kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Законы Г. Менделя. Моно- и дигибридное скрещивание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные понятия генетики. Методы генетических исследований. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Г. Менделя. Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Законы Г. Менделя. Моно- и дигибридное скрещивание.»

МОУ «Школа №112 г. Донецка»

учитель биологии Кондратьева А.А.


Дата:

План-конспект урока по биологии № _____

для 11 класса по теме:

«Основные понятия генетики. Методы генетических исследований. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Г. Менделя»

Цели: познакомить с основными понятиями генетики, методами исследований; дать представление о моногибридном скрещивании и раскрыть сущность первого и второго законов Менделя.

Задачи:

образовательные: сформировать знания о генотипе и фенотипе, аллельных генах, гибридологическом методе, моногибридном скрещивании, законах единообразия первого поколения; расщепления признаков во втором поколении;

развивающие: развивать умения записывать схемы скрещивания, оперировать генетической символикой, решать задачи на моногибридное скрещивание, умения проводить исследовательскую работу;

воспитательные: воспитание всесторонне развитой компетентной личности через использование знаний основных понятий генетики для объяснения законов, открытых Г. Менделем; содействие формированию научного мировоззрения на основе познаваемости и общности законов живой природы.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: таблица, учебник.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Что вы слышали ранее о такой науке, как генетика?

Как Вы думаете, почему потомство всех живых организмов всегда похоже на своих родителей?

Какие свойства живых организмов вы знаете?

Какую роль играют такие фундаментальные свойства живого, как наследственность и изменчивость.

Какую личную значимость для Вас будет иметь сегодняшний урок?

III. Изучение нового материала.

Ге­не­ти­ка – наука, изу­ча­ю­щая за­ко­но­мер­но­сти и ма­те­ри­аль­ные ос­но­вы на­след­ствен­но­сти и из­мен­чи­во­сти ор­га­низ­мов, а также ме­ха­низ­мы эво­лю­ции жи­во­го.

На­след­ствен­но­стью на­зы­ва­ет­ся свой­ство од­но­го по­ко­ле­ния пе­ре­да­вать дру­го­му при­зна­ки стро­е­ния, фи­зио­ло­ги­че­ские свой­ства и спе­ци­фи­че­ский ха­рак­тер ин­ди­ви­ду­аль­но­го раз­ви­тия. Свой­ства на­след­ствен­но­сти ре­а­ли­зу­ют­ся в про­цес­се ин­ди­ви­ду­аль­но­го раз­ви­тия. Ге­не­ти­ка воз­ник­ла в связи с раз­ве­де­ни­ем до­маш­них жи­вот­ных и воз­де­лы­ва­ни­ем рас­те­ний, а также с раз­ви­ти­ем ме­ди­ци­ны.

Тер­мин «ге­не­ти­ка» в 1905 году ввел ан­глий­ский био­лог Уи­льям Бэт­сон (Рис. 1), про­ис­хо­дит от гре­че­ско­го genesis и пе­ре­во­дит­ся как «раз­ви­тие» или «про­ис­хож­де­ние».

Ге­не­ти­ка слу­жит тео­ре­ти­че­ской ос­но­вой се­лек­ции – науки, раз­ра­ба­ты­ва­ю­щей ме­то­ды вы­ве­де­ния и улуч­ше­ния пород жи­вот­ных, сор­тов рас­те­ний, штам­мов мик­ро­ор­га­низ­мов.

Ге­не­ти­ка имеет свой соб­ствен­ный язык тер­ми­нов, так на­зы­ва­е­мую тер­ми­но­ло­ги­че­скую карту, ос­нов­ные тер­ми­ны ко­то­рой отоб­ра­же­ны на рисунке

Бла­го­да­ря со­вер­шен­ство­ва­нию ме­то­дов пе­ре­но­са генов между раз­ны­ми ор­га­низ­ма­ми и их экс­прес­сии, в новых хо­зя­е­вах за­кла­ды­ва­ют­ся ос­но­вы для по­лу­че­ния новых сор­тов рас­те­ний, пород жи­вот­ных, ге­но­те­ра­пии на­след­ствен­ных за­бо­ле­ва­ний у че­ло­ве­ка. Со­вре­мен­ная ге­не­ти­ка не толь­ко ста­вит и ре­ша­ет фун­да­мен­таль­ные про­бле­мы ор­га­ни­за­ции живой ма­те­рии; ее ме­то­ды ак­тив­но ис­поль­зу­ют в осу­ществ­ле­нии про­до­воль­ствен­ной, эко­ло­ги­че­ской, кос­ми­че­ской и иных гло­баль­ных про­грамм че­ло­ве­ка.

