1. | Организационный момент, Включающий: - постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, что бы их дальнейшая работа на уроке была эффективной); -определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; - описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учётом реальных особенностей класса, с которым работает педагог; | Здравствуйте! Садитесь. Начинаем урок биологии. Сколько учеников присутствует на уроке? Проверьте учебные принадлежности! |
2. | Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий: - определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися); - определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; - описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач; - описание критериев достижение целей и задач данного этапа урока; - определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удаётся достичь поставленных целей; - описание методов организации совместной деятельности учащихся с учётом особенностей класса, с которым работает педагог; - описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса; - описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса. | На прошлом уроке мы познакомились с историей изучения клетки и с основным положениями клеточной теории. Благодаря созданию клеточной теории, стало ясно, что клетка – это элементарная структурная единица всех живых организмов. На основе клеточной теории в середине 19 века возникла цитология – наука, изучающая структуру и функции клетки. Дальнейшие успехи науки о клетке связаны с усовершенствованием приборов и развитием физических и химических методов исследований. Помните, что все знания, которые вы получите по данной теме, будут необходимы вам для успешной сдачи зачета. Обратите внимание: на доске подготовлена таблица «Вклад ученых в развитие учения о клетке». По очереди вы выходите к доске и вносите даты открытия, фамилии ученых и устно рассказываете об их вкладе в развитие учения о клетке. За каждый правильный ответ вы получаете балл. В конце урока подведем итог. Клеточная теория оказала огромное влияние на развитие современной биологии и формирование современной естественно – научной картины мира. Перечислите основные положения современной клеточной теории. (Комментирую ответы учащихся и выставляю баллы). |
3. | Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: - постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); - определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; - изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом); - описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; - описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учётом особенностей класса, в котором работает педагог; - описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу; - описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала. | Клетки могут существенно различаться по форме и размерам, а также по химическому составу. Несмотря на то, что клетки могут отличаться по форме и размерам в зависимости от выполняемых ими функций, но элементы, входящие в их состав, одинаковы. Тема урока: «Химическая организация клетки. Неорганические вещества». Вы должны знать основные химические элементы и соединения, входящие в состав клетки и их значение в клетке; уметь объяснять особенности строения молекул воды в связи с ее ролью в жизнедеятельности клетки; приводить доказательства материального единства мира на основе знания о химическом составе клеток. Информация, полученная на данном уроке, вам необходима для выполнения тестов на следующем занятии и , конечно же, для сохранения своего здоровья. - Что вы знаете о химическом составе клеток? - Каково значение минеральных солей в клетке? Приведите примеры возникновения нарушений в организме живых организмов в связи с изменением количества минеральных солей в их клетках. - Каково значение воды в жизни человека? Строки стихотворения М.Дудника: Говорят, что из восьмидесяти процентов воды состоит человек, Из воды, добавлю, родных его рек, Из воды, добавлю, дождей, что его напоили, Из воды, добавлю, из древней воды родников, Из которых деды и прадеды пили. Примеры содержания воды в различных клетках организма: -в молодом организме человека или животного – 80 % от массы клетки; - в клетках старого организма 60%; - в головном мозге 85%; - в клетках эмали зубов до 15 %. При потере 20 % воды у человека наступает смерть. Чем определяется различие в содержании воды в клетках? (Учащиеся анализируют факты и делают вывод о соответствии содержания воды, интенсивности процесса обмена веществ). Изучение нового материала идет по следующему плану: Химическая организация клетки. (При изложении данного материала использую таблицу «Химические соединения, содержащиеся в живых организмах») Неорганические вещества, входящие в состав клетки. (Демонстрирую опыты, характеризующие свойства воды, использую информацию с компакт - диска «Биология . 9 класс КиМ» и по ходу объяснения начинаем заполнять таблицу «Неорганические вещества») Минеральные соли. (Сообщения детей с дополнительной информацией о заболеваниях, возникающих в связи с отсутствием в пище какого либо из биологически важных элементов; используя материал учебника стр. 104 -107, ученики заполняют графу «Минеральные соли» в таблице «Неорганические вещества»). По окончании работы провожу обсуждение занесенных в таблицу данных и выставляю баллы за проделанную работу. |
4. | Закрепление учебного материала, предполагающее: - определение конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока) - определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; - описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. | Насколько хорошо вы усвоили данный материал, сможете проверить, решив задачу: В ясный весенний день температура воздуха + 10 градусов по С, влажность 80 % , будут ли ночью заморозки? Выполнение задания №4 стр. 50 в тетради на печатной основе. Формулирование вывода по теме о том, что живые существа состоят из тех же химических элементов, что и неживые тела, но в организмах есть молекулы веществ, характерные только для живого. Выставление и комментирование оценок с учетом полученных баллов. Рефлексия. Перед вами листочки с вопросами, на которые вы должны ответить. 1. Какой вопрос для вас оказался трудным? 2. О чем более подробно вы бы хотели узнать? ( На основе данных ответов провожу корректировку учебного материала) |
5. | Задание на дом, включающее: - постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); - определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом; - определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. | Для прочного усвоения данного материала дома выучите записи в тетради, соответствующий материал в учебнике параграф 21, стр. 104 - 107 , подумайте над вопросом: «Почему вода – сама жизнь?» По желанию найти дополнительный материал о белках. Проконтролировать успешность усвоения материала вы можете, ответив на вопросы параграфа стр. 107. |