Использование биологических задач на уроках биологии
Использование биологических задач на уроках биологии
Предложенные варианты биологических задач могут быть использованы учителями средних школ при изучении темы «Основы цитологии». Привлечение при решении задач сведений из курсов физики и химии облегчает усвоение основного теоретического материала.
При изучении темы «Нуклеиновые кислоты», знакомя учащихся с принципом комплементарности, можно предложить следующие задачи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование биологических задач на уроках биологии »
Тема «Основы цитологии»
(решение биологических задач)
Предложенные варианты биологических задач могут быть использованы учителями средних школ при изучении темы «Основы цитологии». Привлечение при решении задач сведений из курсов физики и химии облегчает усвоение основного теоретического материала.
При изучении темы «Нуклеиновые кислоты», знакомя учащихся с принципом комплементарности, можно предложить следующие задачи.
Задача1.
Дан ряд химических соединений: рибоза, дезоксирибоза, остаток фосфорной кислоты, азотистое основание. Определите, какие из них входят в состав ДНК, какие – в состав РНК.
Решение
Нуклеиновые кислоты - природные биополимеры, мономерами которых являются нуклеотиды. Состав нуклеотида – азотистое основание, углевод и остаток фосфорной кислоты.
ДНК имеет такой химический состав: азотистое основание – дезоксирибоза – остаток фосфорной кислоты.
РНК имеет следующий состав: азотистое основание – рибоза – остаток фосфорной кислоты.
Задача 2.
Дан ряд нуклеотидов: А (адениловый), Т(тимидиловый), У (урациловый), Ц (цитозиновый). Определите, какие из них входят в состав ДНК, какие – в состав РНК.
Решение
В нуклеиновых кислотах только четыре азотистых основания:
ДНК – А,Т,Г,Ц.
РНК - А,Г,У,Ц.
Выдающийся ученый Э. Чаргафф определил, что эти нуклеотиды в нуклеиновых кислотах располагаются комплементарно, причем общее количество пуринов равно общему количеству пиримидинов:
( А+Т) + (Г+Ц) = 100% в ДНК; (А+У) + (Г+Ц) = 100% в РНК.
Задача 3.
В молекуле ДНК находится 1100 нуклеотидов с аденином, что составляет 10% от их общего числа. Определите, сколько нуклеотидов с тимином (Т), гуанином (Г), цитозином (Ц) содержится в отдельности в молекуле ДНК, и объясните полученный результат.
Решение
Тимин (Т) комплементарен аденину(А), число таких нуклеотидов равно и составляет также 1100. Общее число нуклеотидов с аденином и тимином составляет 20%, что составляет 2200 нуклеотидов.
Нуклеотиды с гуанином и цитозином комплементарны, их количество составляет в отдельности по 4400. Сумма нуклеотидов с гуанином и цитозином равна 80% (8800 нуклеотидам).
Задача 4.
Две цепи ДНК удерживаются друг против друга водородными связями. Определите число водородных связей в этой цепи ДНК, если известно, что нуклеотиды с аденином (А) – 42, с гуанином (Г) – 32 в обеих цепях. Ответ поясните.
Решение
Аденин (А) комплементарен тимину (Т) и между ними образуется две водородные связи, следовательно, между ними образуется – 42* 2=84 водородных связей.
Гуанин (Г) комплементарен цитозину (Ц) и между ними образуется три водородные связи, следовательно, между ними образуется – 32*3= 96 водородных связей.
Всего водородных связей – 84+96 =180
Задача 5.
Длина фрагмента молекулы ДНК равняется 20,4 нм. Сколько нуклеотидов в этом фрагменте?
Решение
У всех организмов кроме некоторых вирусов, молекула ДНК двухцепочная, а размер одного нуклеотида составляет 0,34 нм.
Определяем количество нуклеотидов в этом фрагменте:
20,4:0,34 =60 (нуклеотидов).
Ответ: фрагмент состоит из 60нуклеотидов.
Задача 6.
Фрагмент и - РНК гена инсулина имеет следующий состав:
УУУ-ГУУ-ГАУ-ЦАА-ЦАЦ-УУА - УГУ-ГГГ-УЦА-ЦАЦ.
Определите соотношение (А+Т) : (Г+Ц) во фрагменте названного гена.
Решение
и - РНК: УУУ-ГУУ-ГАУ-ЦАА-ЦАЦ-УУА - УГУ-ГГГ-УЦА-ЦАЦ.