В 1856 году монах Ав­гу­стин­ско­го мо­на­сты­ря Гре­гор Иоганн Мен­дель про­во­дил опыты по изу­че­нию пе­ре­да­чи на­след­ствен­ных при­зна­ков на го­ро­хе. В ре­зуль­та­те ис­сле­до­ва­ний он сде­лал ряд био­ло­ги­че­ских от­кры­тий, ко­то­рые он опи­сал в «Опы­тах над рас­ти­тель­ны­ми ги­бри­да­ми» в 1865 году. В своей ра­бо­те он от­ме­тил, что на­след­ствен­ные при­зна­ки не яв­ля­ют­ся целым, как счи­та­лось ранее, а пе­ре­да­ют­ся от­дель­ны­ми фак­то­ра­ми. Фак­то­ры на­хо­дят­ся в клет­ках па­ра­ми и пе­ре­да­ют­ся по­том­кам через по­ло­вые клет­ки – га­ме­ты. Сей­час мы уже знаем, что фак­то­ры – это есть гены. В 1909 году дат­ский бо­та­ник Иоган­сен Виль­гельм Лю­двиг ввел тер­мин «ген», а аме­ри­кан­ский ге­не­тик Томас Гент Мор­ган (Рис. 2) обос­но­вал хро­мо­сом­ную тео­рию на­след­ствен­но­сти.

В 1900 году, ко­то­рый счи­та­ет­ся годом воз­ник­но­ве­ния ге­не­ти­ки, трое уче­ных – Корренс, Гуго де Фриз и Эрих фон Чер­мак – неза­ви­си­мо друг от друга по­вто­ри­ли опыты Мен­де­ля на дру­гих объ­ек­тах.

 В раз­ви­тие ге­не­ти­ки боль­шой вклад внес­ли и со­вет­ские, в даль­ней­шем рос­сий­ские уче­ные, это Ни­ко­лай Ива­но­вич Ва­ви­лов, Ни­ко­лай Кон­стан­ти­но­вич Коль­цов и мно­гие дру­гие.

Живые ор­га­низ­мы имеют два фун­да­мен­таль­ных свой­ства – на­след­ствен­ность и из­мен­чи­вость, ко­то­рые изу­ча­ет наука ге­не­ти­ка.

На­след­ствен­ность – это общее свой­ство живых ор­га­низ­мов пе­ре­да­вать свои при­зна­ки и осо­бен­но­сти раз­ви­тия по­том­кам.

Из­мен­чи­вость – это спо­соб­ность всех живых ор­га­низ­мов из­ме­нять­ся в про­цес­се сво­е­го раз­ви­тия и пе­ре­да­вать эти из­ме­не­ния своим по­том­кам.

Признак — любая особенность строения, любое свойство организма. Развитие признака зависит как от присутствия других генов, так и от условий среды, формирование признаков происходит в ходе индивидуального развития особей. Поэтому каждая отдельно взятая особь обладает набором признаков, характерных только для нее.

Фенотип — совокупность всех внешних и внутренних признаков организма.

Ген — функционально неделимая единица генетического материала, участок молекулы ДНК, кодирующий первичную структуру полипептида, молекулы транспортной или рибосомной РНК. В широком смысле ген — участок ДНК, определяющий возможность развития отдельного элементарного признака.

Генотип — совокупность генов организма.

Локус — местоположение гена в хромосоме.

Аллельные гены — гены, расположенные в идентичных локусах гомологичных хромосом.

Гомозигота — организм, имеющий аллельные гены одной молекулярной формы.

Гетерозигота — организм, имеющий аллельные гены разной молекулярной формы; в этом случае один из генов является доминантным, другой — рецессивным.

Рецессивный ген — аллель, определяющий развитие признака только в гомозиготном состоянии; такой признак будет называться рецессивным.

Доминантный ген — аллель, определяющий развитие признака не только в гомозиготном, но и в гетерозиготном состоянии; такой признак будет называться доминантным.

Ге­не­ти­ка дает нам от­ве­ты, как пе­ре­да­ют­ся при­зна­ки, где на­хо­дят­ся при­зна­ки, по­че­му име­ет­ся сход­ство в роду.



