kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-игра "Класс позвоночных животных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи : повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях со средой

Роли зверей в природе и жизни человека; усовершенствовать умения распознавать изученных животных по признакам; научить анализировать ответы товарищей, коллективно работать и делать выводы.

Оборудование: барабан с вращающейся стрелкой, два табло, стойки- указатели, магнитофон, указка, песочные часы на 1 мин.

Условия игры: урок проводится по принципу теле- викторины “Счастливый случай”. Игре предшествует разминка, затем - 4 гейма:

1-й гейм - “Круг знаний”;

2-й  гейм - “Ты - мне, я - тебе”;

3-й  гейм - “Устами младенца”;

4-й  гейм - “Дальше, дальше.

Участники-, две команды по пять учащихся в каждой, два ассистента, группа консультантов и присутствующие болельщики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра "Класс позвоночных животных" »

Внеклассное мероприятие “ Класс Млекопитающие”

Цели и задачи : повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях со средой

  1. роли зверей в природе и жизни человека; усовершенствовать умения распознавать изученных животных по признакам; научить анализировать ответы товарищей, коллективно работать и делать выводы.

Оборудование: барабан с вращающейся стрелкой, два табло, стойки- указатели, магнитофон, указка, песочные часы на 1 мин.

Условия игры: урок проводится по принципу теле- викторины “Счастливый случай”. Игре предшествует разминка, затем - 4 гейма:

  1. -й гейм - “Круг знаний”;

  1. й гейм - “Ты - мне, я - тебе”;

  2. й гейм - “Устами младенца”;

  3. й гейм - “Дальше, дальше.

Участники-, две команды по пять учащихся в каждой, два ассистента, группа консультантов и присутствующие болельщики.

Задачи участников викторины

  1. Две команды соревнуются в знаниях в течение всех геймов.

  2. Болельщики и все присутствующие в зале участвуют в разминке и отвечают на вопросы в случае, если команды затрудняются ответить.

  3. Группа консультантов анализирует ответы всех участников викторины, формулирует выводы.

  4. Ассистенты ведут подсчет баллов с помощью табло и оказывают помощь ведущему.

Разминка

Перед началом викторины проводится разминка для всех участников. Им предлагается повторить систематику млекопитающих. Аналитическая группа приступает к работе. Ведущий называет млеко питающее, а участники - отряд или семейство, к которому оно относится.

  1. .Горилла - Приматы.

  1. Лшадь - Непарнокопытные.

  2. Суслик - Грызуны.

  1. Крот - Насекомоядные.

  2. Ехидна - Однопроходные.

  3. Кролик - Зайцеобразные.

  4. Кенгуру - Сумчатые.

  5. Бегемот - Нежвачные Парнокопытные.

  6. Лось - Жвачные Парнокопытные.

  1. .Еж - Небритый Колобок.

  1. Верблюд - Мозоленогие.

  2. Дельфин - Зубатые Китообразнае.

  3. Слон - Хоботные.

  4. Морж - Ластоногие.

  5. Крокодил - не млекопитающие, а рептилия. 17.Человек - Приматы.

  1. Медведь - Хищные, Медвежьи.

  2. Лев - Хищные Кошачьи.

  3. Норка - Хищнные Куньи.

Первый гейм “Круг Знаний”

Условия первого гейма

Цель гейма: выявить круг знаний команд по следующим областям знаний: строение, систематика, многообразие, видовой состав млекопитающих Калмыкии.

Вращая стрелку барабана, команды выберают себе вопросы. Среди разноцветных частей барабана, соответствующих той или иной области знаний, есть четыре блестящих сектора( блица) - это и есть счастливый случай. Если стрелка указывает на этот сектор, команда получает три блиц - вопроса подряд и только при трех правильных ответах зарабатывает три балла, во всех других случаях - ноль баллов. Все остальные вопросы обсуждаются одну минуту.

Итак, капитан первой команды подходит к барабану и начинает игру.

Вопросы первого гейма

Строение

  1. .Был жаркий день. Я очень устал. Шли мы медленно, но моя собака учащенно дышала, высунув язык. Что с ней случилось?

Ответ: на теле собаки почти нет потовых желез, по этому в жаркие дни охлаждение организма достигается испарением воды с поверхности языка и дыхательных путей. Это возможно при учащенном дыхании и высунутом языке.

  1. Какое значение для зверей имеет волосяной покров? Почему он не развит у китов, моржей?

