kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Клеточная теория и ее значение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Клетка является элементарным организмом и составляет основу строения эукариотических и прокариотических клеток.
Вне границ клетки никакой жизни не существует.
Новые клетки создаются после деления уже существующих клеточек. 
Клетки всех организмов сходны по строению и химическому составу. Рост и развитие многоклеточного организма следствие роста и размножения одной или нескольких исходных клеток. Клеточное строение организмов свидетельство того что все живое имеет единое происхождение

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Клеточная теория и ее значение»

Тема урока: Клеточная теория и ее значение

Цель урока: познакомиться с клеточной теорией и ее основами, выучить основные понятия клеточной теории.

Оборудования: рисунки, схема

Тип урока: Комбинированный урок

Методы: объяснение, самостоятельны работа, схема, конспект

Межпредметная связь: география, медицина

Ход урока: І. Организационный момент

ІІ. Психологический настрой

ІІІ. Формирование новых знаний.

Ход урока

Часть 1.Цитология и создание клеточной теории.
Мельчайшие частицы из которых существует все живое на Земле включая нас с вами это клетки. Их много, все они разные по структуре и функциям, но без них мы не можем существовать в принципе. На рисунке 1 мы можем понять, что такое клетка.
 
Изучением всех видов клеток их строения и функций занимается наука цитология. В современном мире цитология является комплексной наукой и уже без других известных биологических наук (химия, физика, молекулярная биология, зоология) не может полностью ответить на тот или иной вопрос, не способна делать шаг вперед в изучении клеток растительного и животного мира.
 
В XVII - XVIII вв тема «Все ли мы состоим из клеток» была очень актуальна и требовала глубокого изучения. В 1838-1839 гг ученый Матиас Шлейден и Теодор Шванн создали прототип клеточной теории, смысл которой сводился к тому, чтобы все окончательно признали то, что растительные и животные клетки состоят из самых простейших элементов клеток.
Теодор Шванн изучил труды М. Шлейдена о том, какую роль ядро выполняет в клетке, и сопоставил эти данные со своими. В итоге он создал клеточную теорию. Именно это событие стало великим открытием XIX в.
 Ребята, на рисунке 3 мы можем еще раз вспомнить историю развития клеточной теории и имена великих учених.
В своих работах Шванн создал основные понятия клеточной теории, а именно:
1) Абсолютно все организмы состоят из одинаковых частиц клеток и к ним применимы абсолютно одинаковые законы.
2) Клеткообразование является основополагающим и общим для всех частей организма.
3) Клетка сама по себе есть индивидуальным живым и самостоятельным организмом. Самостоятельные организмы существуют в гармонии и создают ткани. 
4) Основными процессами в клетках есть создание новых клеток увеличение их в размерах преобразование содержимого клетки и ее уплотнение.
Клетка является связующим звеном между организмом и видом и содержит наследственную информацию. Эта информация обеспечивает то, что вид сохраняется в своем развитии и размножении, его особи разнообразны. Эта функция клетки очень важна.
Ребята, давайте посмотримвидео 1 «Растительная клетка»


Из него вы еще раз вспомните, кто и как участвовал в создании клеточной теории.

Контролирующий блок №1.


1)    Что такое клетка?
2)    Почему наука по изучению клеток называется цитологией?
3)    Кто из ученнях является создетелями клеточной теориии?

Часть 2. Основные клеточной теории.понятия


Электронный микроскоп, который был создан человечеством в начале ХХ века, позволил увидеть нам гармонию в расположении органелл клетки. Мы узнали о том, что строение клеток разных организмов очень схоже и имеет ряд одинаковых структур и функций. 
Все клетки делятся на эукариотов и прокариотов. Ребята, давайте рассмотрим строение этих клеток с помощью рисунков 5 и 6.
 
Рис. Строение клетки эукариотов (животных)
Все клетки имеют оболочку или плазматическую мембрану. Эукариоты имеютядро, которое выполняет роль информационного центра и содержит хромосомы. Форма и количество их у каждого существа свое. Хромосомы несут наследственную информацию обо всем из чего состоит клетка.
Оболочка ядра изолирует генетический материал от всего остального в клетке. 
 
Рис. Строение клетки прокариотов (растений)
Цитоплазма имеет вид вязкой жидкости, в которую погружены органеллы. Это структуры клетки, которые имеют специфическую форму и выполняют строго определенные функции и задачи.
Есть в клетке органеллы, которые, как фабрики, производят определенный вещества для клетки и отдают ей их. Другие органеллы выполняют роль очистителей клетки от мусора. Именно в них идет разрушение веществ, которые уже не нужны клетке.
Органеллы, которые преобразовывают один тип энергии в другой, который нужен клетке сейчас, называются энергетическими.
Выделяют в клетках и существенные различия, например по форме или размеру. Так одна из самых крупных клеток яйцеклетка страуса имеет диаметр 10 см. А малярийный плазмодий устроенный не проще яйцеклетки столь мал 5 мкм, что паразитирует внутри эритроцитов человека. Дети, на рисунке 7 вы можете увидеть возможные виды и формы клеток.
Эритроциты имеют дисковидную двояковогнутую форму и могут легко проходить по самым мелким капиллярам. Нервные клетки имеют причудливую форму с многочисленными отростками, некоторые из них могут быть длиннее 1 м.
Все клетки способны осуществлять обмен веществами и энергией, расти, развиваться, размножаться, реагировать на внешний раздражитель. Именно эти функции доказывают тот факт, что клетки имеют все признаки и свойства, которые нужны для поддержания жизни. 
Ү. Вывод

Клетка является элементарным организмом и составляет основу строения эукариотических и прокариотических клеток.
Вне границ клетки никакой жизни не существует.
Новые клетки создаются после деления уже существующих клеточек. 
Клетки всех организмов сходны по строению и химическому составу. Рост и развитие многоклеточного организма следствие роста и размножения одной или нескольких исходных клеток. Клеточное строение организмов свидетельство того что все живое имеет единое происхождение.

1)    Чем именно микроскопм помог человечеству в изучении клетки?
2)    Какие отличия есть в клетках?
3)    Что такое ДНК?

ҮІ. Оценки

ҮІІ. Домашнее задание: прочитать




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Клеточная теория и ее значение

Автор: Аубакирова Айжан Исмагиловна

Дата: 13.02.2019

Номер свидетельства: 499561

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "Клеточная теория "
    ["seo_title"] => string(21) "klietochnaia-tieoriia"
    ["file_id"] => string(6) "194137"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427730239"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Урок-презентация по теме "Клеточная теория. Особенности строения клетки" "
    ["seo_title"] => string(84) "urok-priezientatsiia-po-tiemie-klietochnaia-tieoriia-osobiennosti-stroieniia-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "113452"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1410254898"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Календарный план по прикладному курсу " Основы цитологии". "
    ["seo_title"] => string(57) "kaliendarnyi-plan-po-prikladnomu-kursu-osnovy-tsitologhii"
    ["file_id"] => string(6) "212477"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1431858690"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Элективный курс Клетки и ткани 10-11 класс "
    ["seo_title"] => string(44) "eliektivnyi-kurs-klietki-i-tkani-10-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "132468"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416337169"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Программа прикладного курса "Цитология", 10 класс"
    ["seo_title"] => string(51) "proghramma_prikladnogho_kursa_tsitologhiia_10_klass"
    ["file_id"] => string(6) "417222"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1495314014"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства