Преимущества единой коллекции цифровых образовательных ресурсов - это уже готовые интерактивные фрагменты по теме – озвученные, снабженные богато иллюстративным материалом, которые позволяют учащемуся самостоятельно изучить выбранную тему, в случае неудачи при проведении контроля, вновь вернуться к теоретическому материалу и отработать ошибки. Эти ресурсы рассчитаны как на самостоятельную работу ученика, так и на работу под руководством учителя, однако, при этом основная мыслительная и аналитическая работа ложится на учащегося; из этих ресурсов также можно создать собственную локальную цифровую образовательную коллекцию и использовать ее в работе на уроках.
При проведении уроков биологии использую цифровые образовательные ресурсы, созданные для Единой образовательной коллекции (www.school-collection.edu.ru), ресурсы, размещенные на сайте Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru) (слайд3-5)
Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), прежде всего, определяется самим учителем, исходя из целей урока, содержания и последовательности подачи учебного материала.
Для построения уроков биологии я применяю различные типы цифровых образовательных ресурсов: анимации, интерактивные рисунки и схемы, иллюстрации, видеофильмы и т.д. Каждый из этих типов ресурсов имеет свои особенности применения в образовательном процессе. Но все они позволяют компенсировать недостаток натуральных объектов и наглядного материала, без которого нельзя полно показать разнообразие живого мира, особенности его строения, развития, механизмы протекания и целостность биологических процессов.
Анимация– это небольшой учебный ролик, в котором с помощью подвижных изображений, схем, подписей и дикторского текста изложен фрагмент изучаемого материала. На уроках биологии анимации, как правило, я использую для иллюстрации механизмов биологических процессов и явлений. В единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school–collection.edu.ru) можно скачать хорошие анимации практически по всем разделам биологии. Анимации содержат чётко дозированный объём информации и хорошо продуманный дикторский текст. Как правило, все примеры хорошо иллюстрированы, что способствует усвоению нового материала за счёт непроизвольного внимания и непроизвольного запоминания. А значит, снижается утомление школьников. Длительные анимации имеют управляющие кнопки «стоп», «пауза», «возврат к началу». Это даёт возможность учителю остановить просмотр на ключевых кадрах, обсудить полученную информацию с учащимися, записать в тетрадях определение понятия или схему. (Например: Питание амебы. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f2b6ff8d-09a3-4273-9025-53d3f5b7a727/%5BBIO7_03-09%5D_%5BMA_04%5D.swf)
Интерактивные рисунки. Они имеют два режима работы: демонстрационный и тестовый.
Для работы с интерактивным рисунком в демонстрационном режиме при объяснении темы урока «Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые» я использую несколько опций.
Опция «Спрятать всё» переключает интерактивный рисунок в режим, позволяющий выделять части объекта без появления подписей. Этот вариант можно использовать при объяснении нового материала, при контроле знаний, например, при проведении опроса, когда ученик вызывается для объяснения рисунка. (Слайд 6)
Также можно для объяснения учебного материала при постепенном вводе новой информации выбрать опцию «Подсказка». При подведении курсора к определённой части интерактивного рисунка эта часть выделяется подсвечиванием, и появляются всплывающие подписи, которые можно зафиксировать на экране. Постепенно можно открыть и зафиксировать все подписи к рисунку, а при необходимости – убрать ненужные. Преимущество такого режима работы заключается в том, что на экране выделяется конкретная часть объекта, это позволяет ученикам лучше концентрироваться на конкретном изучаемом вопросе. (Слайд7-8)
Если необходимо открыть все подсказки сразу, то выбирается опция «Показать все». Рисунок, у которого открыты все подписи, можно применять для обобщения или закрепления учебного материала, а также в качестве наглядного пособия при проведении лабораторных работ. (Слайд 8)
Тестовый режим работы с интерактивным рисунком удобен для закрепления учебного материала. Ученику надо выбрать верные подписи из выпадающего списка, предлагаемые к рисунку. После выполнения задания проводится автоматическая проверка с реакцией на ответ. Этот режим работы применяю при проведении устного опроса в классе, когда вызываемый ученик выполняет задание и затем комментирует его выполнение. (Слайд 9)
Раскрывающиеся интерактивные схемы (Слайд 10) (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9f7ba668-0a01-022a-017f7bf6a7296e26/%5BBIO6_05 37%5D_%5BIM_03%5D.swf) интересны постепенным вводом информации, позволяют акцентировать внимание школьников на определённом моменте изучаемого материала. Такие схемы использую при объяснении нового учебного материала, в качестве опорных конспектов при фронтальной работе с классом и при самостоятельной работе учащихся с учебниками для структурирования изучаемого материала.
