kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Класс Млекопитающие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: выделить основные признаки животных класса Млекопитающие.

Задачи:

1) показать черты усложнения класса Млекопитающие по сравнению с классом Пресмыкающиеся;

2) продолжить учить делать выводы о взаимосвязи строения организма с условиями существования;

3) расширить знания о систематике животных.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Класс Млекопитающие»

Млекопитающие.



Цель: выделить основные признаки животных класса Млекопитающие.

Задачи:

1) показать черты усложнения класса Млекопитающие по сравнению с классом Пресмыкающиеся;

2) продолжить учить делать выводы о взаимосвязи строения организма с условиями существования;

3) расширить знания о систематике животных.

Оборудование:

Таблицы «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Скелет собаки», «Тип Хордо­вые. Класс Пресмыкающиеся». Инструктивные карточки для работы с текстом. Тексты «Однопроходные».

Класс Млекопитающие

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Вступительное слово о целях и задачах урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с животными класса Млекопитающие.

  • Какие ассоциации у вас вызывает слово «млеко­питающие»? (Питаются молоком, покрыты волосяным покро­вом, теплокровные, другое название – звери.)

  • Где можно встретить млекопитающих?

  • 3. Актуализация знаний. Постановка проблемного вопроса.

Какие прогрессивные черты организации мле­копитающих позволили им занять все основные сре­ды обитания?

Для ответа на этот проблемный вопрос, необхо­димо изучить общую характеристику класса Млеко­питающие.

4. Изучение нового материала

Общая характеристика млекопитающих

Вспомним, по каким пун­ктам мы составляем план характеристики класса животных. Составим структурно-логическую схему.

внешнее строение

внутреннее строение

среда обитания

млекопитающие

значение

происхождение

размножение


Самостоятельно прочитайте статью учебника «Об­щая характеристика класса Млекопитающие» (обра­тите внимание на таблицы) и составьте краткую характеристику класса Млекопитающие.

Сравните строение млекопитающих и пресмы­кающихся. (У пресмыкающихся 6 шейных позвон­ков, туловище располагается близко к поверх­ности земли, так как конечности находятся по бокам туловища, нет коры больших полушарий головного мозга, сердце трехкамерное с непол­ной перегородкой в желудочке, кровь смешива­ется, ячеистые легкие, низкий обмен веществ, непостоянная температура тела. Ограниченное расселение, не активны зимой.)

• В чем проявляются прогрессивные черты орга­низации животных класса млекопитающих по срав­нению с пресмыкающимися?

Прогрессивные черты.

  1. Высокое развитие нервной системы, есть кора больших полушарий головного мозга.

  2. Перемещение конечностей с боков тела под туловище.

  3. Возникновение органов, обеспечивающих раз­витие зародыша в теле матери, и вскармливание де­тенышей молоком.

  4. Появление шерстного покрова.

  5. Полное разделение кругов кровообращения и возникновение теплокровности.

  6. Возникновение альвеолярных легких.
    Вывод: прогрессивные особенности строения млекопитающих позволили им занять все основные среды жизни.



Характеристика класса Млекопитающие


План характеристики

Характеристика

1. Среда обитания.

2. Количество видов.

3. Внешнее строение.

4. Внутреннее строение.

– Особенности строения скелета.

– Особенности строения нервной системы и органов чувств.

– Особенности строения кро­веносной системы.

– Особенности строения дыхательной системы.

5. Размножение.

6. Происхождение.

7. Систематика.

8. Значение.

  1. Обитают в почве, на поверхности земли, в морской и пресной воде.

  2. 4,5 тыс. видов.

  3. Тело покрыто шерстью (волосяной покров).

  4. Внутреннее строение:

– шея подвижная, из 7 позвонков. Ноги под туловищем. Дифференцированные зубы;

– высокий уровень организации нервной системы, есть кора головного мозга. Хорошо развиты органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус;

– кровеносная система замкнутая. Четырехкамерное сердце, два круга кровообращения;

– легкие альвеолярные.

