kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Атмосферные явления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Атмосферные явления

Цель урока:  сформировать представление о погоде и ее элементах, климате, о разнообразии погодных явлений и климатических условий, о значении воздуха в природе и необходимости его охраны;  способстововать дальнейшему развитию умений наблюдать и описывать погоду своей местности, формированию навыков групповой работы; создать положительный эмоциональный комфортный микроклимат на уроке

Задачи: учащиеся должны:

  1. Знать определение понятий: погода, климат, метеорология, метеорологи, метеорлогические станции. Научиться определять разницу между погодой и климатом.
  2. В ходе выполнения практической работы научиться составлять описание погодных условий своей местности.
  3. Выяснить влияние климата на жизнь живых организмов, в том числе человека
  4. Иметь представление омерах охраны воздуха в своей стране и области.

Оборудование: учебник, интерактивная доска, презентация к уроку Microsoft PowerPoint

Методические приемы: слово учителя, фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа с учебником.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний
  3. Изучение нового материала
  4. Закрепление и проверка полученных знаний
  5. Объяснение домашнего задания
  6. Итог урока, рефлексия
  1. Организационный момент: проверка готовности к уроку, подготовка презентации, проверка отсутствующих, приветствие учителя, раздача конспектов.

2.      Повторение, включение в учебную деятельность. Блиц опрос по презентации.

(ученики сами выбирают номер вопроса, на экране вопрос- дают ответ)

А сейчас внимательно прослушайте стихотворение  А.А. Фета «Мама! глянь-ка из окошка»

Мама! глянь-ка из окошка -

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело -

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешен иней -

Погляди хоть ты!        

 Словно кто-то тороватый

 Свежей, белой, пухлой ватой

 Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:

 За салазки да и в гору

Весело бежать!

         Правда, мама? Не откажешь,

         А сама, наверно, скажешь:

         «Ну, скорей гулять!»

Ученики отгадывают загадки и определяют тему и задачи урока совместно с учителем.

Учитель: Что же мы будем изучать сегодня на уроке? Сформулируйте основной ( ключевой) вопрос урока, исходя из разнообразия названных  и увиденных явлений

 Тема: “Погодные явления”

Задачи урока: познакомиться с понятиями погода, метеорология, явления погоды, узнать какие бывают элементы погоды и с помощью чего они измеряются, каким образом составляется прогноз погоды

  1. Понаблюдайте за изменением погоды. Опишите, погоду сегодняшнего дня,  какие изменения произошли в атмосфере? Назовите элементы погоды и попробуйте дать ее определение (температура воздуха, осадки, облачность, давление, направление и сила ветра)

На примере силы ветра обратимся к учебнику на стр.181 и узнаем определение ветра, максимальную его силу на стр.183

Учитель: Как вы думаете, что такое погода?

Погода – это состояние нижнего слоя атмосферы в данное время и в данном месте.

- Отчего зависит погода?– Почему погода бывает разная?

(главная причина изменения погоды- изменение температуры воздуха, изменение направления, скорости ветра и атмосферное давление).

– Хорошо, молодцы ребята.

–Вы назвали элементы погоды.

                                                                  Элементы погоды

Температура,       влажность,       атмосферное давление,      облачность,      осадки,      

Перечислите на ваш взгляд благоприятную и неблагоприятную погоду. И внесите эти слова в конспект урока, разукрасив благоприятную погоду красным карандашом, а неблагоприятную зеленым.

    Новая тема. В древние времена и даже в средние века люди объясняли природные явления – как божественную волю, а грозные явления или неблагоприятную погоду считали божьей карой. Проходили века, люди изучили многие явления и сегодня то или иное явление не кажется нам необъяснимым. Но самое главное ведь сумели первооткрыватели увидеть то, чего не замечали остальные, что-то их подталкивало к исследованиям – любопытство? Необходимость находится в поиске? Пытливость ума? Наверное все вместе и сегодня мы с вами будем исследователями.

- Класс делиться на 2 группы (по 6 человека), каждой группе дается задание по определению и логическим схемам объяснить образование того или иного атмосферного явления.

Выбраны следующие атмосферные явления:

- ветер

- атмосферные осадки

( на слайдах показаны определения и основные звенья образования данного природного явления)

1.      Ветер – горизонтальное перемещение воздуха (температура – давление – ветер)

2.      Атмосферные осадки - Вода в жидком или твердом виде, выпадающая на поверхность Земли в результате конденсации пара. (испарение – конденсация – осадки)

3.      Гроза - Атмосферное явление, при котором в кучево-дождевых облаках или между облаками и земной поверхностью возникают многократные электрические разряды – молнии сопровождающиеся громом. (движение воздуха – электризация – молния) объяснение учителя

Сильные ветры внутри грозовых туч сталкивают капли воды друг с другом и от этого образуются электрические заряды. Они разряжаются ослепительной вспышкой электричества – молнией. За 1 секунду молния преодолевает расстояние 140 000 км. Искры молнии за секунду нагревают воздух и он взрывается с грохотом – гром. Чтобы определить расстояние до места, где бушует гроза, сосчитайте сколько секунд прошло между молнией и громом. Высчитайте расстояние – каждые 3 секунды равны одному километру.