Иллюстрации (Слайд 11-12) включают фотографии, коллажи и рисунки клеток, организмов, разнообразных объектов природы, а также портреты ученых. Иллюстрации применяю на разных этапах обучения и в разных технологических приемах. Например, при подготовке презентаций для объяснения учебного материала. Такой способ подачи материала дает возможность учащемуся получить больший объем информации при просмотре, по сравнению с просмотром отдельно взятой иллюстрации. Иллюстрации используют и учащиеся, например, для создания презентаций для более наглядного представления докладов, рефератов, отчетов по проектной деятельности.
Учебные видеофильмы. Видеофильмы, которые подобраны по всем темам в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, имеет ряд преимуществ:
1. демонстрация занимает немного учебного времени;
2. показываются действия, движения, процессы, пространство;
3. сопровождаются кратким и четким пояснением;
4. дают большие возможности проверки и закрепления знаний.
Совмещение текста и видео позволяют разнообразить изложение учебного материала и облегчают его усвоение.
Просмотр содержимого документа
«проектирование урока с применением ЦОР»
Проектирование уроков с использованием ЦОР
Учитель биологии МОУ
«СОШ п. Нариманово
Питерского района Саратовской области»
Фильчагина И.В.
Преимущества единой коллекции цифровых образовательных ресурсов - это уже готовые интерактивные фрагменты по теме – озвученные, снабженные богато иллюстративным материалом, которые позволяют учащемуся самостоятельно изучить выбранную тему, в случае неудачи при проведении контроля, вновь вернуться к теоретическому материалу и отработать ошибки. Эти ресурсы рассчитаны как на самостоятельную работу ученика, так и на работу под руководством учителя, однако, при этом основная мыслительная и аналитическая работа ложится на учащегося; из этих ресурсов также можно создать собственную локальную цифровую образовательную коллекцию и использовать ее в работе на уроках.
При проведении уроков биологии использую цифровые образовательные ресурсы, созданные для Единой образовательной коллекции (www.school-collection.edu.ru), ресурсы, размещенные на сайте Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru) (слайд3-5)
Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), прежде всего, определяется самим учителем, исходя из целей урока, содержания и последовательности подачи учебного материала.
Для построения уроков биологии я применяю различные типы цифровых образовательных ресурсов: анимации, интерактивные рисунки и схемы, иллюстрации, видеофильмы и т.д. Каждый из этих типов ресурсов имеет свои особенности применения в образовательном процессе. Но все они позволяют компенсировать недостаток натуральных объектов и наглядного материала, без которого нельзя полно показать разнообразие живого мира, особенности его строения, развития, механизмы протекания и целостность биологических процессов.
Анимация– это небольшой учебный ролик, в котором с помощью подвижных изображений, схем, подписей и дикторского текста изложен фрагмент изучаемого материала. На уроках биологии анимации, как правило, я использую для иллюстрации механизмов биологических процессов и явлений. В единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school–collection.edu.ru) можно скачать хорошие анимации практически по всем разделам биологии. Анимации содержат чётко дозированный объём информации и хорошо продуманный дикторский текст. Как правило, все примеры хорошо иллюстрированы, что способствует усвоению нового материала за счёт непроизвольного внимания и непроизвольного запоминания. А значит, снижается утомление школьников. Длительные анимации имеют управляющие кнопки «стоп», «пауза», «возврат к началу». Это даёт возможность учителю остановить просмотр на ключевых кадрах, обсудить полученную информацию с учащимися, записать в тетрадях определение понятия или схему. (Например: Питание амебы. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f2b6ff8d-09a3-4273-9025-53d3f5b7a727/%5BBIO7_03-09%5D_%5BMA_04%5D.swf)
Интерактивные рисунки. Они имеют два режима работы: демонстрационный и тестовый.
Для работы с интерактивным рисунком в демонстрационном режиме при объяснении темы урока «Общая характеристика простейших. Класс Саркодовые» я использую несколько опций.
Опция «Спрятать всё» переключает интерактивный рисунок в режим, позволяющий выделять части объекта без появления подписей. Этот вариант можно использовать при объяснении нового материала, при контроле знаний, например, при проведении опроса, когда ученик вызывается для объяснения рисунка. (Слайд 6)
Также можно для объяснения учебного материала при постепенном вводе новой информации выбрать опцию «Подсказка». При подведении курсора к определённой части интерактивного рисунка эта часть выделяется подсвечиванием, и появляются всплывающие подписи, которые можно зафиксировать на экране. Постепенно можно открыть и зафиксировать все подписи к рисунку, а при необходимости – убрать ненужные. Преимущество такого режима работы заключается в том, что на экране выделяется конкретная часть объекта, это позволяет ученикам лучше концентрироваться на конкретном изучаемом вопросе. (Слайд7-8)
Если необходимо открыть все подсказки сразу, то выбирается опция «Показать все». Рисунок, у которого открыты все подписи, можно применять для обобщения или закрепления учебного материала, а также в качестве наглядного пособия при проведении лабораторных работ. (Слайд 8)
Тестовый режим работы с интерактивным рисунком удобен для закрепления учебного материала. Ученику надо выбрать верные подписи из выпадающего списка, предлагаемые к рисунку. После выполнения задания проводится автоматическая проверка с реакцией на ответ. Этот режим работы применяю при проведении устного опроса в классе, когда вызываемый ученик выполняет задание и затем комментирует его выполнение. (Слайд 9)
Раскрывающиеся интерактивные схемы (Слайд 10) (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9f7ba668-0a01-022a-017f7bf6a7296e26/%5BBIO6_05 37%5D_%5BIM_03%5D.swf) интересны постепенным вводом информации, позволяют акцентировать внимание школьников на определённом моменте изучаемого материала. Такие схемы использую при объяснении нового учебного материала, в качестве опорных конспектов при фронтальной работе с классом и при самостоятельной работе учащихся с учебниками для структурирования изучаемого материала.
Иллюстрации (Слайд 11-12) включают фотографии, коллажи и рисунки клеток, организмов, разнообразных объектов природы, а также портреты ученых. Иллюстрации применяю на разных этапах обучения и в разных технологических приемах. Например, при подготовке презентаций для объяснения учебного материала. Такой способ подачи материала дает возможность учащемуся получить больший объем информации при просмотре, по сравнению с просмотром отдельно взятой иллюстрации. Иллюстрации используют и учащиеся, например, для создания презентаций для более наглядного представления докладов, рефератов, отчетов по проектной деятельности.
Учебные видеофильмы. Видеофильмы, которые подобраны по всем темам в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, имеет ряд преимуществ:
1. демонстрация занимает немного учебного времени;
2. показываются действия, движения, процессы, пространство;
3. сопровождаются кратким и четким пояснением;
4. дают большие возможности проверки и закрепления знаний.
Совмещение текста и видео позволяют разнообразить изложение учебного материала и облегчают его усвоение.
Личный каталог ресурсов по биологии.
№ п/п | Название | Номер | Вид ресурса | Ссылка на ресурс | Аннотация | Класс |
1 | Амеба | №132225 | Видео фрагмент | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b16e564-0a01-022a-01de-437651012d02/%5BBIO7_03-09%5D_%5BMV_01%5D.WMV | Видеофрагмент о представителе Подцарства Простейшие - амеба | 7 |
2 | Питание амебы. Образование пищеварительной вакуоли | №132556 | Анимация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f2b6ff8d-09a3-4273-9025-53d3f5b7a727/%5BBIO7_03-09%5D_%5BMA_04%5D.swf | Анимация. Питание амебы. Образование пищеварительной вакуоли | 7 |
3 | Классификация земноводных | №114487 | Гипертекст с иллюстрациями | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cbf99d20-0a01-022a-0106-c58a96d45fba/%5BBIO7_09-39%5D_%5BPT_01%5D.htm | Систематические группы класса Земноводные | 7 |
4 | Позвоночник человека с правильной осанкой, сутулого и с боковым искривлением | №142977 | Иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b0d87180-c0fe-4a40-9f5e-937f3a81272d/%5BBIO8_02-12%5D_%5BPD_01%5D.swf | Иллюстрация позвоночника человека с правильной осанкой, сутулого и с боковым искривлением | 8 |
5 | Тест "Нарушения осанки и плоскостопие» | №143002 | Тест | http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d71e65ed-2e2c-453c-88c4-a4933ba6fcd5/?fullView=1&from=cf2d9227-2021-47cd-b37b-72b89bb7af02&interface=pupil&class=50&subject=29&rubric_id[]=85162 | Подборка вопросов | 8 |
6 | Грудная клетка | №142909 | Мультимедиа | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/24edeae0-17fa-4a3c-aa70-e558c88ec0f2/%5BBIO8_02-07%5D_%5BIM_04%5D.swf | Иллюстрация грудной клетки с краткой характеристикой | 8 |
7 | Митотическое деление | №143139 | Гипертекст/ Гипертекст с иллюстрациями | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/66675b83-ad08-416c-82ed-b6243a67fb7d/%5BBIO9_03-14%5D_%5BPT_02%5D.html | Митоз | 9 |
8 | Роль редуцентов в глобальном круговороте углерода | №143310 | Интерактивное задание | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0d32b135-5203-4405-8cde-31b0aa83ad1a/%5BBIO10_02-10%5D_%5BIM_03%5D.swf | Интерактивное задание с перетаскиванием объектов | 10 |
9 | Национальные парки | №150988 | Текст/Текст с иллюстрациями,карта | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4adec649-c100-4dc0-b8f4-fb23c27dc3d1/%5BBIO10_03-22%5D_%5BTI_04%5D.html | Описание характеристик национальных парков, их функций и приводится карта расположения на территории Российской Федерации | 10 |
10 | Структурные компоненты глобальной экосистемы | №143315 | Чертеж/График/ Схема | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/05f322ed-77a3-4fa7-94d8-6cdfcb7b65b8/%5BBIO10_02-11%5D_%5BIM_04%5D.swf | Продуценты, консументы, редуценты... | 10 |
Методические рекомендации по использованию ресурсов единой коллекции ЦОР в соответствии с дидактическими единицами ГОС и темами учебника по биологии 6 класс. Автор: И.Н.Пономарева.
Тема | Содержание Образовательного стандарта основного общего образования по предмету | Знания умения, навыки из Образовательного стандарта основного общего образования по предмету | Материал учебника | Демонстрации, лабораторные опыты и практические работы | Ресурсы school-collection.edu.ru |
Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки | Клетка как основная структурная единица растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки. Деление клетки. Клетка —живая система. Особенности растительной клетки | Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных растений. Называть органоиды клеток растений. Характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки. Обобщать знания и делать выводы о взаимосвязи работы всех частей клетки. На ходить отличи тельные признаки растительной клетки | §3 | Видеофрагмент «Строение клетки» Анимация «Деление клетки» | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9c5d3-0a01-022a-0198-4a9df6c957a5/%5BBIO6_02-07%5D_%5BMV_01%5D.WMV; http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0116978d-fed2-454b-99c1-f69114c6e142/%5BBIO6_02-08%5D_%5BMA_02%5D.swf. |
Ткани растений | Понятие о ткани растений. Виды тканей: основная, покровная, про- водящая, механическая. Причины появления тканей. Растение как целостный живой организм, состоящий из клеток и тканей. | Давать определение ткани. Распознавать различные ткани растений. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей. Объяснять значение покровных тканей в жизни растения. Характеризовать особенности строения и функции основной ткани. | §4 | Видеофрагмент | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9c668-0a01-022a-0166-c114aa3327f1/%5BBIO6_02-09%5D_%5BMV_01%5D.WMV |
Лист, его строение и значение | Внешнее строение листа. Внутреннее строение листа: кожица, мякоть, жилки. Типы жилкования листьев. Строение и функции устьиц. Значение листа для растения: фотосинтез, испарение, газообмен. Листопад, его роль в жизни растения. Видоизменения листьев | Определять части листа на гербарных экземплярах, рисунках. Различать простые и сложные листья. Характеризовать внутреннее строение листа, его части. Устанавливать взаимосвязь строения и функций лис та. Характеризовать видоизменения листьев у растений | §9 | Видеофрагмент Многообразие листьев Мультимедиа Жилкование листьев | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/653348b4-bce4-438f-b219-8c9ebd466546/%5BBIO6_03-18%5D_%5BMV_01%5D.wmv http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/635b9caf-b6d8-41f4-a7f6-028d4627e913/%5BBIO6_03-18%5D_%5BIM_03%5D.swf |
Цветок, его строение и значение | Цветок как видоизменённый укороченный побег, развивающийся из генеративной почки. Строение цветка. Роль цветка в жизни растения. Значение пестика и тычинок в цветке. Соцветия, их разнообразие. Цветение и опыление растений. Опыление как условие оплодотворения. Типы опыления (перекрёстное и самоопыление). Переносчики пыльцы. Ветроопыление | Определять и называть части цветка на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Называть функции частей цветка. Различать и называть типы соцветий на рисунках и натуральных объектах. Характеризовать значение соцветий. Объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения у цветковых растений. Характеризовать типы опыления у растений. Устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления | §11 | Таблица соцветий Видеофрагмент. Развитие цветка | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c2277f29-92fe-464a-99ca-08aaa6058d5c/%5BBIO6_03-23%5D_%5BPT_03%5D.htm http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9e81c7dd-2e8f-42b5-8337-8cbb881ae798/%5BBIO6_03-23%5D_%5BMV_02%5D.wmv |
Плод. Разнообразие и значение плодов | Строение плода. Разнообразие плодов. Цветковые (покрытосеменные) растения. Распространение плодов и семян. Значение плодов в природе и в жизни человека. | Объяснять процесс образования плода. Определять типы плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. Описывать способы распространения плодов и семян на основе наблюдений. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли плодов и семян в природе и жизни человека. | §12 | Видеофрагмент . Многообразие плодов. | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e09f8bd5-db94-4e64-8513-32cfd0a19c4d/%5BBIO6_03-25%5D_%5BMV_02%5D.wmv |
Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»