kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-викторина по теме "Класс Млекопитающие".

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                       Урок - викторина «Что? Где? Когда?»

                                                              Закрепление по теме: Класс Млекопитающие.

Цель: расширить знание учащихся об особенностях строения пред­ставителей класса Млекопитающие.

Показать зависимость строения животных от их среды обита­ния.

Познакомить учащихся с многообразием млекопитающих.

Ход урока:

Класс поделен на команды по 5-6 человек в каждой. Для каждой группы выбирается капитан. Право первой игры команды определяется по жребию. На обдумывание ответа дается 1 минута.

В случае неправильного ответа в игру вступает другая команда.

Оборудование:

Игровой столик, разбитый на секторы; волчок со стрелкой; конверт с во­просами; эмблемы скрипичного ключа; черный ящик; эмблема игры - сова.

Вопросы для игры готовятся заранее. Из числа учащихся выбирается инициативная группа (2-3 человека для подведения итогов).

Вопрос 1.

Многие считают, что свиньи валяются в грязи потому, что любят грязь, но они с удовольствием купаются и в чистой воде.

Предположите, зачем свиньи купаются в грязи?

Ответ: свиньи таким образом избавляются от паразитов и регулируют температуру тела в жаркое время года.

Вопрос 2.

В связи с приспособленностью животных к среде обитания, изменяется строение конечностей.

Куда легче бежать зайцу: в гору или с горы и почему?

Ответ: под гору, т.к. передние ноги короткие, а задние - длинные. С го­ры он катиться кувырком.

Вопрос 3.

Зимний период, период холодов, для всех живых существ является тя­желым испытанием.

Почему в холодную погоду многие животные спят, свернувшись в клу­бок.

Ответ: Свернувшись, животное значительно уменьшает наружную по­верхность тела, что ведет к уменьшению отдачи тепла.

Вопрос 4.

Во время жары, зноя многие животные прячутся в тень.

А почему в сильную жару собака высовывает язык?

Ответ: Испарение пота с тела животного способствует теплообмену, но потовые  железы у собаки расположены только на подушечках пальцев, по­этому , чтобы увеличить охлаждение-организма в жаркий день, собака широ­ко открывает рот и высовывает язык. Испарение слюны с поверхности языка понижает температуру тела.

Вопрос 5.

Самое маленькое млекопитающее - землеройка съедает за день пищу, превосходящую по массе в 2 - 4 раза его собственную массу. А тигр, имею­щий массу 250 - 300 кг довольствуется 10 - 12 кг мяса в сутки.

Объясните такое несоответствие.

Ответ: Потеря тепла происходит всегда с поверхности тела. У крупных животных при большом объеме тела сравнительно мала общая ею площадь. При уменьшении размеров тела его поверхность убывает медленнее, чем объем, поэтому малые организмы менее экономичны в сохранении тепла, чем крупные.

Вопрос 6.

Многие афоризмы не имеют под собой научной основы.

Правильно ли выражение: топает как слон? Почему?

Ответ: Слон не может топать, так как у него на подошве находятся по­душечки. Он ходит мягко и бесшумно.

Вопрос 7.

Топкие болота, это места, которые для многих крупных животных явля­ются непроходимыми.

Почему лоси могут сравнительно легко бегать по топким болотам?

Ответ: Лось имеет на каждой ноге два копыта, между копытами натяну ­та перепонка. Когда он бежит, то копыта раздвигаются, перепонка натягива­ется, давление тела животного распределяется на сравнительно большую площадь опоры и лось не вязнет.

Вопрос 8.

Одним из основных признаков млекопитающих является дифференциа­ция зубов. Известно, что бобры перегрызают толстые деревья.

Почему зубы бобра не тупятся?

Ответ: зуб бобра состоит из различных слоев по твердости. Когда бобр грызет дерево, то, прочная эмаль, покрывающая верхний участок зуба, испы­тывает большую нагрузку, а остальная более мягкая ткань - меньшую. В ре­зультате весь зуб стачивается равномерно и угол заострения остается неизменимым.

Вопрос 9.

Все знают, что кошки очень живучие существа.

Почему при падении кошка , чаще всего, приземляется на лапы?

Ответ: падающая кошка прижимает лапы и хвост к туловищу, ускоряя этим вращение. Как только она займет положение лапами вниз, она отводит конечности, вращение прекращается, и кошка падает на лапы.

Вопрос 10. «Черный ящик»

Сибирь издавна славиться своими богатствами. Люди, наблюдая приспо­собления животных к защите от морозов, стали одомашнивать и использо­вать их в своих целях.

Какой результат такого использования лежит в «черном ящике»?

Ответ: меховая шапочка.

Вопрос 11.

Лиса, убегая, от преследующей ее собаки, часто спасается тем, что вне­запно делает резкое движение в сторону, когда собака готова уже схватить ее зубами.

Почему собаки трудно поймать лису?

Ответ: лиса внезапно изменяет направление движения, собака некото­рое время по инерции движется в первоначальном направлении. Поэтому ли­са часто спасается от собаки.

Вопрос 12.

Северные олени довольно легко переносят холода.

Почему северные олени не замерзают даже в сильные морозы, что за­щищает их от холода?

Ответ: у оленя надувная шерсть, пустотелые шерстинки наполненные воздухом. Поскольку воздух проводит тепло, то такая шерсть хорошо защи­щает оленя от холода.

Вопрос 13.

Водолазная собака легко вытаскивает тонущего человека из воды. Одна­ко, дотащив до берега, не может даже сдвинуть с места. Почему?

Ответ: в следствие действия выталкивающей силы, тонущий в воде имеет меньшую массу, чем на суше.

Вопрос 14.

Корова и лошадь оказались в заволоченной местности. У кого больше шанцев ее преодолеть и почему?

Ответ: при вытаскивании ног из вязкой почвы под копытами лошадей создается пониженное давление и наружное атмосферное давление затрудня­ет движение ног. У парнокопытных при нажиме на почву копыта раздвигаются, а при вы­таскивании ног сближаются и вокруг них свободно проходит воздух.

Вопрос 15.

Галилео Галилей писал, что лошадь упав с высоты, ломает себе ноги, а кошка остается невредимой после падения с 4-5 метров, а сверчок, упав с вершины башни, как муравей упавший на землю хотя бы из лунной сферы.

Почему насекомые и мелкие звери, падая на землю с большой высоты, остаются невредимыми, а крупные ж и вот н ы е страдают.

Ответ: с уменьшением размеров тела значительно быстрее убывает его объем. Сопротивление движения в воздухе зависит от поверхности падающе­го тела. Поэтому мелкие животные испытывают большее сопротивление, чем крупные, так как у них на единицу' массы приходиться большая поверх­ность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-викторина по теме "Класс Млекопитающие". »

Урок - викторина «Что? Где? Когда?»

Закрепление по теме: Класс Млекопитающие.

Цель: расширить знание учащихся об особенностях строения пред­ставителей класса Млекопитающие.

Показать зависимость строения животных от их среды обита­ния.

Познакомить учащихся с многообразием млекопитающих.

Ход урока:

Класс поделен на команды по 5-6 человек в каждой. Для каждой группы выбирается капитан. Право первой игры команды определяется по жребию. На обдумывание ответа дается 1 минута.

В случае неправильного ответа в игру вступает другая команда.

Оборудование:

Игровой столик, разбитый на секторы; волчок со стрелкой; конверт с во­просами; эмблемы скрипичного ключа; черный ящик; эмблема игры - сова.

Вопросы для игры готовятся заранее. Из числа учащихся выбирается инициативная группа (2-3 человека для подведения итогов).

Вопрос 1.

Многие считают, что свиньи валяются в грязи потому, что любят грязь, но они с удовольствием купаются и в чистой воде.

Предположите, зачем свиньи купаются в грязи?

Ответ: свиньи таким образом избавляются от паразитов и регулируют температуру тела в жаркое время года.

Вопрос 2.

В связи с приспособленностью животных к среде обитания, изменяется строение конечностей.

Куда легче бежать зайцу: в гору или с горы и почему?

Ответ: под гору, т.к. передние ноги короткие, а задние - длинные. С го­ры он катиться кувырком.

Вопрос 3.

Зимний период, период холодов, для всех живых существ является тя­желым испытанием.

Почему в холодную погоду многие животные спят, свернувшись в клу­бок.

Ответ: Свернувшись, животное значительно уменьшает наружную по­верхность тела, что ведет к уменьшению отдачи тепла.

Вопрос 4.

Во время жары, зноя многие животные прячутся в тень.

А почему в сильную жару собака высовывает язык?

Ответ: Испарение пота с тела животного способствует теплообмену, но потовые железы у собаки расположены только на подушечках пальцев, по­этому , чтобы увеличить охлаждение-организма в жаркий день, собака широ­ко открывает рот и высовывает язык. Испарение слюны с поверхности языка понижает температуру тела.

Вопрос 5.

