II. Проверка знаний по предыдущей теме. Игровое задание «Динозавр» по теме «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся» (см. Приложение 1) — Знания, полученные при изучении пресмыкающихся, будут необходимы при изучении нового материала. Выполним задание, чтобы убедиться в хорошем качестве ваших знаний по предыдущей теме (№ 3). | Предлагает выполнить задание на карточке. Необходимо выбрать правильный ответ и соединить точки в указанной последовательности. После того как ребята сдали работы, показывает правильный ответ. | Быстро с большим интересом приступают к заданию, так как подобные они уже выполняли ранее. |
IV. Изучение нового материала. Мотивационный этап. Загадки(№ 7): — Верст не считал, по дорогам не ездил, а за морем бывал (№ 8). — Кто два раза родился: в первый раз гладкий, во второй раз мягкий? (№ 9) — Рук нет, а строить умеет (№ 10). — О чем сегодня пойдет речь, вы уже догадались. Да, речь пойдет о птицах. На Земле существует свыше восьми тысяч шестисот видов птиц, а ученые до сих пор открывают новые, неизвестные прежде виды. Общее число птиц, летающих, плавающих или бегающих по просторам Земли, превышает сто миллиардов. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытый образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. При изучении новой темы вы должны узнать много нового о птицах, которые окружают нас, о том, какое они имеют значение в природе и жизни человека (№ 11). Задачи урока. — Сегодня вы узнаете об особенностях строения, жизнедеятельности и организации птиц, приспособлении их к полёту (№ 12) Исполнительная часть. а) Внешнее строение птиц. — По каким признакам птицы отличаются от других позвоночных? — Что общего между птицами и пресмыкающимися? Сравнить вымершего представителя — археоптерикса с птицами и пресмыкающимися (№ 14-15, рис. 115 на с. 139 учебника) — Где и каких птиц можно встретить в природе? — Из каких частей состоит тело птицы? Какую форму имеет туловище? Какое значение имеет такая форма? (№ 16) — Чем отличается голова и шея птиц от пресмыкающихся? — Какие органы расположены на голове птиц? Какие функции выполняет клюв? Особенности строения глаз. (№ 17) — О чем идет речь (№ 18): (№ 20) — Чем покрыто тело птицы? (№ 21) б) Лабораторная работа «Изучение внешнего строения птиц» (№ 22) Инструкция на с.136 учебника. По результатам работы выполняются задания 3, 5 и 6 на с. 65 рабочей тетради. (№ 23-25) в) Особенности внутреннего строения птиц (№ 26) Скелет облегчен, малоподвижен и образует жесткую конструкцию, кости тонкие, заполненные воздухом. Передняя конечность — опора для маховых крыльев. Часть костей срослась для придания прочности. На грудной кости есть киль, для прикрепления грудных мышц (№ 27). — Птиц иногда в шутку называют “горячими ящерицами”. Почему? Теплокровные животные с интенсивным обменом веществ. (№ 28). г) Особенности размножения и развития птиц (№ 30-32) | Загадывает загадки. Обеспечение мотивации деятельности учащихся. Постановка задачи и запись темы урока на доске. Демонстрирует чучела, таблицы и предлагает, внимательно рассмотрев внешнее строение птицы, ответить на вопросы. Наводящими вопросами подводит учащихся к правильным и полным ответам. Дополняет ответы учащихся. Постановка задачи. Контролирует действия учащихся. Объяснение учителя с использованием скелета птицы, таблиц и рисунков Создание проблемной ситуации. Помогает ответить на вопрос Объяснение учителя с элементами беседы; демонстрация модели «Строение яйца птицы» | Отгадывают загадки. Проявление интереса к изучению новой темы. Восприятие задачи урока, запись темы урока в тетради. Отвечают на вопросы С интересом отгадывают загадки. Для знакомства с особенностями строения перьевого покрова птиц, учащиеся выполняют лабораторную работу и задания в рабочей тетради. Записывают вывод. Слушают учителя, с интересом рассматривают скелет птицы Пытаются ответить на вопрос. Слушают учителя. |