Экологические факторы и их влияние на живые организмы
Экологические факторы и их влияние на живые организмы
Конспект урока написан по технологии АМО. Какие формы работы можно применить при проведении каждого этапа урока по данной теме, для раскрытия роли экологических факторов в приспособлении организмов к среде их обитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экологические факторы и их влияние на живые организмы»
Организационная информация
Автор урока
Абикулова Валентина Григорьевна
Предмет
Биология
Класс, профиль класса количество человек
5б класс, общеобразовательный, кадетский количество учащихся 18 человек
Продолжительность урока
40 минут
Методическая информация
Тема урока.
Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
Автор учебника или УМК, по которому ведётся обучение
Биология: Бактерии, грибы, растения. 5класс. учеб. Для общеобразовательных учреждений
Автор: В.В. Пасечник М. Издательство: «Дрофа» 2014 год. Линия «Вертикаль».
Классификация урока в системе образовательных мероприятий, тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками.
Комбинированный.
Шестой урок главы « Введение »
Предыдущий урок по теме: « Среда обитания организмов »
Следующий урок экскурсия в парк. Закрепление знаний об экологических факторах. На примерах, влияние факторов на окружающую среду.
Цели урока
Сформулировать и сформировать представления об экологических факторах, применив знания о средах обитания, условиях в них. Определить влияние факторов на живые организмы.
Задачи урока.
Образовательные:
познакомить учащихся с экологическими факторами: абиотическими, биотическими (формами взаимоотношений между организмами), антропогенными -влиянием деятельности человека на природу.
Развивающие:
развивать умение работать с текстом учебника, рисунками, составлением схем. Создать условия, побуждающие учащихся к осмыслению заданий при работе с натуральными объектами, развивать логическое и творческое мышление, учить наблюдать, выделять главное, сравнивать и делать выводы, обобщать. Формирование умения работать в группах, паре.
Воспитательные: формировать у учащихся потребность бережного отношения к природе, к своему краю. Уважение к мнению других.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока.
Предметные:
освоение знаний по теме и основным понятиям: экология, экологические факторы, абиотические, биотические, антропогенные факторы. Различать на рисунках факторы неживой, живой природы и антропогенные.
Метапредметные:
Анализировать и сравнивать экологические факторы, применяя понятия. Отработать навыки работы с текстом, рисунками, преобразовывать информацию по описанию факторов. Характеризовать роль человека в природе, как антропогенного фактора. Проводить работу с живыми объектами в соответствии с техникой безопасности.
Познавательные:
самостоятельное формулирование и выдвижение предложений, и их обоснование по действию факторов среды на организмы. Умение оперировать опорными понятиями и делать выводы на основе полученной информации.
Приобретение опыта самостоятельного поиска, 2 анализа и отбора информации. Строить логические цепочки рассуждений, приводить доказательства, защищать свои идеи, извлекать необходимую информацию из текста и рисунков.
Регулятивные:
учить учащихся планировать и организовывать свою учебную деятельность; развивать умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, умение представлять результаты работы
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать и представлять конечный результат.
Коммуникативные:
выстраивать продуктивное взаимодействие учащихся с учителем и друг с другом, при выполнении совместной работы в паре, группе.
Выбирать наиболее эффективные способы решения проблемных вопросов в зависимости от конкретных условий; умение воспринимать информацию на слух.
Личностные:
Обеспечить познавательную мотивацию учащихся. Понимать сложность воздействия факторов на организмы. Оценивать свою деятельность с точки зрения сохранения окружающей среды, умение использовать жизненный опыт при изучении нового материала. Рассказывать о собственном наблюдении действия факторов природы.
Учебник, тетрадь. Электронное приложение к учебнику, рисунки учеников, Растения кабинета: Растение, испытывающее недостаток света и достаточное количество его. Презентация с типами взаимоотношений. Карточки с заданиями. 3
Содержание урока
1. Инициация 2 мин. (Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад)
2. Погружение в тему – 4 мин. (Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения)
3. Закрепление изученного. 9 мин. (Повторение Д /З. Контроль и коррекция ЗУН).
4. Инпут. Сообщение нового материала - 8 мин.
5. Проработка содержания темы. 10 мин. (Усвоение нового материала, развитие ЗУНиК )
6. Эмоциональная разрядка 2 мин. ( Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии.)
7. Рефлексия и Д/з 5 мин. Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения.
КОНСПЕКТ УРОКА.
1этап -Инициация. Рапорт командира. «Удачи Вам»
Учитель: Ребята, я рада нашей встречи с вами. Вы старательные, добрые, приветливые. Давайте глубоко вдохнем воздух, ведь нам нужно будет активно думать, выдохнем. Забудем про обиды и беспокойство. Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки, улыбнитесь и пожелайте быстрого урока, пятерок. Я желаю вам интересной, творческой работы на уроке.
2 этап - Погружение в тему. Учитель: Будьте внимательны. О чем идет речь?
(отвечаем хором) « Все , что окружает живой организм
Вам надо было нарисовать рисунки обитателей разных сред обитания. Внимание!
Работа учеников. А) Поднимите рисунки те, кто нарисовал обитателей почвы. Б). Покажите тех, кто живет внутри других организмов.
В). Обитателей водной стихии.
Г). И самые многочисленные обитатели наземно-воздушной среды обитания.
Задание 1.Работая парой, объясните приспособления этих организмов к своей среде обитания. (если среды совпали, поменяйтесь местом с теми, где тоже совпадение). (4 мин.)
Откройте тетрадь – поставьте оценку за объяснение выставленную одноклассником.
4
3 этап - Закрепление материала изученного на предыдущем уроке
Работа учеников .Задание 2. Индивидуально .
А).Третий лишний. ( на карточке написаны обитатели сред подчеркнуть , кто лишний) (2 мин. )
3. Ладони упираются в парту, с силой давим на неё. 9 раз.
4 этап. Импут - сообщение нового материала. (8 мин.)
Учитель. Ребята , мы с вами выяснили, что каждый организм живет в своей среде обитания. А всегда ли им хорошо там жить?
Работа учеников Задание. 3. «Одна голова хорошо, а много, лучше » (проблемное)
А).Давайте обсуди на примере Дождевого червя. Почему его называют Дождевым ?
При дожде выползает на поверхность почвы, т.к. в его ходах нет воздуха и не чем дышать. Получается, что он дождя не любит.
Б). Комнатное растение завядшее. Почему растение повяло? Потрогаем почву? Почва сухая.
Сделаем вывод, что же поменялось ? Условия жизни организмов в их среде.
Учитель: И так, что же мы сегодня будем с вами изучать на уроке? 5
Постановка цели: Какие бывают условия среды обитания и как они влияют на организмы.
Учитель: Ребята,по-другому условия среды называют факторами.
Давайте вспомним, какая наука изучает связь живых организмов и влияние на них факторов среды обитания…ЭКОЛОГИЯ
« Наука о живых организмах
Известная вам биология.
А их отношения со средой обитания
Рассматривает экология.»
В тетради записываем
«Экология – наука о связи живых организмов и окружающей среды». Слово греческое 1часть Ойкос –дом, 2 часть Логос –описание, т.е Наука о доме. Понятие это ввел Эрнст Геккель в 1861году.»(слайд 2).
Итак, факторы стали назвать Экологические .
Запишем тему урока в тетрадь «Экологические факторы среды»
Учитель: Внимание, посмотрели друг на друга, улыбнулись. Работаем устно.
Ребята, я называю факторы природы: Вода, ветер, медведь, ель, песок, шмель. На какие две группы их можно разделить?
Учитель: Итак, ребята, что можно отнести к факторам живой природы?
Работа учеников. Поиграем: «Хлопай, топай » Я называю факторы, если Абиотические (не живой природы) -Топаем, если биотические ( живой природы) - Хлопаем.
Учитель: Как же факторы могут влиять на организмы?
5этап . «Проработка содержания темы» (10 мин).
Работа учеников . Как же влияют факторы на живые организмы.
Задание 5. Проведем небольшую исследовательскую работу: «Мозговой штурм»Образуйте группу с ребятами радом стоящей парты.
Будем выяснять влияние Абиотических фактор на растения . ( 2 мин.)
1группа . Рассмотрите растения: Кактус и Бегония. Определите в каких условиях они растут.( влажных и засушливых местах обитания). Объясните, по каким признакам вы это определили?
2группа. Растение, стоящее на окне, и на шкафу. Почему одно растет прямо вверх, а у другого стебель вниз? Какой фактор влияет. ( влияет количество света, 2 растению его не хватает, стебель тянется) .
3 группа. В 2х стаканах семена гороха. В первом смоченные, видны корешки. 2 стакан семена набухли, но воды в стакане много. Корешков нет. Почему? Чего семенам не хватило для прорастания? ( не хватило воздуха, т.к его вытеснила вода , а семена живые и должны дышать.)
6
4 группа. Тоже 2 стакана. В обоих семена гороха, смоченные водой .В одном есть корешки, а во втором нет. 1 стакан стоял в классе. 2ой – на окне в лаборантской, там прохладно. Чего семенам не хватило?
( семенам не хватило тепла для прорастания).
Смотрим электронное приложение к учебнику.
Растения – влаголюбивые, засухоустойчивые
светолюбивые , теневыносливые.
теплолюбивые, холодостойкие
Физкультминутка для глаз.
Биотические факторы.
Учитель: Ребята, давайте послушаем стихи и посмотрим презентацию Работа учеников
В живой природе неразделимы все практически.
Мы говорим, что это связи биотические.
Вот волк убивает оленя для пищи,
Мы говорим – это жертва и хищник.
Клещ на хозяине мирно сидит,
Очень тепло, он доволен и сыт.
Мы ж, осуждая, грозим – паразит!
Ласка не рада хорьку – соседу
Видно лишится мышки к обеду.
Как неприятны эти моменты.
Мы говорим, что они – конкуренты.
Не страшен лишайнику зной и мороз,
Двух организмов он симбиоз.
Какие меж ними могут быть стычки?
Один дает сахар, а просит водички.
Так в природе все и бывает,
Кто приспособлен, тот выживает.
Это не бойня и не террор,
Это естественный жизни отбор!
Учитель:Ребята, а мы люди, антропогенный фактор, какое оказывает влияние на природу?
Давайте посмотрим рисунки в учебнике стр. 26 Что видим?.
Положительное или отрицательное влияние оказывает человек? Почему вы так думаете?
Работа учеников .Поиграем : « Хорошо, плохо » (примеры с территории Онежского района)
1. Строим предприятия 2. Происходят разливы нефти.
3.Пожары в лесу. 4.Выбрасываем мусор, где попало.
5. Заготавливаем лес. 6. Высаживаем растения
7.Разводим рыб. 8. Сдаем бумагу, пластмассу в переработку.
9. Много автомобилей . 10.Создаем заповедники, национальные парки.
В тетради: хорошо плохо
6, 7,8,10 1,2,3,4,5,9 7
Самопроверка.
6 этап урока: .Эмоциональная разрядка. Закройте глаза, представьте что –то хорошее. Глубоко вдохните , выдохните ( два-три раза). Улыбнитесь. Посмотрите на товарища по парте. Поблагодарите его за работу с Вами.
7. этап урока Рефлексия.
Давайте сделаем вывод по нашему уроку. Достигли мы цели урока ?
Что нового Вы узнали? Поставьте в тетради оценку за работу на уроке.
Все сложите в тетрадь, сдайте учителю.
( Тетрадь будет выдана ученику на следующий день) .
Учитель подводит итог урока. Оценки за урок. Плюсы и минусы работы на уроке.