Программное содержание:
- Продолжать обогащать словарный запас детей названиями лекарственных растений. Формировать умение употреблять слова наиболее точно подходящие по смыслу. Развивать интонационную выразительность и восприятие поэтической речи.
- Закрепить умение связно, последовательно воспроизводить текст; применять в речи слова синонимы: лечить, врачевать, спасать от недугов, исцелять; уметь пользоваться высказываниями типа объяснение. Уточнить правила поведения в природе.
- Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к художественному слову, чувство товарищества.
Активизация словаря: ромашка, подорожник, крапива, шиповник, шалфей, одуванчик, иван-чай, мать-и-мачеха, рябина, калина, тысячелистник, багульник, «травники», невзрачный.
Предшествующая работа: ознакомление с лекарственными растениями, рассматривание иллюстраций, гербария «Лекарственные растения нашего края», чтение сказок и рассказов о природе, заучивание стихотворений.
Наглядный материал: знаки поведения в природе, маски-шапочки, иллюстрации лекарственных растений, настой шиповника, аппликация детей «Корзина здоровья»
Ход занятия
Воспитатель: Прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?
Кто пришёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал, (включить «Вальс цветов»)
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зелёные травинки,
Сняв зелёные ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла весна.
Воспитатель: Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: о весне
Воспитатель: Какое же сейчас время года?
Дети: весна
Воспитатель: Давайте вспомним, как пришла весна?
Дети: Стало ярко светить солнышко, снег стал таять, потекли ручьи, набухли почки, из почек появились листочки, выросла трава, распустились весенние цветы
Воспитатель: А почему так много стало птиц?
Дети: Прилетели из тёплых краёв, потому что у нас стало тепло
Воспитатель: Чем же так озабочены птицы?
Дети: Птицы вьют гнёзда.
Воспитатель: Из чего они вьют гнезда?
Дети: Из соломы, веточек, пушка.
Воспитатель: Что ещё нам подарила весна?
Дети: Цветы – одуванчики, подснежники, зелёную траву, проснулись бабочки, жучки
Воспитатель: Да, всё оживает вокруг. Лес всегда хорош, манит в любое время года. А вам хочется побывать в весеннем лесу? И мне тоже очень хочется увидеть красоту весеннего леса. Ребята в лес поедет тот, кто назовет растения.
Дети: подорожник, ромашка, крапива, шиповник, шалфей, одуванчик, иван-чай, рябина, калина, тысячелистник, багульник, мать-и-мачеха.
Дети: Когда ты входишь в лес
Где все нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать
Есть в травах и цветах
Целительная сила,
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
Дети: Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке-
И микстура, и таблетки.
Ну, а чем и как лечить,
Мы вас можем научить.
Знаем мы без исключенья
Все целебные растения.
Воспитатель: Давайте поговорим о лечебных растениях, что они значат в жизни человека. Я думаю, что это интересно будет и нашим гостям. Говорить будем загадками.
Дети: Стоит в лесу кудряшка-
Белая рубашка,
В середине золотая,
Кто она такая?
Дети: Белая корзина
Золотое донце!
Дети: В лесу растут сестрички
Золотой глазок, белые реснички
Ромашка: Это я, Ромашка. Ромашка - это название переводится как "милая простота". Давным-давно я приехала к вам из далекой Америки. Раньше я была обыкновенным сорняком.
Воспитатель: Милая ромашка, а чем ты полезна?
Ромашка: Если случится, тебе простудится.
Появится кашель, поднимется жар.
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Настой ромашки помогает при боли в желудке.
Дети: Чай из аптечной ромашки с медом вызывает крепкий и спокойный сон.
Воспитатель: Путешествуем по лесу дальше.
Дети: Тонкий стебелек у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листки-
Маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
Подорожник: Это я, Подорожник.
С названием простым и тревожным
Зовущим за отчий порог
Невзрачный цветок - подорожник
Растет у российских дорог.
И важно, что путникам раны
Умеет цветок врачевать.
Листок оторви осторожно
И жгучую боль утоли
Невзрачный цветок - подорожник
Вот так и расту я в пыли?
Воспитатель: В стихотворении ты себя называешь врачевателем. Это что?
Дети: Это значит, я лечу. Если вдруг зуб заболел, глаз воспалился, пальчик порезал, сердце болит, беги ко мне срочно. Я помогу!
Воспитатель: Подорожником, как лекарством можно пользоваться почти сразу. Чистые листья подорожника можно прикладывать к ссадинам, ожогам, укусам насекомых.
Дети: А я хочу рассказать легенду о подорожнике. Существует легенда о том, как были открыты целебные свойства подорожника. Лежали на дороге две змеи, греясь на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала телега. Одна змея успела уползти, а другая нет. Люди остановились и увидели, как та змея, которая уползла, принесла раненой листик подорожника, и через некоторое время они вместе скрылись с глаз.
Воспитатель: Вот какой чудотворный сок подорожника. Он мгновенно заживляет раны.
Физкультминутка
В: Что ты делаешь мой лес?
Д: Целый день качаю кроны (движение руками вверху).
В: На кого похож ты лес?
Д: На высокий дом зелёный (встают на носочки и потягиваются вверх).
В: Почему ты зелен лес?
Д: Чтоб меня любили дети (обнимаются друг с другом).
В: Сколько лет тебе, мой лес?
Д: Больше всех на белом свете (руки разводят в стороны).
В: Сколько птиц ты знаешь лес?
Сколько листьев, трав и ряски
Д: Много – много их не счесть (попеременно размахивают руками).
В: А когда запел ты лес?
Д: В миг, когда возникли сказки.
Воспитатель: Загадки про лекарственные растения продолжаются!
Дети: Жжется, а не огонь
Злая, а людей лечит!
Дети: Не шмель, не оса
А жалит.
Дети: Не огонь, а жжется.
Дети: Какую травку и слепой знает.
Дети: Это зелье ты не тронь
Жжется больно, как огонь.
Воспитатель: Что же это?
Дети: Крапива.
Крапива: Ах! Не трогайте меня
Обожгу и без огня.
Воспитатель: Не стоит ругать крапиву. Сегодня мы будем ее защищать!
Чем же ты полезна крапива?
Крапива: Меня используют в пищу, во мне витаминов больше, чем в черной смородине. Из меня делают салаты, варят зеленый суп.
Крапива – доктор. Она останавливает кровь, убивает микробы, укрепляет волосы. Есть шампунь с соком крапивы и поэтому называется «крапива».
Дети: Ревматизм согнул вам спину
Не сидится, не лежится
А попробуйте-ка вы
Крапивой полечится
Пример взрослого.
Рассказ ребенка о крапиве.
Воспитатель: А сейчас необычная загадка. Пожалуйста, попробуйте чай и назовите лекарственное растение, о котором мы сейчас будем говорить (вынести поднос с настоем из шиповника).
Дети: Хоть куст у него зеленый
Вас ранить готов
Там красные таблетки
Развешены на ветке
От разных бед всем вам помочь готов.
Воспитатель: Что это за лекарственное растение?
Шиповник: Это я! Шиповник
Сижу на палочке
В красной рубашечке
Брюшко сыто
Камешками набито.
Воспитатель: А чем ты полезен шиповник?
Шиповник: Ветки моих густых кустов полны острых кривых шипов, отчего меня и шиповником назвали.
Несмотря на колючий характер, я очень полезное растение. Мои крупные красные плоды содержат большое количество витамина «С». Отвар из плодов с медом – хорошее средство от кашля, настой – от болезни сердца.
Игра «Корзина здоровья»
Воспитатель: Вот мы с вами поговорили о лекарственных растениях, целебных травах.
Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирает только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли "травниками". Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.
На нашем шарике земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море толстый кит –
Большой как дом, на волнах спит.
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Чтоб был в источниках нарзан
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой.
Ты – тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И по весне сирень цветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться.