ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ УРОКА | УУД урока в целом Приложение № |
Иметь представление о научных подходах к возникновению жизни на Земле– гипотезах происхождения жизни на Земле. Называть эры в истории развития жизни на Земле и наиболее важные события в развитии животного и растительного мира. Характеризовать возникновение и существование жизни на Земле в форме экосистемы. | Личностные: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию. Регулятивные: умение самостоятельно определить цели и задачи своего обучения, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; выполнять задания в соответствии с целью, осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Познавательные: анализировать текстовую и визуальную информацию; самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи, осуществлять поиск и выделять необходимую информацию при работе с текстом учебника, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободно ориентироваться и воспринимать текст параграфа. работать с рисунками, схемами, понятийной картой урока. Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с учителем и со сверстниками, сравнивать разные точки зрения; планировать учебное сотрудничество, соблюдать правила речевого поведения, уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения. Метапредметные: уметь конструктивно работать с материалом учебника и дополнительными источниками (рисунками, схемами презентации); продолжить формировать умения приемов сравнения, анализа; развивать на уроке активную речевую практику. |
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: |
Эры: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Гипотезы происхождения жизни на Земле. |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 1. Гипотезы происхождения жизни на Земле (живое от неживого, живое от живого). 2. Основные этапы развития жизни на Земле. |
РЕСУРСЫ: Основные: Учебник: с. 20— 21. Электронное приложение: «Наследственная и ненаследственная изменчивость» . Авторская презентация учителя. |
Этап | время /мин | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
УУД Приложение № |
Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. | 1-2 | Приветствую детей, настраиваю на работу: – Добрый день, мои юные исследователи! Я рада видеть ваши умные и любознательные лица! Сегодня у нас с вами не совсем обычная работа и я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное мы сможем осуществить. Поэтому мы должны работать слаженно, как единый организм. Вы готовы? | Высказывают свое мнение. Готовность учащихся к активной познавательной деятельности. Включение в деловой ритм. | Личностные результаты Самоопределение (Л) Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
Актуализация и пробное учебное действие Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | 5-6 | Беседа: Предлагаю учащимся начать урок со слов Сегодняшний урок мы начнем словами Мифтахетин Акмуллы Земля начальней всех начал: она Вливает силу жизни в семена, В природе перемены бесконечны, Изменчивость землей порождена. - Скажите, какие мысли возникли у вас при чтении этих строк? Что Вы знаете об истории развития жизни на Земле? | Высказывают свое мнение. Отвечают на предложенные вопросы. Учащиеся высказывают свои мысли по поводу слов Мифтахетина Акмуллы | Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические) |
Выявление места и причины затруднения Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | 2-3 | Чтобы вы хотели узнать об истории развитии жизни на Земле? Жизнь на Земле существует потому, что на Земле существует жизнь. Ученым пока не известно, как и в каком месте зародилась жизнь. Не сомневаются они лишь в том, что жизнь на Земле зародилась много миллионов лет назад и предполагают, что за всю историю жизни на Земле существовало 4,5 млрд. видов растений и животных. С глубокой древности лучшие умы человечества интересовало: как возникла и развивалась жизнь на нашей Земле? - А вас ребята, волнуют эти вопросы? | Высказывают свое мнение. Фиксируют и формулируют проблему урока. Выясняют, что необходимо знать, чтобы справиться с заданием. Делают заключение о том, что речь на уроке пойдет об истории развитии жизни на Земле. Отвечают на вопросы. | Метапредметные результаты Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Предметные результваты Формулирование проблемы (П – лог.) Приложение № |
Построение проекта выхода из затруднения Цель этапа: постановка целей учебной деятельности | 5-6 | Какую цель поставим на сегодняшний урок? Какие учебные задачи поставит каждый из вас? Сформулируйте тему урока. | Определяют учебную задачу. Высказывают свое мнение относительно темы урока. Ставят цели, определяют тему урока, записывают её в тетрадь. | Метапредметные результаты Целеполагание (Р) Планирование (Р) Прогнозирование (Р) Предметные результаты Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.) |
Реализация построенного проекта Цель: апробация способа действий, направленного на решение проблемной ситуации, его вербальное фиксирование | 5-6 | Организую деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. Как возникла жизнь на Земле, предлагаю познакомиться с текстом учебника «Гипотезы о возникновении жизни» и заполнить фрейм – схему по заданной теме. Организую работу с фрейм-схемой урока. Предлагаю её самостоятельно заполнить, работая с тестом учебника. | Внимательно слушают информацию. Работают с текстовой информацией учебника. Самостоятельно заполняют схему «Гипотезу возникновения жизни на Земле». Делают первичные выводы. | Метапредметные результаты Сотрудничество в поиске и выборе информации (К) Предметные результаты Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование) |
Первичное закрепление Цель этапа: первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | 4-5 | Организую фиксацию нового способа действия. В завершение уточняю общий характер нового знания и фиксирую преодоление возникшего ранее затруднения. Предлагаю в устной форме применить полученные знания по заполненной фрейм-схемы. Осуществляю проверку заполненной схемы по образцу. | 1 ученик с помощью визуализатора демонстрирует фрейм-схему, комментирует, обосновывает. Остальные выслушивают мнение одноклассников. Проговаривают в устной речи заполненную схему. Сравнивают свои ответы с предложенными ответами на доске. | Метапредметные результаты Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р) Управление поведением партнера (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) Предметные результаты Действие по аналогии (П) Приложение № Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.) |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | 4-5 | Далее предлагаю познакомиться с текстом учебника «История развития жизни на Земле», организую работу с иллюстрацией в учебнике по определению эр развития на Земли» Задание предлагаю выполнить в парах, или индивидуально. Задание – заполнить таблицу «Основные этапы развития жизни на Земле». Физминутка. В завершение уточняю общий характер нового знания и фиксирую преодоление возникшего ранее затруднения. Предлагаю в устной форме применить полученные знания при работе с иллюстративным материалом по определению этапов развития жизни на Земле. При проверке использую приём «Найди ошибку» Предлагаю сверить результат выполненной работы с эталоном. В завершение организую исполнительскую рефлексию хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Создаю для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Выбирают форму выполнения задания. Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, заполняют таблицу и осуществляют её самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Проговариваю ответы вслух, объясняют свой выбор. Определяют причины допущенных ошибок. Оценивают свою работу по предложенной шкале. Учащиеся проверяют информацию по эталону, используя прием «Найди ошибку», исправляют, аргументируют свой ответ. Учащиеся указывают на ошибки, допущенные в возрасте эр, распределении организмов, порядке следовании эр. | Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Личностные результаты Самоопределение (Л) Приложение № |
Включение в систему знаний и повторения | 4-5 | Выявляю границы применимости нового знания, и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организую тестовую работу. | Выполняют тест, проверяют выбор ответов по образцу, осуществляют самопроверку, выставляю отметки, используя критерии оценивания. | Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Рефлексия (П) |
Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | 2-3 | Организую рефлексию, организую самооценку результатов уч-ся. Возвращаю учащихся к вопросу на начало урока «Что Вы знаете о происхождении жизни на Земле и её развитии? Что Вы узнали о происхождении жизни на Земле и её этапах возникновения? Задаю домашнее задание Прочитать параграф 7, Заинтересовавшимся ученикам, вопросом о возникновении жизни на Земле: подготовить сообщение или презентацию о других гипотезах возникновения жизни на Земле. | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Приложение № Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Рефлексия (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Личностные результаты Самооценка на основе успешности (Л) Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л) |