Успе­хи, до­стиг­ну­тые Мен­де­лем, ча­стич­но обу­слов­ле­ны удач­ным вы­бо­ром объ­ек­та для экс­пе­ри­мен­тов – го­ро­ха ого­род­но­го. Осо­бен­но­сти го­ро­ха:

- легко вы­ра­щи­вать, имеет ко­рот­кий пе­ри­од раз­ви­тия – в усло­ви­ях Чехии можно по­лу­чить несколь­ко по­ко­ле­ний за один год;

- имеет мно­го­чис­лен­ное потом­ство;

- имеет много сор­тов, четко раз­ли­ча­ю­щих­ся по ряду при­зна­ков. Сорта го­ро­ха от­ли­ча­ют­ся друг от друга хо­ро­шо вы­ра­жен­ны­ми на­след­ствен­ны­ми при­зна­ка­ми;

- яв­ля­ет­ся са­мо­опы­ля­ю­щим­ся рас­те­ни­ем – опы­ле­ние про­ис­хо­дит внут­ри од­но­го цвет­ка. Его ре­про­дук­тив­ные ор­га­ны за­щи­ще­ны от про­ник­но­ве­ния пыль­цы с цвет­ков дру­го­го рас­те­ния;

- есть воз­мож­ность ис­кус­ствен­но скре­щи­вать сорта. Горох – стро­гий са­мо­опы­ли­тель, но воз­мож­но уда­ле­ние ты­чи­нок и пе­ре­нос пыль­цы от рас­те­ний дру­го­го сорта с целью по­лу­че­ния ги­брид­ных семян. Ги­бри­ды пло­до­ви­ты, что поз­во­ля­ет сле­дить за ходом на­сле­до­ва­ния при­зна­ков в по­ко­ле­ни­ях.

Из 34 сор­тов го­ро­ха, из­вест­ных в то время, Мен­дель ото­брал 22 сорта и вы­брал 7 при­зна­ков этого рас­те­ния, ко­то­рые сле­ду­ет изу­чать:

- вы­со­та стеб­ля;

- окрас­ка и форма се­ме­ни;

- окрас­ка и форма пло­дов;

- рас­по­ло­же­ние и окрас­ка цвет­ков.

Четко по­до­бран­ный объ­ект и зна­ние ма­те­ма­ти­че­ских за­ко­но­мер­но­стей поз­во­ли­ло Мен­де­лю про­ве­сти клас­си­че­ское на­уч­ное ис­сле­до­ва­ние.

Методы генетических исследований (самостоятельная работа с учебником, стр.____)

 Закон единообразия гибридов первого поколения, или первый закон Менделя.

Мен­дель взял сорта го­ро­ха с жел­ты­ми и зе­ле­ны­ми се­ме­на­ми и про­из­вел их ис­кус­ствен­ное пе­ре­крест­ное опы­ле­ние: у од­но­го сорта уда­лил ты­чин­ки и опы­лил их пыль­цой дру­го­го сорта. Ги­бри­ды пер­во­го по­ко­ле­ния имели жел­тые се­ме­на. Ана­ло­гич­ная кар­ти­на на­блю­да­лась и при скре­щи­ва­ни­ях, в ко­то­рых изу­ча­лось на­сле­до­ва­ние дру­гих при­зна­ков: при скре­щи­ва­нии рас­те­ний, име­ю­щих глад­кую и мор­щи­ни­стую формы семян, все се­ме­на по­лу­чен­ных ги­бри­дов были глад­ки­ми, от скре­щи­ва­ния красноцветко­вых рас­те­ний с бе­ло­цвет­ко­вы­ми все по­лу­чен­ные — крас­но­цвет­ко­вые. Мен­дель при­шел к вы­во­ду, что у ги­бри­дов пер­во­го по­ко­ле­ния из каж­дой пары аль­тер­на­тив­ных при­зна­ков про­яв­ля­ет­ся толь­ко один, а вто­рой как бы ис­че­за­ет. Про­яв­ля­ю­щий­ся у ги­бри­дов пер­во­го по­ко­ле­ния при­знак Мен­дель на­звал до­ми­нант­ным, а по­дав­ля­е­мый — ре­цес­сив­ным. На ри­сун­ке пред­став­ле­на схема за­ко­на еди­но­об­ра­зия.

Рис. 2. Ге­не­ти­че­ская схема за­ко­на еди­но­об­ра­зия Мен­де­ля

Закон еди­но­об­ра­зия пер­во­го по­ко­ле­ния

Потом­ство от скре­щи­ва­ния двух го­мо­зи­гот по до­ми­нант­но­му и ре­цес­сив­но­му при­зна­ку яв­ля­ет­ся еди­но­об­раз­ным по ге­но­ти­пу и фе­но­ти­пу.

 Закон расщепления, или второй закон Менделя

Мен­дель рас­смат­ри­вал те же ро­ди­тель­ские ор­га­низ­мы, что и в пер­вом за­коне. Как из­вест­но, в пер­вом по­ко­ле­нии об­ра­зо­ва­лись ге­те­ро­зи­го­ты с ге­но­ти­пом Аа. Далее Мен­дель про­во­дит са­мо­опы­ле­ние этих ги­бри­дов (). Ма­те­рин­ский ор­га­низм дает га­ме­ту А и га­ме­ту а, от­цов­ский ор­га­низм дает такие же га­ме­ты (см. Рис. 3).

Рис. 3. Ге­не­ти­че­ская схема

На ри­сун­ке 4 пред­став­ле­на ре­шет­ка Пен­не­та, ко­то­рая в на­гляд­ной форме де­мон­стри­ру­ет все воз­мож­ные ком­би­на­ций раз­лич­ных типов гамет в дан­ном скре­щи­ва­нии (Реджи­нальд Пен­нет – бри­тан­ский ге­не­тик). В дан­ной ре­шет­ке по го­ри­зон­та­ли за­пи­са­ны от­цов­ские га­ме­ты, по вер­ти­ка­ли – ма­те­рин­ские. А в клет­ках ре­шет­ки на пе­ре­се­че­нии строк и ко­ло­нок за­пи­сы­ва­ют­ся ге­но­ти­пы потом­ства в виде ком­би­на­ций этих гамет.

Рис. 4. Ре­шет­ка Пин­не­та

Таким об­ра­зом, по­лу­ча­ет­ся сле­ду­ю­щее со­от­но­ше­ние (рас­щеп­ле­ние) по ге­но­ти­пу: 1АА 2Аа 1аа (один ор­га­низм яв­ля­ет­ся го­мо­зи­го­той по до­ми­нант­но­му при­зна­ку, два ор­га­низ­ма яв­ля­ют­ся ге­те­ро­зи­гот­ны­ми, один ор­га­низм яв­ля­ет­ся го­мо­зи­го­той по ре­цес­сив­но­му при­зна­ку).

Ор­га­низ­мы с ге­но­ти­па­ми АА и Аа имеют один и тот же фе­но­тип (в дан­ном слу­чае жел­тый цвет семян), сле­до­ва­тель­но, по фе­но­ти­пу рас­щеп­ле­ние про­ис­хо­дит в со­от­но­ше­нии:  :  (три ор­га­низ­ма имеют до­ми­нант­ный при­знак, один ор­га­низм имеет ре­цес­сив­ный при­знак (в дан­ном слу­чае зе­ле­ный цвет семян)).

Закон рас­щеп­ле­ния

Во вто­ром по­ко­ле­нии от скре­щи­ва­ния двух ги­бри­дов на­блю­да­ет­ся рас­щеп­ле­ние по фе­но­ти­пу в со­от­но­ше­нии 3:1, по ге­но­ти­пу – 1:2:1.

Основные обозначения необходимые при решении и оформлении генетических задач:

Для обозначения скрещивания принята следующая символика.

Родители обозначаются латинской буквой Р (Parents — родители), затем рядом записывают их генотипы. Женский пол обозначают сим волом ♂ (зеркало Венеры), мужской — ♀ (щит и копье Марса). Между родителями ставят знак «х», обозначающий скрещивание. Генотип женской особи пишут на первом месте, а мужской -  на втором.

Первое поколение обозначается F1 (Filli — дети), второе поколение — F2 и т.д. Рядом приводят обозначения генотипов потомков.

Алгоритм решения генетических задач

  1. Внимательно прочтите уровень задачи.

  2. Сделайте краткую запись условия задачи.

  3. Запишите генотипы и фенотипы скрещиваемых особей.

  4. Определите и запишите типы   гамет,  которые образуют скрещиваемые особи.

  5. Определите и запишите генотипы и фенотипы  полученного от скрещивания потомства.

  6. Проанализируйте результаты скрещивания. Для этого определите количество классов потомства по фенотипу и генотипу и запишите их в виде числового соотношения.

  7. Запишите ответ на вопрос задачи.

Пример решения и оформления задач

Задача. У перцев красная окраска плодов (А) доминирует над желтой. Определите генотипы и фенотипы Fи F2, полученных от скрещивания гомозиготных растенийимеющих красную и желтую окраску плодов.

Дано:

А – красная окраска

а – желтая окраска

Р ♀АА   х   ♂аа

Решение:

1. Определяем и записываем генотипы скрещиваемых особей. По условию задачи  родительские особи гомозиготны. Их генотип: АА и аа

 

F и F2  - ?_


2. Записываем схему скрещивания.

Р      ♀АА          х          ♂аа

            Кр          желт.

 G           А а

 F1                                     Аа

                         100%                             Кр.

 Р         ♀Аа               х                      ♂Аа

              Кр.                                         Кр.

G А а А а                                      

 F2    АА        Аа          Аа         аа 

       Кр         Кр.         Кр.       Желт.

         25%      25%       25%      25%

по фенотипу   3 : 1

по генотипу    1 : 2 : 1

Ответ: F1  Аа 100% кр.; F2    АА , Аа, аа  


IV. Закрепление и подведение итогов

  1. Чем генетика отличается от других биологических наук?

  2. Как называются различные состояние одного и того же гена?

  3. Дайте определение генотипа и фенотипа, изменчивости и наследственности.

  4. Может ли определённый ген быть представлен большим количеством аллелей?

  5. Как обозначаются доминантные признаки и рецессивные?

  6. Какие особи называют чистыми линиями?

  7. Что такое гомозигота и гетерозигота? Как они обозначаются?


V. Домашнее задание.

Прочитать параграф _______.

Выучить алгоритм решения задач, генетические термины и обозначения.

Решить задачу

Какое потомство получится при скрещивании гомозиготных белых кроликов друг с другом, а черных с белыми? Если белая окраска является рецессивным признаком, чёрная окраска – рецессивным.














МОУ «Школа №112 г. Донецка»

учитель биологии Кондратьева А.А.


Дата:

План-конспект урока по биологии № _____

для 11 класса по теме:

«Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя»

Цели: дать представление о дигибридном скрещивании и раскрыть сущность третьего закона Менделя.

Задачи:

образовательные: сформировать знания о дигибридном скрещивании третьем законе Г.Менделя;

развивающие: развивать умения записывать схемы скрещивания, оперировать генетической символикой, решать задачи на моно- и дигибридное скрещивание;

воспитательные: воспитание всесторонне развитой компетентной личности через использование знаний основных понятий генетики для объяснения законов, открытых Г. Менделем; содействие формированию научного мировоззрения на основе познаваемости и общности законов живой природы.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: таблица, учебник.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Проверка основных понятий генетики

   1. Сформулируйте первый закон Менделя.

2. Сформулируйте второй закон Менделя.

3. Дайте определения понятиям: генотип, фенотип, гомозигота, гетерозигота, ген, рецессивный ген, доминантный ген, аллельные гены.

III. Изучение нового материала.

Ор­га­низ­мы раз­ли­ча­ют­ся по мно­гим генам и, как след­ствие, по мно­гим при­зна­кам. Чтобы од­но­вре­мен­но про­ана­ли­зи­ро­вать на­сле­до­ва­ние несколь­ких при­зна­ков, необ­хо­ди­мо изу­чить на­сле­до­ва­ние каж­дой пары при­зна­ков в от­дель­но­сти, не об­ра­щая вни­ма­ния на дру­гие пары, а затем со­по­ста­вить и объ­еди­нить все на­блю­де­ния. Имен­но так и по­сту­пил Мен­дель.

Скре­щи­ва­ние, при ко­то­ром ро­ди­тель­ские формы от­ли­ча­ют­ся по двум парам аль­тер­на­тив­ных при­зна­ков (по двум парам ал­ле­лей), на­зы­ва­ет­ся ди­ги­брид­ным. Ги­бри­ды, ге­те­ро­зи­гот­ные по двум генам, на­зы­ва­ют ди­ге­те­ро­зи­гот­ны­ми.

 Исследование Менделя

Мен­дель ис­сле­до­вал ха­рак­тер рас­щеп­ле­ния при скре­щи­ва­нии двух чи­стых линий го­ро­ха, раз­ли­ча­ю­щих­ся по двум при­зна­кам: цвету семян (жел­тые или зе­ле­ные) и форме семян (глад­кие или мор­щи­ни­стые) (Рис. 1).

При таком скре­щи­ва­нии при­зна­ки опре­де­ля­ют­ся раз­лич­ны­ми па­ра­ми генов: одна ал­лель от­ве­ча­ет за цвет семян, дру­гая – за форму. Жел­тая окрас­ка го­ро­шин (A) до­ми­ни­ру­ет над зе­ле­ной (a), а глад­кая форма (B) – над мор­щи­ни­стой (b).

Рис. 1. Скре­щи­ва­ние по двум при­зна­кам 


В пер­вом по­ко­ле­нии (F1) все особи, как и долж­но быть по пра­ви­лу еди­но­об­ра­зия ги­бри­дов пер­во­го по­ко­ле­ния, имели жел­тые глад­кие го­ро­ши­ны и яв­ля­лись при этом ди­ге­те­ро­зи­го­та­ми. В даль­ней­шем Мен­дель про­во­дил скре­щи­ва­ние об­ра­зо­вав­ших­ся ор­га­низ­мов и по­лу­чил сле­ду­ю­щую кар­ти­ну (Рис. 2). Это ре­шет­ка Пен­не­та, по го­ри­зон­та­ли – че­ты­ре га­ме­ты от­цов­ско­го ор­га­низ­ма, по вер­ти­ка­ли – че­ты­ре га­ме­ты ма­те­рин­ско­го ор­га­низ­ма. По фе­но­ти­пу мы по­лу­чим сле­ду­ю­щее рас­щеп­ле­ние: 9 ор­га­низ­мов жел­тых глад­ких семян, 3 ор­га­низ­ма жел­тых мор­щи­ни­стых семян, 3 ор­га­низ­ма зе­ле­ных глад­ких семян и 1 зе­ле­ный мор­щи­ни­стый.

Рис. 2. Схема на­сле­до­ва­ния при­зна­ков при ди­ги­брид­ном скре­щи­ва­нии 

Эта за­ко­но­мер­ность на­ве­ла Мен­де­ля на мысль о том, что каж­дый при­знак на­сле­ду­ет­ся са­мо­сто­я­тель­но и неза­ви­си­мо от осталь­ных, это легло в ос­но­ву его тре­тье­го за­ко­на – За­ко­на неза­ви­си­мо­го на­сле­до­ва­ния: рас­щеп­ле­ние по каж­дой паре при­зна­ков идет неза­ви­си­мо от осталь­ных.

За­да­ча на дом.

Какие дети могут ро­дить­ся в семье, где мама имеет карие глаза и пря­мые во­ло­сы, а папа имеет го­лу­бые глаза и вью­щи­е­ся во­ло­сы, но при этом из­вест­но, что де­душ­ка по па­пи­ной линии имел вью­щи­е­ся во­ло­сы, а ба­буш­ка по ма­ми­ной линии имела го­лу­бые глаза?

Вол­ни­стые во­ло­сы – до­ми­нант­ный при­знак.

Пря­мые во­ло­сы – ре­цес­сив­ный при­знак.

 Заключение

Как при моно-, так и при ди­ги­брид­ном скре­щи­ва­нии потом­ство Fеди­но­об­раз­но как по фе­но­ти­пу, так и по ге­но­ти­пу (про­яв­ле­ние пер­во­го за­ко­на Мен­де­ля). В по­ко­ле­нии F2 про­ис­хо­дит рас­щеп­ле­ние по каж­дой паре при­зна­ков по фе­но­ти­пу в со­от­но­ше­нии 3:1 (вто­рой закон Мен­де­ля). Это сви­де­тель­ству­ет об уни­вер­саль­но­сти за­ко­нов на­сле­до­ва­ния Мен­де­ля для при­зна­ков, если их опре­де­ля­ю­щие гены рас­по­ло­же­ны в раз­ных парах го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом и на­сле­ду­ют­ся неза­ви­си­мо друг от друга.


И так мы в лаборатории, наша задача изучить закономерности дигибридного скрещивания. Какой объект мы берем для изучения? Горох (объяснение почему). Вспомните открывая свой первый и второй закон Мендель брал один признак - цвет горошины (желтый - доминантный, зеленый - рецессивный), мы возьмем еще один признак - форма горошины (гладкая - доминантный, морщинистая - рецессивный). Запишите схему скрещивания, при условии, что родительские организмы - гомозиготны по двум парам признаков, определите фенотип и генотип гибридов первого поколения.

Какие выводы можно сделать на основании данного опыта? (учащиеся формулируют выводы)

  • доминантные признаки - желтый цвет, гладкая форма горошин

  • родительские организмы - гомозиготны, гибриды первого поколения- дигерозиготны

  • в первом поколении проявляется первый закон Г.Менделя " Закон единообразия"

Для того чтобы выяснить несут ли в себе гибриды первого поколения рецессивные признаки проведем анализирующие скрещивание. Скрестил гибриды первого поколения с гомозиготным организмом, несущим две пары рецессивных признаков. Запишем схему анализирующего скрещивания (ученик работает у доски)

по фенотипу расщепление в соотношении 1:1:1:1

по генотипу:

  • 1 дигетерозиготный АаВв

  • 1 гетерозиготный Аавв

  • 1 гетерозиготный ааВв

  • 1 гомозиготный ааввв

Вывод: Анализирующие скрещивание показало, что гибриды первого поколения несут в себе рецессивные признаки

Проведем второй опыт, скрестим гибриды первого поколения друг с другом (работают самостоятельно). Проблема как записать гаметы, и формулы гибридов (формула, решетка Пеннета)

В результате скрещивания он получил 556 семян, гибридов второго поколения, из которых (доска)

315 - желтые гладкие (доска)

101 - желтые морщинистые

108 - зеленые гладкие

32 - зеленые морщинистые

По генотипу в соотношении 9:3:3:1

Посчитайте соотношение для каждой пары альтернативных признаков, какую закономерность вы наблюдаете? (доска)

Ж: З= 416: 140 / 3:1

Г: М= 423: 133/ 3:1

Вывод: дигибридное скрещивание - это два моногибридных скрещивания, идущих независимо друг от друга.

На основании проведенного опыта сформулируйте закон для дигибридного скрещивания?

Какие цитологические закономерности лежат в основе дигибридного скрещивания?

Вывод: Изучаемые признаки должны располагаться в разных парах гомологичных хромосом, именно случайное расположение пар гомологичных хромосом на экваторе в метафазе1 и последующие разделение в анафазу 1,2 ведет к разнообразию сочетания аллелей признаков в гаметах.

IV. Закрепление

А)Запиши сколько видов гаметы образуют данные генотипы?

ААВВ, АаВВ, ААВв, ааВВ, Аавв

Работа в парах.

Б) Семья ставит вопрос так- Будет ли у них здоровый ребенок? Так как отец страдает глухотой, зрение нормальное, у жены катаракта, слух нормальный. Генетики доказали, что глухота и катаракта рецессивные признаки. Какова вероятность рождения здорового ребенка в этой семье?

В) У кошек добрый нрав преобладает над злым. Ген пушистости рецессивен. Какое потомство F1 и F2 можно ожидать от скрещивания двух гомозигот (доброй гладкой кошки и злого пушистого кота).

А- добрый а- злой

В -гладкий в- пушистый

? ААВВ х ? аавв

F1-? F2-?

V. Подведение итогов

VI. Домашнее задание (текст задач)

У кроликов черная окраска меха доминирует над белой окраской. Рецессивным признаком является гладкий мех. Какое потомство будет получено при скрещивании черного мохнатого кролика, дигетерозиготного по обоим признакам, с черной гладкой крольчихой, гетерозиготной по первому признаку?

При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым. Определите генотипы родителей и потомства. Какие признаки являются доминантными? Какой процент бурых без хохла цыплят получится в результате скрещивания гибридов во втором поколении?

Отец с курчавыми волосами (доминантный признак) и без веснушек и мать с прямыми волосами и с веснушками доминантный признак) имеют троих детей. Все дети имеют веснушки и курчавые волосы. Каковы генотипы родителей и детей











11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Законы Г. Менделя. Моно- и дигибридное скрещивание.

Автор: Кондратьева Анастасия Александровна

Дата: 10.01.2017

Номер свидетельства: 377481


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства