Контрольно-обобщающий урок по теме «Класс Млекопитающие».Тема урока: Игра «Счастливый случай»
Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедея- юльности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания, роли этих животных в природе и жизни человека.
Оборудование: чучела зверей, скелеты, таблицы «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие», «Тип Хордовые. Схемы кровообращения позвоночных», «Тип Хордовые. Схемы строения головного мозга».
В игре участвуют две команды. Команда-победительница определяется по сумме баллов. Игру проводит ведущий. Научные консультанты (2-3 человека: учитель, сильные ученики) определяют правильность ответов. Баллы подсчитывает судейская бригада. Игра включает 5 геймов.
I. Счастливый случай».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Класс Млекопитающие» Игра «Счастливый случай»»
Контрольно-обобщающий урок по теме «Класс Млекопитающие».Тема урока: Игра «Счастливый случай»
Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедея- юльности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания, роли этих животных в природе и жизни человека.
Оборудование: чучела зверей, скелеты, таблицы «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие», «Тип Хордовые. Схемы кровообращения позвоночных», «Тип Хордовые. Схемы строения головного мозга».
В игре участвуют две команды. Команда-победительница определяется по сумме баллов. Игру проводит ведущий. Научные консультанты (2-3 человека: учитель, сильные ученики) определяют правильность ответов. Баллы подсчитывает судейская бригада. Игра включает 5 геймов.
I. Счастливый случай».
Игровое поле разделено на 6 секторов: 1 сектор — «Внешнее строение зверей»; 2 сектор — «Внутреннее строение млекопитающих»; 3 сектор — «Поведение и размножение», 4 сектор — «Многообразие млекопитающих»; 5 сектор - «Экологические группы зверей»; 6 сектор — «Многообразие млекопитающих».
Игрокам предлагаются вопросы двух категорий, отличающиеся уровнем сложности. В каждом секторе есть вопросы как простые, так и сложные. За правильный ответ на простой вопрос команда получает 1 балл, за сложный —
2 балла.
Сектор определяется броском кубика, номер вопроса учащиеся выбирают сами.
Внешнее строение зверей
1. Почему в сильную жару собака высовывает язык?
2. Что характерно для внешнего облика млекопитающего?
3. Чем кожа млекопитающих отличается от кожи пресмыкающихся и птиц?
4. Каковы строение и роль волосяного покрова? Почему он не развит у китов и дельфинов?
5. На теле кошки нет жировых и потовых желез, при виде добычи у нее не выделяется слюна. У кошачьих гибкий позвоночник и сильные задние лапы. Нюх у кошки неважный, но слух и зрение хорошие. Какое значение имеют названные особенности для животного?
6. Наблюдается ли смена шерсти у зверей? Если да, то какое значение в жизни животного имеет этот процесс?
7. Пахучие железы млекопитающих представляют видоизменение сальных или потовых желез, а иногда и их комбинации. Какое значение имеют эти железы в жизни животного?
8. Назовите видоизменения эпидермиса у млекопитающих и их назначение.
9. Назовите способы передвижения млекопитающих: медведя, антилопы (или лошади), собаки.
Внутреннее строение млекопитающих
1. Какие приспособления имеют животные, питающиеся грубой растительной пищей, для ее переваривания?
2. Животные, впавшие в глубокий зимний сон, всего на доли градуса теплее окружающего воздуха. Потребление кислорода и выделение углекислого газа уменьшается примерно в 10 раз. Еж, который делает 40—50 вдохов в минуту, зимой делает лишь один вдох. Сердце его бьется еле-еле. Какой вывод можно сделать на основании этих фактов?
3. Какие особенности скелета указывают на наземный образ жизни млекопитающих?
4. Почему в холодную погоду многие животные спят, свернувшись в клубок?
5. Что представляет собой диафрагма и какова ее роль?
6. В чем заключаются особенности дифференцированной зубной системы?
7. Чем отличаются эритроциты млекопитающих от эритроцитов других животных? В чем заключается положительная черта этих изменений?
8. В чем заключается сходство и отличие кровеносной системы птиц и млекопитающих?
9. Какие органы тела млекопитающего участвуют в процессах теплорегу- ляции.
Поведение и размножение млекопитающих
1. Какую роль играет плацента?
2. По каким признакам подразделяют класс млекопитающих на три подкласса?
3. У некоторых млекопитающих (зайцы, киты) молоко очень жирное (у китов, например, жирность молока до 54%), а у других (обезьяны, волки) — нет. Предложите объяснение данного факта и на его основе назовите других животных, у которых должно быть жирное или нежирное молоко.
4. Вес медвежонка составляет 0,2% веса медведицы, соболенка — около
0, 3%, ягненка — почти 10%. В течение первой декады жизни соболи прибавляют в весе в сутки около 10 г, ягнята — около 180 г, а медвежата — 2,5 г. Как это можно объяснить?
5. Ученые ставили опыт. Когда летучие мыши улетели на охоту, они закрыли щитами вход в пещеру. Мыши, возвращаясь под утро домой, одна за другой с размаху ударились о преграду. О чем говорят результаты данного опыта?
6. В чем заключается забота о потомстве у млекопитающих?
Многообразие млекопитающих
1. Известно, что бобры перегрызают толстые деревья. Почему зубы бобра не тупятся?
2. Назовите семейства, входящие в отряд Хищные и приведите 2-3 примера по каждому семейству.
3. Какие выводы можно сделать на основании следующих фактов: кит дышит легкими, у зародыша синего кита закладываются зубы (затем они исчезают), в скелете синего кита имеются остатки тазовых костей?
4. Тигр, пантера и другие кошки, за исключением гепарда могут тихо подкрадываться к добыче. Благодаря чему это возможно?
5. Почему дельфинов относят к млекопитающим, а не к рыбам?
6. Чем различаются крылья птицы и летучей мыши?
Экологические группы зверей
1. Какие особенности строения утконоса характеризуют его как водное животное?
2. Какие насекомоядные млекопитающие обитают под землей? Какие особенности строения крота связаны с его образом жизни?
3. Перечислите приспособления млекопитающих пустыни к переживанию жары.
4. Тушканчики — «двуногие» скоростные прыгуны. Какими особенностями внешнего облика они обладают, с чем это связано?
5. Какие особенности строения развились у белки в связи с приспособлением к жизни на деревьях?
6. Какие приспособления развились у крупных млекопитающих в связи с жизнью в открытых пространствах?
Многообразие млекопитающих
1. По каким признакам зайцеобразные отличаются от грызунов?
2. Каковы особенности строения хищных млекопитающих?
3. Чем китообразные отличаются от ластоногих?
4. Чем жвачные парнокопытные отличаются от нежвачных?
5. Чем хоботные отличаются от других млекопитающих?
6. Какие особенности насекомоядных животных говорят об их примитивности?
II. Ты — мне, я — тебе
Команды задают друг другу заранее подготовленные вопросы: 1 вопрос задают капитаны и 1-2 вопроса — члены команды. В игре могут принимать участие болельщики.
III. Черный ящик
Командам предлагается определить, что спрятано в черном ящике.