kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии для 6 класса к учебнику Пасечник В.В. " Биология.Бактерии. Грибы. Растения" базовый уровень

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу  « Биология.  Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс. Базовый уровень.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К календарно-тематическому планированию

1 ч в неделю, всего 35 часа

Контрольных работ    - 2

Проверочных работ - 2

Лабораторных работ   - 19

Форма итоговой аттестации – контрольная работа

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного  общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).  Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2005, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

          Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций

  Обучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

      -  формирование у учащихся системы знаний о живой природе, общих методах ее изучения;

- формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

 - гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

 - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе выполнения экспериментальных исследований, проведения наблюдений за живыми организмами;

 - воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде, общей культуры поведения в природе;

 -формирование компетентности в сфере защиты окружающей среды, ухода за растениями, сохранения собственного здоровья на основе использования в повседневной жизни биологических знаний и умений.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 6 класса к учебнику Пасечник В.В. " Биология.Бактерии. Грибы. Растения" базовый уровень »

Рабочая программа по курсу  « Биология.  Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс. Базовый уровень.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К календарно-тематическому планированию

1 ч в неделю, всего 35 часа

Контрольных работ    - 2

Проверочных работ - 2

Лабораторных работ   - 19

Форма итоговой аттестации – контрольная работа

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного  общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).  Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2005, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

          Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций

  Обучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

      -  формирование у учащихся системы знаний о живой природе, общих методах ее изучения;

- формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

 - гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

 - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе выполнения экспериментальных исследований, проведения наблюдений за живыми организмами;

 - воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде, общей культуры поведения в природе;

 -формирование компетентности в сфере защиты окружающей среды, ухода за растениями, сохранения собственного здоровья на основе использования в повседневной жизни биологических знаний и умений.

В основу учебно-методический комплекта авторского коллектива под руководством А.В. Пасечника. положены принципы биоцентризма в раскрытии свойств живой природы, ее многообразия и закономерностей, уровней организации жизни, особенностей разных сред обитания. Преемственные связи между разделами курса биологии обеспечивают его целостность, а содержание способствует развитию личности, владеющей основами научных знаний, способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими ценностями.

    Учебно – методический комплект:

   - Учебник:    Биология.  Бактерии. Грибы. Растения. 6 кл. - М.: Дрофа, 2002. Автор: Пасечник В.В.

    - Рабочая тетрадь Биология.  Бактерии. Грибы. Растения. 6 кл. - М.: Дрофа, 2002. Автор: Пасечник В.В

Электронные учебники:

1. Уроки биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Кирилл и Мефодий

2. 1 С: Репетитор Биология Весь школьный курс Сертификат Министерства образования России

3. Биология НРК _ЧР index. Html

4.1 С: Лекарственные растения. «1С: ХроноГраф Школа»

5. Биология. Живой организм




Список дополнительной литературы для учителя:

1)       Аллен Р. Наука о жизни. – М., 1981

2)       Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. Раздел "Растения, грибы, лишайники". (Дидактические материалы к учебнику 6-7 кл.).- М.,Просвещение,1995 

3)       Ботаника. Книга для учителя в 2 ч. – М., Просвещение, 1996.

4)       Мир живой природы / Пер. с англ./ - М., Мир, 1984.

5)       Калинова Г.С. и др. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. – М., Просвещение,1996.

6)       Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1995

7)       Сергеев М.Б. Сергеева Т.В. Планета Земля Развитие идей и представлений – М., Интерпракс, 1994.

8)       Журнал Биология в школе.

Список дополнительной литературы для учащихся:

1)       Верзилин Н.М. По следам Робинзона.- М.,  Просвещение, 1994.

2)       Петров В.В. Растительный мир нашей Родины – М., Просвещение, 1991.

3)       Энциклопедический словарь юного биолога  Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986

4)       Энциклопедический словарь юного натуралиста  Сост. Рогожкин А.Г. – М., Проссвещеие, 1981.

5)       Экология. Познавательная энциклопедия – М., 1994

6)        Журнал  Юный натуралист

7)       Журнал Биология для школьников.

 




Содержание тем учебного курса.

 ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Биология – наука о живой природе.

2. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (3часа)

Устройство увеличительных приборов. Строение растительной клетки. Ткани. Жизнедеятельность клетки.

