Немного истории
Наша школа начала свою работу в 1963 г. как школа для детей с ослабленным здоровьем. Учитывая специфику образовательного учреждения, уже весной 1964 г. был разбит розарий ,и двор утопал в цветах. Несколькими годами позже под руководством Аси Леонидовны Чуркиной начал закладываться дендропарк: по периметру школьного двора высажено было более 200 тополей (тополь пирамидальный, тополь серебристый), забор превратился в зеленую изгородь из дикого винограда, внутри двора посажены ясень, белая акация (робиния).В 1977-79г. здание школы расширилось, и, практически, вся территория школьного двора превратилась в дендропарк.Директором школы в эти годы работала Раиса Петровна Соболевская, а старшим вожатым-Познин Михаил Федорович ( ныне воспитатель) .С 1979 по 2010 г. директором школы работал Юрий Львович Зак . Он сделал очень много для сохранения и облагораживания территории пришкольного двора. В зеленой изгороди появилась спирея, лавровишня, а внутри зазеленели мини-рощицы: каштановая (каштан конский), ореховая ( орех грецкий), из акаций ( караганы и робинии). По левой стороне дорожки к столовой встали каштаны, а на полянке справа под окнами спален детей склонились ивушки (ива плакучая), приветствуя вечнозеленую тую и сладкую шелковицу. А кусты шиповника (розы дикой) розовым облачком привлекали шмелей и пчел. Нашли свое место любимые донскими жителями сладкие душистые жерделы.Школьный двор интерната радовал своей красотой не только детей и работников, но и всех жителей микрорайона. Его весенняя буйная зелень с желтыми полянками чистяка весеннего, голубыми озерцами подснежников (камассии), фиалки кавказской сменялась на благоухание цветущей белой акации, каштанов, сирени,роз, тюльпанов, ирисов, нарциссов, посаженных заботливыми руками взрослых и детей. С приходом лета двор завораживал всех зорькой, бархатцами, пионами, ромашкой, астрой, цинией, львиным зевом, петуньей. На фоне золота осенней листвы яркими букетами стояли дубки ( хризантемы мелкоцветные), ягоды шиповника разбросались красными бусами. Древесные формы из-за сложных климатических условий (заморозки, недостаток влаги) погибали, но весной и осенью подсаживались новые, и двор всегда оставался зеленым оазисом. С 2010 г. директором школы работает Наталья Станиславовна Булохова. Педагогический коллектив отличает творческий подход к обучению и воспитанию — продолжение заложенного принципа. Активно используются самые разные технологии. Но особое место занимают здоровьесберегающие, они интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.
Задача школы — не «дотянуть» ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо.
И здоровье здесь играет не последнюю роль. Учитывая, что у больных и неграмотных в вопросах здоровья родителей не может быть здоровых детей, сохранение здоровья школьников — это и закладка фундамента благополучия следующих поколений. Поэтому одним из востребованных методов становится проектная деятельность экологической направленности.
Клумба – это небольшой симметричный цветник в виде геометрических фигур (круга, овала, квадрата, треугольника, трапеции).
Центральное место занял красочный зонтик из цветного пластика с посаженными по малой окружности низкорослыми ирисами садовыми фиолетовой окраски. В самом зонтике высажена ампельная петунья контрастных цветов ( красного и белого). Клумба была засеяна газонной травой «Партерная». Именно этот сорт травы соответствует условиям затененности и ее высота не превышает 20 см, что не требует постоянного контроля газонокосилкой (что для школы немаловажно). Две боковые клумбы засажены были по периметру раннецветущими ирисами и тюльпанами, а в центральной части высажены пионы. Дорожки засыпаны гравием, клумбы ограничены садовыми бордюрами. При этом сохранены росшие во дворе куст жасмина и дерево тутовника декоративного.
Альпийская горка – или альпинарий, каменистый сад фантазийного стиля, получивший широкое распространение в конце XIX - начале XX в., его назначение – показ флоры альпийских высокогорий. Впоследствии в них стали выращивать также и иные растения, напоминающие по своему облику горные. Сейчас такие сооружения в первозданном виде практически не встречаются. Современная интерпретация альпинария – «каменистая горка»
Декоративные камни, ель, барвинок, пырей декоративный, хоста, самшит, касатики, каменная роза, камасии.
Рокарии – каменистые участки, где декоративные растения сочетаются с камнями (иногда водоемами). Подразделяются на три категории. Подразделяются на три категории: ландшафтные – моделирующие вид какого-либо горного или иного природного образования и соответствующего ему растительного сообщества; художественные (фантазийные) – создающие выдуманный или идеализированный образ горной местности; коллекционные – построенные исключительно для выращивания растений.
В нашей разработке ландшафтный рокарий. В нем высажены туя, вейера, самшит, можжевельник, иглица кавказская, фиалка кавказская, ландыш лесной.
Кроме клумбы, рокария и горки ребята вместе с взрослыми оживили наш двор кустами форзиции, оленерога и деревцами яблоньки. Весной они радуют нас ароматами и кружевом нежно розовых ( яблонька) и желтых (форзиция) цветов.
С большим интересом воспитанники нашей школы подошли к оформлению газонов. Были высажены однолетние цветущие культуры: петунья, бархатцы, сальвия, зорька, фиалка трехцветная, ампельная петуния, посеяна газонная трава.
Особенное внимание уделялось многолетним культурам как определяющим и формирующим ландшафтный дизайн проекта на долгосрочный период. Такими культурами стали розы, юкки, хосты, туи, казачий можжевельник, форзиция, тюльпаны, ирисы, лилейники. Особенно трудоемки работы по уходу за растениями: систематически необходимо поддерживать влагу на газонах и в клумбах, обеспечивать дыхание корням рыхлением, подкармливать растения через внесение удобрений, делать сезонную обрезку древесных форм, лечить от мучнистой росы и др.
В работе приняли участие все воспитанники нашей школы под руководством учителей: Яценко А.В.(учитель биологии), Мойсеенко В.Н.(учитель немецкого языка), Сукач А.Л. (учитель географии), педколлектив и сотрудники.
Особенно трудоемки работы по уходу за растениями: систематически необходимо поддерживать влагу на газонах и в клумбах, обеспечивать дыхание корням рыхлением, подкармливать растения через внесение удобрений, делать сезонную обрезку древесных форм, лечить от мучнистой росы и др.
Неоценимую помощь в приобретении растений для озеленения пришкольного участка оказало МУП «Зелёный город». Активное участие в озеленении принимали родители, а также попечительский совет школы. На занятиях кружков прикладного цикла были изготовлены малые архитектурные формы с элементами кашпо: «Радужный зонтик» , «Собачка на полянке», «Казачка с ведрами у плетня», «Колодец,» «Костер памяти»