Ответ: волосяной покров защищает тело млекопитающих от ушибов и переохлаждения. У китов и моржей развит толстый слой подкожного жира, который заменяет им волосяной покров. Систематика

  1. Отряд яйцекладущие иногда называют однопроходные или первозвери . Назовите представителей отряда и поясните, почему все три названия верны.

Ответ: представители: утконос, ехидна. Однопроходные потому, что имеют клоаку. Первозвери - так, как примитивные. Яйцекладущие - размножаются откладыванием яиц.

  1. К какому отряду относится кролик, а к какому - белка. Почему их нельзя отнести к одному отряду грызунов?

Ответ: кролик принадлежит к отряду зайцеобразных, так как для них характерно наличие двух рядов верхних резцов.

  1. Чем питание кабана отличается от питания лося? К какому отряду относятся эти животные?

Ответ: кабан питается разнообразной пищей, он - нежвачное парнокопытное, лось, питающийся исключительно грубой растительной пищей, которую он отрыгивает и вторично пережевывает, принадлежит к жвачным парнокопытным.

  1. В названии каких отрядов есть слово «первые»? И почему они «первые»?

Ответ: первозвери - первые примитивные, приматы - первые высокоорганизованные.

Многообразие

  1. Местные жители Алтая утверждают, что это животное сочетает в себе качества различных домашних животных: как корова дает молоко; с него стригут шерсть, как с овцы; хвост у него лошадиный, а хрюкает как свинья. О ком идет речь?

Ответ: як из отряда парнокопытных.

  1. Многие века короткое название этого животного звучало как сигнал тревоги. Его называли - бирюк, серый помещик, бич всего живого. С ним связанны мрачные народные поверья, его именем названы многие ядовитые растения и т.д. О ком идет речь?

Ответ: волк

  1. Этого животного уже, к сожалению, не существует. Описание охоты на него встречаются во многих исторических источниках. Дольше всего они сохранились в Польше и Литве, благодаря указу польского короля Сигизмунда III. Но, к сожалению, эти животные - родоначальники крупного рогатого скота - вымерли в 1627 году, т.к. человек нещадно истреблял их. Ни в одной стране не сохранилось даже чучела. Кто этот зверь?

Ответ: тур Краеведение

  1. Живут эти зверьки поодиночке. У них хорошо развитый слух, но глаз они не имеют, т.е. слепы, их враги - хорьки. В Калмыкии их два вида один занесен в Красную книгу. Назовите его.

Ответ: гигантский слепыш.

  1. Единственный вид млекопитающих в Калмыкии, который живет в водной среде. Кто и где он обитает?

Ответ: каспийский тюлень.

  1. В Калмыкию из соседних областей проникла дикая собака. Ее пытались развести в зверофермах для получения высококачественной продукции. Сейчас этот дикий вид распространился почти по всей Калмыкии. О ком идет речь?

Ответ: енотовидная собака.

Блиц — вопросы

  1. Молодые оленьи рога. (Панты)

  2. Почему у двухметровой кенгуру детеныш рождается двухсантиметровой? (Не донашивается, так как не плаценты.)

  3. Самая маленькое млекопитающее в Калмыкии и вообще в мире. (Малая бурозубка.)

  4. Как называется процесс внутриутробного развития зародыша у млекопитающих? (Беременность.)

  5. Выбросы земли из подземных нор крота.(Кротовины.)

  6. Летучая мышь, обитающая в Калмыкии и занесенная в красную книгу.(Гигантская вечерница.)

  7. Ископаемые предки млекопитающих. (Зверозубые ящеры.)

  8. Целебный напиток из кобыльего молока.(Кумыс.)

  9. Детеныш тюленей. (Белек.)

Второй гейм «Ты - мне, Я - тебе»

В этом гейме команды задают друг другу вопросы и через одну минуту дают ответы. Игру на этот раз начнет вторая команда. Консультанты продолжают работу и отмечают лучший вопрос.

Третий гейм «Устами младенца»

Командам предстоит ответить на , казалось бы , простые детские Вопросы , но ответы должны быть верными сточки зрения биологии. (Вопросы записаны на магнитофон.)

  1. В мультиках и сказках зайца часто называют косым. За что его так прозвали?

Ответ: Глаза у зайца выпуклые и находятся по бокам головы, что дает ему обозрение на 360 градусов.

  1. Почему у сайгака горбатый нос?

Ответ: Сайгак-степное животное, передвигается с болшой скоростью. Когда бежит стадо сайгаков, то в воздухе стоят клубы пыли.

Горбатый нос сайгака с длинными извилистыми ходами препятствуют попаданию пыли в легкие.

  1. В сказке “Конек-горбунок” есть фраза “чудо-юдо рыба-кит”, Что неверно в этой фразе с точке зрения биологии?

Ответ: Кит не рыба, а млекопитающие.

  1. У моей бабушки есть корова. Она пасется на лугу и дает молоко. А правда, что есть морские коровы?

Ответ: Морская, или Стеллерова, корова существовала до 1768 г., пока ее не истребили для вкусного мяса.

Четвертый гейм «Дальше, дальше...»

  1. Сумчатое яйцекладущее. (Ехидна.)

  2. Главный признак млекопитающих. (Вскармливание детеныша молоком.)

  3. Особенности зубной системы насекомоядных.(Все зубы одинаковые.)

  4. Калмыцкая антилопа.( Сайгак.)

  5. Другое название беззубых китов.(Усатые.)

  6. Кто такие мозоленогие? (Ламы и верблюды)

  7. Самое крупное млекопитающее в Калмыкии. (Лось.)

  8. Перечислите человекообразных обезьян. (Шимпанзе, горилла, орангутан.)

  9. Единственный вид сусликов в Калмыкии. ( Малый суслик.)

  10. Мускусный бык .(Овцебык.)

  1. .Почему у грызунов резцы стираются от грубой растительной пищи, но не уменьшаются? (Постоянно растут.)

  1. Бактерицидное вещество, содержащееся в слюне собаки и заживляющее раны. ( Лизоцим.)

13.Черный барс. (Пума.)

14.Чем лев отличается от львицы. (Гривой.)

  1. Самый многочисленный отряд млекопитающих.(Грызуны.)

  2. Группа волков, во главе которой стоит старый вожак. (Стая.)

  3. Домашнее зайцеобразное. (Кролик.)

  4. Мускусная крыса.(Ондатра.)

  5. Самое крупное млекопитающее.( Синий кит.)

  6. Имя какого ученого носит дикая лошадь, которая сохранилась только в неволе? (Н.М. Пржевальского)

  7. Как иначе называется кашалот? (Гиппопотам.)

  8. Сколько шейных позвонков у жирафа? (7)

  9. Самый высокоорганизованный отряд? (Приматы.)

24.Звуки, не воспринимаемые человеческим ухом? (Ультразвуки.)

  1. Летучие мыши, питающиеся кровью теплокровных животных. (Вампиры.)

  2. Пространство на месте отсутствующих клыков у Грызунов. (Диастема.)

  3. Мышевидный грызун, имеющий на кончике хвоста роговые чешуйки. (Крыса.)

  4. Способ ориентации летучих мышей в пространстве. (Эхолокация.)

  5. У кого длиннее кишечник: у овцы или у собаки? (У овцы.)

  6. Какой палец наиболее развит у лошадей? (Средний, третий.) ЗГУ хищных - когти, у копытных - копыта, а у приматов? (Ногти.)

  1. Нежвачное дикое парнокопытное Калмыкии.(Кабан.)

  2. Единственный дикий вид непарнокопытных в России.(Кулан.)

  3. Мышечная перегородка, разделяющая грудную полость от брюшной, участвующая в дыхании.(Диафрагма.)

35.Что значит Приматы? (Первые.)

  1. Самый высокоорганизованный Примат. (Человек.)

  2. Маленький кенгуру Калмыкии. (Тушканчик.)

  3. Самый маленький хищник. (Ласка.)

  4. Самый крупный хищник.(Белый медведь.)

  5. Игольчатый грызун. (Дикобраз.)

  6. Каких зубов нет у грызунов? (Клыков.)

  7. Единственный дикий представитель зайцеобразных в Калмыкии. (Заяц - русак.)

  8. Строит ли убежище летучая мышь? (Нет.)

  9. Дикая полосатая лошадь.(Зебра.)

  10. Сыр из овечьего молока. (Брынза.)

  11. Родоначальник пород домашних овец. (Муфлон.)

  12. Родоначальник пород лошадей. (Тарпан.)

  13. Сумчатый медведь. (Коала.)

  14. Самое скоростное млекопитающее. (Гепард.)

  15. Безволосое ластоногое Животное с длинными клыками. (Морж.)

51 .Чем самцы оленей внешне отличаются от самок? (У них есть

рога.)

  1. Вымершее млекопитающее из отряда хоботных. (Мамонт.)

  2. Самый крупный грызун. (Водосвинка.)

Игра закончилась. Последнее слово предоставляется консультантам викторины.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок-игра "Класс позвоночных животных"

Автор: Петриченко Евгения Дмитриевна

Дата: 19.02.2015

Номер свидетельства: 176064


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства