kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование биологических задач на уроках биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложенные варианты биологических задач могут быть использованы учителями средних школ при изучении темы «Основы цитологии». Привлечение при решении задач сведений из курсов физики и химии облегчает усвоение основного теоретического материала.

            При изучении темы «Нуклеиновые кислоты», знакомя учащихся с принципом комплементарности, можно предложить следующие задачи. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование биологических задач на уроках биологии »

Тема «Основы цитологии»

(решение биологических задач)


Предложенные варианты биологических задач могут быть использованы учителями средних школ при изучении темы «Основы цитологии». Привлечение при решении задач сведений из курсов физики и химии облегчает усвоение основного теоретического материала.

При изучении темы «Нуклеиновые кислоты», знакомя учащихся с принципом комплементарности, можно предложить следующие задачи.

Задача1.

Дан ряд химических соединений: рибоза, дезоксирибоза, остаток фосфорной кислоты, азотистое основание. Определите, какие из них входят в состав ДНК, какие – в состав РНК.

Решение

Нуклеиновые кислоты - природные биополимеры, мономерами которых являются нуклеотиды. Состав нуклеотида – азотистое основание, углевод и остаток фосфорной кислоты.

ДНК имеет такой химический состав: азотистое основание – дезоксирибоза – остаток фосфорной кислоты.

РНК имеет следующий состав: азотистое основание – рибоза – остаток фосфорной кислоты.

Задача 2.

Дан ряд нуклеотидов: А (адениловый), Т(тимидиловый), У (урациловый), Ц (цитозиновый). Определите, какие из них входят в состав ДНК, какие – в состав РНК.

Решение

В нуклеиновых кислотах только четыре азотистых основания:

ДНК – А,Т,Г,Ц.

РНК - А,Г,У,Ц.

Выдающийся ученый Э. Чаргафф определил, что эти нуклеотиды в нуклеиновых кислотах располагаются комплементарно, причем общее количество пуринов равно общему количеству пиримидинов:

( А+Т) + (Г+Ц) = 100% в ДНК; (А+У) + (Г+Ц) = 100% в РНК.

Задача 3.

В молекуле ДНК находится 1100 нуклеотидов с аденином, что составляет 10% от их общего числа. Определите, сколько нуклеотидов с тимином (Т), гуанином (Г), цитозином (Ц) содержится в отдельности в молекуле ДНК, и объясните полученный результат.

Решение

Тимин (Т) комплементарен аденину(А), число таких нуклеотидов равно и составляет также 1100. Общее число нуклеотидов с аденином и тимином составляет 20%, что составляет 2200 нуклеотидов.

Нуклеотиды с гуанином и цитозином комплементарны, их количество составляет в отдельности по 4400. Сумма нуклеотидов с гуанином и цитозином равна 80% (8800 нуклеотидам).

Задача 4.

Две цепи ДНК удерживаются друг против друга водородными связями. Определите число водородных связей в этой цепи ДНК, если известно, что нуклеотиды с аденином (А) – 42, с гуанином (Г) – 32 в обеих цепях. Ответ поясните.

Решение

Аденин (А) комплементарен тимину (Т) и между ними образуется две водородные связи, следовательно, между ними образуется – 42* 2=84 водородных связей.

Гуанин (Г) комплементарен цитозину (Ц) и между ними образуется три водородные связи, следовательно, между ними образуется – 32*3= 96 водородных связей.

Всего водородных связей – 84+96 =180

Задача 5.

Длина фрагмента молекулы ДНК равняется 20,4 нм. Сколько нуклеотидов в этом фрагменте?

Решение

У всех организмов кроме некоторых вирусов, молекула ДНК двухцепочная, а размер одного нуклеотида составляет 0,34 нм.

Определяем количество нуклеотидов в этом фрагменте:

20,4:0,34 =60 (нуклеотидов).

Ответ: фрагмент состоит из 60нуклеотидов.

Задача 6.

Фрагмент и - РНК гена инсулина имеет следующий состав:

УУУ-ГУУ-ГАУ-ЦАА-ЦАЦ-УУА - УГУ-ГГГ-УЦА-ЦАЦ.

Определите соотношение (А+Т) : (Г+Ц) во фрагменте названного гена.

Решение

и - РНК: УУУ-ГУУ-ГАУ-ЦАА-ЦАЦ-УУА - УГУ-ГГГ-УЦА-ЦАЦ.

Левая цепь ДНК: ААА-ЦАА-ЦТА-ГТТ-ГТГ-ААТ-АЦА-ЦЦЦ-АГТ-ГТГ.

Правая цепь ДНК: ТТТ-ГТТ-ГАТ-ЦАА-ЦАЦ-ТТА-ТГТ-ГГГ-ТЦА-ЦАЦ.

Подсчитаем количество нуклеотидов в ДНК: А =18, Т=18, Г=12, Ц=12

(А+Т): (Г+Ц)= (18+18): (12+12)=36:24

Ответ:36 (А+Т) : 24 (Г+Ц)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Использование биологических задач на уроках биологии

Автор: Ханнанова Руфина Рифовна

Дата: 09.12.2014

Номер свидетельства: 141603

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии"
    ["seo_title"] => string(74) "ispol-zovaniie-tsifrovykh-obrazovatiel-nykh-riesursov-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "294175"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455615657"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Проект по применению ИКТ  на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(49) "proiekt-po-primienieniiu-ikt-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "143014"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418406639"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Проблемное обучение на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(45) "probliemnoie-obuchieniie-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "118951"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413298474"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Курсовая работа: "Информационно - коммуникативные технологии на уроках биологии". "
    ["seo_title"] => string(83) "kursovaia-rabota-informatsionno-kommunikativnyie-tiekhnologhii-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "156872"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421500883"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ"
    ["seo_title"] => string(77) "sozdaniie-uslovii-dlia-formirovaniia-uchiebnoi-motivatsii-na-urokakh-biologii"
    ["file_id"] => string(6) "252389"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447361613"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства