Данная методическая разработка является одним из вариантов проведения урока по теме «Движение» по учебнику «Биология». 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. – М.: Дрофа, 2012.
В разработке представлен один из типов уроков деятельностной направленности – урок «открытия» нового знания. Урок начинается с создания на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения (учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения).
Цель урока задаётся с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. В ходе урока обучающийся, самостоятельно добывает знания, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, а также общеучебных умений.
Используются разнообразные формы (сочетание репродуктивной и проблемной формы обучения), методы (словесные, наглядные) и приёмы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. По ходу урока подразумевается обучение детей осуществлять рефлексивное действие (обнаруживать незнание, находить причины затруднений). Обучающиеся, учатся работать по правилу и творчески. На уроке задаются критерии самоконтроля и самооценки, происходит формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока: сформировать представление о движении как одном из важнейших свойств живого; познакомить с разными способами движения организмов.
Задачи урока:
на основе повторения ранее изученного и в ходе знакомства с новым материалом о жизнедеятельности организмов, познакомиться с движением, как одним из главных свойств живых организмов;
развивать у учащихся представление о разнообразии способов движения живых организмов, продолжить развитие умений и навыков работы с микроскопом, разными источниками информации, устанавливать причинно- следственные связи, анализировать и обобщать, работать в малых группах и применять свои знания для решения биологических задач;
воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование. Культура инфузории-туфельки, микроскопы, предметные и покровные стекла, видеофрагменты «Многообразие движений животных», видеофрагмент о движении растений. Рисунки учебника «Биология. Живой организм» автор Н.И.Сонин. Комнатные растения с листьями, повернутыми к свету.
Эпиграф. «Без движения нет жизни» Л.А. Зенкевич
Структура урока.
I.Организационный момент.
1.Мотивирование к учебной деятельности.
Мы хорошо поработали над предыдущими темами, которые познакомили нас с жизнедеятельностью организмов, но не усвоили еще одну важную сторону жизнедеятельности организмов, а между тем это свойство очень важное и необходимое для живых организмов.
2. Самоопределение.
Как вы думаете, почему к уроку взят такой сегодня эпиграф?
3.Актуализация знаний.
? Вспомните, какие характеристики кроме обмена веществ еще свойственны живым организмам?
? Живые организмы находятся в постоянном движении. Вы можете привести примеры движения на разных уровнях организации живого? (клеточный – движение цитоплазмы, органный – сокращение сердца, организменный - полет орла)
Изучение нового материала.
Просмотр слайдов:
А) движение простейших
Б) движение многоклеточных.
Какие черты приспособления к среде обитания появляются у организмов в связи с движением?
Давайте рассмотри, как двигается инфузория туфелька. Выполняется лабораторная работа«Движение инфузории туфельки», проводится инструктаж по ТБ и правилам работы с микроскопом (ход работы в рабочей тетради).
Обобщаются результаты работы.
Организуется работа в группах по отдельным заданиям.
Первая группа.
1.Решите задачу.
Зная, что за секунду инфузория туфелька проплывает 25 мм, т.е. расстояние, в 10-15 раз превышающее ее длину, определите размер данного животного.
2.Найдите в учебнике, как плавает инфузория туфелька. Какие движения она может совершать.
Вторая группа.
1.Решите задачу. Какое расстояние проплывет инфузория туфелька за 4 секунды, если за секунду она проплывает 25 мм?
2.Устанеовите причинно-следственную связь.
Для этого найдите в тексте учебника ответ: «Чем отличаются движения растений от движения животных?»
Поэтому - ?
Третья группа.
1.Установите причинно-следственную связь.
Чем различаются хвостовые плавники рыб и китов?
Поэтому - ?
2. Ответьте на вопрос.
Таких животных, как крокодил, ящерица, варан, называют пресмыкающимися. Почему?
Четвертая группа.
1.Установите причинно-следственную связь.
Чем можно объяснить, что птицы лучшие летуны?
Закончите предложение:
Птицы лучшие летуны, потому что …
Ответьте на вопрос. Почему у животных организмов существуют такие разнообразные способы передвижения?
Пятая группа.
1.Установите причинно-следственную связь.
Какие животные могут летать?
Летают ________ , потому что…
2. Ответьте на вопрос. К какой группе животных: стопоходильные и пальцеходильные, относятся кошка и медведь.
Шестая группа.
1.Установите причинно-следственную связь.
Чем объяснить, что млекопитающие могут быстро двигаться?
Потому что________.
2. Ответьте на вопрос.
Птицы и насекомые умеют летать. Почему?
(учащиеся отвечают по мере подготовки ответов)
Рефлексия.Давайте сделаем вывод. Что такое движение?
Движение – это проявление жизни. Животные способны к активному перемещению. У растений могут перемещаться только органы или их части.
Домашнее задание.1. Выучить параграф 16 и ответить на вопрос «Подумайте».2.Пронаблюдать за движениями домашних животных и описать их.
Задания на установление причинно-следственных связей
6 класс урок по теме «Движение»
Первая группа
1.Решите задачу.
Зная, что за секунду инфузория туфелька проплывает 25 мм, т.е. расстояние, в 10-15 раз превышающее ее длину, определите размер данного животного.
2.Найдите в учебнике, как плавает инфузория туфелька. Какие движения она может совершать.
Вторая группа.
1.Решите задачу. Какое расстояние проплывет инфузория туфелька за 4 секунды, если за секунду она проплывает 25 мм?
2.Устанеовите причинно-следственную связь.
Для этого найдите в тексте учебника ответ: «Чем отличаются движения растений от движения животных?»
Поэтому - ?
Третья группа.
1.Установите причинно-следственную связь.
Чем различаются хвостовые плавники рыб и китов?
Поэтому - ?
2. Ответьте на вопрос.
Таких животных, как крокодил, ящерица, варан, называют пресмыкающимися. Почему?
Четвертая группа.
1.Установите причинно-следственную связь.
Чем можно объяснить, что птицы лучшие летуны?
Закончите предложение:
Птицы лучшие летуны, потому что …
Ответьте на вопрос. Почему у животных организмов существуют такие разнообразные способы передвижения?
Пятая группа.
1.Установите причинно-следственную связь.
Какие животные могут летать?
Летают ________ , потому что…
2. Ответьте на вопрос. К какой группе животных: стопоходильные и пальцеходильные, относятся кошка и медведь.
Шестая группа.
1.Установите причинно-следственную связь.
Чем объяснить, что млекопитающие могут быстро двигаться?