Самое маленькое млекопитающее - землеройка съедает за день пищу, превосходящую по массе в 2 - 4 раза его собственную массу. А тигр, имею­щий массу 250 - 300 кг довольствуется 10 - 12 кг мяса в сутки.

Объясните такое несоответствие.

Ответ: Потеря тепла происходит всегда с поверхности тела. У крупных животных при большом объеме тела сравнительно мала общая ею площадь. При уменьшении размеров тела его поверхность убывает медленнее, чем объем, поэтому малые организмы менее экономичны в сохранении тепла, чем крупные.

Вопрос 6.

Многие афоризмы не имеют под собой научной основы.

Правильно ли выражение: топает как слон? Почему?

Ответ: Слон не может топать, так как у него на подошве находятся по­душечки. Он ходит мягко и бесшумно.

Вопрос 7.

Топкие болота, это места, которые для многих крупных животных явля­ются непроходимыми.

Почему лоси могут сравнительно легко бегать по топким болотам?

Ответ: Лось имеет на каждой ноге два копыта, между копытами натяну ­та перепонка. Когда он бежит, то копыта раздвигаются, перепонка натягива­ется, давление тела животного распределяется на сравнительно большую площадь опоры и лось не вязнет.

Вопрос 8.

Одним из основных признаков млекопитающих является дифференциа­ция зубов. Известно, что бобры перегрызают толстые деревья.

Почему зубы бобра не тупятся?

Ответ: зуб бобра состоит из различных слоев по твердости. Когда бобр грызет дерево, то, прочная эмаль, покрывающая верхний участок зуба, испы­тывает большую нагрузку, а остальная более мягкая ткань - меньшую. В ре­зультате весь зуб стачивается равномерно и угол заострения остается неизменимым.

Вопрос 9.

Все знают, что кошки очень живучие существа.

Почему при падении кошка , чаще всего, приземляется на лапы?

Ответ: падающая кошка прижимает лапы и хвост к туловищу, ускоряя этим вращение. Как только она займет положение лапами вниз, она отводит конечности, вращение прекращается, и кошка падает на лапы.

Вопрос 10. «Черный ящик»

Сибирь издавна славиться своими богатствами. Люди, наблюдая приспо­собления животных к защите от морозов, стали одомашнивать и использо­вать их в своих целях.

Какой результат такого использования лежит в «черном ящике»?

Ответ: меховая шапочка.

Вопрос 11.

Лиса, убегая, от преследующей ее собаки, часто спасается тем, что вне­запно делает резкое движение в сторону, когда собака готова уже схватить ее зубами.

Почему собаки трудно поймать лису?

Ответ: лиса внезапно изменяет направление движения, собака некото­рое время по инерции движется в первоначальном направлении. Поэтому ли­са часто спасается от собаки.

Вопрос 12.

Северные олени довольно легко переносят холода.

Почему северные олени не замерзают даже в сильные морозы, что за­щищает их от холода?

Ответ: у оленя надувная шерсть, пустотелые шерстинки наполненные воздухом. Поскольку воздух проводит тепло, то такая шерсть хорошо защи­щает оленя от холода.

Вопрос 13.

Водолазная собака легко вытаскивает тонущего человека из воды. Одна­ко, дотащив до берега, не может даже сдвинуть с места. Почему?

Ответ: в следствие действия выталкивающей силы, тонущий в воде имеет меньшую массу, чем на суше.

Вопрос 14.

Корова и лошадь оказались в заволоченной местности. У кого больше шанцев ее преодолеть и почему?

Ответ: при вытаскивании ног из вязкой почвы под копытами лошадей создается пониженное давление и наружное атмосферное давление затрудня­ет движение ног. У парнокопытных при нажиме на почву копыта раздвигаются, а при вы­таскивании ног сближаются и вокруг них свободно проходит воздух.

Вопрос 15.

Галилео Галилей писал, что лошадь упав с высоты, ломает себе ноги, а кошка остается невредимой после падения с 4-5 метров, а сверчок, упав с вершины башни, как муравей упавший на землю хотя бы из лунной сферы.

Почему насекомые и мелкие звери, падая на землю с большой высоты, остаются невредимыми, а крупные ж и вот н ы е страдают.

Ответ: с уменьшением размеров тела значительно быстрее убывает его объем. Сопротивление движения в воздухе зависит от поверхности падающе­го тела. Поэтому мелкие животные испытывают большее сопротивление, чем крупные, так как у них на единицу' массы приходиться большая поверх­ность.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок-викторина по теме "Класс Млекопитающие".

Автор: Ахтырская Нина Владимировна

Дата: 11.02.2015

Номер свидетельства: 171483


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства