kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Биосфера и человечество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  1. Систематизировать экологические знания учащихся о биосфере как глобальной экосистеме, изучаемых в курсе биологии 10 класса.
  2. Обучить учащихся различным способам работы с информацией через информационно-коммуникативные технологии.

Задачи:

  1. Сформировать у учащихся систему знаний о биосфере; свойствах биомассы; границах биосферы и факторах, их определяющих; о биогенных круговоротах и превращении энергии в биосфере.
  2. Сформировать у учащихся убежденность в том, что ресурсы биосферы не безграничны и нуждаются в охране.

Продолжить формирование у учащихся нетерпимого отношения к деятельности человека, приносящей непосредственный и опосредованный вред природе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Биосфера и человечество"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

«КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» АКИМАТА ЗКО


Утверждаю

Зам. дир. по УМР

_______________Урынгалиева Н.И.









Методическая разработка

открытого урока по биологии

на тему:

«БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО»










Подготовила

преподаватель биологии

Манохина Е.А.















Уральск, 2015 г.



Тема: « БИОСФЕРА и ЧЕЛОВЕЧЕСТВО».

Цели:

- образовательная: продолжить изучение теории В. И. Вернадского о биосфере;определить место и роль человека как жителя биосферы, подвести учащихся к выводу о том, что человек становится «новой геологической силой на планете.

- воспитательная: формирование чувства ответственности, всех вместе и каждого в отдельности, за все, что происходит в биосфере; обратить внимание учащихся на исчезающие виды растений и животных; на опасность технологических и иных видов загрязнений биосферы.

Задачи:

- развивать умения самостоятельно добывать знания из различных источников, перерабатывать их, творчески применять в конкретной ситуации.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, колонки, оформить доску – картинки, название темы, приложение, тесты, презентация «Биосфера и человечество».

Тип урока:урок изучения и первичного закрепления знаний.

Ведущая деятельность учителя: организация групповой и индивидуальной работы, постановка гипотез.

Познавательная деятельность учащихся: групповая работа, творческая работа.




ХОД УРОКА:


I.Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, получите заряд положительных эмоций, которые пригодятся вам в дальнейшей работе. 
В ходе урока мне будет приятно, если вы продемонстрируете свою эрудицию, умение работать с конспектом и умение извлекать при ее анализе информацию, умение выделять только главное и существенное. Ваши умения и навыки будут основными критериями при оценивании вашей работы на уроке. 

II.Актуализация опорных знаний.

Учащиеся разгадывают кроссворд и выполняют взаимопроверку.


1

п

о

т

р

е

б

и

т

е

л

и










2

л

и

т

о

с

ф

е

р

а







3

н

о

о

с

ф

е

р

а











4

с

о

л

н

ц

е











5

ф

о

т

о

с

и

н

т

е

з

6

а

т

м

о

с

ф

е

р

а












7

В

е

р

н

а

д

с

к

и

й








8

б

а

к

т

е

р

и

и




  1. Организмы, которые употребляют готовые органические вещества

  2. Твёрдая оболочка Земли

  3. Информационная оболочка Земли

  4. Источник энергии в биосфере

  5. Процесс протекающий в зелёных органах растений

  6. Воздушная оболочка Земли

  7. Учёный, автор учения о биосфере

  8. Организмы, которые разлагают органические вещества, возвращая земле химические элементы

- Ребята, я предлагаю вам закрыть глаза и послушать строки, которые написал известный советский педагог Василий Александрович Сухомлинский:

“В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная природа своего края самая дорогая. Надо просто видеть, как деревья покрываются весной белым покрывалом, как над золотыми колокольчиками хмеля летают пчелки, как наливаются яблоки и красные помидоры,- все это надо пережить как радость, как полноту своей духовной жизни. Пусть детство помнится вам в ярких солнечных лучах: сад в белом наряде цветения, неповторимое звучание пчелиной арфы над полем гречихи, голубое небо с журавлиной стаей над горизонтом, багровый закат, стройные тополя у дороги- все это пусть оставит неизгладимый отпечаток в сердце”.

Блиц-опрос. Какую картину вы видели перед собой

Этот прекрасный, неповторимый мир природы, ребята, можно увидеть и почувствовать, живя по законам Добра и Согласия с Природой. Если мы хотим достичь согласия с Природой, то нам в большинстве случаев необходимо принимать ее условия. Представьте себе, что вы стоите на пороге Природы - нашего общего Дома с другими живыми существами (растениями, животными и даже микроорганизмами), с общим Солнцем, что нас всех согревает, с общей землей, что нас кормит, с общим воздухом, которым мы все дышим. Человек! Человек – крошечная частица великого необозримого Космоса. Человек, живущий под крышей Дома- Биосферы.

Кто же мы такие – люди? Где наше человеческое место в этом Доме и как нам жить в нём? Давайте вместе поразмышляем над этой проблемой.

Проанализируйте предложенный вам материал и сформулируйте тему урока.

Формулировка темы: «Биосфера и человечество» (записать тему в конспект)

III. Объяснение нового материала

Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку я выбрала слова поэта С.Смирнова

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
С.Смирнов
Природа многообразна и непредсказуема. Она – то, как ласковая мать лелеет и ласкает, то, как злая мачеха строга и неприступна … 

Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» – сотворенные природой и созданные руками человека. Твердили о семи «чудесах», искали и находили восьмое, но кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном известном нам во Вселенной. Это чудо – сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным.
Единственным, потому что остальные планеты нашей солнечной системы, с большей долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще не открыли.
Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, – загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.
Это чудо – Природа. Человек ее частица. Природа дает человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают его мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячью нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. 

Ученик читает стихотворение__Деваева Люба_____________________________

Кромсаем лёд, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот.

Но мы ещё придём просить прощенье

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого малейшего малька.

Пока об этом думать не охота.

Сейчас нам не до этого. Пока.

Аэродромы, пирсы и перроны, 

Леса без птиц и реки без воды.

Всё меньше окружающей природы.

Всё больше окружающей среды.

Всего четыре поэтические строки Р. Рождественского, но в них самая суть серьезнейших изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями и виновниками этих изменений. Чем они могут обернуться для нас сегодняшних и для последующих поколений?


Уч- ся группы читает стихотворение__Кайгородова Марина__________________________

Будь милосерден, человек!
У всех людей – одна планета:
И ветрам нет на ней границ,
Как нет границ потокам света
И перелетам диких птиц.

И нам беречь планету надо
Для тех, кто будет после нас.
А мы бездумно сыплем яды
И дом свой травим не скупясь.

Уже все тоньше слой озона,
А он – щит жизни на Земле;
Уже растут, как язвы, зоны,
Где смерть таится в дымной мгле.

Текут отравленные воды
По руслам рек и под землей.
Дожди спадают с небосвода
Сернокислотною водой.

Леса свою теряют силу.
Уходит нежный запах лип.
Озера, ставшие могилой,
В себе хоронят стаи рыб.

И.И. Ландо



Просмотр фрагмента видеофильма “Биосфера”

Обсуждение содержания видеофрагмента

Фронтальная беседа по вопросам:

1.Какие оболочки Земли входят в состав биосферы, какие – не входят?

2.Каковы верхние и нижние пределы жизни во всех оболочках Земли?

3.Каково значение озонового экрана в атмосфере?

4.Охарактеризуйте распределение живых организмов в наземно-воздушной, водной и почвенной среде.

5.Какие горные породы называются органогенными? (используется коллекция “Горные породы”)

6.Почему В.И.Вернадский отнес к особым обитателям - биокосные тела природы?

7.Почему изменяется плотность жизни в различных частях биосферы?

8.Что такое биомасса?

9.Каковы свойства биомассы?

Тысячелетиями вторжение человека в природу расширялось. 
Научно-технический прогресс принес и продолжает приносить людям многие удобства и комфорт. Он облегчил труд, позволил выйти в космос. Остановить и даже затормозить его невозможно, как невозможно заставить человека перестать думать, дерзать, творить…
К сожалению, не все понимали важность охраны окружающей среды. Природа стала слать тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений – люди, созданные ими заводы, электростанции, рудники, транспорт, города…

Рассмотрим некоторые современные экологические проблемы: 

-загрязнение вод; 
-уничтожение лесов; 
-загрязнение воздуха; 
-деградация земель;

- нехватка питьевой воды;

- исчезновение видов растений и животных с лица Земли.

Я предлагаю вам объединиться в группы и выполнить мини-проект, ознакомившись с текстом задания.

1-я группа: исследовать влияние человека на атмосферу.

2-я группа: исследовать влияние человека на гидросферу.

3-я группа: исследовать влияние человека на литосферу.

4-я группа: предложите, что необходимо сделать для защиты атмосферы.

5-я группа: предложите, что необходимо сделать для защиты гидросферы.

6-я группа: предложите, что необходимо сделать для защиты литосферы.

Спикер от каждой группы представляет свой мини-проект.

Человек часто действует по принципу – не стоит ждать милости от природы, взять их у неё - наша задача. Человек научился использовать природные богатства в своих целях (полезные ископаемые, топливные ресурсы, леса и т.д.) В настоящее время человек использует дары природы и не задумывается о том, что после нас останется грядущим поколениям.

Человеческие деяния в природе должны совершаться с учетом не только близлежащих, но и отдаленных последствий, которые самым неожиданным образом могут сказаться на жизнедеятельности последующих поколений. Ориентация только на сегодняшний день безответственна и преступна. Нынешнее поколение должно сделать все для того, чтобы потомки не проклинали нас за безрассудство и недальновидность, связанные с истреблением животного и растительного мира.

В этом плане предостерегающе призывно звучат стихи Михаила Дудина:









Учащийся группы читает стихотворение_____Сурганова Анна________________________

*Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Нe мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.

Мы – общей жизни зерна.
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то Земли не будет
У каждого из нас.

 2. Самостоятельная работа – исследование  (10мин)

Определите в ходе исследования, влияние человека на природу. В помощь вам учебник § 63, страница 238-240.

Работа с понятиями: (запись в конспект)

Ноосфера. Биогенез. Ноогенетика.

Эволюция биосферы:

Биосфера экосистема популяция отдельная особь

Биосфера – пространство на поверхности земного шара, в котором распространены живые существа.

Экосистема – это совокупность живых организмов, взаимодействующих друг с другом и с окружающей средой посредством обмена веществом, энергией, информацией и сохранения устойчивости в течении длительного времени.

Популяция – совокупность особей данного вида населяющих определенную территорию, внутри которой осущ. панмиксия(обмен ген. информацией)

По продуктивности: Автотрофные – преобладают продуценты – жив. орг., кот. способны синтезировать орг. в-во из неорг. составляющих с исп. внешних источников энергии. Эти экосистемы сами снабжают себя органическим веществом. Гетеротрофные – продуцентов нет или их роль незначительна. Гетеротрофы – потребители, исп. в-ва, накопленные продуцентами.

По происхождению: природные экосистемы (лес, луг, степь и т.д.) и антропогенные экосистемы (агроэкосистема, город, квартира и т.д.).

По размеру: микроэкосистемы, мезоэкосистемы (лес), макроэкосистемы (континенты, океаны), глобальная экосистема (биосфера).

Понятие о ноосфере:

Ноосфера - высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества, с периодом, когда разумная деятельность человека становится главным, определяющим фактором развития. По этому поводу В. И. Вернадский писал: «Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупной геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше». Он также отмечал, что человек неразрывно связан с биосферой, уйти из нее не может, его существование есть ее функция, которую он несет с собой всюду, неизбежно изменяя ее. Сам В. И. Вернадский видел противоречивость отдельных положений концепции о ноосфере, как идей, охватывающих наиболее острые проблемы человечества и его будущего. По мнению некоторых ученых, еще рано говорить о «сфере разума», или в крайнем случае о самых начальных стадиях развития ноосферы, о чем свидетельствуют многие глобальные экологические проблемы (парниковый эффект, кислотные дожди, обезлесивание, опустынивание и др.). Вероятно, ноосферное развитие — это разумно управляемое соразвитие человека, общества и природы, при котором удовлетворение жизненных потребностей населения осуществляется без ущерба интересов будущих поколений. Одна древняя индийская мудрость дополняет эту мысль словами: «Природа — это не то, что мы получили в наследство от предков, а то, что мы взяли взаймы у потомков». Современная цивилизация сможет выжить, если будет действовать как единый разумный механизм, не нарушающий равновесия в биосфере, основываясь на коллективном разуме и воле.



Прослушать тихую музыку, а группа работает с учебником. Сообщение ряда ведет спикер.

1 ряд – спикер Литвишкина

2 ряд – спикер Телевных

3 ряд – спикер Косиванова

Каждая группа дает заключения по проведенным исследованиям, затем в ходе обсуждения формулируется общий вывод.

Вывод: в настоящее время мы находимся на таком этапе антропогенного влияния на биосферу, когда изменения, вызванные человеком, широко затронули всю оболочку планеты и приняли небывалые по масштабам размеры и деградация биосферы представляет сегодня прямую угрозу нашей цивилизации, поскольку пределы возможных нагрузок уже достигнуты.

Группа американских ученых (Д. X. Медоуз, Д. Л. Медоуз, И. Рэндерс, В. Беренс),  а также представители «Римского клуба», используя методы системного анализа, с помощью ЭВМ разработали математическую модель будущего развития биосферы как мировой системы по пяти основным параметрам: население, производство продуктов питания, промышленное производство, загрязнение окружающей среды, возобновляемые природные ресурсы. Авторы модели пришли к выводу о том, что если темпы роста народонаселения, экономики, скорости истощения природных ресурсов будут увеличиваться в таких же масштабах, то к 2020 — 2040 гг. человечество окажется на пороге гибели в результате разрушения природной среды. 

Уч- ся читает стихотворение______Толкунова Валя_______________________

Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?

Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек !

И.Трофимова

III. Физминутка.

Биосфера – это сфера,  
Где живые все живут.
И микробы, рыбы, птицы
Дышат, двигаются, растут.

ccccc

Самый главный в сфере житель –Это ты, человек,
Сделай жизнь прекрасней, чище, 
Не на год, а на век.






От простейших и до высших,
Всем хватает места там,
Продолжаем изученье,
Тихо сели по местам.




Пути выхода из экологического кризиса:

В данной ситуации перед человечеством возможны лишь два пути.

Первый — положиться на волю стихии, в этом случае наступающий кризис приведет, скорее всего, к уничтожению человечества.

Следовательно, возможен лишь второй путь — разработка разумной стратегии, общей для всего человечества. Она должна быть направлена на преобразование биосферы Земли в ноосферу.  

- Уважаемые, вы знаете, что существуют государственные и религиозные праздники, но ещё есть и экологические даты в календаре. 

22 марта – Всемирный день воды. 

1 апреля - Международный день птиц. 

22 апреля- День Земли. 

5 июня - Всемирный день окружающей среды.

V. Закрепление.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

В качестве закрепления я вам предлагаю тест, каждый выбирает свой уровень.

(По завершении работы, высвечивается “ключ” ответа на каждый уровень, учащиеся проверяют свою работу.)


Тест:

1. Биосфера возникла благодаря: 

а) микроорганизмам; 
б) растениям; 
в) животным; 
г) всему перечисленному выше. 

2. По мнению учёных, в какой среде появились первые живые организмы: 

а) в земной коре; 
б) в воде; 
в) в воздухе; 
г) в ледниках. 

3. В биологическом круговороте продуктами (производителями) считаются: 

а) животные; 
б) растения; 
в) микроорганизмы; 
г) все вместе выше перечисленные организмы. 

4. 70% общей биомассы Мирового океана составляют: 

а) зоопланктон; 
б) нектон; 
в) бентос; 
г) фитопланктон. 

5. На материках 99% всей биомассы составляют: 

а) зелёные растения; 
б) микроорганизмы; 
в) млекопитающие; 
г) птицы. 

6. Основатель учения о биосфере- это: 

а) Э. Зюсс; 
б) Ч. Дарвин; 
в) В. Вернадский; 
г) Э. Леруа. 

7. Благодаря этому процессу происходит преобразование в листьях зелёных растений неорганических веществ в органические: 
а) биологическому круговороту; 
б) фотосинтезу; 
в) круговороту воды; 
г) солнечной радиации. 
8. Наиболее важные мероприятия ЮНЕСКО в рамках программы «Человек и биосфера»  это создание:
а) памятников природы; 
б) заказников; 
в) национальных природных парков; 
г) биосферных заповедников. 
9. Круговороты веществ, в том числе и биологический, на Земле происходят благодаря: 
а) Мировому океану; 
б) солнечной энергии; 
в) живым организмам; 
г) горным породам. 
Ответы: 1г; 2б; 3б; 4г; 5а; 6в; 7б; 8г; 9б. 








Вы хорошо поработали. Я благодарю вас.

Закончить наш урок я бы хотела словами словацкого поэта Павола Гвездослава:

“Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем” 

VI. Рефлексия.  

Прием «дерево надежды».

Поднимите в руке зеленый листок, если урок для Вас стал плодотворным, вы открыли для себя новое знание, возникло понимание проблемы и желание ее решить.

Желтый листок, если что-то осталось непонятым, остались вопросы.

Красный листок, если урок оставил Вас равнодушными или тема обсуждения кажется вам неактуальной, скучной.

Я рада, ребята, что наше дерево оказалось по-весеннему зеленым, значит, у человечества есть надежда на счастливое существование на планете Земля в гармонии с природой.

 Спасибо за вашу работу на уроке!


VII. Домашнее задание: § 63 учебник стр.238-240

Творческое задание: подготовить сообщение об особенностях биосферного уровня живой материи и его роли в обеспечении жизни на Земле по материалам дополнительной литературы и Интернента.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Биосфера и человечество"

Автор: Манохина Елена Анатольевна

Дата: 19.04.2016

Номер свидетельства: 320389

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "" Глобальные проблемы человечества" Конспект урока. "
    ["seo_title"] => string(55) "global-nyie-probliemy-chieloviechiestva-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "236670"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444135290"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Биосфера и человечество"
    ["seo_title"] => string(27) "biosfieraichieloviechiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "300958"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456829300"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Человечество и глобальные проблемы. "
    ["seo_title"] => string(42) "chieloviechiestvo-i-ghlobal-nyie-probliemy"
    ["file_id"] => string(6) "232084"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442748065"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Значение информации для развития человечества"
    ["seo_title"] => string(56) "znachieniie_informatsii_dlia_razvitiia_chieloviechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "432532"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1508088734"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "календарный план 6,7,8 класс"
    ["seo_title"] => string(24) "kaliendarnyiplan678klass"
    ["file_id"] => string(6) "278361"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453057206"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства