Тема: Химический состав клетки
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.
Цель: изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.
Задачи:
– образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.
– развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
– воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
– знать химический состав клетки;
– рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;
– уметь отличать органические вещества от неорганических.
Метапредметные:
– регулятивные:
– самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
– участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
– коммуникативные:
– обсуждать в рабочей группе информацию;
– слушать товарища и обосновывать свое мнение;
– выражать свои мысли и идеи.
– познавательные:
– работать с учебником;
– находить отличия;
– составлять схемы-опоры;
– работать с информационными текстами;
– объяснять значения новых слов;
– сравнивать и выделять признаки;
– уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
– осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
– устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
– оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД.
- Продолжить формирование умения работать с учебником.
- Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
- Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД.
- Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
- Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
- Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД.
- Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
- Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
- Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.
- Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД.
- Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
- Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
Основные термины и понятия: Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли. Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры.
Ход урока
I. Мотивация.
Ребята, добрый день!
Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.
Ребята, Вы, наверно не раз слышали выражение “Химия вокруг нас”. На мой взгляд, это утверждение не совсем точное, поскольку химия не только вокруг нас, но и … (внутри нас). Верно. Теперь ответь еще на один вопрос, который поможет сформулировать тему сегодняшнего урока.
Все живые организмы состоят из … (клеток). Правильно.
Так какова же тема сегодняшнего урока? (Версии детей.)
Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.
Тема урока “Химический состав клетки”.
Вспомним материал прошлого урока
Какие признаки имеет живой организм?
Как называется мельчайшая еденица живого?
Карточка 1.
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа.
1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:
а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт; г) лизосома.
2. Клеточная стенка имеется у клетки:
а) растительной; б) бактериальной; в) животной.
3. Органоид, который является источником энергии:
а) митохондрия; б) аппарат Гольджи; в) вакуоль; г) ядро.
4. Какой клетки характерен процесс фагоцитоза:
а) вирусы; б) животной; в) растительной; г) бактерии.
5. Как называется среда клетки внутри которой происходят обменные процессы:
а) ядро; б) цитоплазма; в) вода; г) ЭПС.
Карточка 2.
1. Выбери правильный ответ.
1. Клеточная оболочка не характерна для:
а) растений, б) животных, в) грибов.
2. Растительная клетка отличается от животной наличием:
а) рибосом, б) хлоропластов, в) митохондрий.
2. Допиши.
Для передвижения некоторые одноклеточные животные используют специальные приспособления в виде…. ложноножек или псевдоподобий, ресничек, жгутиков.
Карточка 1.
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа.
1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:
а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт; г) лизосома.
2. Клеточная стенка имеется у клетки:
а) растительной; б) бактериальной; в) животной.
3. Органоид, который является источником энергии:
а) митохондрия; б) аппарат Гольджи; в) вакуоль; г) ядро.
4. Какой клетки характерен процесс фагоцитоза:
а) вирусы; б) животной; в) растительной; г) бактерии.
5. Как называется среда клетки внутри которой происходят обменные процессы:
а) ядро; б) цитоплазма; в) вода; г) ЭПС.
Карточка 2.
1. Выбери правильный ответ.
1. Клеточная оболочка не характерна для:
а) растений, б) животных, в) грибов.
2. Растительная клетка отличается от животной наличием:
а) рибосом, б) хлоропластов, в) митохондрий.
2. Допиши.
Для передвижения некоторые одноклеточные животные используют специальные приспособления в виде…. ложноножек или псевдоподобий, ресничек, жгутиков.
Карточка 1.
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа.
1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:
а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт; г) лизосома.
2. Клеточная стенка имеется у клетки:
а) растительной; б) бактериальной; в) животной.
3. Органоид, который является источником энергии:
а) митохондрия; б) аппарат Гольджи; в) вакуоль; г) ядро.
4. Какой клетки характерен процесс фагоцитоза:
а) вирусы; б) животной; в) растительной; г) бактерии.
5. Как называется среда клетки внутри которой происходят обменные процессы:
а) ядро; б) цитоплазма; в) вода; г) ЭПС.
Карточка 2.
1. Выбери правильный ответ.
1. Клеточная оболочка не характерна для:
а) растений, б) животных, в) грибов.
2. Растительная клетка отличается от животной наличием:
а) рибосом, б) хлоропластов, в) митохондрий.
2. Допиши.
Для передвижения некоторые одноклеточные животные используют специальные приспособления в виде…. ложноножек или псевдоподобий, ресничек, жгутиков.
III. Актуализация нового материала.
Выписать из учебника вещества клетки и составить схему.
Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение.
Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав.
Вещества, из которых состоят клетки разнообразны. Из 109, имеющихся в природе химических элементов в составе клеток можно найти 80. Но большинство этих элементов встречается в виде химических веществ.
Из чего состоят химические вещества? (Из атомов.)
Все вещества клетки можно разделить на органические и неорганические?
Неорганические вещества – это вода и минеральные соли. Вы наверняка слышали, что человек на 80% состоит из воды. В клетках растений также есть вода в среднем около 60%.
запишем
Роль воды в клетке:
- Вода обеспечивает транспорт веществ в клетке.
- Входит в состав цитоплазмы.
- Составляет основу клеточного сока.
Биологический диктант:
1. Какое вещество используют для определения содержания крахмала. (Йод.)
2. Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса. (Сахар.)
3. Химический элемент, содержание которого в клетке 17%. (Углерод.)
4. Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (Крахмал.)
5. Общее название солей, содержащихся в клетке. (Минеральные.)
6. Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии. (Жиры.)
7. Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли. (Неорганические.)
8. Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки. (Белки.)
9. Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? (Тесто.)
10. Растительный белок, оставшийся после промывания теста. (Клейковина.)
11. Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода. (Синий.)
12. Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал. (Клубень.)
VI. Домашнее задание.
Всем:
Параграф §6, вопросы на странице 39
На выбор:
- Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.
- Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие масличные растения используют люди в разных странах?
- Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы?
- Используя ресурсы Интернет и дополнительную литературу, подготовьте сообщения об отраслях промышленности, где человек использует различные вещества растительных клеток.
Тема: Химический состав клетки
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.
Цель: изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.
Задачи:
– образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.
– развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
– воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.