kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Фотосинтез – воздушное питание растений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке был рассмотрен процесс фотосинтеза и условия, необходимые для его протекания. Данный урок содержал большое количество анимаций, что помогло учащимся лучше усвоить изучаемый материал и вызвыл интерес к изучаемому предмету.

Просмотр содержимого документа
««Фотосинтез – воздушное питание растений»»

Урок по теме «Фотосинтез – воздушное питание растений»

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичное закрепление)
Цель: раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле

Задачи:

  • Обучающие

    • организовать изучение и обеспечить понимание учащимися процесса фотосинтеза и его значения для жизни;

    • продолжить формирование умений анализировать и делать выводы при ответе.

  • Развивающие:

    • продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи;

    • способствовать развитию наглядно-образного мышления при демонстрации презентации, наглядных материалов.,

  • Воспитывающие:

    • воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности;

    • создать условия для воспитания у учащихся положительной мотивации к учению через обоснование необходимости изучаемого материала в повседневной жизни.


Демонстрационное оборудование: мультимедийный проектор, презентация PowerPoint,

План урока:

1. Организационный момент

2. Стадия вызова и целеполагания

3. Стадия осмысления

4. Стадия размышления и рефлексии.

5. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Стадия вызова и целеполагания

Природа любит загадывать загадки. Уже в Древней Греции ученые пытались ответить на вопрос: как питаются растения? Они видели, что человек и животные существуют за счет потребляемой пищи. Но какую пищу поглощает растение и как оно это делает? (Слайд 1)
Голландский учёный Ван-Гельмонт решил проверить это на практике. Давайте мысленно перенесёмся на четыреста тринадцать лет назад, в 1600 год. Именно тогда естествоиспытатель Ян Ван-Гельмонт решил узнать, благодаря чему растёт растение. Он взял глиняный сосуд насыпал в него 80кг почвы, предварительно высушенной, и посадил ивовую ветку весом 2 кг. Поверхность почвы прикрыл, чтобы туда не попадала пыль из воздуха. Растение поливал дождевой водой в течении 5 лет. Через 5 лет выкопал, очистил от почвы и взвесил. Ива весила 60кг. Тщательно высушенная почва весила 79,943кг., т.е. вес почвы уменьшился всего на 57 г. Вес ивы увеличился на 58 кг. Откуда растение добыло 58 кг. питательных веществ?
Ван-Гельмонт решил, что прибыль веса у ивы произошла за счет воды. Правильный ли вывод сделал Ван-Гельмонт? Ребята высказывают свои предположения. На сегодняшнем уроке мы с вами это проверим. Итак, тема нашего урока «Воздушное питание растений – фотосинтез». (Слайд 2) Открываем тетради и записываем тему урока.

На доске расположено дерево, но у него чего- то не хватает (дерево, расположенное на доске не имеет листьев). Дети отвечают, что не хватает листьев. На ваших партах лежат листочки, поработав в парах, запишите на листочках, какова цель нашего сегодняшнего урока. Сигналом к окончанию работы будет звоночек.

Учащиеся по очереди зачитывают свою цель, и листочки прикрепляются к дереву.

Всё что вы написали, может отразить следующий кластер, который вы видите на экране: (Слайд 3)










1 . Где происходит?

3

ФОТОСИНТЕЗ

. Что образуется? 4. Для чего?


2. При каких условиях?






Эта кластер есть у вас на партах. Мы его будем заполнять по ходу урока.

3. Стадия осмысления

Итак, первый вопрос: Где происходит фотосинтез? Думаю, на этот вопрос вы мне ответите без труда. Дети отвечают. Совершенно верно фотосинтез происходит в листьях зелёных растений. (Слайд5) Листья называли по-разному: «дети солнца», покорившие солнце», «утеха взора». Человек пытался понять, почему они тянутся к солнцу, их обрывали, и растение погибало. Но значение листа так и не удавалось выявить.

Листья - это не только часть побега, но и своеобразные, уникальные  лаборатории. Какие же особенности строения листа делают его лабораторией? Давайте вспомним. (Слайд 6) Перед вами на слайде внутреннее строение листа. Кто желает ответить? Ученик отвечает у доски. Молодец, садись!


Давайте попробуем заполнить первую часть нашей схемы. Дети заполняют: листья, хлоропласты.

Учитель заполняет кластер на экране (Слайд7)

При каких же условиях происходит этот процесс?

На партах у вас есть карточка –подсказка со стихотворением, прочитав его, вы найдёте условия, которые необходимы для фотосинтеза и заполните следующую часть кластера. Работаем в парах. Сигналом к окончанию работы будет звоночек.(Слайд 8)

Ученики: выполняют задание.

Вода, по стеблям поднимаясь
Идет к зеленому листу
И с углекислым газом  соединяясь
Дает нам сахар на свету.
Вот так творение природы -
Полезный, добрый хлорофилл
Способен прокормить народы
Хотя уж к вечеру без сил.


Обсуждаем, ученики записывают в кластер. Учитель заполняет кластер на экране (Слайд 8)

Условия фотосинтеза:

- свет,

- хлорофилл,

- вода,

- углекислый газ.

Как вода поступает в лист?

Как углекислый газ поступает в лист? Как в лист попадает солнечный свет?

Следующий вопрос, на который нам необходимо найти ответ: Что образуется в процессе фотосинтеза? Выяснить это я предлагаю вам самим, поработав в группах, точнее в лабораториях. У вас на столах карточки  с заданиями. Сейчас вы внимательно изучаете опыты открыв стр.96 . И заполняете вторую колонку таблицы: что доказывает этот опыт? Работать мы будем в четвёрках.


Смотрим опыт, обсуждаем и заполняем таблицу.

Название опыта

Что доказывает?

Опыт Джозефа Пристли (с мышонком)



Растения превращают СО в О

Опыт Сакса (с надписью на листе герани)

Стр.97-98




Фот-з происходит только на свету

На свету в клетках листа обр-ся крахмал


Опыт Джозефа Пристли. (стр. 96). Учащиеся обсуждают и записывают в таблицу.

В Швеции жил аптекарь Карл Вильгельм Шееле. Он решил повторить опыты Пристли. Проводил их Шееле по ночам в каморке при аптеке, пользуясь огарком свечи. Он был отличный химик, опыты проводил умело, но результаты получил противоположные тому, что наблюдал Пристли. Свеча под колпаком с горшком мяты гасла, мышь погибала, мята засыхала. Объясните почему? При каком условии зелёные растения выделяют кислород?

Обсуждают и заполняют таблицу.

Физминутка Давайте поможем отдохнуть нашей шее, глазкам и пальчикам.

1.В природе, когда мы видим подсолнечник, то представляем себе солнце. Солнце необходимо для фотосинтеза и жизни на Земле. Давайте нарисуем подбородком подсолнечник. Вначале нарисуем круг. А теперь рисуем лепестки, делая подбородком полукруг. Нарисуем 8 лепестков

2. Поиграйте взглядом в «шашки»: посмотрите направо вверх, налево вниз, прямо вдаль. Затем посмотрите налево вверх, направо вниз и снова вдаль

3. Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца.
2. Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания “цветочек”, “бутончик”


Ребята, сначала в растении образуется сахар, затем крахмал, образовавшийся крахмал под действием особых веществ превращается в растворимый сахар. И транспортируется  из листьев по всему растению. Органические вещества, которые вырабатываются в процессе фотосинтеза  нужны для питания всех частей растения, от корней до цветков и плодов. Чем больше солнечной энергии и углекислого газа  будет получать растение, тем больше органических веществ оно будет образовывать.

Теперь давайте заполним ещё одну часть кластера: что образуется? Ученики заполняют кластер: кислород, сахара. Учитель заполняет кластер на экране. (Слайд 12)


В 60-х гг. 19 века русский ученый Климентий Аркадьевич Тимирязев доказал, что решающую роль в процессе фотосинтеза играют молекулы хлорофилла. Он очень образно описал это явление “Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил Вам сахар, крахмал, жиры и зерно, – он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений”.


Ну а теперь, давайте попробуем сформулировать определение фотосинтез сами, с помощью опорных сигналов. Работаем в парах. На слайде опорные сигналы. Рассмотрите их и попробуйте дать определение. (Слайд 14)

Записываем определение в тетради: ( Слайд 11)

Фотосинтез  процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света и хлорофилла. ( от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование).

Последний вопрос нашего кластера- для чего? О космической роли фотосинтеза более ста лет назад писал К.А. Тимирязев. Послушайте его слова. Слайд 16-22 с музыкой перелистываются автоматически)

«Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зелёную былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез…

В той или другой форме он вошёл в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу».

Что мы запишем в кластер?

Дети отвечают и записывают в кластер. Учитель заполняет кластер на экране. (Слайд 18)


4. Стадия размышления и рефлексии.

Ребята на партах у вас письмо от Алеши Перепуткина. Прочитайте письмо и найдите ошибки:.

Здравствуйте, юные биологи! С приветом к вам Алёша Перепуткин. Я   великий знаток процесса фотосинтеза. А, вы, знаете его? Фотосинтез происходит в корнях и листьях, только ночью, когда никто не мешает .В ходе этого процесса образуется вода , а кислород расходуется. Луна посылает свою энергию и в клетках образуются органические вещества: сначала крахмал, а потом сахар. В процессе фотосинтеза выделяется много энергии, поэтому растения не боятся холода зимой. Без фотосинтеза мы бы задохнулись, так как не было бы обогащения атмосферы углекислым газом.

Ребята обсуждают в парах, подчёркивают ошибки и исправляют.


Посмотрите на слайд и закончите фразы: (Слайд 24)

Больше всего мне понравилось…

Самым полезным для меня было…

Самооценка своей деятельности.

Как вы считаете, что у вас очень хорошо получилось на уроке запишите и положите в корзину своих достижений.


Домашнее задание: (Слайд25)

1. § 37 знать информацию по параграфу, устно ответить на вопросы 1-6 стр. 99 .

2. Решить биологические задачки:

1. Замечено,  что  ягоды,  собранные  в  солнечный  день,  слаще.  Объясните,  почему?

2. Гусеницы  повредили  листья  яблони.  Как  вы  думаете,  отразится  ли  это  на  урожае?  Объясните  свою  точку  зрения.

3. Почему  при  недостаточном  поливе  замедляется рост  растений  и  снижается  урожай?

3. Творческое домашнее задание, вы сможете выбрать сами по своему желанию. 

- Написать мини-сочинение «Чем мы обязаны зелёному листу.

– Составить синквейн по данной теме


Оценки за сегодняшний урок

За работу у доски - …., за устные ответы…, за решение биологических задач…

Вот и кончился урок.

Хорошо вы потрудились,
Вам пора и отдыхать.
Переменку веселитесь смело

А потом опять за дело.

Сиквейн - короткое нерифмованное стихотворение из 5 строк. Классический сиквейн составляется следующим образом :

- первая строка - одно слово(существительное или местоимение), выражающее тему,

- вторая строка - два слова (прилагательное или причастие), описывающие свойства, признаки темы,

- третья строка - три слова (глаголы или деепричастия), описывающие действие темы,

- четвертая строка - фраза или предложение из четырех слов, выражающее отношение автора к теме,

- одно слово(любая часть речи), выражающее суть темы, резюме.

Составление сиквейна - увлекательное и творческое занятие, подходящее для любого возраста. Оно развивает системное мышление и аналитические способности, учит вычленять главное и формулировать свою мысль.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Фотосинтез – воздушное питание растений»

Автор: Ткаченко Наталья Михайловна

Дата: 10.06.2020

Номер свидетельства: 553047

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока: "Фотосинтез - воздушное питание растений". "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-fotosintiez-vozdushnoie-pitaniie-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "145789"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418996278"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Технологическая карта урока биологии  по теме" Воздушное питание растений - фотосинтез" "
    ["seo_title"] => string(96) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-biologhii-po-tiemie-vozdushnoie-pitaniie-rastienii-fotosintiez"
    ["file_id"] => string(6) "193158"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427586274"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Презентация для урока биологии по теме "Воздушное питание растений – фотосинтез" "
    ["seo_title"] => string(89) "priezientatsiia-dlia-uroka-biologhii-po-tiemie-vozdushnoie-pitaniie-rastienii-fotosintiez"
    ["file_id"] => string(6) "193159"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427587890"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Урок по теме "Воздушное питание растений. Фотосинтез""
    ["seo_title"] => string(57) "urok-po-tiemie-vozdushnoie-pitaniie-rastienii-fotosintiez"
    ["file_id"] => string(6) "254252"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447733824"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Урок по теме "Воздушное питание растений. Фотосинтез""
    ["seo_title"] => string(59) "urok-po-tiemie-vozdushnoie-pitaniie-rastienii-fotosintiez-1"
    ["file_id"] => string(6) "254253"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447733832"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства