Систематизировать экологические знания учащихся о биосфере как глобальной экосистеме, изучаемых в курсе биологии 10 класса.
Обучить учащихся различным способам работы с информацией через информационно-коммуникативные технологии.
Задачи:
Сформировать у учащихся систему знаний о биосфере; свойствах биомассы; границах биосферы и факторах, их определяющих; о биогенных круговоротах и превращении энергии в биосфере.
Сформировать у учащихся убежденность в том, что ресурсы биосферы не безграничны и нуждаются в охране.
Продолжить формирование у учащихся нетерпимого отношения к деятельности человека, приносящей непосредственный и опосредованный вред природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Биосфера и человечество"»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОММУНАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
«КОЛЛЕДЖ СЕРВИСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» АКИМАТА ЗКО
Утверждаю
Зам. дир. по УМР
_______________Урынгалиева Н.И.
Методическая разработка
открытого урока по биологии
на тему:
«БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО»
Подготовила
преподаватель биологии
Манохина Е.А.
Уральск, 2015 г.
Тема: « БИОСФЕРА и ЧЕЛОВЕЧЕСТВО».
Цели:
- образовательная: продолжить изучение теории В. И. Вернадского о биосфере;определить место и роль человека как жителя биосферы, подвести учащихся к выводу о том, что человек становится «новой геологической силой на планете.
- воспитательная: формирование чувства ответственности, всех вместе и каждого в отдельности, за все, что происходит в биосфере; обратить внимание учащихся на исчезающие виды растений и животных; на опасность технологических и иных видов загрязнений биосферы.
Задачи:
- развивать умения самостоятельно добывать знания из различных источников, перерабатывать их, творчески применять в конкретной ситуации.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, колонки, оформить доску – картинки, название темы, приложение, тесты, презентация «Биосфера и человечество».
Тип урока:урок изучения и первичного закрепления знаний.
Ведущая деятельность учителя: организация групповой и индивидуальной работы, постановка гипотез.
Познавательная деятельность учащихся: групповая работа, творческая работа.
ХОД УРОКА:
I.Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, получите заряд положительных эмоций, которые пригодятся вам в дальнейшей работе. В ходе урока мне будет приятно, если вы продемонстрируете свою эрудицию, умение работать с конспектом и умение извлекать при ее анализе информацию, умение выделять только главное и существенное. Ваши умения и навыки будут основными критериями при оценивании вашей работы на уроке.
II.Актуализация опорных знаний.
Учащиеся разгадывают кроссворд и выполняют взаимопроверку.
1
п
о
т
р
е
б
и
т
е
л
и
2
л
и
т
о
с
ф
е
р
а
3
н
о
о
с
ф
е
р
а
4
с
о
л
н
ц
е
5
ф
о
т
о
с
и
н
т
е
з
6
а
т
м
о
с
ф
е
р
а
7
В
е
р
н
а
д
с
к
и
й
8
б
а
к
т
е
р
и
и
Организмы, которые употребляют готовые органические вещества
Твёрдая оболочка Земли
Информационная оболочка Земли
Источник энергии в биосфере
Процесс протекающий в зелёных органах растений
Воздушная оболочка Земли
Учёный, автор учения о биосфере
Организмы, которые разлагают органические вещества, возвращая земле химические элементы
- Ребята, я предлагаю вам закрыть глаза и послушать строки, которые написал известный советский педагог Василий Александрович Сухомлинский:
“В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная природа своего края самая дорогая. Надо просто видеть, как деревья покрываются весной белым покрывалом, как над золотыми колокольчиками хмеля летают пчелки, как наливаются яблоки и красные помидоры,- все это надо пережить как радость, как полноту своей духовной жизни. Пусть детство помнится вам в ярких солнечных лучах: сад в белом наряде цветения, неповторимое звучание пчелиной арфы над полем гречихи, голубое небо с журавлиной стаей над горизонтом, багровый закат, стройные тополя у дороги- все это пусть оставит неизгладимый отпечаток в сердце”.
Блиц-опрос. Какую картину вы видели перед собой
Этот прекрасный, неповторимый мир природы, ребята, можно увидеть и почувствовать, живя по законам Добра и Согласия с Природой. Если мы хотим достичь согласия с Природой, то нам в большинстве случаев необходимо принимать ее условия. Представьте себе, что вы стоите на пороге Природы - нашего общего Дома с другими живыми существами (растениями, животными и даже микроорганизмами), с общим Солнцем, что нас всех согревает, с общей землей, что нас кормит, с общим воздухом, которым мы все дышим. Человек! Человек – крошечная частица великого необозримого Космоса. Человек, живущий под крышей Дома- Биосферы.