Лабораторная работа № 1 «Устройство микроскопа и приемы работы с ним»

Лабораторная работа  № 2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»

3. ЦАРСТВА БАКТЕРИИ И ГРИБЫ  (4 часа)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека.

Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы и дрожжи.  Роль грибов в природе и жизни человека.

 

4. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ ( 6 часов)

Разнообразие, распространении значение растений. Водоросли. Мхи. Лишайники. Папоротники. Хвощи. Плауны

Голосеменные Покрытосеменные.

 

Лабораторная работа № 3 «Изучение строения плодовых тел шляпочных грибов»

 Лабораторная работа № 4 «Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом

Лабораторная работа № 5  «Изучение строения мха

Лабораторная работа № 6 «Изучение спороносящего папоротника (хвоща)»

Лабораторная работа № 7  «Изучение строения хвои и шишек хвойных»

 

5. СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ. (9 часов)

Строение семян Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня. Видоизменения корней. Побег и почки.  Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля.  Видоизменения побегов..

Цветок.  Соцветия.  Плоды. Распространение плодов и семян

 Лабораторная работа № 8 «Строение семян однодольного и двудольного растения

Лабораторная работа № 9 «Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы»

 Лабораторная работа № 10 «Строение почек. Расположение почек на стебле».

 Лабораторная работа  № 11 «Простые и сложные листья

 

Лабораторная работа  № 12  «Изучение видоизмененных побегов

 

Лабораторная работа № 13 «Изучение строения цветка»

 

Лабораторная  работа № 14 «Ознакомление с сухими и сочными плодами

 

 

6. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ (5часов)

Химический состав растений Минеральное питание растений.  Дыхание растений Фотосинтез Испарение воды растениями.

Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении.Прорастание семян. Растительный организм как единое целое.

Способы размножения растений

 Лабораторная работа  № 15 «Химический состав растений»

Лабораторная работа № 16 «Проращивание семян фасоли»

 

 

 

7. КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ. (2 часа)

Основы систематики»

астений. Деление покрытосеменных на классы.  Класс двудольные. Класс однодольные. Семейства злаков и лилейных.

8. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (2 часа)

  Основные     экологические  факторы и их  влияние      на растения. Характеристика основных экологических групп растений.

Растительные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе Экскурсия: «Природное сообщество и человек».

РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА. (1 час)

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

НОРМЫ ОЦЕНОК

Отметка "5" ставится в случае: 
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. 
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. 
Отметка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала. 
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. 
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий): 
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. 
Отметка "2"
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик: 
1) правильно определил цель опыта; 
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; 
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; 
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы; 
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. 
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но: 
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; 
2. или было допущено два-три недочета; 
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, 
4. или эксперимент проведен не полностью; 
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик: 
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; 
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; 
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; 
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. 
Отметка "2" ставится, если ученик: 
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; 
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; 
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3"; 
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя. 
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. 
Отметка "5" ставится, если ученик: 
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;     2) допустил не более одного недочета. 
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: 
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;    2. или не более двух недочетов. 
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: 
1. не более двух грубых ошибок;    2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;     4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. 
Отметка "2" ставится, если ученик: 
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; 
2. или если правильно выполнил менее половины работы. 



Календарно - тематическое планирование (35 часов,1 час в неделю)



п/п

Тема урока

Требования к уровню подготовки

учащихся

Вид деятельности

Дата по плану

Дата по факту


Введение 1 час





1

Биология – наука о живой природе.

Царства растений, грибов и животных.

Связь организмов со средой обитания


Уметь использовать имеющиеся знания, сравнивать, обсуждать.

Беседа.

Просмотр презентации



Клеточное строение организмов ( 3 часа)

2.

Устройство увеличительных приборов.

Лабораторная работа №1

«Устройство микроскопа и приёмы работы с ним»

Знать устройство увеличительных приборов.

Уметь работать со школьным световым микроскопом.

Беседа.

Просмотр презентации.

Подготовка к лаб раб.

Выполнение лаб.раб.



3.

Клетка. Строение клетки.

Лабораторная работа №2

«Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

Знать строение растительной клетки.

Уметь работать со школьным световым микроскопом, уметь различать органоиды клетки.

Опрос д.з.

Беседа.

Работа с презентацией.

Выполнение лаб.раб.



4.

Жизнедеятельность клетки, её деление и рост.

Ткани.

Знать основные процессы жизнедеятельности клетки, понятие «ткани», виды растительных тканей.

Опрос д.з.

Беседа.

Работа с презентацией.

Работа в тетрадях.



Царства Бактерии и грибы ( 3 часа)

5.

Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека.

Знать строение, питание, рост и развитие бактерий, роль в природе и жизни человека, разнообразие.

Опрос д.з.

Беседа.

Работа с презентацией.

Работа в тетрадях.



6.

Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы.

Лабораторная работа №3

«Строение плодовых тел шляпочных грибов»

Знать строение и жизнедеятельность грибов, их значение.

Опрос д.з.

Беседа.

Работа с презентацией.

Выполнение лаб.раб.



7.

Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы паразиты.

Лабораторная работа №4

«Плесневый гриб мукор»

Знать строение, условия жизни грибов, болезни растений и животных, вызванные грибами-паразитами.

Опрос д.з.

Беседа.

Работа с презентацией.

Выполнение лаб.раб.



Царство Растения (7 часов)

8.

Ботаника – наука о растениях. Разнообразие, распространение и значение растений. Роль в биосфере. Охрана растений.

Знать методы изучения растений, общую характеристику растений, роль в биосфере.

Опрос д.з.

Беседа.

Работа с презентацией.

Работа в тетради.



9.

Водоросли.

Лабораторная работа №5

«Строение зелёных водорослей»

Знать строение и жизнедеятельность водорослей. Их классификацию и специфику. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Опрос д.з.

Беседа.

Работа с презентаций.

Подготовка к лаб.раб.

Выполнение лаб.раб.



10.

Лишайники.

Знать строение, жизнедеятельность,

Размножение лишайников и их значение.

Опрос д.з.

Беседа.

Работа с презентацией.

Работа в тетради.



11.

Мхи.

Лабораторная работа №6

«Строение мха»

Знать строение и значение мхов.

Особенности жизнедеятельности.

Опрос д.з.

Беседа.

Работа с презентаций.

Подготовка к лаб.раб.

Выполнение лаб.раб.



12.

Плауны. Хвощи. Папоротники.

Лабораторная работа №7

«Строение спороносящего хвоща»

Знать строение плаунов, хвощей и папоротников. Значение в природе и жизни человека.

Опрос д.з.

Беседа.

Работа с презентаций.

Подготовка к лаб.раб.

Выполнение лаб.раб.



13.

Голосеменные.

Лабораторная работа №8

«Строение хвои и шишек хвойных»

Знать строение и разнообразие, среду обитания, размножение и распространение голосеменных.

Значение в природе и жизни человека.

Опрос д.з.

Беседа.

Работа с презентаций.

Подготовка к лаб.раб.

Выполнение лаб.раб.



14.

Покрытосеменные, или Цветковые.

Знать признаки цветковых растений.

Опрос д.з.

Беседа.

Работа с презентацией.

Работа в тетради.



Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 часов)

15.

Строение семян двудольных и однодольных растений.

Лабораторная работа №9

«Строение семян двудольных и однодольных растений»

Знать строение семян двудольных и однодольных растений.

Опрос д.з.

Беседа.

Работа с презентаций.

Подготовка к лаб.раб.

Выполнение лаб.раб.



16.

Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня. Видоизменение корней. Условия произрастания и видоизменения корней.

Лабораторная работа №10

«Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски»

Знать виды корней, типы корневых систем, причины видоизменения корней.

Опрос д.з.

Беседа.

Работа с презентаций.

Подготовка к лаб.раб.

Выполнение лаб.раб.



17.

Побег и почки.

Лабораторная работа №11

«Строение почек. Расположение почек на стебле»

Знать строение почки, рост и развитие побега.

Опрос д.з.

Беседа.

Работа с презентаций.

Подготовка к лаб.раб.

Выполнение лаб.раб.



18.

Внешнее и клеточное строение листа.

Лабораторная работа №12

«Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»

Знать понятие листовой пластинки, жилкование, строение

Опрос д.з.

Беседа.

Работа с презентаций.

Подготовка к лаб.раб.

Выполнение лаб.раб.




19.

Строение стебля. Рост стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.

Лабораторная работа №13

«Внутреннее строение ветки дерева»,

«Строение клубня», «Строение луковицы»

Знать строение, особенности роста. Многообразие и видоизменение стеблей.

Опрос д.з.

Беседа.

Работа с презентаций.

Подготовка к лаб.раб.

Выполнение лаб.раб.



20

Цветок и его строение.

Лабораторная работа №14

«Строение цветка»


Знать строение цветка.

Опрос д.з.

Беседа.

Работа с презентаций.

Подготовка к лаб.раб.

Выполнение лаб.раб.



21

Соцветия.

Лабораторная работа №15

«Соцветия"

Знать понятие «соцветие», типы соцветий.

Опрос д.з.

Беседа.

Работа с презентаций.

Подготовка к лаб.раб.

Выполнение лаб.раб.



22.

Плоды и их классификация.

Распространение плодов и семян.

Знать понятие «плод», знать классификацию и способы распространения плодов и семян.

Опрос д.з.

Беседа.

Работа с презентацией.

Работа в тетрадях.



Жизнь растений ( 7 часов).

23.

Химический состав растений.

Минеральное питание растений.

Лабораторная работа №16

« Химический состав растений»

Знать о процессах, происходящих в стебле, химический состав растений, о передвижении воды и минеральных веществ по стеблю.

Опрос д.з.

Беседа.

Работа с презентаций.

Подготовка к лаб.раб.

Выполнение лаб.раб.



24.

Фотосинтез и дыхание.

Знать о механизмах дыхания и фотосинтеза.

Опрос д.з.

Беседа.

Работа с презентацией.

Работа с учебником.

Составление схемы.

Работа в тетрадях.



25.

Испарение воды растениями. Листопад.

Передвижение воды и питательных веществ в растении.

Лабораторная работа №17

« Передвижение воды и питательных веществ по стеблю»

Знать причины испарения воды и листопада, механизмы передвижения воды и питательных веществ в растении.

Опрос д.з.

Беседа.

Работа с презентаций.

Подготовка к лаб.раб.

Выполнение лаб.раб.



26.

Прорастание семян. Растительный организм как единое целое.

Знать как происходит рост растений. Прорастание семян.

Опрос д.з.

Беседа.

Работа с презентацией.

Работа с учебником.

Составление схемы.

Работа в тетрадях.



27.

Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений.

Знать о размножении споровых растений.

Опрос д.з.

Беседа.

Работа с презентацией.

Работа с учебником.

Составление схемы.

Работа в тетрадях.



28.

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

Знать о способах вегетативного размножения растений.

Опрос д.з.

Беседа.

Работа с презентацией.

Работа с учебником.

Составление схемы.

Работа в тетрадях.



29.

Половое размножение покрытосеменных растений.

Знать об опылении и оплодотворении у цветковых растений.

Опрос д.з.

Беседа.

Работа с презентацией.

Работа с учебником.

Составление схемы.

Работа в тетрадях.



Классификация растений (4 часа).

30.

Основы систематики растений.

Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.

Знать основные систематические категории покрытосеменных растений.

Опрос д.з.

Беседа.

Работа с презентацией.

Работа с учебником.

Работа с гербарием.

Составление схемы.

Работа в тетрадях.



31.

Класс двудольные. Морфологическая характеристика крестоцветных, розоцветных, пасленовых.

Знать морфологические признаки растений указанных семейств.

Опрос д.з.

Беседа.

Работа с презентацией.

Работа с учебником.

Работа с гербарием.

Составление схемы.

Работа в тетрадях.



32.

Класс двудольные. Морфологическая характеристика бобовых(мотыльковых), сложноцветных ( астровых).

Знать морфологические признаки растений указанных семейств.

Опрос д.з.

Беседа.

Работа с презентацией.

Работа с учебником.

Работа с гербарием.

Составление схемы.

Работа в тетрадях.



33.

Класс однодольные. Семейство лилейные злаковые (мятликовые).

Лабораторная работа №18

« Строение пшеницы (ржи, ячменя)»

Знать морфологические признаки растений указанных семейств.

Опрос д.з.

Беседа.

Работа с презентацией.

Работа с учебником.

Работа с гербарием.

Составление схемы.

Работа в тетрадях.

Выполнение лаб.раб.



Природные сообщества (1 часа).

34.

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.

Лабораторная работа №19

« Особенности строения растений разных экологических групп»

Знать как влияют основные экологические факторы на растения.

Опрос д.з.

Беседа.

Работа с презентаций.

Подготовка к лаб.раб.

Выполнение лаб.раб.



Развитие растительного мира ( 1 час).

35.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Заключительный урок.

Летнее задание.

Знать происхождение растений. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Способы охраны растений.

Опрос д.з.

Беседа.

Обсуждение летнего задания.















Лабораторная работа №1

« Устройство микроскопа и приёмы работы с ним»

Цель и ход работы:

1.Изучить микроскоп. Найти тубус, окуляр, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало, винты. Выяснить, какое значение имеет каждая часть. Определить, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.

2.Познакомиться с правилами пользования микроскопом.

3. Отработать последовательность действий при работе с микроскопом.

4. Зарисовать школьный микроскоп и подписать его основные части.







Лабораторная работа №2

« Строение клетки. Рассматривание препарата кожицы лука»

Цель и ход работы:

  1. Настроить микроскоп.

  2. Рассмотреть под микроскопом при большом увеличении заранее приготовленный микропрепарат кожицы лука. Найти тёмную полосу, окружающую клетку, оболочку; под ней золотистое вещество-цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найти вакуоль с клеточным соком ( она отличается от цитоплазмы по цвету).

  3. Зарисовать 2-3 клетки кожицы лука. Обозначить оболочку, цитоплазму, ядро с клеточным соком.









Лабораторная работа №3

« Строение плодовых тел шляпочных грибов»

Цель и ход работы:

1.Расссмотреть особенности строения плодового тела шляпочного гриба. Найти их основные части.

2.Рассмотреть особенности строения нижней стороны шляпки. С учётом их строения разделить грибы на пластинчатые и трубчатые.

3. Зарисовать плодовое тело шляпочного гриба и подписать основные их части. Описать значение спор в жизни грибов.

4. Сделать вывод о значении грибов в природе и жизни человека.









Лабораторная работа № 4

« Плесневый гриб мукор»

Цель и ход работы:

  1. Рассмотреть под микроскопом при большом и малом увеличении микропрепарат плесневого гриба мукор.

  2. Найти грибницу, плодовое тело и споры.

  3. Зарисовать строение плесневого гриба мукор и подписать название его основных частей.

  4. Сделать вывод о роли гриба.











Лабораторная работа №5

« Строение зелёных водорослей »

Цель и ход работы:

  1. Поместить на предметное стекло микроскопа каплю « цветущей воды» из аквариума, накрыть предметным стеклом.

  2. Рассмотреть при малом увеличении одноклеточные водоросли. Найти хламидомонаду ( тело грушевидной формы с заостренным передним концом.) и хлореллу ( тело шарообразной формы).

  3. Оттянуть часть воды из-под покровного стекла полоской фильтровальной бумаги и рассмотреть клетку водоросли при большом увеличении.

  4. Обратить внимание на форму и окраску хроматофора.

  5. Зарисовать клетки и подписать названия их основных частей.



Лабораторная работа №6.

« Строение мха, хвоща(летнего и весеннего побегов) и папоротника».

Цель и ход работы:

1.Рассмотреть растение мха. Определить особенности его внешнего строения, найти стебель и листья.

2. Определить форму, расположение , размер и окраску листьев.

3. Рассмотреть верхушки стебля, найти мужские и женские растения. Рассмотреть коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мха.

4.Зарисовать мох кукушкин лён ( мужской и женский экземпляры) и подписать их основные части.

5. С помощью лупы рассмотреть летний и весенний побеги хвоща полевого из гербария.

6.Найти спороносный колосок. Каково значение спор в жизни хвоща?

7. Зарисовать побеги хвоща.





Лабораторная работа №7.

« Признаки хвойных деревьев»

Цель и ход работы:

1.Рассмотреть форму хвои, расположение ее на стебле. Измерить длину и обратить внимание на окраску.

2. Пользуясь таблицей « Признаки хвойных растений» и выданным гербарием заполнить таблицу:

Название

хвоя

шишка

растения

длина

окраска

Расположение

На ветке

размер

Форма

чешуек

плотность































Лабораторная работа № 8.

« Строение семян двудольных и однодольных растений»

Цель и ход работы:

  1. Рассмотреть сухие и набухшие семена фасоли. Сравнить их размеры и форму.

  2. На вогнутой стороне семени найти рубчик – место прикрепления семени к семяножке.

  3. Над рубчиком находится маленькое отверстие – микропиле. Оно хорошо заметно у набухшего семени. Через микропиле в семя проникает воздух и вода.

  4. Снимите блестящую плотную кожуру. Изучить зародыш. Найти семядоли, зародышевый корешок, стебелёк и почечку.

  5. Зарисовать семя и подписать его основные части.

  6. Рассмотреть форму и окраску зерновки пшеницы.

  7. Снять иглой часть околоплодника с набухшей и сухой зерновок. Объяснить почему она не снимается.

  8. Рассмотреть в лупу разрезанную вдоль зерновку. Найти эндосперм и зародыш.

  9. Зарисовать зерновку пшеницы и подписать её основные части.



Лабораторная работа № 9.

« Стержневая и мочковатая корневые системы»

Цель и ход работы:

1.Пользуясь гербарием рассмотреть корневые системы, предложенных растений. Чем они различаются?

2. Отобрать растения с стержневой и мочковатой корневой системами.

3. По строению корневой системы определить, какие растения однодольные, какие – двудольные.



Лабораторная работа №10

« Строение почек. Расположение почек на стебле»

Цель и ход работы:

  1. Рассмотреть побеги разных растений. Определить, как расположены почки на стебле, зарисуйте вегетативную (листовую) и генеративную (цветочную) почку.

  2. Рассмотреть продольный разрез вегетативной почки и найти чешуйки, зачаточный стебель, зачаточные листья и конус нарастания.

  3. Зарисовать вегетативную и генеративную почки в разрезе.

  4. Сравнить строение почки и побега. Сделать вывод.



Лабораторная работа №11

« Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»

Цель и ход работы:

1.Рассмотреть листья комнатных растений и образцов из гербария. Отберите простые листья. Отберите сложные листья.

2. Какое жилкование отобранных листьев.

3. Какое листорасположение имеют просмотренные растения.

4. Заполнить таблицу:

Название

растения

Листья простые

Или сложные

жилкование

листорасположение













Лабораторная работа № 12

« Видоизменение побегов»

Цель и ход работы:

1.Рассмотреть клубень картофеля. Найдите основание и верхушку.

2. Рассмотрите глазки. Каково их расположение на клубне. Рассмотрите почки на глазке( используя лупу).

3.Сделайте тонкий поперечный срез клубня. Рассмотрите его на свет. Сравните поперечный срез клубня с поперечным срезом стебля.

4. Зарисуйте поперечный срез клубня.

5.Капните на поперечный срез клубня йодом. Объясните, что произошло.

6.Докажите, что клубень-видоизменённый подземный побег.

7. Рассмотреть внешнее строение луковицы. Какое значение имеют сухие чешуи?

8. разрезать луковицу вдоль. Зарисовать продольный разрез луковицы, обозначить чешуи, донце, почки, придаточные корни.

9. Доказать, что луковица видоизменённый побег.





Лабораторная работа №13

« Строение цветка»

Цель и ход работы:

1.Рассмотреть цветок. Найти цветоножку, цветоложе, околоцветник, тычинки и пестик.

2. Расчленить цветок, подсчитать число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков.

3. Определить, какой околоцветник у данного цветка - простой или двойной.

4. Определить, какая чашечка - раздельнолистная или сростнолистная, какой венчик-свободнолепестный или сростнолепестный.

5.Рассмотреть строение тычинки. Найти пыльник и тычиночную нить. Рассмотреть под лупой пыльник. В нем множество мельчайших пыльцевых зерен.

6.Рассмотреть пестик. Найти рыльце, столбик, завязь. Разрезать завязь поперёк, рассмотреть под лупой. Найти семязачаток. Что формируется из семязачатка? Почему главными частями цветка тычинки и пестик?

7. Зарисовать части цветка и подписать их названия.

8. Составить формулу изученного цветка.



Лабораторная работа №14

«Соцветия»

Цель и ход работы:

  1. Рассмотреть соцветия на живом и гербарном материале.

  2. Определить, как расположены цветки на цветоносном стебле у рассмотренных растений. Пользуясь схемой на рисунке, выяснить, как называются эти соцветия.

  3. Зарисовать схемы рассмотренных соцветий, записать их названия и указать, у каких растений бывают такие соцветия.



Лабораторная работа №15

« Классификация плодов»

Цель и ход работы:

1.Рассмотреть выданные плоды. Разделить их на сухие и сочные.

2. Сочные плоды разделить на односемянные и многосемянные. С помощью учебника определить их названия.

3. Разделить сухие плоды на односемянные и многосемянные. Определить их названия.

4. Заполнить таблицу:

Название плода

Тип плода

Какие растения

Имеют такой плод

Сочный или

сухой

Односемянный

Или

многосемянный













Лабораторная работа №16

«Химический состав растений»

Цель и ход работы:

  1. Положить в пробирку кусочки стебля, корня, листьев или несколько семян и нагреть их на слабом огне. Что появилось на стенках пробирки?

  2. Взять комочек теста ( оно приготовлено из муки семян растений, следовательно имеет такой же химический состав), положить его в мешочек из марли. Хорошо промыть тесто в воде, налитой в стакан.

  3. В марле осталась тягучая клейкая масса- клейковина. Клейковина сходна по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком.

  4. Добавить в стакан с мутной водой, в которой промывали тесто, 2-3- капли йода. Что наблюдаете? Налейте иод на срез клубня картофеля. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.

  5. Положить на бумагу семена подсолнечника, льна( или других масличных культур) и раздавите их. Что появилось на бумаге? Какое вещество выделилось?

  6. Сделайте вывод, какие органические вещества входят в состав растений.

  7. Нагрейте кусочки( картофеля, например) растения на металлической пластинке. Они обугливаются, появляется дым. Это сгорают органические вещества. На пластинке остается зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ.

  8. Сделайте общий вывод, о том каков химический состав растений. Сформулируйте его и запишите в тетрадь.



Лабораторная работа №17

«Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

Цель и ход работы:

1.Рассмотреть поперечны срез липы или какого-либо другого древесного растения, простоявшего 2-4 суток в подкрашенной воде. Установите, какой слой стебля окрасился.

2. Рассмотрите продольный срез этого побега. Укажите, какой слой стебля окрасился. На основании проведенных наблюдений сделайте вывод.

3. Прочитайте в учебнике, в чем особенности клеток, по которым передвигаются вода и минеральные соли.

4. Зарисуйте срезы.

5. Сделайте вывод особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю.





Лабораторная работа №18

« Строение пшеницы(ржи, ячменя)».

Цель и ход работы:

1.Рассмотреть корневую систему злакового растения. Чем она отличается от корневых систем растений класса двудольных?

2. Рассмотреть стебель пшеницы(ржи, ячменя). Как называют такой стебель? В чем его особенность?

3. Изучить строение листа злаковых. Рассмотреть основание листа – влагалище. Какое оно имеет значение?

4. Рассмотреть соцветие пшеницы. Как его называют?

5. выделите из соцветия цветок пшеницы и рассмотрите его. Найдите цветковые чешуи. Сколько тычинок в цветке? Найдите пестик, рассмотрите его. Сколько рылец имеет пестик?

6.Рассмотрите плод пшеницы. Как он называется ?





Лабораторная работа № 19

« Особенности строения растений разных экологических групп»

Цель и ход работы:

  1. Изучите особенности строения комнатных растений (алоэ, бегония, кактус и т.д.). Отметьте размеры и окраску листьев; особенности кожицы( тонкая, нежная, толстая, плотная, глянцевая, покрыта восковым налетом); опушены ли листья; где и как расположены устьица особенности других органов.

  2. Определите к каким экологическим группам можно отнести эти растения. Укажите признаки, на основании которых вы сделали вывод.

  3. Сделайте такое же описание нескольких растений из школьного гербария.

  4. Определите, к каким экологическим группам относятся изученные растения.





28



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Колодина Инна Геннадиевна

Дата: 27.06.2014

Номер свидетельства: 108814

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства