На данном уроке был рассмотрен процесс фотосинтеза и условия, необходимые для его протекания. Данный урок содержал большое количество анимаций, что помогло учащимся лучше усвоить изучаемый материал и вызвыл интерес к изучаемому предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Фотосинтез – воздушное питание растений»»
Урок по теме «Фотосинтез – воздушное питание растений»
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичное закрепление) Цель: раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле
Задачи:
Обучающие:
организовать изучение и обеспечить понимание учащимися процесса фотосинтеза и его значения для жизни;
продолжить формирование умений анализировать и делать выводы при ответе.
Развивающие:
продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи;
способствовать развитию наглядно-образного мышления при демонстрации презентации, наглядных материалов.,
Воспитывающие:
воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности;
создать условия для воспитания у учащихся положительной мотивации к учению через обоснование необходимости изучаемого материала в повседневной жизни.
Природа любит загадывать загадки. Уже в Древней Греции ученые пытались ответить на вопрос: как питаются растения? Они видели, что человек и животные существуют за счет потребляемой пищи. Но какую пищу поглощает растение и как оно это делает? (Слайд 1) Голландский учёный Ван-Гельмонт решил проверить это на практике. Давайте мысленно перенесёмся на четыреста тринадцать лет назад, в 1600 год. Именно тогда естествоиспытатель Ян Ван-Гельмонт решил узнать, благодаря чему растёт растение. Он взял глиняный сосуд насыпал в него 80кг почвы, предварительно высушенной, и посадил ивовую ветку весом 2 кг. Поверхность почвы прикрыл, чтобы туда не попадала пыль из воздуха. Растение поливал дождевой водой в течении 5 лет. Через 5 лет выкопал, очистил от почвы и взвесил. Ива весила 60кг. Тщательно высушенная почва весила 79,943кг., т.е. вес почвы уменьшился всего на 57 г. Вес ивы увеличился на 58 кг. Откуда растение добыло 58 кг. питательных веществ? Ван-Гельмонт решил, что прибыль веса у ивы произошла за счет воды. Правильный ли вывод сделал Ван-Гельмонт? Ребята высказывают свои предположения. На сегодняшнем уроке мы с вами это проверим. Итак, тема нашего урока «Воздушное питание растений – фотосинтез». (Слайд 2) Открываем тетради и записываем тему урока.
На доске расположено дерево, но у него чего- то не хватает (дерево, расположенное на доске не имеет листьев). Дети отвечают, что не хватает листьев. На ваших партах лежат листочки, поработав в парах, запишите на листочках, какова цель нашего сегодняшнего урока. Сигналом к окончанию работы будет звоночек.
Учащиеся по очереди зачитывают свою цель, и листочки прикрепляются к дереву.
Всё что вы написали, может отразить следующий кластер, который вы видите на экране: (Слайд 3)
1 . Где происходит?
3
ФОТОСИНТЕЗ
. Что образуется? 4. Для чего?
2. При каких условиях?
Эта кластер есть у вас на партах. Мы его будем заполнять по ходу урока.
3. Стадия осмысления
Итак, первый вопрос: Где происходит фотосинтез? Думаю, на этот вопрос вы мне ответите без труда. Дети отвечают. Совершенно верно фотосинтез происходит в листьях зелёных растений. (Слайд5) Листья называли по-разному: «дети солнца», покорившие солнце», «утеха взора». Человек пытался понять, почему они тянутся к солнцу, их обрывали, и растение погибало. Но значение листа так и не удавалось выявить.
Листья - это не только часть побега, но и своеобразные, уникальные лаборатории. Какие же особенности строения листа делают его лабораторией? Давайте вспомним. (Слайд 6) Перед вами на слайде внутреннее строение листа. Кто желает ответить? Ученик отвечает у доски. Молодец, садись!
Давайте попробуем заполнить первую часть нашей схемы. Дети заполняют: листья, хлоропласты.
Учитель заполняет кластер на экране (Слайд7)
При каких же условиях происходит этот процесс?
На партах у вас есть карточка –подсказка со стихотворением, прочитав его, вы найдёте условия, которые необходимы для фотосинтеза и заполните следующую часть кластера. Работаем в парах. Сигналом к окончанию работы будет звоночек.(Слайд 8)
Ученики: выполняют задание.
Вода, по стеблям поднимаясь Идет к зеленому листу И с углекислым газом соединяясь Дает нам сахар на свету. Вот так творение природы - Полезный, добрый хлорофилл Способен прокормить народы Хотя уж к вечеру без сил.
Обсуждаем, ученики записывают в кластер. Учитель заполняет кластер на экране (Слайд 8)
Условия фотосинтеза:
- свет,
- хлорофилл,
- вода,
- углекислый газ.
Как вода поступает в лист?
Как углекислый газ поступает в лист? Как в лист попадает солнечный свет?
Следующий вопрос, на который нам необходимо найти ответ: Что образуется в процессе фотосинтеза? Выяснить это я предлагаю вам самим, поработав в группах, точнее в лабораториях. У вас на столах карточки с заданиями. Сейчас вы внимательно изучаете опыты открыв стр.96 . И заполняете вторую колонку таблицы: что доказывает этот опыт? Работать мы будем в четвёрках.
Смотрим опыт, обсуждаем и заполняем таблицу.
Название опыта
Что доказывает?
Опыт Джозефа Пристли (с мышонком)
Растения превращают СО в О
Опыт Сакса (с надписью на листе герани)
Стр.97-98
Фот-з происходит только на свету
На свету в клетках листа обр-ся крахмал
Опыт Джозефа Пристли. (стр. 96). Учащиеся обсуждают и записывают в таблицу.
В Швеции жил аптекарь Карл Вильгельм Шееле. Он решил повторить опыты Пристли. Проводил их Шееле по ночам в каморке при аптеке, пользуясь огарком свечи. Он был отличный химик, опыты проводил умело, но результаты получил противоположные тому, что наблюдал Пристли. Свеча под колпаком с горшком мяты гасла, мышь погибала, мята засыхала. Объясните почему? При каком условии зелёные растения выделяют кислород?
Обсуждают и заполняют таблицу.
Физминутка Давайте поможем отдохнуть нашей шее, глазкам и пальчикам.
1.В природе, когда мы видим подсолнечник, то представляем себе солнце. Солнце необходимо для фотосинтеза и жизни на Земле. Давайте нарисуем подбородком подсолнечник. Вначале нарисуем круг. А теперь рисуем лепестки, делая подбородком полукруг. Нарисуем 8 лепестков
2. Поиграйте взглядом в «шашки»: посмотрите направо вверх, налево вниз, прямо вдаль. Затем посмотрите налево вверх, направо вниз и снова вдаль
3. Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца. 2. Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания “цветочек”, “бутончик”
Ребята, сначала в растении образуется сахар, затем крахмал, образовавшийся крахмал под действием особых веществ превращается в растворимый сахар. И транспортируется из листьев по всему растению. Органические вещества, которые вырабатываются в процессе фотосинтеза нужны для питания всех частей растения, от корней до цветков и плодов. Чем больше солнечной энергии и углекислого газа будет получать растение, тем больше органических веществ оно будет образовывать.
Теперь давайте заполним ещё одну часть кластера: что образуется? Ученики заполняют кластер: кислород, сахара. Учитель заполняет кластер на экране. (Слайд 12)
В 60-х гг. 19 века русский ученый Климентий Аркадьевич Тимирязев доказал, что решающую роль в процессе фотосинтеза играют молекулы хлорофилла. Он очень образно описал это явление “Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил Вам сахар, крахмал, жиры и зерно, – он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений”.
Ну а теперь, давайте попробуем сформулировать определение фотосинтез сами, с помощью опорных сигналов. Работаем в парах. На слайде опорные сигналы. Рассмотрите их и попробуйте дать определение. (Слайд 14)
Записываем определение в тетради: ( Слайд 11)
Фотосинтез– процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света и хлорофилла. ( от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование).
Последний вопрос нашего кластера- для чего? О космической роли фотосинтеза более ста лет назад писал К.А. Тимирязев. Послушайте его слова. Слайд 16-22 с музыкой перелистываются автоматически)
«Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зелёную былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез…
В той или другой форме он вошёл в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу».
Что мы запишем в кластер?
Дети отвечают и записывают в кластер. Учитель заполняет кластер на экране. (Слайд 18)
4. Стадия размышления и рефлексии.
Ребята на партах у вас письмо от Алеши Перепуткина. Прочитайте письмо и найдите ошибки:.
Здравствуйте, юные биологи! С приветом к вам Алёша Перепуткин. Я великий знаток процесса фотосинтеза. А, вы, знаете его? Фотосинтез происходит в корнях и листьях, только ночью, когда никто не мешает .В ходе этого процесса образуется вода , а кислород расходуется. Луна посылает свою энергию и в клетках образуются органические вещества: сначала крахмал, а потом сахар. В процессе фотосинтеза выделяется многоэнергии, поэтому растения не боятся холода зимой. Без фотосинтеза мы бы задохнулись, так как не было бы обогащения атмосферы углекислым газом.
Ребята обсуждают в парах, подчёркивают ошибки и исправляют.
Посмотрите на слайд и закончите фразы: (Слайд 24)
Больше всего мне понравилось…
Самым полезным для меня было…
Самооценка своей деятельности.
Как вы считаете, что у вас очень хорошо получилось на уроке запишите и положите в корзину своих достижений.
Домашнее задание: (Слайд25)
1. § 37 знать информацию по параграфу, устно ответить на вопросы 1-6 стр. 99 .
2. Решить биологические задачки:
1. Замечено, что ягоды, собранные в солнечный день, слаще. Объясните, почему?
2. Гусеницы повредили листья яблони. Как вы думаете, отразится ли это на урожае? Объясните свою точку зрения.
3. Почему при недостаточном поливе замедляется рост растений и снижается урожай?
3. Творческое домашнее задание, вы сможете выбрать сами по своему желанию.
- Написать мини-сочинение «Чем мы обязаны зелёному листу.
– Составить синквейн по данной теме
Оценки за сегодняшний урок
За работу у доски - …., за устные ответы…, за решение биологических задач…
Вот и кончился урок.
Хорошо вы потрудились, Вам пора и отдыхать. Переменку веселитесь смело
А потом опять за дело.
Сиквейн - короткое нерифмованное стихотворение из 5 строк. Классический сиквейн составляется следующим образом :
- первая строка - одно слово(существительное или местоимение), выражающее тему,
- вторая строка - два слова (прилагательное или причастие), описывающие свойства, признаки темы,
- третья строка - три слова (глаголы или деепричастия), описывающие действие темы,
- четвертая строка - фраза или предложение из четырех слов, выражающее отношение автора к теме,
- одно слово(любая часть речи), выражающее суть темы, резюме.
Составление сиквейна - увлекательное и творческое занятие, подходящее для любого возраста. Оно развивает системное мышление и аналитические способности, учит вычленять главное и формулировать свою мысль.