Кто же мы такие – люди? Где наше человеческое место в этом Доме и как нам жить в нём? Давайте вместе поразмышляем над этой проблемой.
Проанализируйте предложенный вам материал и сформулируйте тему урока.
Формулировка темы: «Биосфера и человечество» (записать тему в конспект)
III. Объяснение нового материала
Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку я выбрала слова поэта С.Смирнова
Есть просто храм, Есть храм науки, А есть ещё природы храм – С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй её святынь. С.Смирнов Природа многообразна и непредсказуема. Она – то, как ласковая мать лелеет и ласкает, то, как злая мачеха строга и неприступна …
Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» – сотворенные природой и созданные руками человека. Твердили о семи «чудесах», искали и находили восьмое, но кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном известном нам во Вселенной. Это чудо – сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным. Единственным, потому что остальные планеты нашей солнечной системы, с большей долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще не открыли. Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, – загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации. Это чудо – Природа. Человек ее частица. Природа дает человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают его мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячью нитей. От состояния природы зависит жизнь человека.
Всего четыре поэтические строки Р. Рождественского, но в них самая суть серьезнейших изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями и виновниками этих изменений. Чем они могут обернуться для нас сегодняшних и для последующих поколений?
Уч- ся группы читает стихотворение__Кайгородова Марина__________________________
Будь милосерден, человек! У всех людей – одна планета: И ветрам нет на ней границ, Как нет границ потокам света И перелетам диких птиц.
И нам беречь планету надо Для тех, кто будет после нас. А мы бездумно сыплем яды И дом свой травим не скупясь.
Уже все тоньше слой озона, А он – щит жизни на Земле; Уже растут, как язвы, зоны, Где смерть таится в дымной мгле.
Текут отравленные воды По руслам рек и под землей. Дожди спадают с небосвода Сернокислотною водой.
Леса свою теряют силу. Уходит нежный запах лип. Озера, ставшие могилой, В себе хоронят стаи рыб.
И.И. Ландо
Просмотр фрагмента видеофильма “Биосфера”
Обсуждение содержания видеофрагмента
Фронтальная беседа по вопросам:
1.Какие оболочки Земли входят в состав биосферы, какие – не входят?
2.Каковы верхние и нижние пределы жизни во всех оболочках Земли?
3.Каково значение озонового экрана в атмосфере?
4.Охарактеризуйте распределение живых организмов в наземно-воздушной, водной и почвенной среде.
5.Какие горные породы называются органогенными? (используется коллекция “Горные породы”)
6.Почему В.И.Вернадский отнес к особым обитателям - биокосные тела природы?
7.Почему изменяется плотность жизни в различных частях биосферы?
8.Что такое биомасса?
9.Каковы свойства биомассы?
Тысячелетиями вторжение человека в природу расширялось. Научно-технический прогресс принес и продолжает приносить людям многие удобства и комфорт. Он облегчил труд, позволил выйти в космос. Остановить и даже затормозить его невозможно, как невозможно заставить человека перестать думать, дерзать, творить… К сожалению, не все понимали важность охраны окружающей среды. Природа стала слать тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений – люди, созданные ими заводы, электростанции, рудники, транспорт, города…
Рассмотрим некоторые современные экологические проблемы:
- исчезновение видов растений и животных с лица Земли.
Я предлагаю вам объединиться в группы и выполнить мини-проект, ознакомившись с текстом задания.
1-я группа: исследовать влияние человека на атмосферу.
2-я группа: исследовать влияние человека на гидросферу.
3-я группа: исследовать влияние человека на литосферу.
4-я группа: предложите, что необходимо сделать для защиты атмосферы.
5-я группа: предложите, что необходимо сделать для защиты гидросферы.
6-я группа: предложите, что необходимо сделать для защиты литосферы.
Спикер от каждой группы представляет свой мини-проект.
Человек часто действует по принципу – не стоит ждать милости от природы, взять их у неё - наша задача. Человек научился использовать природные богатства в своих целях (полезные ископаемые, топливные ресурсы, леса и т.д.) В настоящее время человек использует дары природы и не задумывается о том, что после нас останется грядущим поколениям.
Человеческие деяния в природе должны совершаться с учетом не только близлежащих, но и отдаленных последствий, которые самым неожиданным образом могут сказаться на жизнедеятельности последующих поколений. Ориентация только на сегодняшний день безответственна и преступна. Нынешнее поколение должно сделать все для того, чтобы потомки не проклинали нас за безрассудство и недальновидность, связанные с истреблением животного и растительного мира.
В этом плане предостерегающе призывно звучат стихи Михаила Дудина:
Учащийся группы читает стихотворение_____Сурганова Анна________________________
*Как яблоко на блюде, У нас Земля одна. Не торопитесь, люди, Все выскрести до дна. Нe мудрено добраться До скрытых тайников, Разграбить все богатства У будущих веков.
Мы – общей жизни зерна. Одной судьбы родня, Нам пировать позорно В счет будущего дня. Поймите это, люди, Как собственный приказ, Не то Земли не будет У каждого из нас.
2. Самостоятельная работа – исследование(10мин)
Определите в ходе исследования, влияние человека на природу. В помощь вам учебник § 63, страница 238-240.
Работа с понятиями: (запись в конспект)
Ноосфера. Биогенез. Ноогенетика.
Эволюция биосферы:
Биосфера экосистема популяция отдельная особь
Биосфера – пространство на поверхности земного шара, в котором распространены живые существа.
Экосистема – это совокупность живых организмов, взаимодействующих друг с другом и с окружающей средой посредством обмена веществом, энергией, информацией и сохранения устойчивости в течении длительного времени.
Популяция – совокупность особей данного вида населяющих определенную территорию, внутри которой осущ. панмиксия(обмен ген. информацией)
По продуктивности: Автотрофные – преобладают продуценты – жив. орг., кот. способны синтезировать орг. в-во из неорг. составляющих с исп. внешних источников энергии. Эти экосистемы сами снабжают себя органическим веществом. Гетеротрофные – продуцентов нет или их роль незначительна. Гетеротрофы – потребители, исп. в-ва, накопленные продуцентами.
По происхождению: природные экосистемы (лес, луг, степь и т.д.) и антропогенные экосистемы (агроэкосистема, город, квартира и т.д.).
Ноосфера - высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества, с периодом, когда разумная деятельность человека становится главным, определяющим фактором развития. По этому поводу В. И. Вернадский писал: «Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупной геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше». Он также отмечал, что человек неразрывно связан с биосферой, уйти из нее не может, его существование есть ее функция, которую он несет с собой всюду, неизбежно изменяя ее. Сам В. И. Вернадский видел противоречивость отдельных положений концепции о ноосфере, как идей, охватывающих наиболее острые проблемы человечества и его будущего. По мнению некоторых ученых, еще рано говорить о «сфере разума», или в крайнем случае о самых начальных стадиях развития ноосферы, о чем свидетельствуют многие глобальные экологические проблемы (парниковый эффект, кислотные дожди, обезлесивание, опустынивание и др.). Вероятно, ноосферное развитие — это разумно управляемое соразвитие человека, общества и природы, при котором удовлетворение жизненных потребностей населения осуществляется без ущерба интересов будущих поколений. Одна древняя индийская мудрость дополняет эту мысль словами: «Природа — это не то, что мы получили в наследство от предков, а то, что мы взяли взаймы у потомков». Современная цивилизация сможет выжить, если будет действовать как единый разумный механизм, не нарушающий равновесия в биосфере, основываясь на коллективном разуме и воле.
Прослушать тихую музыку, а группа работает с учебником. Сообщение ряда ведет спикер.
1 ряд – спикер Литвишкина
2 ряд – спикер Телевных
3 ряд – спикер Косиванова
Каждая группа дает заключения по проведенным исследованиям, затем в ходе обсуждения формулируется общий вывод.
Вывод: в настоящее время мы находимся на таком этапе антропогенного влияния на биосферу, когда изменения, вызванные человеком, широко затронули всю оболочку планеты и приняли небывалые по масштабам размеры и деградация биосферы представляет сегодня прямую угрозу нашей цивилизации, поскольку пределы возможных нагрузок уже достигнуты.