В. На столах у групп находятся инструктивные карточки. С помощью этих карточек учащиеся должны нарисовать схему происхождения данного природного явления и объяснить перед классом.

Инструктивные карточки

Защита проекта

4.      Закрепление и повторение – электронный тест, работа учащихся за компьютером.

5.      Рефлексия –

Вопрос учителя: Ребята, теперь мы можем объяснить с помощью научного языка, как происходит то или иное природное явление?

Скажем себе:

·         Я исследователь

·         Я умница

·         Я теперь знаю больше

·         Я донесу свое открытие до своих друзе и родных

Домашнее задание:  1. Составить прогноз погоды на неделю

                                     2. § 53, стр. 181-182  прочитать текст и выучить термины.

Инструктивная карточка «Атмосферные осадки»

1.      Как поступает вода в атмосферу? На рисунке укажите стрелочкой и подпишите процесс.

2.      Что происходит в облаках с водяным паром? Подпишите процесс.

3.      Почему образуется снег в облаках? При каких температурах? Из какого облака, какой вид осадков выпадет – нарисуйте условными знаками.

4.      Как появляются роса и иней? Вспомните об условиях насыщенности воздуха водяным паром.

Запишите ответы и составьте объяснение этого природного явления______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Инструктивная карточка «Ветер»

1.      Определите какая часть земной поверхности нагревается больше: вода или суша? ( Распределите температуры: +17°С, +20С°)

2.      Какой воздух легче теплый или холодный? Укажите стрелочкой его движение.

3.      Где атмосферное давление будет выше: там где теплее или холоднее? Подпишите: высокое давление, низкое давление.

4.      Куда будет двигаться воздух и почему? Укажите стрелочкой.

Запишите ответы и составьте объяснение этого природного явления______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Атмосферные явления»

Тема урока: Атмосферные явления

Цель урока:  сформировать представление о погоде и ее элементах, климате, о разнообразии погодных явлений и климатических условий, о значении воздуха в природе и необходимости его охраны; способстововать дальнейшему развитию умений наблюдать и описывать погоду своей местности, формированию навыков групповой работы; создать положительный эмоциональный комфортный микроклимат на уроке

Задачи: учащиеся должны:

  1. Знать определение понятий: погода, климат, метеорология, метеорологи, метеорлогические станции. Научиться определять разницу между погодой и климатом.

  2. В ходе выполнения практической работы научиться составлять описание погодных условий своей местности.

  3. Выяснить влияние климата на жизнь живых организмов, в том числе человека

  4. Мотивационный этап.

Проект девиза урока.

Любое природное явление можно объяснить с помощью научных фактов, главное – стремиться объяснить необъяснимое, искать интересное, верить в себя, помогать окружающим, любить свое дело и открытие.

Выскажите свое отношение к предложенному девизу.

  1. Повторение, включение в учебную деятельность. Блиц опрос по презентации.

(ученики сами выбирают номер вопроса, на экране вопрос- дают ответ)


3. Новая тема.

В древние времена и даже в средние века люди объясняли природные явления – как божественную волю, а грозные явления или неблагоприятную погоду считали божьей карой. Проходили века, люди изучили многие явления и сегодня то или иное явление не кажется нам необъяснимым. Но самое главное ведь сумели первооткрыватели увидеть то, чего не замечали остальные, что-то их подталкивало к исследованиям – любопытство? Необходимость находится в поиске? Пытливость ума? Наверное все вместе и сегодня мы с вами будем исследователями.

- Класс делиться на 2 группы (по 6 человека), каждой группе дается задание по определению и логическим схемам объяснить образование того или иного атмосферного явления.

Выбраны следующие атмосферные явления:

- ветер

- атмосферные осадки

( на слайдах показаны определения и основные звенья образования данного природного явления)

  1. Ветер – горизонтальное перемещение воздуха (температура – давление – ветер)

  2. Атмосферные осадки - Вода в жидком или твердом виде, выпадающая на поверхность Земли в результате конденсации пара. (испарение – конденсация – осадки)

  3. Гроза - Атмосферное явление, при котором в кучево-дождевых облаках или между облаками и земной поверхностью возникают многократные электрические разряды – молнии сопровождающиеся громом. (движение воздуха – электризация – молния) объяснение учителя

Сильные ветры внутри грозовых туч сталкивают капли воды друг с другом и от этого образуются электрические заряды. Они разряжаются ослепительной вспышкой электричества – молнией. За 1 секунду молния преодолевает расстояние 140 000 км. Искры молнии за секунду нагревают воздух и он взрывается с грохотом – гром. Чтобы определить расстояние до места, где бушует гроза, сосчитайте сколько секунд прошло между молнией и громом. Высчитайте расстояние – каждые 3 секунды равны одному километру.

В. На столах у групп находятся инструктивные карточки. С помощью этих карточек учащиеся должны нарисовать схему происхождения данного природного явления и объяснить перед классом.

Инструктивные карточки

Защита проекта

  1. Закрепление и повторение – электронный тест, работа учащихся за компьютером.

  2. Рефлексия –

Вопрос учителя: Ребята, теперь мы можем объяснить с помощью научного языка, как происходит то или иное природное явление?

Скажем себе:

  • Я исследователь

  • Я умница

  • Я теперь знаю больше

  • Я донесу свое открытие до своих друзе и родных




Домашнее задание - подготовить сообщение о грозных атмосферных явлениях.















Инструктивная карточка «Атмосферные осадки»



  1. Как поступает вода в атмосферу? На рисунке укажите стрелочкой и подпишите процесс.

  2. Что происходит в облаках с водяным паром? Подпишите процесс.

  3. Почему образуется снег в облаках? При каких температурах? Из какого облака, какой вид осадков выпадет – нарисуйте условными знаками.

  4. Как появляются роса и иней? Вспомните об условиях насыщенности воздуха водяным паром.


Запишите ответы и составьте объяснение этого природного явления______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Инструктивная карточка «Ветер»



  1. Определите какая часть земной поверхности нагревается больше: вода или суша? ( Распределите температуры: +17°С, +20С°)

  2. Какой воздух легче теплый или холодный? Укажите стрелочкой его движение.

  3. Где атмосферное давление будет выше: там где теплее или холоднее? Подпишите: высокое давление, низкое давление.

  4. Куда будет двигаться воздух и почему? Укажите стрелочкой.


Запишите ответы и составьте объяснение этого природного явления______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









Урок Атмосферные явления


Гроза - Атмосферное явление, при котором в кучево-дождевых облаках или между облаками и земной поверхностью возникают многократные электрические разряды – молнии сопровождающиеся громом. (движение воздуха – электризация – молния)


Чтобы определить расстояние до места, где бушует гроза, сосчитайте сколько секунд прошло между молнией и громом. Высчитайте расстояние – каждые 3 секунды равны одному километру.



Ветер – горизонтальное перемещение воздуха (температура – давление – ветер)

Ветер дует из области ________________ давления в область _____________ давления



Атмосферные осадки - Вода в жидком или твердом виде, выпадающая на поверхность Земли в результате конденсации пара (испарение – конденсация – осадки).


Осадки

Выпадающие из облаков ________,___________,_______


Выпадающие из воздуха ____________,_____________



Дом.задание – грозные природные явления - сообщение




Урок Атмосферные явления


Гроза - Атмосферное явление, при котором в кучево-дождевых облаках или между облаками и земной поверхностью возникают многократные электрические разряды – молнии сопровождающиеся громом. (движение воздуха – электризация – молния)


Чтобы определить расстояние до места, где бушует гроза, сосчитайте сколько секунд прошло между молнией и громом. Высчитайте расстояние – каждые 3 секунды равны одному километру.



Ветер – горизонтальное перемещение воздуха (температура – давление – ветер)

Ветер дует из области ________________ давления в область _____________ давления



Атмосферные осадки - Вода в жидком или твердом виде, выпадающая на поверхность Земли в результате конденсации пара (испарение – конденсация – осадки).


Осадки

Выпадающие из облаков ________,___________,_______


Выпадающие из воздуха ____________,_____________



Дом.задание – грозные природные явления - сообщение


 

 

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Атмосферные явления

Автор: Мухаметханова Гульжанат Сейпиловна

Дата: 10.02.2016

Номер свидетельства: 291083

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Необычные атмосферные явления" "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-v-3-klassie-na-tiemu-nieobychnyie-atmosfiernyie-iavlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "234825"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443534457"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Опасные атмосферные явления: гроза, град."
    ["seo_title"] => string(46) "opasnyie_atmosfiernyie_iavlieniia_ghroza_ghrad"
    ["file_id"] => string(6) "442244"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1512449788"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Проектно – исследовательская работа «Атмосферное явление - радуга»"
    ["seo_title"] => string(61) "proektno_issledovatelskaia_rabota_atmosfernoe_iavlenie_raduga"
    ["file_id"] => string(6) "568368"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1608759339"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "конспект открытого урока "оптические явления в атмосфере""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiektotkrytoghourokaoptichieskiieiavlieniiavatmosfierie"
    ["file_id"] => string(6) "268792"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450698747"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Урок в 6 классе по теме "Атмосферное давление" "
    ["seo_title"] => string(51) "urok-v-6-klassie-po-tiemie-atmosfiernoie-davlieniie"
    ["file_id"] => string(6) "124448"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414695235"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства