Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися. Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | Примечания время, ТСО, наглядность. |
Предметные | УУД |
1. Организационный момент | Организует деятельность учащихся по включению в учебный процесс. Приветствие учащихся Вводное слово учителя. | Отвечают на приветствие и настраиваются на работу на уроке. | | Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) | 1 мин. |
2. Актуализация Знаний | Повторение знаний, активизация мыслительной деятельности ребят для изложения нового материала. Фронтальная беседа. Что мы уже знаем из курса ботаники. Угадайте процесс 1.Поглощается O2, выделяется CO2. 2.Выделяется O2 . Поглощается: CO2; H2O; энергия солнца. 3. Дополнить логическую цепочку. Таксоны систематики: царство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид. Назовите семейства + примеры + предложить формулу цветка одного из семейств, уметь объяснять символы, знать какому семейству принадлежит формула. Класс Двудольные | Класс Однодольные | Розоцветные | Лилейные | Крестоцветные | Луковые | Бобовы | Злаковые | Паслёновые | | Сложноцветные | | ДОПОЛНИТЬ: 4.Схема: Способы размножения. 5.Схема: Способы питания. | Работа с заданиями на доске. Дополнить схемы; Найти выпадающие слова из логической цепочки; Узнать процесс по знаково-символической записи. | Повторение опорных знаний, терминов и понятий: Типы питания; дыхание, способы размножения, систематика: Отделы; классы, принадлежащие им семейства, примеры. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания(П). Анализ, сравнение, обобщение (П); Аргументация своего мнения и позиции коммуникации (К). | 5 мин. Задания оформлены на доске. |
3. Объяснение нового материала | Организуется работа в группах. Предлагается задание. Выстроить логическую цепочку: По вашему мнению, какие представители отделов появились раньше других. (Работа с гербарием). - Сложно выполнить задание? Вступительное слово учителя. Мы многое изучили, за курс ботаники 6 класса, действительно нам осталось познакомиться с Историческим развитием растительного мира. Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит сегодня ответить? | Постановка цели, согласование темы урока. Ребята стараются хронологически выстроить отделы царства растений. Дети находят биологические ошибки в группах, и в беседе определяют тему и цель урока. Предполагаемые рассуждения. Нам не хватает знаний определить, какой отдел появился раньше. Когда вообще появились растения на Земле. И почему растения изменялись. Почему одни вымирали, а другие процветали? Остались ли древние растения на Земле? | Диалог с использованием ранее полученных знаний, умение размышлять и анализировать Историческое развитие мира = эволюция | Структурирование знаний (П). Целеполагание (Р); Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); Учёт разных мнений (К) | 5 мин. Гербарии Схема филогенеза растений (таблица или интерактивная схема). |
4. Первичное закрепление с проговариванием вслух. | Предлагается уч-ся работа с текстом учебника, выделение главных мыслей простым карандашом. 1. Что такое эволюция? 2. Какие изменения на планете влияли на эволюционный процесс? 3. Почему одни организмы вымирали, а другие процветали? | Работа с текстом учебника стр.143. Предполагаемые ответы детей. Эволюция – это процесс исторического развития животного мира. Изменения на планете – изменение условий среды обитания. Организмы не сумевшие приспособиться вымирали, появлялись новые более приспособленные. | Установить зависимость приспособленностей ж.о. от условий среды обитания. Раскрыть термин эволюция. | Поисковая деятельность учащихся (П). Работа с терминами (П). Вспомнить материал 5 кл. Приспособления. | 3 мин. |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Учитель организует работу учащихся в группах с текстом учебника, по изучению нового материала, контролирует и направляет работу: 1группа. Работает со временем 3,5-1,5 млрд. лет назад. 2 группа. 450-250 млн. лет назад. 3группа. 240-250 млн. лет назад. Информация фиксируется в предложенной таблице. Заслушав ребят, мы сталкиваемся с термином в РЕЛИКТ, уч-ся пытаются его объяснить. В то время когда группы работали с таблицей, 1 уч-ся занимался индивидуально со словарём. Предоставим ему слово: Индивидуальная работа со словарём по биологии. Поиск терминов: РЕЛИКТ; ЭНДЕМИК; ПАЛЕОБОТАНИКА. Привести примеры? стр. учебника 146-147. А если такие растения в нашем крае? Обратимся к атласу Приморского края. Учитель называет растения, кратко их характеризует, ребята стараются их найти в атласе. | Работа в группах с учебником. Установить хронологию эволюционного развития растительного мира. Стр. учебника 144-145. Обсуждают варианты ответов, поиск информации в учебнике. Осуществляют краткие записи на лист по своему вопросу. Устные ответы капитанов. Прикрепляют лист с записями на доску. Сверяют с эталоном. Интерактивной схемой, или таблицей «Эволюция растительного мира». 1 уч-ся работает со справочной литературой – словарь терминов. Весь класс в парах осуществляет работа с атласом стр. 11 Охрана природы. Реликтовые и эндемичные растения Бурятии: •. | Работа с текстом учебника, поиск и дифференциация необходимой информации. Работа со словарём. | Построение логической цепи рассуждений, доказательство (П). Достижение договорённостей и согласование общего решения (К). Осознанности ответственности за общее дело (К). Контроль за временными рамками (Р). Осознание богатства и уникальности природы родного края (Л). | 7 мин. Схема факторы среды. Чистые листы бумаги. Формат А-3 3 шт., Маркеры 3 шт. магниты Атласы края 1 шт. на парте. 3 мин. |
6. Включение в систему знаний и повторение | Организация работы учащихся в парах. 1 ряд отвечает на вопрос №3-1 стр.21. 2 ряд отвечает на вопрос №3-2 стр. 22. 3 ряд отвечает на вопрос №3-3 стр.22. | Работа с заданиями в рабочей тетради стр.21-22 №3 П. 28. Обдумывание и формулировка с записью ответа производится в парах. Устная проверка. Предполагаемые ответы: №3-1. Необходимо было приспосабливаться к наземно-воздушным условиям среды; появились органы и ткани. №3-2. Для травоядных животных покрытосеменные растения основной источник пищи. №3-3. Это реликты, растения жившие в глубокой древности и дошедшие до наших времён практически не изменив своего внешнего вида. | Работа с заданиями в рабочей тетради закрепление ранее изученного материала. | Установление причинно-следственных связей(П) Самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П). Оценка (Р). | 4 мин. Задания в рабочей тетради |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Учитель предлагает закрепить и проверить полученные знания выполнением Теста в режиме онлайн. Организация учителем взаимопроверки между учащимися. Необходимо объяснить систему оценивания и критерии оценки. Проверка по эталону. Подводим итог урока: -Выполнена ли цель нашего урока? Предлагается учащимся сформулировать вывод по цели урока. | Уч-ся обмениваются тестами, проставляют баллы «стоимость вопроса», и осуществляют взаимопроверку. Предполагаемый вывод учащихся: - В связи с изменениями на планете Земля (изменялся, рельеф, конфигурация материков, менялся климат), изменялась и растительность. В новых условиях растениям необходимо было приспособиться, поэтому появлялись новые органы, ткани и др. приспособления. На Земле остались представители древних растений в виде реликтов. Заполнение «Мишеней самоконтроля»: -Узнал важный материал для меня. -Узнал новое. -Какую оценку я себе поставлю. -Атмосфера на уроке. | Проверка знаний по изученному материалу. Обобщение материала, формулирование вывода по теме. | Самооценка на основе критерия успешности (Л) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). Подведение итогов. Аналитическая и рефлексионная деятельность учащихся. | 9 мин. Вывод 2мин. |
8. Домашнее задание | П.27 в. Р.т.П. №28 упр. 4. Подготовить сообщение о редких растениях Бурятии | Ученики записывают домашнее задание в дневник. | | | |