Группа американских ученых (Д. X. Медоуз, Д. Л. Медоуз, И. Рэндерс, В. Беренс), а также представители «Римского клуба», используя методы системного анализа, с помощью ЭВМ разработали математическую модель будущего развития биосферы как мировой системы по пяти основным параметрам: население, производство продуктов питания, промышленное производство, загрязнение окружающей среды, возобновляемые природные ресурсы. Авторы модели пришли к выводу о том, что если темпы роста народонаселения, экономики, скорости истощения природных ресурсов будут увеличиваться в таких же масштабах, то к 2020 — 2040 гг. человечество окажется на пороге гибели в результате разрушения природной среды.
Чтоб радость завтрашнего дня Сумел ты ощутить. Должна быть чистою Земля И небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя. Терзал за веком век, И брал все только для себя «Разумный» человек.
Сейчас же кинулись спасать «Природную среду», Но почему ж так поздно мы Почуяли беду?
Сквозь фабрик и заводов дым Нам трудно разглядеть Все те страданья, что Земле Приходится терпеть.
Надолго ль хватит нам воды, Коль растворен в ней яд? Надолго ль хватит тех лесов. Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга И чистую гладь рек – всю Землю Можешь только ты, Разумный человек !
И.Трофимова
III. Физминутка.
Биосфера – это сфера, Где живые все живут. И микробы, рыбы, птицы Дышат, двигаются, растут.
ccccc
Самый главный в сфере житель –Это ты, человек, Сделай жизнь прекрасней, чище, Не на год, а на век.
От простейших и до высших, Всем хватает места там, Продолжаем изученье, Тихо сели по местам.
Пути выхода из экологического кризиса:
В данной ситуации перед человечеством возможны лишь два пути.
Первый — положиться на волю стихии, в этом случае наступающий кризис приведет, скорее всего, к уничтожению человечества.
Следовательно, возможен лишь второй путь — разработка разумной стратегии, общей для всего человечества. Она должна быть направлена на преобразование биосферы Земли в ноосферу.
- Уважаемые, вы знаете, что существуют государственные и религиозные праздники, но ещё есть и экологические даты в календаре.
22 марта – Всемирный день воды.
1 апреля - Международный день птиц.
22 апреля- День Земли.
5 июня - Всемирный день окружающей среды.
V. Закрепление.
Самостоятельная работа с самопроверкой.
В качестве закрепления я вам предлагаю тест, каждый выбирает свой уровень.
(По завершении работы, высвечивается “ключ” ответа на каждый уровень, учащиеся проверяют свою работу.)
Тест:
1. Биосфера возникла благодаря:
а) микроорганизмам; б) растениям; в) животным; г) всему перечисленному выше.
2. По мнению учёных, в какой среде появились первые живые организмы:
а) в земной коре; б) в воде; в) в воздухе; г) в ледниках.
3. В биологическом круговороте продуктами (производителями) считаются:
а) животные; б) растения; в) микроорганизмы; г) все вместе выше перечисленные организмы.
а) Э. Зюсс; б) Ч. Дарвин; в) В. Вернадский; г) Э. Леруа.
7. Благодаря этому процессу происходит преобразование в листьях зелёных растений неорганических веществ в органические: а) биологическому круговороту; б) фотосинтезу; в) круговороту воды; г) солнечной радиации. 8. Наиболее важные мероприятия ЮНЕСКО в рамках программы «Человек и биосфера» это создание: а) памятников природы; б) заказников; в) национальных природных парков; г) биосферных заповедников. 9. Круговороты веществ, в том числе и биологический, на Земле происходят благодаря: а) Мировому океану; б) солнечной энергии; в) живым организмам; г) горным породам. Ответы: 1г; 2б; 3б; 4г; 5а; 6в; 7б; 8г; 9б.
Вы хорошо поработали. Я благодарю вас.
Закончить наш урок я бы хотела словами словацкого поэта Павола Гвездослава:
“Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”
VI. Рефлексия.
Прием «дерево надежды».
Поднимите в руке зеленый листок, если урок для Вас стал плодотворным, вы открыли для себя новое знание, возникло понимание проблемы и желание ее решить.
Желтый листок, если что-то осталось непонятым, остались вопросы.
Красный листок, если урок оставил Вас равнодушными или тема обсуждения кажется вам неактуальной, скучной.
Я рада, ребята, что наше дерево оказалось по-весеннему зеленым, значит, у человечества есть надежда на счастливое существование на планете Земля в гармонии с природой.
Спасибо за вашу работу на уроке!
VII. Домашнее задание: § 63 учебник стр.238-240
Творческое задание: подготовить сообщение об особенностях биосферного уровня живой материи и его роли в обеспечении жизни на Земле по материалам дополнительной литературы и Интернента.