Тема урока: Атмосферные явления
Цель урока: сформировать представление о погоде и ее элементах, климате, о разнообразии погодных явлений и климатических условий, о значении воздуха в природе и необходимости его охраны; способстововать дальнейшему развитию умений наблюдать и описывать погоду своей местности, формированию навыков групповой работы; создать положительный эмоциональный комфортный микроклимат на уроке
Задачи: учащиеся должны:
- Знать определение понятий: погода, климат, метеорология, метеорологи, метеорлогические станции. Научиться определять разницу между погодой и климатом.
- В ходе выполнения практической работы научиться составлять описание погодных условий своей местности.
- Выяснить влияние климата на жизнь живых организмов, в том числе человека
- Иметь представление омерах охраны воздуха в своей стране и области.
Оборудование: учебник, интерактивная доска, презентация к уроку Microsoft PowerPoint
Методические приемы: слово учителя, фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа с учебником.
План урока:
- Организационный момент
- Актуализация опорных знаний
- Изучение нового материала
- Закрепление и проверка полученных знаний
- Объяснение домашнего задания
- Итог урока, рефлексия
- Организационный момент: проверка готовности к уроку, подготовка презентации, проверка отсутствующих, приветствие учителя, раздача конспектов.
2. Повторение, включение в учебную деятельность. Блиц опрос по презентации.
(ученики сами выбирают номер вопроса, на экране вопрос- дают ответ)
А сейчас внимательно прослушайте стихотворение А.А. Фета «Мама! глянь-ка из окошка»
Мама! глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»
Ученики отгадывают загадки и определяют тему и задачи урока совместно с учителем.
Учитель: Что же мы будем изучать сегодня на уроке? Сформулируйте основной ( ключевой) вопрос урока, исходя из разнообразия названных и увиденных явлений
Тема: “Погодные явления”
Задачи урока: познакомиться с понятиями погода, метеорология, явления погоды, узнать какие бывают элементы погоды и с помощью чего они измеряются, каким образом составляется прогноз погоды
- Понаблюдайте за изменением погоды. Опишите, погоду сегодняшнего дня, какие изменения произошли в атмосфере? Назовите элементы погоды и попробуйте дать ее определение (температура воздуха, осадки, облачность, давление, направление и сила ветра)
На примере силы ветра обратимся к учебнику на стр.181 и узнаем определение ветра, максимальную его силу на стр.183
Учитель: Как вы думаете, что такое погода?
Погода – это состояние нижнего слоя атмосферы в данное время и в данном месте.
- Отчего зависит погода?– Почему погода бывает разная?
(главная причина изменения погоды- изменение температуры воздуха, изменение направления, скорости ветра и атмосферное давление).
– Хорошо, молодцы ребята.
–Вы назвали элементы погоды.
Элементы погоды
Температура, влажность, атмосферное давление, облачность, осадки,
Перечислите на ваш взгляд благоприятную и неблагоприятную погоду. И внесите эти слова в конспект урока, разукрасив благоприятную погоду красным карандашом, а неблагоприятную зеленым.
Новая тема. В древние времена и даже в средние века люди объясняли природные явления – как божественную волю, а грозные явления или неблагоприятную погоду считали божьей карой. Проходили века, люди изучили многие явления и сегодня то или иное явление не кажется нам необъяснимым. Но самое главное ведь сумели первооткрыватели увидеть то, чего не замечали остальные, что-то их подталкивало к исследованиям – любопытство? Необходимость находится в поиске? Пытливость ума? Наверное все вместе и сегодня мы с вами будем исследователями.
- Класс делиться на 2 группы (по 6 человека), каждой группе дается задание по определению и логическим схемам объяснить образование того или иного атмосферного явления.
Выбраны следующие атмосферные явления:
- ветер
- атмосферные осадки
( на слайдах показаны определения и основные звенья образования данного природного явления)
1. Ветер – горизонтальное перемещение воздуха (температура – давление – ветер)
2. Атмосферные осадки - Вода в жидком или твердом виде, выпадающая на поверхность Земли в результате конденсации пара. (испарение – конденсация – осадки)
3. Гроза - Атмосферное явление, при котором в кучево-дождевых облаках или между облаками и земной поверхностью возникают многократные электрические разряды – молнии сопровождающиеся громом. (движение воздуха – электризация – молния) объяснение учителя
Сильные ветры внутри грозовых туч сталкивают капли воды друг с другом и от этого образуются электрические заряды. Они разряжаются ослепительной вспышкой электричества – молнией. За 1 секунду молния преодолевает расстояние 140 000 км. Искры молнии за секунду нагревают воздух и он взрывается с грохотом – гром. Чтобы определить расстояние до места, где бушует гроза, сосчитайте сколько секунд прошло между молнией и громом. Высчитайте расстояние – каждые 3 секунды равны одному километру.
В. На столах у групп находятся инструктивные карточки. С помощью этих карточек учащиеся должны нарисовать схему происхождения данного природного явления и объяснить перед классом.
Инструктивные карточки
Защита проекта
4. Закрепление и повторение – электронный тест, работа учащихся за компьютером.
5. Рефлексия –
Вопрос учителя: Ребята, теперь мы можем объяснить с помощью научного языка, как происходит то или иное природное явление?
Скажем себе:
· Я исследователь
· Я умница
· Я теперь знаю больше
· Я донесу свое открытие до своих друзе и родных
Домашнее задание: 1. Составить прогноз погоды на неделю
2. § 53, стр. 181-182 прочитать текст и выучить термины.
Инструктивная карточка «Атмосферные осадки»
1. Как поступает вода в атмосферу? На рисунке укажите стрелочкой и подпишите процесс.
2. Что происходит в облаках с водяным паром? Подпишите процесс.
3. Почему образуется снег в облаках? При каких температурах? Из какого облака, какой вид осадков выпадет – нарисуйте условными знаками.
4. Как появляются роса и иней? Вспомните об условиях насыщенности воздуха водяным паром.
Запишите ответы и составьте объяснение этого природного явления______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Инструктивная карточка «Ветер»
1. Определите какая часть земной поверхности нагревается больше: вода или суша? ( Распределите температуры: +17°С, +20С°)
2. Какой воздух легче теплый или холодный? Укажите стрелочкой его движение.
3. Где атмосферное давление будет выше: там где теплее или холоднее? Подпишите: высокое давление, низкое давление.
4. Куда будет двигаться воздух и почему? Укажите стрелочкой.
Запишите ответы и составьте объяснение этого природного явления______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________