Просмотр содержимого документа
«Класс Земноводные.»
Тема: Класс Земноводные.
Цель урока: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности земноводных как первых наземных животных, обитающих в водной и наземной среде.
Задачи:
Образовательные: сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных на примере лягушки в связи со средой обитания; познакомить с многообразием, значением земноводных и необходимостью их охраны.
Развивающие: развивать познавательный интерес, логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.
Воспитательные: способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним; воспитание коммуникативных качеств, навыков взаимооценки.
Тип урока: комбинированный.
Методы, используемые на уроке: наглядный, практический, частично-поисковый, словесный, проблемный.
Используемые формы обучения:групповая, коллективная, индивидуальная, применялся дифференцированный подход.
Оборудование:
таблицы «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Травяная лягушка», «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Развитие. Многообразие»;
демонстрационный материал: скелет лягушки;
влажные препараты: размножение лягушки;
интерактивный плакат.
Ход урока.
Организационная часть. Постановка цели.
1.
Разделение на группы при входе в кабинет на урок.
Разрезаны 4 разноцветные лягушки на 5 частей. Каждый берет 1.
Садятся по цвету лягушки - 4 группы.
На партах лежит маленькая лягушка того же цвета.
Опрос домашнего задания.
1. Разноуровневый тест по рыбам.
2.1 учащийся у интерактивной доски.
Игра « Да или нет».
Проверка домашнего задания на интерактивной доске. Взаимопроверка.
МР3 «Звуки природы»
Не кажется ли вам, что звуки напоминают вам двухголосное пение? О чем оно? Кто ,это?Лягушки. Они делятся впечатлением о прожитом дне, рассказывают о своих горестях и радостях, о своих тайнах и некоторые из них мы с вами постараемся приоткрыть.
На доске лягушка какие она вызывает ассоциации у Вас.
Подписывает учитель.
Видеоклип.
Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные.
Сегодня мы приступаем к изучению новой группы животных – земноводных, как переходной формы от водных животных к типично-наземным. Появились земноводные более 350 млн. лет назад. Путь на сушу проложили им рыбы, сходные с кистеперыми. Земноводные освоили новую среду обитания – наземную. Условия жизни в водной и наземно-воздушной среде отличаются очень сильно. И это не могло не сказаться на их внешнем строении.
Как вы думаете какая у нас цель урока?
Цель нашего урока – показать особенности внешнего строения в связи с выходом на сушу и сохранением признаков водного обитания.
Запись темы урока в тетрадь. Класс Земноводные.
Посмотрите схему класс земноводных включает в себя 3 отряда.Слайд.
Я задаю учащимся вопросы Название отряда?
На столах каждой группы информационный лист.
Домашнее задание №48 пересказ, творческое задание. Творческие задания и поисковые.
1 группа. Какие виды земноводных обитают в нашей местности?
2 группа. Лягушки и жабы – не такие уж и мерзкие животные. Напишите четверостишие и нарисуйте плакат в их защиту.
3 группа. Знаете ли вы народные приметы, связанные с лягушками? Если нет, постарайтесь найти.
Изучение новой темы по группам.
Ребята у каждой группы на столе лежит задание, которое вы должны прочитать и выполнить в виде постера, используя учебник,дополнительный материал, ресурсы интернета. Через 10 минут защита проектов.
В каждой группе выбираю спикера, тайм — менеджера, наблюдателя.
Наблюдатели выставляют оценки в оценочные листы.
\
Задания группам Группа 1
Проблема: определить, как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения лягушки. Внешнее строение лягушки.
1. В каких местах чаще всего встречаются земноводные?
2. В какое время года они наиболее активны?Холоднокровные или теплокровные?
3. От каких факторов среды зависит активность земноводных?
4.Особенности внешнего строения лягушки связанного со средой обитания?
Группа 2.
Проблема: размножение, развитие и земноводных
1. Гермафродиты или раздельнополые?
2.Как развиваются личинки земноводных?
3. Каковы отличия между личинками земноводных и взрослыми особями?
4.Оплодотворение у земноводных какое?
Группа 3.
Проблема: выяснить, какие особенности внутреннего строения лягушки появились в связи с переходом к наземному образу жизни.
1.Какие изменения произошли в дахательной и нервной системе земноводных в связи с выходом на сушу?
2. Каковы особенности слуха земноводных?
3.Каковы особенности нервной системы и органов чувств?
4.Каковы особенности пищеварительной системы,язык?
Группа 4.
Проблема:как устроен скелет земноводных.
1.Чем различается строение скелета лягушки и окуня? В чем сходство?
2.Отделы скелета?
3.Какую роль выполняют передние и задние ноги лягушки на суше и в воде?
4.Особенности скелета?
1. Найдите в скелете лягушки основные отделы: череп, позвоночник, пояса передних и задних конечностей.
Итак, приступаем к работе (по истечении отведённого времени, представители групп отчитываются о проделанной работе и делают выводы.)
В это время ,учитель воспроизводит на доске
После выступления 1 группы ,учитель показывает видеоролик. Строение кожи земноводных.
2руппа ролик о размножении.
4 группа слайд.
Закрепление.
Слайд
Таблица . ( лучше в тетрадь)
Общие признаки земноводных:
Две среды обитания
Размножение происходит в воде
Развитие с метаморфозом
Органы дыхания: легкие,кожа
Трехкамерное сердце
Холоднокровные животные
Кожа голая,влажная ,покрыта слизью.
Оценивание каждой группы в лист оценивания.
Спросить какая группа выступала лучша и почему?
Закрепление .
На интерактивной доске. « Вставь»
Ответ 1 уровень устно.
письменно на интерактивной доске.Спросить уч-ся устно.
Обязательный уровень.
Вставьте в текст попущенные слова:
“Органы чувств позволяют земноводным ориентироваться в воде и на суше. Земноводные различают предметы на …….. расстоянии, чем рыбы. Глаза защищены подвижными…….. . Орган слуха существенно усложнился: возник новый отдел-………. . Его наружное отверстие затянуто …………… перепонкой”.
2. Повышенный уровень.
В левом столбике дано описание особенностей строения земноводных, в правом – в беспорядке указано значение этих особенностей в жизни земноводных. Правильно соедини правую и левую части.
1. Задняя конечность удлиненна и представляет собой сложный рычаг.
2. Имеется широкий, длинный, липкий язык и хорошо развитое зрение.
3. Расположение глаз и ноздрей на верхней поверхности головы.
4. Имеется внутреннее и среднее ухо, закрытое барабанной перепонкой.
5. Наблюдается выделение едкой жидкости из кожных желез.
А. Приспособление к восприятию звуков в воздушной среде.
Б. Возможность дышать атмосферным воздухом и наблюдать, оставаясь под водой.
В. Возможность быстрых и дальних прыжков.
Г. Средство защиты от хищников.
Д. Добывание подвижных насекомых.
V. Задачи к теме. (Можно взять задачи на дом.)
1. Почему кожа лягушки покрыта не водой а слизью? (Вода в слизи испаряется медленнее, чем чистая вода.)
2. Прудовая лягушка, обитающая в водоемах и вблизи от них, активна днем, а травяная, обитающая на лугах и болотах, - в сумерки. Почему? (Днем над водоемом летает много насекомых. На лугах и болотах к вечеру насекомые прячутся в траве.)
Ухватила мушку Зеленая лягушка, Но забила пища рот – Ни назад и ни вперед. Тут лягушкины глаза Провалились в полость рта, Протолкнули сей обед. Правда это или нет?
3. Лягушке в воде наложили тугую повязку. Закрыли ей ноздри и рот. Задохнется ли лягушка? (Нет, дыхание осуществляется не только через ноздри, но и через кожу.)
4. На личинку тритона напала рыба. Он рванулся, вырвался, а нога оторвалась. Через некоторое время нога отросла. Как называется это явление? У каких животных оно наблюдается? (Регенерация. Встречается у кольчатых червей, гидры, ящериц.)
5. Подумайте, что человек смог сконструировать, изучая принципы внешнего строения лягушек? (Бионика – наука о возможностях применения в технике принципов организации живых организмов, сконструировала для человека ласты и приборы для слежения за самолетами, вакуумные присоски, ткань с камуфляжной окраской.)
Рефлексия.Обратная связь.
Оценки. Поднимите руки у кого 5,4,3.
Итоги . Учитель подводит итог.. Видеоролик.Учитель: Закончить наш урок мне хочется стихотворением с глубоким смыслом:
Лягушек спросили: «О чем вы поете? Ведь вы же, простите, сидите в болоте». Лягушки сказали: «О том и поем, Как чист и прозрачен родной водоем»!
– Давайте любить родную природу, не засорять водоемы и охранять земноводных, которые играют такую большую роль в природе!