Создать условия для закрепления знаний учащихся об особенностях наследования признаков при дигибридном скрещивании;
Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование умений пользоваться генетической терминологией и символикой, записывать схемы скрещивания и решетку Пеннета;
Обеспечить развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей и коммуникативных способностей учащихся;
Обеспечить дальнейшее развитие рефлексивных умений и волевых навыков школьников.
Этап учебного занятия | Информационный блок | Операционно- деятельностный блок | Рефлексивный блок | Методический блок |
Организа- ционно- мотива- ционный этап | Эмоциональный настрой на урок. Сообщение темы урока. Формулировка совместно с уча- щимися задач урока. А.Л.Минц: «На- пичканный зна- ниями, но не умеющий их использовать ученик, напоминает фаршированную рыбу, которая не умеет плавать». Девиз урока: трудное сделать легким, лег- кое привычным, а привычное приятным. | Учебное слушание. Формулировка задач урока в ходе ответа на вопрос «Чем работа на сегодняшнем уроке будет вам полезна?» | «Зачем тебе нужно учиться решать задачи?» | «Психологический контакт». Самостоятельная формулировка задач урока. Сообщение учителя. |
Этап акту- ализации субъектно- го опыта учащихся | Определение теоре- тического минимума, необходимого для решения задач: дигибридное скрещи- вание, доминантный признак, рецессив- ный признак, гипоте- за чистоты гамет, третий закон Менде- ля, аллельные гены, гомозигота, гетерозигота, генотип, фенотип. Вопросы к «Щадяще- му опросу». | На основе анализа демонстрационной таблицы называют те понятия и теоретические закономерности, которые необходи- мы при решении задач. Работают в парах. Отвечают на вопро- сы друг другу. | Анализируют свой ответ в сравнении с показательным ответом. | Беседа. Анализ демонстра- ционной таблицы. Фиксирование терминов на доске. «Щадящий опрос». |
Этап закрепле- ния знаний и способов деятель- ности | Решение задачи 1. Этапы работы: 1. Знакомство с текстом задачи. 2. Анализ задачи: почему данная задача относится к задачам на дигибридное скрещивание и можем ли мы использовать для ее решения ранее составленный алгоритм. 3. Решение задачи по цепочке. 4. Вывод о возмож- ности использования алгоритма. Решение задачи 2. Конструктивный уровень. Этапы работы: 1.Прочитать условие задачи 2 и ответить на вопрос: в чем отличие данной зада- чи от предыдущей? 2.Решить задачу. 3.Определить последовательность своих действий. Организуется работа в парах. | Знакомятся с текстом задачи. Анализируют и отвечают на поставленные вопросы. Решают задачу по цепочке. Записывают решение задачи в тетради. Делают вывод о возможности использования алгоритма. Читают, анализи- руют условие задачи и отвечают на поставленные вопросы. Решают задачу в парах. Формулируют и записывают последовательность своих действий. | «Наши действия при решении данной задачи соответствуют алгоритму, который мы использовали ранее?» Составляют алгоритм решения данной задачи и сравни- вают его с ранее используемым. | Анализ текста задачи. Решение задачи по цепочке с вербали- зацией своих действий. Формулировка вывода. Анализ текста задачи. Работа в парах. Составление алгоритма решения задачи. Сравнение. |
Этап самостоя- тельного примене- ния знаний и способов действий | Самостоятельное решение одной из задач, предлагаемых на выбор. | Анализируют задачи и выбирают одну из них для самостоятельного решения. | Выбор учебной задачи в соответствии с самоанализом уровня усвоения знаний. | Анализ текстов задач. Самостоятельная работа. |
Этап подведе- ния итогов урока | Обращение к задачам урока, девизу урока. Выводы по уроку. | Учащиеся делают выводы по уроку. | | Качественная оценка работы класса. Выставление оценок. |
Этап информа- ции о домашнем задании | Домашнее задание: составить и решить задачу на дигибрид- ное скрещивание. Оформить задачу в виде карточки. Установка на то, что самые интересные задачи будут решены на последующих уроках. Индивидуальные тестовые задания. | Записывают задания в дневники Получают индивидуальные тестовые задания. | | Сообщение учителя. Творческое задание Индивидуальные тестовые задания. . |
Этап рефлексии | Рефлексия учащими- ся собственной деятельности. Задание: закончить одно из трех предло- жений, которое больше других соответствует вашему состоянию. | Заканчивают одно из трех предложений. | «Решать задачи мне трудно, так как…» «Решать задачи мне легко, так как…» «Решение задач для меня занятие приятное и интересное, потому что…» | «Незаконченное предложение». |
У кроликов черная окраска меха доминирует над белой. Рецессивным признаком является гладкий мех. Какое потомство будет получено при скрещивании черного мохнатого кролика, гетерозиготного по обоим признакам, с черной гладкой кролихой, гетерозиготной по первому признаку.
При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым. Определите генотипы родителей и потомства. Какие признаки являются доминантными? Какой процент бурых без хохла цыплят получится в результате скрещивания гибридов во втором поколении?
Отец с курчавыми волосами (доминантный признак) и без веснушек и мать с прямыми волосами и веснушками (доминантный признак) имеют троих детей. Все дети имеют веснушки и курчавые волосы. Каковы генотипы родителей и детей.
Растение тыквы с белыми дисковидными плодами, скрещенное с растением, имеющим белые шаровидные плоды, дало потомство с белыми дисковидными плодами, с белыми шаровидными, с желтыми дисковидными и с желтыми шаровидными плодами в соотношении 3 : 3 : 1 : 1. Определите генотипы родителей.
Голубоглазый правша женился на кареглазой правше. У них родилось двое детей: кареглазый левша и голубоглазый правша. Определите вероятность рождения в этой семье голубоглазых детей, владеющих преимущественно левой рукой.