5. Живорождение. Вскармливание молоком, забота о потомстве.

6. Произошли от неспециализированных рептилий 160-170 млн лет назад в мезозойскую эру в триасовый период.

7

Класс Млекопитающие

.


Подкласс Первозвери

Подкласс
Настоящие звери





Отряд
Однопроходные
5 видов: утконос, ехидна, проехидна (3 вида)


Надотряд
Низшие звери
Отряд Сумчатые

Надотряд
Плацентарные
Отряды:
Насекомоядные
Рукокрылые
Грызуны
Зайцеообразные Парнокопытные

Непарнокопытные

Хоботные

Китообразные

Ластоногие

Хищные

Приматы


Систематика млекопитающих

В процессе эволюции млекопитающие раздели­лись на две крупные ветви, одна из которых в конце триаса дала начало однопроходным (утконос, ехид­на), а вторая уже в меловом периоде была пред­ставлена группами высокоорганизованных зверей: сумчатыми (современные представители – кенгуру, коала и др.) и плацентарными (современные пред­ставители – кошка, лошадь и др. ).

Задание классу

Прочитайте текст «Однопроходные», лежащий у вас на столе. Ответьте на вопросы инструктивной карточки.

Однопроходные

Однопроходные не рождают живых детенышей, а откладывают яйца. Кроме того, у них, как у пре­­смыкающихся и птиц, имеется клоака. К однопро­ходным относятся утконос и ехидна, обитающие в Австралии и на прилегающих островах. Однопро­ходные характеризуются очень примитивными чер­тами.

  1. Размножаются посредством откладывания не крупных (около 20 мм в диаметре у утконоса), бога­тых питательным желтком яиц.

  2. Кишечник и мочеполовой синус открываются наружу не самостоятельными отверстиями, а впада­ют в клоаку.

  3. Соски отсутствуют, млечные железы открыва­ются отверстиями на брюшной стороне тела на осо­бом железистом поле, с которого молоко детеныши слизывают.

  4. Плечевой пояс сходен с плечевым поясом пре­смыкающихся.

  5. Температура тела низкая и колеблется от 26° до 34°С.

  6. Только у ехидны имеется выводная сумка-складка кожи на брюхе, в которую открываются
    млечные железы и которая образуется только на время размножения.

  7. Мягкие губы отсутствуют, челюсти покрыты ро­говым клювом.

Инструктивная карточка «Характеристика под­класса Яйцекладущие или Первозвери».

  1. Рассмотрите изображение однопроходного жи­вотного и опишите его внешний вид.

  2. Объясните, почему однопроходных относят к древним млекопитающим.

  3. Объясните, почему однопроходных нельзя от­нести к пресмыкающимся.

  4. Назовите признаки, свидетельствующие о сход­стве однопроходных и пресмыкающихся.

Предполагаемые ответы

  1. Тело покрыто шерстью (у утконоса), иголками (у ехидны), клюв, выводковая сумка.

  2. Примитивные черты строения: клоака, клюв, низкая температура тела, размножаются, отклады­вая яйца, нет сосков и плаценты.

  1. Вскармливают детенышей молоком.

  1. Есть клоака, сходно строение скелета плечево­го пояса.

Значение млекопитающих

1. Значение млекопитающих для человека.

Человек использует млекопитающих как рабочую силу, как сторожей и помощников на охоте. Млекопитающие дают важные продукты питания (мясо и молоко) и огромное количество производимых из них или с их помощью продуктов. Одежду и обувь, а также предметы роскоши, атрибуты этноса (ковры, меха, украшения из кости) человек изготавливает из материалов, которые также дают млекопитающие.

Лечебные сыворотки, прививочная вакцина для борьбы с многими инфекциями изготавливаются из крови млекопитающих. Фармацевтическая промышленность широко использует различные фракции из организмов животных для получения лекарств и общеукрепляющих препаратов. Например, желчь, стекловидное тело, кровь (в гематогене).

История человеческой культуры имеет много примеров, когда животные вдохновляли человека на создание шедевров: поэм, стихов, песен, сказок, художественных полотен и скульптур. На юге Франции в пещере, где находилась стоянка доисторических людей, найдено на стене изображение лошади, сделанное охрой рукой древнего человека. В испанском городе Сантадера имеется памятник корове, так как почти все коренные жители г. Сантадера являются потомками пастухов. Сам же город сейчас – крупнейший центр молочной промышленности.

Совсем недавно жители одного из Канарских островов водрузили на пьедестал верблюда – самого трудолюбивого помощника человека. Скульптурные изображения лошадей – явление само собой разумеющееся. Есть и изваяния осла. В римском парке Боргезе памятник ослу сооружен по случаю сражения итальянцев с австровенгерскими войсками. На одном из пьедесталов стоит итальянский стрелок, на втором – осел, нагруженный воинским снаряжением.

В Швейцарии в монастыре Сент-Себастьян поставлен памятник прославленному псу породы сенбернар Барри, спасшему от снежных завалов и мороза более 100 человек. В С.-Петербурге на территории института вирусологии поставлен памятник собаке – жертве науки во имя жизни и здоровья человека. В г. Урюпинске совсем недавно установлен памятник пуховой козе.

Древнеегипетские сфинксы – доказательство обожествления человеком животных в древности и желание подражать его силе и мощи. На гербах многих городов, в том числе и российских, нашли себе место животные из класса Млекопитающие.

2. Роль млекопитающих в природе.

Целесообразно дать схему, которая поможет лучше усвоить этот материал.

З начение млекопитающих в природе

Участвуют в распространении семян, в естественном возобновлении растительности

Участвуют в рыхлении почвы, в обогащении ее кислородом, органическими и минеральными веществами

Растительноядные звери влияют на рост и развитие растений








Служат кормом для многих животных


Хищные звери регулируют численность других животных; поедая трупы, выполняют санитарную роль







Звери Мордовского края, подлежащие охране.

Домашнее задание

  • ответить на вопросы к параграфу о млекопи­тающих;

  • заполнить таблицу «Сравнительная характери­стика пресмыкающихся и млекопитающих»

Сравнительная характеристика пресмыкающихся и млекопитающих

Черты строения и образ жизни

Пресмыкающиеся

Млекопитающие

Место обитания
Покровы тела
Органы дыхания
Число камер в сердце
Особенности нервной системы
Температура тела
Особенности размножения.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Класс Млекопитающие

Автор: Икрамова Екатерина Владимировна

Дата: 23.04.2024

Номер свидетельства: 649490

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока биологии в 7 классе по теме "Класс Млекопитающие: общая характеристика, среда обитания, внешнее и внутреннее" "
    ["seo_title"] => string(145) "konspiekt-uroka-biologhii-v-7-klassie-po-tiemie-klass-mliekopitaiushchiie-obshchaia-kharaktieristika-srieda-obitaniia-vnieshnieie-i-vnutriennieie"
    ["file_id"] => string(6) "101474"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402418400"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Класс млекопитающих. Конспект урока"
    ["seo_title"] => string(41) "klass-mliekopitaiushchikh-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "314426"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459692272"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Обобщающий урок-игра "Класс Млекопитающие" "
    ["seo_title"] => string(54) "obobshchaiushchii-urok-ighra-klass-mliekopitaiushchiie"
    ["file_id"] => string(6) "151753"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420738327"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Урок-викторина по теме "Класс Млекопитающие". "
    ["seo_title"] => string(50) "urok-viktorina-po-tiemie-klass-mliekopitaiushchiie"
    ["file_id"] => string(6) "171483"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423674027"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Урок биологии 7 класс "Класс млекопитающие, или Звери. Общая характеристика. Внешнее строение" "
    ["seo_title"] => string(109) "urok-biologhii-7-klass-klass-mliekopitaiushchiie-ili-zvieri-obshchaia-kharaktieristika-vnieshnieie-stroieniie"
    ["file_id"] => string(6) "126802"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415212616"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства