Просмотр содержимого документа
«История возникновения и развития жизни на Земле»
Тема урока: История возникновения и развития жизни на Земле.
Цели урока:
Обобщить теоретические знания по теме по теме «История Земли и жизни на ней »;
Отработать навыки сравнения признаков животных;
Развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать логическое мышление;
Формировать интерес к предмету.
Оборудование: мультимедийная « Детская энциклопедия «Кирилла и Мефодия», презентация подготовленная учителем.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята. Присаживайтесь.
Ученик: Здравствуйте. Извините Татьяна Евгеньевна, У вас урок!
Учитель: Здравствуй Галя. Ты что-то хотела спросить?
Ученик: Я получила задание приготовить сообщение по теме «История возникновения и развития жизни на Земле». А с чего начать не знаю, думала, что вы поможете мне.
Учитель: А какие вопросы ты хотела затронуть в своей работе.
Ученик: У меня был план, но я его забыла
Учитель: Ну что ж думаю, мы поможем тебе и план составить и знания освежить. Правда: Ребята.
Ребята: Правда!!!
Учитель: Ну и как обычно многие получат заслуженные оценки. За правильный устный ответ вы будете получать жетоны, 2 жетона можно заменить на звезду, а 2 звезды на пятерку в журнал.
2. Работа по теме урока.
Что ж ребята, напомним Гале, когда образовалась наша планета, и что она собой представляла, вспомним основные причины развития живого, события и даты, роль растений в формировании внешнего вида нашей планеты, животных, которые населяли ее и конечно вспомним наших предков.
Итак, первое задание.
Когда примерно образовалась наша планета?
Как вы считаете она была горячей или холодной?
За счет чего планета разогревалась изнутри ?
Каково строение Земли?
Что представляла собой первичная атмосфера?
Благодаря какому явлению, образовалась воздушная и водная оболочки Земли.
Давайте посмотрим извержение вулканов.
А теперь проведем терминологический диктант Цель этого задания напомнить Гале основные факторы, благодаря которым изменяется живой мир.
У вас на столах карточки с терминами. Я зачитаю определение, а вы поднимите карточку с термином, который соответствует данному определению.
Многообразие различий между родственными организмами.
Результат борьбы за существование, приводящий к тому, что из всего потомства выживают только наиболее приспособленные.
Свойство признаков передаваться от родителей к детям и сохраняться
Хорошо!
Следующее задание поможет Гале вспомнить основные события и даты развития живого мира.
Какое событие произошло 2 млрд. лет назад?
Что произошло 1,2 млрд. лет назад?
Значение растений переоценить невозможно.
Как вы думаете почему? (Беседа о фотосинтезе и просмотр анимации)
Задание «Веришь – не веришь»
Верите ли вы, что органические вещества вырабатываются растениями?
Верите ли вы, что процесс образования органических веществ в растениях называется фотосинтезом?
Верите ли вы, что для фотосинтеза не нужны углекислый газ и солнечный свет?
Верите ли вы, что в результате фотосинтеза в окружающую среду выделяется кислород?
Верите ли вы, что для фотосинтеза не нужен хлорофилл?
А сейчас соберем для Гали букет, из которого она узнает много интересного. Для этого выполним тест «Раскрась Цветок». Если правильный ответ А) – раскрасьте лепесток желтым цветом, а если правильный ответ Б) – то красным. Работа выполняется парами.
А теперь проверим. (просмотр правильно раскрашенного цветка на экране)
Роль растений велика: они дают кислород, пищу, лечат. Вот и сейчас они помогут нам отдохнуть и получить удовольствие. Примите удобную позу и смотрите, а можете вращать головой и раскачиваться в такт музыке. (Видеоролик «Распускание цветка»)
Следующая дата 600 млн. лет назад
А что произошло 540 млн. лет назад.
Ребята, какие преимущества получили животные, у которых появился скелет?
Множество разныхживотных и растений было на нашей планете, одни виды сменялись другими. Ребята, эра каких животных вам запомнилась больше всего.
( Динозавры)
Я и не сомневалась в этом, что ж поиграем в игру «Третий лишний»
Назовите животное, которое, по вашему мнению, является лишним?
А почему вы считаете, что именно эти животные лишние.(травоядные или хищники)
Вы, наверное, просто догадались? Или вы знаете признаки этих групп животных?
(Отработка навыков сравнения признаков хищных и растительноядных животных)
Но эпоха динозавров не была бесконечной и о том, что их эра сменится другой говорили многие признаки (мини-сообщение)
Эра динозавров сменилась господством млекопитающих. Мир становился более современным. Давайте вспомним некоторых животных, которые населяют сейчас нашу планету и первым будет лисенок (физминутка). А теперь проведем зарядку для мозгов. Загадки:
Не мышь, не птица на дереве живет
В лесу резвится и орешки грызет.
Ползун ползет, иглы везет
Всегда их в себе носит, а шить не может.
Тетушка знакома мне, дом таскает на спине
При себе всегда пожитки.
Как удобно жить …
Хвост короче уха быстрые повадки
Мчусь я что есть духу, мчусь я без оглядки
Кто я угадай-ка, ну конечно …
Мордочка усатая шубка полосатая.
Часто умывается, а с водой не знается.
Гладишь ласкается, дразнишь – кусается.
Отгадайте, ,это кто ходит в костяном пальто.
Ребята, а как вы думаете, что явилось вершиной эволюционного развития (ответ ЧЕЛОВЕК)
Правильно, в развитии человека выделяют несколько стадий, а какие предки человека вам известны.
Итак, первым появился Австралопитек, затем его сменил Питекантроп, потом Неандерталец, и наконец, Кроманьонец. Проверим, так ли это. (откроем слайд с правильными ответами).
А какими они были наши предки. Ребята приготовили небольшие сообщения о предках и им слово.
Молодцы вы хорошо подготовились. И думаю ребята, что Галя осталась довольна.
3. Подведение итогов.
Мы вспомнили, как образовалась наша планета, осветили основные события и даты развития органического мира, обозначили роль растений в формировании облика планеты, вспомнили животных, которые населяли и населяют нашу планету.
4. Выставление оценок, выдача д/з
Список используемой литературы
Еськов К.Ю., Смоктунович Т.Л., Бурский О.В. и др. Природоведение. Учебник для 5-го класса общеобразовательной школы. (Земля И люди) / КЮ. Еськов, О.В. Бурский, Т.Л. Смоктунович, А.А. Вахрушев. — Изд. 3-е, Испр. - М. : Баласс, 2010. — 240 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
Мультимедийная « Детская энциклопедия «Кирилла и Мефодия»