Урок состоит из 2-х частей( биология и психология) и предназначен для учащихся 8-х классов общеобразовательных школ и школ-интернатов. Апробация урока проведена в 8-м классе школы-интерната №18 г. Таганрога. Продолжительность-45 мин. в ходе урока реализуются цели: установить физиологический механизм восприятиязапахов, определитьвлияние ароматов на психо-физиологическое состояние, психическое состояние человека.проводится поисково-исследовательская работа в группах по паспознаванию растений с помошью анализаторов. Психолог проводт эксперимент повоздействию ароматов на психо-эмоциональное состояние.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Как лечит нас природа" »
Урок по теме « Как нас лечит природа»
Общие данные: Урок состоит из 2-х частей (биологической и психологической) и предоставлен для учащихся 7–9 классов общеобразовательных школ и школ-интернатов. Апробация урока проведена в 2013 году в 8 классе школы-интерната №18 г. Таганрога.
2. Определение влияния ароматов на психоэмоциональное состояние человека.
3. Воспитание чувства любви к малой родине – Донскому краю.
Задачи: 1. Определить степь посредством анализаторов.
2. Распознать степные растения и указать на их использование в лечебных целях.
3. Изучить материальную основу механизма восприятия запахов и формирования ответной реакции на них.
4. Установить влияние ароматов на организм человека через эксперимент.
Форма работы: групповая.
Методы: 1. иллюстративный
2. поисково-исследовательский
3. ИКТ
4. эксперимент.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, пакетики засушенных трав, набор ароматических масел, бумага, фломастеры, карандаши, таблицы курса «Биология. Человек.8кл.»
План: 1. Определение степной зоны.
2. Поисково–исследовательская работа в группах на распознавание степных растений и их использование в лечебных целях.
3. Усвоение механизма возникновения ощущения запахов.
4. Постановка эксперимента: воздействие ароматов на психо-физиологическое и эмоциональное состояние человека.
Ход урока.
Вступительное слово учителя. Дорогие друзья, сегодня мы проводим наше занятие вдвоём: Яценко А.В., учитель биологии, и Бабич Н.В., психолог.
Тема, которой посвящена наша сегодняшняя встреча, очень интересна и актуальна: « Ароматы в нашей жизни».
Слайд 1. Тема
Цели нашего урока:
1. Установить физиологический механизм восприятия запахов .
2. Определить влияние ароматов на психоэмоциональное состояние человека.
Слайд 2. Цели урока
Итак, мы начинаем. (Учитель на фоне музыки произносит слова М. А. Шолохова о степи): «Люблю гулять по нашей бескрайней степи, вдыхать терпкий запах полыни и чабреца, любоваться широкими, но такими родными сердцу просторами». Ребята, а как называется наша малая родина?
Ученик: Мы живём в Ростовской области, в степном краю Тихого Дона.
Учитель: Как вы можете определить, что находитесь в степи?
Ученик: Мы можем установить это с помощью наших анализаторов: зрительного, слухового, обонятельного.
Учитель: Какую же информацию даёт зрительное восприятие?
Ученики: 1-й: Степь Донскую мы сразу узнаем, как только видим необъятный простор: всегда виден горизонт, типчаково-ковыльная растительность (особенно красивы серебристые волны ковыля весной, полынь, чертополох).
Слайд 3 (открытый простор степи)
2-й: В степи растут и кустарниковые формы: барбарис, дикая роза-шиповник, боярышник, дикая слива, тёрн, сибирок, калина.
Слайды 4. Мультислайд с растениями
3-й: Флора представлена и деревьями, они чаще растут в балках и на их склонах: дикая вишня, дикая яблоня, дикая груша, липа, дуб, берёзки, клёны, тополя, вербы.
Слайд 5. Цветущая яблоня
Учитель: Хорошо. Мы вспомнили эти сведения из курса ботаники. Ну а как ещё вы можете определить своё нахождение в степи?
Ученик: Если тёплый период – по песне жаворонка. А в любое время года – по шуму степного ветра. Эту информацию воспринимает слуховой анализатор.
Учитель: Закройте глаза, послушайте.
Слайд 6. Степь.
Ролик с шумом ветра.
Но информация, представление о степи были бы не полными, если бы мы не чувствовали запаха степи. Чем же пахнет степь в вашем восприятии?
Ученики: 1-й: Я сразу чувствую горьковато-терпкий привкус - его дают полынь, тысячелистник (ученик рассказывает коротко о них, об их использовании донскими казаками в быту, в хозяйстве, в лечебных целях).
Слайд 7. Тысячелистник, полынь.
2-й: Тысячелистник и ромашка тоже придают запаху степи терпкость и горечь (рассказывает о них).
3-й: А мне нравится степной армат чабреца (чебурок, чебрец, тимьян ползучий). У нас в хуторе его собирают во время цветения - на церковный православный праздник Троицу. Существует поверье, что собранный в этот день чабрец обладает не только лечебными свойствами, но и изгоняет из куреней злые силы. Казачки раскладывали его на подоконниках, посыпали им земляной пол. Отвары чабреца лечат простуду и пьются как чай.
Слайд 8. Чабрец, шалфей, душица.
4-й: Сильный, приятный, терпковатый аромат даёт и шалфей остепнённый, он растёт полянками, мы его называем – василёк. Его фиолетовые метёлочки источают сильнейший запах в жаркий летний полдень. Отвары казаки использовали для укрепления дёсен, от боли в зубах, для остановки кровотечений в кишечнике.
5-й: Очень приятный запах в степи во время цветения липы и душицы, которые растут по балкам. Липовый цвет используют как чай от кашля. Душица - женская трава, её используют в виде чая, как успокоительное средство, по преданиям, она навевает девушкам вещие сны. Её кладут под подушку и загадывают сон. Растёт по балкам мужская трава – зверобой, она излечивает заболевания мочеполовой системы.
Слайд 9. Лазорик.
6-й: А вот тонкий, завораживающий запах даёт в степи лазорик – степной тюльпан. Его лепестки сушили и клали между рамами окон в куренях для красоты. Использовали отвар лепестков для остановки кровотечения.
7-й: Тонко-медовый аромат даёт цветущая акация. Донник лекарственный - жёлтый используется как противовоспалительное средство. Это растения – медоносы.
Слайд 10. Акация и донник.
Учитель: Мы узнали много интересного о растениях родной степи, издающих запахи. Ну а что же происходит в организме? Что позволяет нам чувствовать эти запахи? Наша с вами задача: установить механизм восприятия запахов и узнать, как формируется ответная реакция на них.
Скажите, что является материальной основой любого рефлекса?
Ученик: В основе лежит рефлекторная дуга.
Учитель: Вспомним её строение. Озвучьте обозначения на схеме.
Учитель:Запах дают химические вещества эфиры. Они летучи, испаряются при определённой температуре из нектарников, находящихся глубоко в цветках. Молекулы эфира - химический раздражитель - попадают на слизистую оболочку мозга, воспринимаются рецепторами. Раздражение преобразуется в возбуждение и в виде биоэлектрических импульсов мгновенно распространяется по отросткам чувствительного нейрона. Информация попадает в ЦНС, в кору головного мозга, в центр обоняния. Здесь происходит обработка полученной информации, и мы получаем полную характеристику запаха, в ЦНС происходит переключение через вставочный нейрон на двигательный нейрон, по центробежному пути идёт «приказ» – ответная реакция к «рабочему органу», например: сорвать цветок и подарить его, поставить букет в вазу, вынести сильно пахнущую лилию из спальни. И во второй части нашего урока мы увидим, как реагирует наш организм на запах.
Слайд 12. Практическая часть.
Психолог. Тема нашего занятия – «Ароматы в нашей жизни», и следующая его часть посвящена исследованию влияния запахов на эмоциональное состояние человека. А как вы думаете, зависит ли наше настроение, самочувствие от ароматов, которые мы вдыхаем? Приведите примеры.
(Учащиеся выдвигают версии, приводят примеры).
Психолог. Даже память о запахе может вызвать определенные ассоциации. Например, какие ассоциации у вас возникают при вдыхании аромата мандарина? Какие переживания вызывает у вас запах пота? А о чем вам напоминает запах чабреца, душицы?
Слайд13 мандарины. (Ученики приводят ассоциации).
Давайте теперь рассмотрим, как же влияют запахи на наше психоэмоциональное состояние. Я приглашаю одного из вас выйти и встать напротив ребят. Сейчас я дам вам понюхать два запаха. Ваша задача – вдыхая аромат, отследить возникающие чувства, ощущения в теле.Класс в это время наблюдает за проявлениями реакции на запахи (что происходит с мимикой).
(Добровольцу предлагается последовательно неприятный и приятный запахи.Ученик чувствует запахи, делится впечатлениями; класс наблюдает за мимикой).
Психолог. Да, действительно, ароматы, которые мы вдыхаем, могут оказывать как негативное, так и позитивное воздействие на организм человека, на его психику. В современной медицине, как и в давние времена, используют запахи для ароматерапии. По-разному влияя на организм, аромат может улучшить настроение или, наоборот, ввести человека в состояние депрессии, повысить тонус или снизить работоспособность. Наше сознание может не заметить тот или иной аромат (настолько тонка структура эфира), но реагируем мы на него всегда. Поэтому те, кто заботится о своем здоровье, не станут вдыхать запахи клея, газов, влияющих на психическое состояние, а в высокой концентрации – приводящее к смерти.
Слайд 14. Заставка.
Ароматы, проникая через кожу и обонятельные рецепторы, способны вызвать в нашей памяти воспоминания, ассоциации. Мы эмоционально реагируем на запахи. И чтобы убедиться в этом, мы с вами проведем эксперимент.
Разделитесь, пожалуйста, на микрогруппы, по 4-5 человек в каждой. Каждая группа получит определенный аромат.
(Класс делится на группы; в центр стола ставится носитель запаха эфирного масла (для каждой группы свой)).
Шаг 1. Каждый из вас понюхает этот запах (а чтобы восприятие запаха было верным и полным, мы рукой помогаем потоку ароматного воздуха проникнуть в нос). Одной из реакций на запах будут ассоциации. Запишите их. Отследите свои чувства, возникшие при вдыхании запаха. Время работы – 2 минуты. Затем в течение 1 минуты вы поделитесь своими ассоциациями и впечатлениями в группе. Сделайте вывод о влиянии запаха на ваше эмоциональное состояние (учащиеся поочередно вдыхают ароматы, записывают 2-3 ассоциации, делятся эмоциями внутри своей группы).
Шаг 2. А теперь вам предлагается нарисовать групповой образ аромата, который вы вдыхали. Конечно, он будет наполнен вашими ассоциациями и эмоциями, которые я предлагаю вам тоже отобразить в своем рисунке. На эту работу вам отводится 10 минут. Когда будете готовы, расскажите всем нам о своем аромате и сопутствующих ему переживаниях.
(Группа показывает рисунок, представитель от группы дает пояснения, класс делится откликами на образ).
Психолог. Итак, как мы убедились, ароматы, которые мы вдыхаем, оказывают влияние на наш мозг, на наше физиологическое и психоэмоциональное состояние. Вы узнали, как можно управлять своим настроением с помощью запахов, научились правильно работать с эфирными маслами. Применяйте в жизни полученные знания и будьте здоровы!