kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Генетика и здоровье человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока « Генетика и здоровье человека»

Тип урока: урок закрепления знаний

Цель урока: рассмотреть сложности изучения генетики человека и ее влияние на здоровье.

Сформировать у учащихся знания о наследственных заболеваниях человека, их лечении и профилактики некоторых наследственных болезней.

Образовательные задачи урока:

1.Раскрыть причины наследственных болезней и их лечение.

2.Обсудить этические проблемы генетики: генная инженерия; коррекция пола; пересадка органов; клонирование; уродства; генетика и криминалистика.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Генетика и здоровье человека»

Тема урока « Генетика и здоровье человека»

Тип урока: урок закрепления знаний

Цель урока: рассмотреть сложности изучения генетики человека и ее влияние на здоровье.

Сформировать у учащихся знания о наследственных заболеваниях человека, их лечении и профилактики некоторых наследственных болезней.

Образовательные задачи урока:

1.Раскрыть причины наследственных болезней и их лечение.

2.Обсудить этические проблемы генетики: генная инженерия; коррекция пола; пересадка органов; клонирование; уродства; генетика и криминалистика.

Воспитательные задачи:

1.     Сформировать представление о необходимости бережного отношения к здоровью человека.

2.     Раскрыть возможности рождения здорового потомства.

3.     Продолжить формирование у учащихся понимания личной ответственности за сохранение своего здоровья и здоровья следующих поколений.

Развивающие задачи:

1.     Продолжить развитие у учащихся умения подбирать материал, используя литературу и Интернет.

2.     Продолжить развитие умения работать в минигруппе, вносить свой вклад в ходе обсуждения.

3.     Продолжить развитие у учащихся навыков создания презентации и защиты своей работы.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация урока.

Планируемые результаты :

         личностные навыки: соблюдение правил работы в кабинете биологии, с мобильным классом; готовность и способность к образованию; сотрудничество со сверстниками и учителем; анализ и оценка наследования признаков у людей, у членов своей семьи (генеалогический метод); бережное, ответственное и компетентное отношение к здоровью, как собственному, так и других людей; эмпатия (сочувствие).

         предметные:  владение генетическими понятиями, знание причин и мер профилактики появления наследственных нарушений у человека; объяснение механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека при решении ситуативных генетических задач .

         метапредметные: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; способность и готовность к решению генетических задач в новой ситуации; умение использовать ИКТ (составлять презентацию в PowerPoint, редактировать текст в Word, составлять таблицу и строить диаграмму в Excel,

         Познавательные УУД

Знаково-символические (работа с разными видами информации: текст, таблица, схема; составление схемы решения генетических задач); логические (определение типа наследования при решении генетических задач, анализ и оценка причин наследования признаков человека) и действия постановки и решения проблем, составление генеалогического древа семьи.

         Регулятивные УУД

Постановка учебной задачи на основе соотнесения имеющихся знаний о наследственности и изменчивости организмов и новых понятий по теме «Генетика человека».

Составление плана и последовательности действий (восприятие теоретической информации по теме «Генетика человека», решение генетических задач на наследование признаков у человека с использованием ИКТ, защита мини-проектов, рефлексия).

Выделение и осознание учащимися полученных знаний и умений с тем, что еще предстоит усвоить. Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия при подготовке домашнего задания и последующей учебной деятельности.

         Коммуникативные УУД

Коллективное обсуждение проблем о псевдонауке евгенике, о необходимости знаний корней своей семьи. Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем (работа в группе). Совместное планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами (фронтальная работа, мини-проекты) и условиями коммуникации.

Ресурсы:   компьютерная презентация, компьютер, проектор.

Использованные технологии: элементы технологии деятельностного подхода,  информационно-коммуникационная технология, проектно-исследовательская деятельность.

Формы работы на уроке:

Фронтальная эвристическая беседа.

Исследовательская деятельность: работа с таблицей, самостоятельное оставление генетических задач по схеме, анализ родословной, работа с учебником.

Ход урока

 Оргмомент 

 Мотивация. Эпиграф урока

«Единственная красота, которую я знаю, это здоровье»

 (Генрих Гейне).

Самое главное для человека в жизни – это его здоровье. Ведь недаром, испокон веков известна фраза «В здоровом теле - здоровый дух!». И это, действительно так, ведь, если Вы здоровы, значит у Вас – прекрасное настроение и спорится любое дело. При встрече мы говорим: «Здравствуйте! Здравия желаю!», на прощание – «Будьте здоровы!».

А что такое «здоровье»? Какой смысл кроется за этой, такой простой, фразой?

Попытайтесь ответить на следующие вопросы

- Что такое здоровье? Дайте определение.

- От каких четырёх факторов зависит здоровье человека (ваше здоровье)?

- Какой из этих факторов будет определяющим?

По данным Росстата на 2018 год, средняя продолжительность жизни россиян при рождении обновила рекорд и составляла 72,91 года (у женщин — 77,82 года, у мужчин — 67,75 года).

На сегодняшний день имеются статистические данные, составленные Федеральной службой государственной статистики, которые отражают продолжительность жизни людей в стране с учетом регионального фактора. Низкая продолжительность жизни наблюдается на Севере нашей страны, выше в Казахстане. Это связано с более мягким климатом.

 Давайте проанализируем следующую таблицу. 

 

 Как видно из указанных статистических данных, средняя продолжительность жизни в России выросла. Это обусловлено, в первую очередь такими основными причинами и факторами, как:

         Повышение уровня медицины не только в России, но и в мире.

         Уменьшение детской смертности.

         Более комфортные условия существования и обеспечение щадящих условий работы.

Но, несмотря на ,казалось бы, положительную статистику, все же стоит отметить, что средний срок жизни мужчин и женщин в России существенно ниже по сравнению с другими государствами мира. Так, в развитых странах, таких как Япония, США, Канада, ряд европейских странах – длительность жизни превышает 80 лет, что больше приблизительно на 10 лет, чем в РФ.

По полу

Также стоит отметить, что продолжительность жизни женщин почти на 10 лет выше, в сравнении с мужской частью населения. Но данная тенденция наблюдается повсеместно. Правда, если в России женщины в 2017 году живут дольше мужчин почти на десятилетие, то в развитых странах этот разрыв составляет не более 2–3 года. Хотя, во время Советского Союза разрыв тоже был таким же существенным, за исключением 20-х годов.

Объяснить такой резкий разрыв статистических данных можно только некоторыми национальными особенностями:

 

1.Недостаточным вниманием к собственному здоровью со стороны мужской части населения.

2.Злоупотребление вредными привычками, которые включают в себя употребление алкоголя и табакокурение. Причем, наблюдается недостаточное влияния со стороны государства на пропаганду здорового образа жизни.

3.Недостаточно качественным медицинским уровнем обслуживания пожилых лиц.

4.Уровень рождаемости детей с генетическими отклонениями достиг 17% (достижение порога 30% приводит популяцию к полной гибели!!).

5.Детская и подростковая заболеваемость

6. Репродуктивное здоровье взрослых:

- растёт заболеваемость женщин ВИЧ-инфекцией;

- сохраняется высокий уровень употребления алкоголя, табакокурения у женщин репродуктивного возраста и мужчин.

Согласно формулировке ВОЗ, «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».

1.     Факторы:

1) генетический (наследственность),

2) экологический (состояние окружающей среды),

3) поведенческий (образ жизни),

4) медицинский.

3. Определяющий фактор – генетический, т.е. наследственность.

Проблема здоровья людей и генетика тесно взаимосвязаны. Ежегодно в нашей стране рождается около 200 тысяч детей с наследственными заболеваниями.
Давайте ответим на следующие вопросы

1.Что является причиной наследственных заболеваний? (мутации)

2.А что такое «мутации»? (Мутации - это внезапные естественные или вызванные искусственно изменения генетического материала, приводящие к изменению тех или иных фенотипических признаков и свойств организма)

3.Какие виды мутаций вы знаете? (соматические, генеративные)

4.Как вы думаете, какие мутации ведут к резкому увеличению наследственных заболеваний? (генеративные)

5.По уровню изменения генетического материала, какие мутации выделяют? (генные, хромосомные, геномные)

 Изучение нового материала.

Человек – сложнейшая загадка для науки и самого себя, понимание его природы было и остается предметом многочисленных исследований, в том числе и генетических.

Генетика человека - одна из наиболее интенсивно развивающихся отраслей науки. Она является теоретической основой медицины, раскрывает биологические основы наследственных заболеваний. Знание генетической природы заболеваний позволяет вовремя поставить точный диагноз и осуществить нужное лечение.  Этот раздел науки называется антропогенетика. 

Антропогенетика - специальное направление генетики человека, биологии человека и антропологии, основанное на применении подходов и методов генетики к исследованиям современных и древних популяций человека

Представьте, что мы находимся на конференции, посвященной наследственным заболеваниям человека. Многие из вас сегодня выступят в роли специалистов-генетиков, задача которых представить доклад об одном из наследственных заболеваний человека.

Выступления учащихся с докладами о наследственных заболеваниях.

- Генные заболевания (аутосомный тип наследования, сцепленное с полом наследование)

- Хромосомные заболевания (геномные мутации, хромосомные мутации)

 

Обсуждение факторов риска наследственных заболеваний

- Родственные браки

- Пожилые родители

- Действие тяжёлыми металлами, высокотоксичными веществами (диоксинами, бензопиреном)

- Некоторые лекарства

- Наркотики, алкоголизм

- Вирусные заболевания во время беременности.

Для качественного лечения знать, какие бывают наследственные заболевания человека, недостаточно, нужно обязательно вовремя их выявить или выявить вероятность их появления. Для этого ученые используют несколько методов:

1.Генеалогический (метод анализа родословных) - составлении родословной человека и изучение характера наследования признака. С помощью изучения родословной человека можно выявить особенности наследования доминантных, полудоминантных и рецессивных признаков организма.

2.Близнецовый - такая диагностика наследственных заболеваний представляет собой изучение сходства и различий близнецов для выявления влияния внешней среды и наследственности на развитие различных генетических болезней.

Близнецами называют одновременно родившихся детей. Они бывают монозиготными (однояйцевыми) и дизиготными (разнояйцевыми).

Монозиготные близнецы развиваются из одной зиготы, которая на стадии дробления разделилась на две (или более) части. Поэтому такие близнецы генетически идентичны и всегда одного пола. Монозиготные близнецы характеризуются большой степенью сходства по многим признакам.

Дизиготные близнецы развиваются из двух или более одновременно оплодотворенных разными сперматозоидами яйцеклеток. Поэтому они имеют различные генотипы и могут быть как одного, так и разного пола.

3.Цитогенетический -  основан на изучении хромосомного набора человека. Использование данного метода позволило выявить группу болезней, связанных либо с изменением числа хромосом, либо с изменениями их структуры.

В настоящее время в медицине исследуют клетки околоплодной жидкости, что позволяет обнаружить аномалии в числе и строении хромосом и плода у плода уже на 16 недели беременности.

 4.Биохимический метод - изучение состава внутренних сред организма (группы крови, сывороточные белки и т.д.) с целью определения места и характера мутаций. Позволяет обнаружить нарушения в обмене веществ, вызванные мутациями генов и, как следствие, изменением активности различных ферментов. 



Закрепление  изученного.

Мы с вами выяснили, как наследственные заболевания выявить, как лечить, а можно ли не допустить проявление данных заболеваний?

Большую роль в профилактике генетически обусловленных заболеваний играют медико-генетические консультации и перенатальная диагностика Главной задачей медико-генетического консультирования является прогнозирование появления детей с наследственными патологиями.

Основные причины обращения:
1)близкородственные браки;

2) работа супругов на вредном предприятии;

3) наличие родственников с наследственными заболеваниями.

Эффективность консультирования значительно возрастает благодаря использованию современных методов дородовой (пренатальной) диагностики 

1)УЗИ
2) Кровь из пуповины

3) Исследование околоплодной жидкости

Лечение:

1) Лекарства
2) Соблюдение диеты

3) Генная инженерия (введение в клетки больного нормальной копии поврежденного гена)

Профилактика наследственных заболеваний 

1. Здоровый образ жизни будущих родителей.

2. Исключение родственных браков

3. Обращение в медико-генетическую консультацию

4. Пренатальная (предродовая) диагностика

 Заключение.

Сегодня мы рассмотрели особенности наследственных заболеваний, их профилактику и лечение. Подведем краткие итоги

1. Существуют генные и хромосомные болезни.
Причина наследственных заболеваний человека – различные мутации.

2. Сейчас 12–15% генных болезней полностью излечиваются диетами и лекарствами. Примерно в 50% лечение продлевает больным жизнь, улучшает ее качество. Но остальные 35–40% болезней нам пока не поддаются.
3. Чтобы снизить риск многих наследственных изменений, мы должны вести здоровый образ жизни

4. Генетическую консультацию должна пройти каждая пара, а пары из группы риска остаются под наблюдением генетика постоянно.

 

«Здоровье – это не все. Но все без здоровья –ничто.»

                                                                              Сократ.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Генетика и здоровье человека

Автор: Лазаренко Наталья Альбертовна

Дата: 28.04.2021

Номер свидетельства: 579500

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Генетика и здоровье человека "
    ["seo_title"] => string(34) "gienietika-i-zdorov-ie-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "219744"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434357053"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Авторская методическая разработка к уроку биологии "Генетика и здоровье человека. Генетические заболевания""
    ["seo_title"] => string(80) "avtorskaia_metodicheskaia_razrabotka_k_uroku_biologii_genetika_i_zdorove_chelove"
    ["file_id"] => string(6) "627430"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1678754551"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Прикладной курс по биологии "Человек и его здоровье" "
    ["seo_title"] => string(57) "prikladnoi-kurs-po-biologhii-chieloviek-i-iegho-zdorov-ie"
    ["file_id"] => string(6) "111687"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1407776710"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Наследственные болезни человека и их профилактика. "
    ["seo_title"] => string(57) "nasliedstviennyie-boliezni-chielovieka-i-ikh-profilaktika"
    ["file_id"] => string(6) "128034"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415416987"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Введение в медицинскую генетику. Кариотип человека. Методы молекулярной диагностики"
    ["seo_title"] => string(80) "vvedenie_v_meditsinskuiu_genetiku_kariotip_cheloveka_metody_molekuliarnoi_diagno"
    ["file_id"] => string(6) "596296"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1640585226"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства