kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Биология. Бактерии, грибы, растения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности строения, жизнедеятельности и значение шляпочных грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Меры первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Учащиеся должны знать:

  • внешнее и внутреннее строение шляпочных грибов

-      питание, размножение, значение шляпочных грибов

Учащиеся должны уметь:

  • различать типы шляпочных грибов
  • объяснять связь особенностей строения органов  шляпочных грибов со средой обитания

изучать значение  шляпочных грибов в ходе лабораторных работ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Биология. Бактерии, грибы, растения.»



МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Вологды








КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ

Тема урока «Шляпочные грибы»

5 класс. Биология. Бактерии, грибы, растения.








Авторы: Товпеко Ольга Николаевна,

учитель биологии,











Вологда

2013

КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ

Тема урока «Шляпочные грибы»

5 класс. Биология. Бактерии, грибы, растения.


УМК

  1. Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Авторы: Пасечник В.В., Латюшин В.В., Швецов Г.Г.

  2. Учебник: Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл. - М.: Дрофа, 2013.

  3. Рабочая тетрадь: Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл. – М.: Дрофа, 2013.

  4. Воронина Г.А. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Г.А. Воронина, Т.В. Иванова, Г.С. Калинова; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013.


Оборудование

Мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку в формате Microsoft Power Point, муляжи шляпочных грибов, таблица «Многообразие грибов», на каждую пару обучающихся карточки с отдельными элементами алгоритма оказания первой помощи при отравлениях грибами, кружочки красного, желтого и зеленого цветов для определения настроения.


Выдержка из программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Авторы: Пасечник В.В., Латюшин В.В., Швецов Г.Г.

Место урока

Урок №2 в разделе «Царство грибы».

Предыдущие уроки: «Роль бактерий в природе»

Следующие уроки: «Грибы-паразиты»


Содержание урока

Характеристика видов деятельности учащихся.

Особенности строения, жизнедеятельности и значение шляпочных грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Меры первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов.

Описывают строение шляпочных грибов, выделяют существенные признаки. Определяют тип питания шляпочных грибов и способы размножения, определяют понятия «мицелий», «микориза», «симбиоз». Определяют алгоритм оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.


Предметные результаты обучения (для раздела)

Метапредметные результаты обучения (для раздела)

Учащиеся должны знать:

  • внешнее и внутреннее строение шляпочных грибов

- питание, размножение, значение шляпочных грибов

Учащиеся должны уметь:

  • различать типы шляпочных грибов

  • объяснять связь особенностей строения органов шляпочных грибов со средой обитания

  • изучать значение шляпочных грибов в ходе лабораторных работ

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать изучаемые объекты

  • выделять существенные признаки объекта

  • сравнивать изучаемые объекты

  • классифицировать объекты

  • изучать объекты в ходе практической работы

  • находить информацию об объектах, анализировать и оценивать ее, переводить информацию из одной формы в другую





Цель урока: обеспечить осмысление и первичное закрепление знаний обучающихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении шляпочных грибов.


Задачи урока

1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения

Сформировать знания

  • об особенностях строения и процессах жизнедеятельности шляпочных грибов,

  • о значении шляпочных грибов,

  • о мерах первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Сформировать умения

  • распознавать на рисунках, среди муляжей и живых объектов съедобные и ядовитые грибы,

  • объяснять явление симбиоза растений и грибов,

  • объяснять роль шляпочных грибов в природе и жизни человека.


3. Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.


4. Обеспечить достижение личностных результатов обучения:

  • сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке биологическим объектам,

  • сформировать понимание практической значимости и ценности знаний о шляпочных грибах.



Формы работы: групповая, в парах, фронтальная, индивидуальная.

Обучающиеся сидят в группах по 4-5 человек (в зависимости от наполняемости класса).


Содержание деятельности


Ход урока

ключевые реплики и вопросы учителя выделены курсивом,

возможные ответы обучающихся – обычным шрифтом

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые

УУД


1. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП (10 минут)


1.1. Самоопределение к деятельности

В начале урока я бы хотела узнать, какое у вас настроение. У вас на партах 3 кружочка: зелёный - веселое настроение, красный – грустное, желтый – нейтральное. Поднимите кружочек, который соответствует вашему настроению. Я хочу, чтобы веселое настроение сохранилось у вас в течение урока, а у тех, кто грустный, улучшилось.

  • Создает условия для формирования позитивного настроя обучающихся к познавательной деятельности

  • Определяют свою готовность к познавательной деятельности

Личностные:

- умение управлять своей познавательной активностью

Регулятивные:

- волевая саморегуляция

1.2.Формулировка темы урока

(Фронтальная работа)

В природе существует большое многообразие грибов. Посмотрите на слайды (шляпочные, паразиты, плесневые, дрожжи).

На какие группы и по каким признакам можно разделить эти грибы?

- ядовитые и неядовитые

- шляпочные и плесень

- растут на деревьях или на почве, хлебе.


Каждая группа имеет свое название

- шляпочные,

- паразиты,

- плесневые,

- дрожжи.


Стихотворение на слайде:

Вдоль лесных дорожек 

Много белых ножек 

В шляпках разноцветных, 
Издали приметных.


Как вы думаете, какую группу грибов мы будем изучать сегодня? Назовите тему урока.

- шляпочные грибы.



  • Создает условия для самостоятельного определения обучающимися темы урока.

  • Вводит понятие «шляпочные грибы».

  • Способствует появлению интереса к теме урока, формированию позитивного отношения обучающихся к изучаемым биологическим объектам


  • Определяют тему урока


Регулятивные:

  • целеполагание,

  • планирование,

  • прогнозирование


Коммуникативные:

  • умение слушать и вступать в диалог,

  • участие в коллективном обсуждении проблем,

  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

  • владение монологической и диалогической речью




Познавательные

общеучебные:

  • самостоятельное выделение познавательной цели

  • моделирование

  • выбор оптимальных способов решения задач

  • умение строить речевое высказывание



1.3. Целеполагание и определение путей достижения цели

(Фронтальная работа)

Итак, мы изучаем шляпочные грибы.

Какова цель нашего урока?

- Изучить шляпочные грибы.


Цель выводится на экране.


А что бы вы хотели узнать о шляпочных грибах?

- строение грибов

- процессы жизнедеятельности

- значение грибов


Таким образом, задачи нашего урока (задачи вывести на экране)

- изучить строение шляпочных грибов

- изучить процессы жизнедеятельности шляпочных грибов

- научиться отличать съедобные грибы от ядовитых

- научиться оказывать первую помощь при отравлении грибами (учитель сам предлагает эту задачу)


Какими способами будем решать эти задачи?

- Рассматривать грибы на рисунках, слайдах. Выделять общие признаки и различия.

  • Делать схематические рисунки, обозначать элементы рисунка, используя термины.

  • Находить и анализировать информацию в учебнике и дополнительных источниках.

  • Изучать новые понятия.

  • Задавать вопросы учителю.

  • Размышлять, высказывать предположения, делать выводы.



  • Создает учебную ситуацию целеполагания.

  • Структурирует предложенные формулировки.

  • Обеспечивает возможность предложить пути достижения поставленных целей.



  • Формулируют цели урока

  • Предлагают пути их достижения


2. ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП (25 минут)


2.1. Элемент содержания «Строение шляпочных грибов»


Практическая работа.

На столе муляжи грибов, учебник.


Задание (индивидуально)

  1. рассмотрите строение грибов по муляжам

  2. изучите строение шляпочных грибов (учебник стр.38, рис.22)

  3. сделайте вывод.


Оформить в рабочей тетради на стр. 31 задание 50.


На какие два типа по строению шляпки можно разделить шляпочные грибы?

- пластинчатые

- трубчатые.

  • Создает учебную ситуацию, связанную с изучением строения грибов в процессе практической работы.

  • Побуждает обучающихся выделять существенные признаки объекта при описании строения гриба и введении своих терминов для обозначения ее частей.

  • Создает учебную ситуацию моделирования строения шляпочных грибов при выполнении схематического рисунка.

  • Рассматривают строение шляпочных грибов, описывают существенные признаки по результатам практической работы

  • Определяют понятия «мицелий», «грибница», «плодовое тело»

  • Моделируют строение шляпочных грибов, делая схематический рисунок.

Познавательные

общеучебные:

  • поиск информации

  • моделирование

  • умение строить речевое высказывание

  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности

  • смысловое чтение

логические:

  • анализ

  • синтез

  • сравнение

  • подведение под понятия

  • установление причинно-следственных связей

  • доказательство



Коммуникативные:

  • сотрудничество с учителем и сверстниками

  • участие в коллективном обсуждении проблем,

  • умение слушать и вступать в диалог,

  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

  • владение монологической и диалогической речью



Регулятивные:

  • волевая

  • саморегуляция


2.2. Элемент содержания «Питание шляпочных грибов»


(Фронтальная работа)


Как вы думаете, какой способ питания шляпочных грибов?

- питаются готовыми органическими веществами

- нет хлорофилла, нет фотосинтеза

А по характеру питания шляпочные грибы сапрофиты или паразиты?

- сапрофиты

- не паразиты, потому что не поселяются на живых организмах, не приносят им вред


Как вы думаете, откуда шляпочные грибы добывают органические вещества? Может быть, подсказка поможет ответить на вопрос: Почему шляпочные грибы растут в лесу рядом с деревьями? Могут ли выжить без деревьев?

- деревья помогают грибам

- может быть, деревья делятся питательными веществами

- берут у деревьев органические вещества


Почему тогда грибы не паразиты?

- не приносят вред

Как называется форма взаимоотношений организмов, при которой организмы берут друг у друга вещества, а вреда не приносят?

-симбиоз


Рассмотрим как протекает симбиоз у шляпочных грибов.


Задание индивидуально:

- прочитайте стр. 39 в учебнике

- рассмотрите рис. 22

- значение деревьев для питания грибов


Проверка задания

- грибы через микоризу берут у деревьев органические вещества, а взамен отдают воду и минеральные соли.


Дайте определение СИМБИОЗ

- Симбиоз – тесная связь, полезная как одному, так и другому организму.


В тетради выполняют схематический рисунок симбиоза.


- Вывод: шляпочные грибы состоят из грибницы, плодового тела и питаются готовыми органическими веществами.


2.3. Элемент содержания «размножение шляпочных грибов»


Какие способы размножения существуют в природе?

- бесполое

- половое

Каким способом размножаются грибы?

- и половое и бесполое

Как вы думаете, каким способом размножаются шляпочные грибы?

- бесполым путем, вегетативно, частью грибницы.

Найдите второй способ размножения шляпочных грибов в учебнике на стр. 39.

- Второй способ с помощью спор – специализированных клеток.


  • Создает учебную ситуацию для проявления поисковой активности обучающихся при выделении типов питания грибов

  • Формирует понимание связи между типом питания и строением грибов

  • Создает учебные ситуации для понимания и использования всех введенных на уроке понятий.


  • Моделируют особенности симбиоза грибов и растений, делая схематический рисунок

  • Сравнивают два типа питания: сапрофиты и паразиты

  • Учатся определять тип питания грибов и доказывать свою точку зрения

  • Определяют способы размножения грибов

  • Учатся использовать все введенные на уроке понятия



2.4. Элемент содержания «Значение шляпочных грибов»


В природе шляпочных грибов большое разнообразие. Какое значение они играют в жизни человека?

- пища

- ядовитые


Практическая работа в группах (4-5 человек в группе).

На столе муляжи грибов, учебник.


Задание

  1. распределите в коллекции грибы на съедобные и ядовитые


  1. заполните таблицу, используя учебник стр.40-42

Название гриба

Характерные признаки

Съедобный или ядовитый











Вывод: мы научились отличать съедобные грибы от ядовитых, но бывает, что люди ошибаются. Как правильно оказать первую помощь при отравлении грибами?

- промыть желудок

- вызвать скорую помощь

- выпить лекарство


Давайте проверим правильность наших предположений и попробуем составить алгоритм действий при оказании первой помощи при отравлении грибами. Перед вами карточки с отдельными элементами данного алгоритма, расположите их в правильном, на ваш взгляд, порядке.


Задание выполняется в парах.


Проверка задания.


  • Создает учебную ситуацию, обеспечивающую сравнение съедобных и ядовитых грибов в процессе групповой практической работы

  • Создает условия для осознания важности знания ядовитых грибов и правил оказания первой помощи при отравлении грибами


  • Осуществляют поиск информации и ее преобразование

  • Сравнивают съедобные грибы с их ядовитыми двойниками

  • Применяют полученные знания при определении ядовитых грибов

  • Определяют алгоритм оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами




3. РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП (10 минут)



Какова была цель нашего урока?

- Изучить шляпочные грибы


Достигли ли мы с вами цели урока?

- Достигли


Все ли задачи нашего урока мы решили?

- мы изучили строение шляпочных грибов

- изучили процессы жизнедеятельности шляпочных грибов

- научились отличать съедобные от ядовитых грибов

- научились оказывать первую помощь при отравлении грибами


Оценка качества достижения результатов.

Проверочная работа

Два варианта заданий: задания с выбором варианта ответа.

Проверка заданий в парах.


Проанализируйте результаты проверочной работы. Что верно? Над чем предстоит поработать?


Запишите домашнее задание:

Прочитать П.8. Подготовить ответы на вопросы: строение, питание, размножение шляпочных грибов; значение шляпочных грибов.

Задание по выбору: 1) почему шампиньоны можно выращивать на искусственных средах, а подберезовик нельзя?

2) составить кроссворд по теме шляпочные грибы.


В конце урока учитель спрашивает, какое у детей настроение и просит оценить с помощью разноцветных кружков.



При подведении итога урока учитель резюмирует содержание урока, отмечает основные результаты, благодарит за работу, создает позитивный настрой на следующий урок.

  • Создает учебную ситуацию, обеспечивающую анализ обучающимися результатов своей деятельности и оценку качества усвоения.

  • Создает учебную ситуацию, обеспечивающую рефлексию содержания результатов, действий по достижению результатов, эмоционального состояния.



  • Проводят анализ достигнутых результатов путем сравнения с эталоном (целями и задачами урока)

  • Проводят оценку качества усвоения путем выполнения проверочной работы

  • Осуществляют рефлексию учебной деятельности


Регулятивные:

  • оценка достижения планируемых результатов

  • коррекция планов и способов действий в соответствии с оценкой

  • волевая саморегуляция


Познавательные:

  • рефлексия способов и условий действий

  • контроль и оценка способов и результатов действий


Коммуникативные:

  • сотрудничество с учителем и сверстниками

  • участие в коллективном обсуждении проблем,

  • умение слушать и вступать в диалог,

  • умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

  • владение монологической и диалогической речью




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Биология. Бактерии, грибы, растения.

Автор: Товпеко Ольга Николаевна

Дата: 21.12.2015

Номер свидетельства: 269009

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Рабочая программа по биологии для 6 класса к учебнику Пасечник В.В. " Биология.Бактерии. Грибы. Растения" базовый уровень "
    ["seo_title"] => string(129) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-dlia-6-klassa-k-uchiebniku-pasiechnik-v-v-biologhiia-baktierii-griby-rastieniia-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "108814"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403865389"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Урок- путешествие "Царства: Бактерии, Грибы, Растения""
    ["seo_title"] => string(51) "urok_puteshestvie_tsarstva_bakterii_griby_rasteniia"
    ["file_id"] => string(6) "504249"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1553277288"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-3"
    ["file_id"] => string(6) "254124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697631"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-4"
    ["file_id"] => string(6) "254125"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697640"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Рабочая программа  по биологии для учащихся 5-х классов (ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(71) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-dlia-uchashchikhsia-5-kh-klassov-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "226170"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440098473"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства