Просмотр содержимого документа
«Индивидуальное развитие человека»
Тема: Индивидуальное развитие человека.
Цели:
Предметные
сформировать у студентов знания об онтогенезе как о сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира; раскрыть сущность различных типов онтогенеза, а также эмбрионального перида развития, сформировать у студентов знания о периодах онтогенеза.
Личностные
формировать умение составлять конспект по тексту и лекции преподавателя; развитие внимания студентов.
Метопредметные
Регулятивные
целеполагание, планирование, составление плана и последовательности действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка усвоенного и того, что ещё лежит усвоению.
Познавательные
продолжить формирование умения обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы; продолжить развивать творческие способности учащихся, и закреплять навыки самостоятельной работы.
Коммуникативные
Воспитать умениеобщаться и сотрудничать с одногруппниками и преподавателем; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение выражать свои мысли.
Ход урока
1.Орг. момент.
2.Проверка домашнего задания.
Тест
1. Слияние мужской и женской половых клеток называется:
Давайте вспомним, что называется онтогенезом? Тема нашего сегоднешнего урока «Индивидуальное развитие человека».
Онтогенез – это длительный и сложный процесс формирования организмов с момента образования половых клеток и оплодотворения (при половом размножении) или отдельных групп клеток (при бесполом) до завершения жизни.
От греческого ontos- сущее и genesis – возникновение.
Исторические сведения.
Процесс появления и развития живых организмов интересовал людей с давних пор, но эмбриологические знания накапливались постепенно и медленно. Великий Аристотель, наблюдая за развитием цыпленка, предположил, что эмбрион образуется в результате смешения жидкостей, принадлежащих обоим родителям. Такое мнение продержалось в течение 200 лет. В XVII веке английский врач и биолог У. Гарвей проделал некоторые опыты для проверки теории Аристотеля. Будучи придворным врачом Карла I, Гарвей получил разрешение на использование для опытов оленей, обитающих в королевских угодьях. Гарвей исследовал 12 самок оленей, погибших в разные сроки после спаривания. Первый эмбрион, извлеченный из самки оленя через несколько недель после спаривания, был очень мал и совсем не похож на взрослое животное. У оленей, погибших в более поздние сроки, зародыши были крупнее, у них было большое сходство с маленькими, только что родившимися оленятами. Так накапливались знания по эмбриологии.
В 17-18 вв. среди натуралистов бытовали самые фантастические представления о развитии животных. Утверждали н - р, что в мужской половой клетке можно разглядеть детали строения будущего организма.
Учёные эмбриологи
Бэр – основатель эмбриологии в 1828 г. на основе фундаментальных наблюдений над развитием зародышей некоторых животных положил начало научной эмбриологии
А. О. Ковалевский и И.И. Мечников установили принцип развития животных
Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон
А. Н. Северцов произвел дальнейшую разработку вопросов эволюционной эмбриологии
И.И. Шмальгаузен занимался вопросами сравнительной эмбриологии позвоночных
Ч. Дарвин разработал эволюционную теорию, изучал наследственность и изменчивость организмов
Онтогенез одноклеточных организмов
У простейших организмов тело которых состоит из одной клетки онтогенез совпадает с клеточным циклом т.е. с момента появления, путем деления материнской клетки до следующего деления или смерти.
Онтогенез многоклеточных организмов
Намного сложнее протекает онтогенез у многоклеточных организмов.
Н–р у различных отделов царства растений онтогенез представлен сложными циклами развития со сменой полового и бесполого поколений.
Периоды индивидуального развития
Эмбриональный или зародышевый период индивидуального развития многоклеточного организма охватывает процессы происходящие в зиготе с момента первого деления до выхода из яйца или рождения.
Наука, изучающая законы индивидуального развития организмов на стадии зародыша называется эмбриологией (от греч. эмбрион – зародыш).
Эмбриональное развитие
Внутриутробное – оканчивается рождением (большинство млекопитающих, в том числе человек)
Вне тела матери – оканчивается выходом из яйцевых оболочек ( яйцекладущие и выметывающие икру животные, рыбы земноводные, иглокожие, моллюски, птицы, пресмыкающиеся и т.д. )
Вопрос для сравнения
Эмбриональный период
Постэмбриональный
период
Когда начинается
С оплодотворения
С завершения эмбрионального периода
Каково содержание периода
Процесс формирования сложного многоклеточного организма, в котором представлены все системы органов
Включает половое созревание, взрослое состояние, старение
Не ухудшать не сейчас ни в будущем экологию родного края;
Не употреблять алкогольные напитки;
Не курить;
Не принимать наркотические средства;
Полноценно питаться;
Заниматься спортом.
4.Обобщение и закрепление изученного материала.
Задание.
Какие утверждения являются верными?
1) Онтогенез – процесс индивидуального развития живых организмов.
2) Метаморфоз – это процесс превращения личинки во взрослую особь.
3) Головастик – личиночная стадия развития лягушки.
4) Образование плаценты характерно для яйцекладущих животных.
5) В онтогенезе выделяют эмбриональный и постэмбриональный периоды.
6) Внутриутробное развитие заканчивается выходом особи из яйца.
7) Постэмбриональный период начинается с оплодотворения.
Ответы: 1, 2, 3, 5.
5.Домашнее задание: прочитать ОК, знать определения по теме.
Дополнительная информация
Как происходит эмбриональное развитие человека?
Срок беременности
Формирование органов
1
2
1-я неделя
Оплодотворенная яйцеклетка (зигота) начинает дробиться и опускается по яйцеводу к матке
6–7-й день
Зародышевой пузырек (бластула) срастается со слизистой оболочкой матки
2-я неделя
Эмбрион начинает обосабливаться от зародышевых оболочек, образуются зачатки скелета, мышц и нервной системы
5-я неделя
Четко различаются зачатки головы, хвоста, жаберной щели, рук, ног. Длина зародыша – 6 мм
7-я неделя
Появляются грудь, живот, пальцы, развиваются зачатки глаз. Длина зародыша – 12 мм
8-я неделя
Формируются ушные раковины и лицо, атрофируются зачатки жаберных щелей, зародыш окружен амнионом (водной оболочкой). Эмбрион связан с развивающейся плацентой при помощи пупочного канатика. Длина зародыша – 21 мм, вес – 1 г
9-я неделя
Сформировалось лицо, атрофируется хвост, плод по внешнему виду напоминает человека. Длина плода – 3 см, вес – 2 г
14-я неделя
Сформировались конечности вместе с пальцами и ногтями
18-я неделя
Беременная чувствует движение плода, слышно биение его сердца, кожа плода покрывается тончайшими (пушковыми) волосками (особенно в области бровей и ресниц). Длина плода – 19 см, вес – 180 г
23-я неделя
Появляются волосы на голове. Длина плода – 30 см, вес – 450 г
27-я неделя
Развиваются глаза. Длина плода – 35 см, вес – 875 г
32-я неделя
Преждевременно родившийся плод при правильном уходе может выжить. Длина плода – 45 см, вес – 2,4 кг
40-я неделя
Плод полностью сформирован, кожа покрыта первородной смазкой, длина волос на голове достигает 2,5 см. Длина плода – 50 см, вес – 3,2 кг
Тест
1. Слияние мужской и женской половых клеток называется: