kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Класс Земноводные.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Класс Земноводные.

Цель урока: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности земноводных как первых наземных животных, обитающих в водной и наземной среде. 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Класс Земноводные.»

Тема: Класс Земноводные.

Цель урока: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности земноводных как первых наземных животных, обитающих в водной и наземной среде.

Задачи:

Образовательные: сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных на примере лягушки в связи со средой обитания; познакомить с многообразием, значением земноводных и необходимостью их охраны.

Развивающие: развивать познавательный интерес, логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.

Воспитательные: способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним; воспитание коммуникативных качеств, навыков взаимооценки.

Тип урока: комбинированный.

Методы, используемые на уроке: наглядный, практический, частично-поисковый, словесный, проблемный.

Используемые формы обучения: групповая, коллективная, индивидуальная, применялся дифференцированный подход.

Оборудование:

  • таблицы «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Травяная лягушка», «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Развитие. Многообразие»;

  • демонстрационный материал: скелет лягушки;

  • влажные препараты: размножение лягушки;

  • интерактивный плакат.

Ход урока.

      1. Организационная часть. Постановка цели.

1.

Разделение на группы при входе в кабинет на урок.

Разрезаны 4 разноцветные лягушки на 5 частей. Каждый берет 1.

Садятся по цвету лягушки - 4 группы.

На партах лежит маленькая лягушка того же цвета.

Опрос домашнего задания.

1. Разноуровневый тест по рыбам.

2.1 учащийся у интерактивной доски.

Игра « Да или нет».

Проверка домашнего задания на интерактивной доске. Взаимопроверка.

МР3 «Звуки природы»

Не кажется ли вам, что звуки напоминают вам двухголосное пение? О чем оно? Кто ,это?Лягушки. Они делятся впечатлением о прожитом дне, рассказывают о своих горестях и радостях, о своих тайнах и некоторые из них мы с вами постараемся приоткрыть.

На доске лягушка какие она вызывает ассоциации у Вас.

Подписывает учитель.

Видеоклип.

Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные.

Сегодня мы приступаем к изучению новой группы животных – земноводных, как переходной формы от водных животных к типично-наземным. Появились земноводные более 350 млн. лет назад. Путь на сушу проложили им рыбы, сходные с кистеперыми. Земноводные освоили новую среду обитания – наземную. Условия жизни в водной и наземно-воздушной среде отличаются очень сильно. И это не могло не сказаться на их внешнем строении.

Как вы думаете какая у нас цель урока?

Цель нашего урока – показать особенности внешнего строения в связи с выходом на сушу и сохранением признаков водного обитания.

Запись темы урока в тетрадь. Класс Земноводные.

      1. Посмотрите схему класс земноводных включает в себя 3 отряда.Слайд.

Я задаю учащимся вопросы Название отряда?




На столах каждой группы информационный лист.

Домашнее задание №48 пересказ, творческое задание. Творческие задания и поисковые.

1 группа. Какие виды земноводных обитают в нашей местности?

2 группа. Лягушки и жабы – не такие уж и мерзкие животные. Напишите четверостишие и нарисуйте плакат в их защиту.

3 группа. Знаете ли вы народные приметы, связанные с лягушками? Если нет, постарайтесь найти.

Изучение новой темы по группам.

Ребята у каждой группы на столе лежит задание, которое вы должны прочитать и выполнить в виде постера, используя учебник,дополнительный материал, ресурсы интернета. Через 10 минут защита проектов.

В каждой группе выбираю спикера, тайм — менеджера, наблюдателя.

Наблюдатели выставляют оценки в оценочные листы.

\


Задания группам
Группа 1

Проблема: определить, как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения лягушки. Внешнее строение лягушки.

1. В каких местах чаще всего встречаются земноводные?

2. В какое время года они наиболее активны?Холоднокровные или теплокровные?

3. От каких факторов среды зависит активность земноводных?


4.Особенности внешнего строения лягушки связанного со средой обитания?


Группа 2.


Проблема:
размножение, развитие и земноводных


1. Гермафродиты или раздельнополые?


2.Как развиваются личинки земноводных?


3. Каковы отличия между личинками земноводных и взрослыми особями?


4.Оплодотворение у земноводных какое?



Группа 3.

Проблема: выяснить, какие особенности внутреннего строения лягушки появились в связи с переходом к наземному образу жизни.

1.Какие изменения произошли в дахательной и нервной системе земноводных в связи с выходом на сушу?


2. Каковы особенности слуха земноводных?


3.Каковы особенности нервной системы и органов чувств?


4.Каковы особенности пищеварительной системы,язык?



Группа 4.

Проблема:как устроен скелет земноводных.

1.Чем различается строение скелета лягушки и окуня? В чем сходство?


2.Отделы скелета?


3.Какую роль выполняют передние и задние ноги лягушки на суше и в воде?


4.Особенности скелета?


1.     Найдите в скелете лягушки основные отделы: череп, позвоночник, пояса передних и задних конечностей.

Итак, приступаем к работе (по истечении отведённого времени, представители групп отчитываются о проделанной работе и делают выводы.)

В это время ,учитель воспроизводит на доске


После выступления 1 группы ,учитель показывает видеоролик. Строение кожи земноводных.

2руппа ролик о размножении.

4 группа слайд.

Закрепление.

Слайд

Таблица . ( лучше в тетрадь)


Общие признаки земноводных:

Две среды обитания

Размножение происходит в воде

Развитие с метаморфозом

Органы дыхания: легкие,кожа

Трехкамерное сердце

Холоднокровные животные

Кожа голая,влажная ,покрыта слизью.



Оценивание каждой группы в лист оценивания.

Спросить какая группа выступала лучша и почему?

Закрепление .

На интерактивной доске. « Вставь»

Ответ 1 уровень устно.

письменно на интерактивной доске.Спросить уч-ся устно.

      1. Обязательный уровень.

Вставьте в текст попущенные слова:

Органы чувств позволяют земноводным ориентироваться в воде и на суше. Земноводные различают предметы на …….. расстоянии, чем рыбы. Глаза защищены подвижными…….. . Орган слуха существенно усложнился: возник новый отдел-………. . Его наружное отверстие затянуто …………… перепонкой”.

2. Повышенный уровень.

В левом столбике дано описание особенностей строения земноводных, в правом – в беспорядке указано значение этих особенностей в жизни земноводных. Правильно соедини правую и левую части.

1. Задняя конечность удлиненна и представляет собой сложный рычаг.

2. Имеется широкий, длинный, липкий язык и хорошо развитое зрение.

3. Расположение глаз и ноздрей на верхней поверхности головы.

4. Имеется внутреннее и среднее ухо, закрытое барабанной перепонкой.

5. Наблюдается выделение едкой жидкости из кожных желез.

А. Приспособление к восприятию звуков в воздушной среде.

Б. Возможность дышать атмосферным воздухом и наблюдать, оставаясь под водой.

В. Возможность быстрых и дальних прыжков.

Г. Средство защиты от хищников.

Д. Добывание подвижных насекомых.

V. Задачи к теме. (Можно взять задачи на дом.)

1. Почему кожа лягушки покрыта не водой а слизью? (Вода в слизи испаряется медленнее, чем чистая вода.)

2. Прудовая лягушка, обитающая в водоемах и вблизи от них, активна днем, а травяная, обитающая на лугах и болотах, - в сумерки. Почему? (Днем над водоемом летает много насекомых. На лугах и болотах к вечеру насекомые прячутся в траве.)

Ухватила мушку
Зеленая лягушка,
Но забила пища рот –
Ни назад и ни вперед.
Тут лягушкины глаза
Провалились в полость рта,
Протолкнули сей обед.
Правда это или нет?

3. Лягушке в воде наложили тугую повязку. Закрыли ей ноздри и рот. Задохнется ли лягушка? (Нет, дыхание осуществляется не только через ноздри, но и через кожу.)

4. На личинку тритона напала рыба. Он рванулся, вырвался, а нога оторвалась. Через некоторое время нога отросла. Как называется это явление? У каких животных оно наблюдается? (Регенерация. Встречается у кольчатых червей, гидры, ящериц.)

5. Подумайте, что человек смог сконструировать, изучая принципы внешнего строения лягушек? (Бионика – наука о возможностях применения в технике принципов организации живых организмов, сконструировала для человека ласты и приборы для слежения за самолетами, вакуумные присоски, ткань с камуфляжной окраской.)


Рефлексия.Обратная связь.

Оценки. Поднимите руки у кого 5,4,3.

Итоги . Учитель подводит итог.. Видеоролик.Учитель: Закончить наш урок мне хочется стихотворением с глубоким смыслом:

Лягушек спросили: «О чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте».
Лягушки сказали: «О том и поем,
Как чист и прозрачен родной водоем»!

Давайте любить родную природу, не засорять водоемы и охранять земноводных, которые играют такую большую роль в природе!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Класс Земноводные.

Автор: Гусева Екатерина Юрьевна

Дата: 02.06.2018

Номер свидетельства: 471996

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "«Общая характеристика класса земноводные.  Внешнее и внутреннее                              строение лягушки. "
    ["seo_title"] => string(97) "obshchaia-kharaktieristika-klassa-ziemnovodnyie-vnieshnieie-i-vnutriennieie-stroieniie-liaghushki"
    ["file_id"] => string(6) "178151"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424782132"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Класс Земноводные. Особенности  внешнего  строения  и скелета. "
    ["seo_title"] => string(68) "klass-ziemnovodnyie-osobiennosti-vnieshniegho-stroieniia-i-skielieta"
    ["file_id"] => string(6) "233968"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443292126"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока по теме " Класс Земноводные " "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-po-tiemie-klass-ziemnovodnyie"
    ["file_id"] => string(6) "194619"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427796808"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока биологии в 7 классе "Класс земноводные" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-biologhii-v-7-klassie-klass-ziemnovodnyie"
    ["file_id"] => string(6) "218599"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433847972"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Тестовые задания по теме:" Тип хордовые. Класс земноводные. Класс пресмыкающиеся." 1,2 вариант"
    ["seo_title"] => string(80) "tiestovyie_zadaniia_po_tiemie_tip_khordovyie_klass_ziemnovodnyie_klass_priesmyka"
    ["file_id"] => string(6) "471291"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1527508460"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства