не сделал свой последний шаг

Пока другие не пробиты дыры

На нашем общем малом корабле

Пока одна дыра над Антарктидой,

Пока один Чернобыль на Земле.


Оксиды серы и азота, которые попадают в воздух вследствие работы тепловых электростанций и автомобильных двигателей, взаимодействуя с водой, превращаются в азотную и серную кислоту, которые переносятся в виде тумана, а потом выпадают в виде дождей, причиняя огромный вред лесным биоценозам.


Ещё хочется сказать, что наступает весна! И скоро все начнут убирать территории, проводить субботники. Хочется напомнить, что нельзя сжигать прошлогоднюю листву и траву, так как в опавших листьях есть вредные вещества. И ни в коем случае нельзя сжигать одноразовую посуду, пластиковые бутылки, полиэтилен. В костре температура недостаточна для их полного сгорания и образуются густой черный дым, в нем содержится опасное канцерогенное вещество – бензоперен.



Гидробиологи:


Гидросфера – водная оболочка Земли. Это моря, океаны, реки, озёра и подземные воды.


Экологические функции воды – составная часть всех живых организмов. Благодаря воде, осуществляются основные процессы – обмен веществ, тепла. Воды Мирового океана являются основным климатообразующим фактором, важным источником природных ресурсов питания человека.


Загрязнение вод:


- физическое – вследствие увеличения в воде нерастворимых примесей – песка, глины (за счёт смыва дождевыми водами распаханных участков);


- химическое – в результате попадания в водоёмы вместе со сточными водами вредных неорганических и органических веществ.


Большой вред гидросфере наносит нефть и нефтепродукты, которые образуют на поверхности плёнку, нарушающую газообмен между водой и атмосферой, снижающую содержание кислорода в воде.


Говоря о гидросфере, нельзя не сказать о нашем Вадском озере. Рассказать о состоянии Вадского озера в данный момент я попросила главного специалиста по экологии в Вадском районе Кулеву Н.В.


Агрономы:


Литосфера – это внешняя твёрдая оболочка Земли.


Одним из массовых загрязнений почвы являются твердые бытовые отходы.

На каждого городского жителя в течение года образуется около 500 кг твердых

бытовых отходов, из них 52 кг – полимерные.

В настоящее время мы озабочены тем, что в Вадском районе планируют устроить полигон твердых бытовых отходов. Так как там близко расположены подземные воды, которые вливаются в реку Вадок, и поэтому пострадает вся водная система нашего района.


Наиболее опасным является радиоактивное загрязнение почвы.

На атомных электростанциях лишь 1% ядерного топлива превращается в

тепловую энергию, а остальная часть (99%) выгружается из атомных

реакторов в виде отходов. Встает проблема транспортировки и захоронения

ядерных отходов. Проблема транспортировки радиоактивных отходов особенно

актуальна для России.

Дело в том, что построенные еще при СССР нашими специалистами атомные

электростанции в других странах работают на нашем ядерном топливе,

и мы должны увозить отработанные отходы. Получается весьма удручающая

для России картина: электроэнергия остается для нужд страны-потребителя,

а радиоактивные отходы возвращаются к нам. А ведь захоронение

радиоактивных отходов – это, прежде всего временное их удаление, а что

с ними произойдет через 50,100 лет?

Таким образом, мы оставляем будущему поколению тяжелое наследие.


Вопрос к классу:

- Как вы думаете от состояния окружающей среды зависит уровень жизни и состояние здоровья человека?

Давайте послушаем, что говорят по этому поводу врачи.


Врачи:

Из-за негативной экологической обстановки умирают ежегодно 350 тысяч россиян!

Около 85 % всех заболеваний современного человека связано с неблагоприятными условиями окружающей среды, возникающими по его же вине. Мало того, что катастрофически падает здоровье людей: появились ранее неизвестные заболевания, причины их бывает очень трудно установить. Многие болезни стали излечиваться труднее, чем раньше. Поэтому сейчас очень остро стоит проблема «Здоровье человека и окружающая среда».

В сильно загрязнённых промышленных центрах, как, напр., Дзержинск, Иркутск, Кемерово заболеваемость и смертность жителей в 1,5–3 раза выше, чем в среднем по стране. Стабильное загрязнение атмосферы городов выхлопами автотранспорта является причиной хронических бронхитов, бронхиальной астмы.

Сходная ситуация происходит и с водными ресурсами. Существует взаимосвязь между содержанием хлорорганических соединений в питьевой воде и смертностью от онкологических и других, в т.ч. иммунодефицитных заболеваний. В настоящее время до нормативного качества очищается только 10%! питьевой воды. Основная часть населения использует питьевую воду, не соответствующую гигиеническим требованиям.

Не менее опасны для здоровья стойкие органические загрязнители - пестициды, диоксины. Наиболее высокие концентрации диоксинов были найдены в организмах байкальского тюленя – нерпы, а ведь Байкал до недавнего времени был одним из чистейших озер. Молоко в регионе также сильно загрязнено диоксинами, при этом одним из источников этих токсикантов служит местный упаковочный материал молочных пакетов.

Особенно широкое распространение в последнее время получили различные виды аллергии, которая возникает из-за загрязнения организма токсичными веществами.


Учитель:

И последнее на чем хочется остановиться сегодня – это познакомиться с существующей законодательной базой, направленной на охрану окружающей среды. Слово юристам.



Юристы:


Основным законом нашей страны является Конституция РФ и в ней сказано:

каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

«ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» Федеральный закон от 10.02.02

О НЕДРАХ Федеральный Закон от 21.02.92

О ЗАЩИТЕ ТЕРРИТОРИИ И НАСЕЛЕНИЯ ОТ ЧС ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА Федеральный Закон от 21.12.94

О ЖИВОТНОМ МИРЕ. Федеральный Закон

О МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ. Федеральный Закон

ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ. Федеральный Закон от 14.03.95

О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. Федеральный Закон

ЛЕСНОЙ КОДЕКС РФ. Федеральный Закон

О САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ. Федеральный Закон от 30.03.1999

ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА. Федеральный Закон от 4.05.1999


Хочется сказать, что 80% промышленных сбросов и выбросов являются несанкционированными. Это говорит о том, что существующая правовая база все еще не работает до конца. А это зависит от низкой экологической культуры людей. И хочется надеяться на то, что все принятые законы в будущем будут нами соблюдаться и выполняться.

Учитель: Ребята, мы с разных сторон рассмотрели влияние человека на окружающую среду и давайте вернемся к тем вопросам, которые я вам задала в начале урока.


- Почему духовное воспитание человека является сегодня одним из направлений решения экологических проблем?


Не случайно наш разговор сегодня я начала со стихов. Потому что необходимо вырабатывать у каждого человека экологическое мышление, а об экологических проблемах можно говорить не только языком цифр, фактов, научных статей – что тоже обязательно! – но и языком поэзии. Знающий, но черствый человек будет расчетлив, а работа по преобразованию природы, преобразованию сознания, души требует бескорыстия, самопожертвования, величия духа, чистоты помыслов. Только имея красоту внутри себя можно создать красоту вокруг.


- Какие вы запомнили основные виды загрязнителей, образующиеся в результате деятельности человека?


- Какой природоохранной деятельностью вы занимаетесь?

14 февраля мы участвовали в работе областной конференции «Молодежный мониторинг природных объектов», на которой нужно было представить постер о своей деятельности. Рассказ о конференции.



И закончить нашу встречу мне хочется вот такими стихами


Береги природу.

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить.

Должна быть чистою Земля

И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя.

Терзал за веком век,

И брал все только для себя

«Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать

«Природную среду»,

Но почему ж так поздно мы

Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым

Нам трудно разглядеть

Все те страданья, что Земле

Приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды,

Коль растворен в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов.

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек – всю Землю

Можешь только ты,

Разумный человек!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Антропогенное влияние на биосферу"

Автор: Мирошникова Елена Евгеньевна

Дата: 26.03.2019

Номер свидетельства: 504659

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "конспект урока по теме "Географическая оболочка. Этапы ее развития" 10 класс, социально-экономический профиль "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-uroka-po-tiemie-gieoghrafichieskaia-obolochka-etapy-ieie-razvitiia-10-klass-sotsial-no-ekonomichieskii-profil"
    ["file_id"] => string(6) "145715"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418981029"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Конспект, краткосрочный план и презентация 27 урока элективного курса "Медицинская география" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-kratkosrochnyi-plan-i-priezientatsiia-27-uroka-eliektivnogho-kursa-mieditsinskaia-ghieoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "211745"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431679578"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока по обществознанию по теме "Общество и природа" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-po-tiemie-obshchiestvo-i-priroda"
    ["file_id"] => string(6) "194366"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427771804"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Конспект, краткосрочный план и презентация 22 урока элективного курса "Медицинская география" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-kratkosrochnyi-plan-i-priezientatsiia-22-uroka-eliektivnogho-kursa-mieditsinskaia-ghieoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "211732"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431678819"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства