kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Необычные атмосферные явления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уро по теме "Необычные атмосферные явления" в 3 классе по УМК "Гармония" находится в разделе "Изменения в природе и в жизни человека". Цель урока: создание условий для развития умения выделять существенные признаки необычных атмосферных явлений.Для достижения поставленной цели и задач урока обучение ведётся на системно- деятельностной основе. Ученики на основе наблюдения, собственных знаний и опыта сами открывают для себя новые знания. Информацию они учатся анализировать, систематизировать, обобщатьв выводы, использовать во взаимосвязи с другими учебными предметами и применять к конкретным жизненгым ситуациям. Учитель осуществляет общий контроль, координирует деятельность учеников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Необычные атмосферные явления" »

Название: УМК «Гармония»

Предмет: Окружающий мир

Класс 3б

учитель Феногентова Елена Николаевна


Тема: Необычные атмосферные явления

Тип урока: урок «открытия» новых знаний


Методическая цель урока – создание условий для развития умения выделять существенные признаки необычных атмосферных явлений

Задачи урока:

метапредметные:

- познавательные: научить ориентироваться в материале учебника и находить по заданию учителя нужную информацию, формировать умение выделять основу для сравнения, проводить сравнение, выстраивать цепочку логических рассуждений; делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение о причинах возникновения необычных атмосферных явлений;

- регулятивные: научить третьеклассников ставить учебную цель на основе того, что уже известно и усвоено; умение планировать последовательность своих действий для достижения конечного результата; умение прогнозировать результат своих действий.

- личностные: способствовать развитию интереса к природным явлениям, формированию мотивационной основы учебной деятельности; расширять научные знания; научить адекватно оценивать свою деятельность  и  деятельность своих товарищей, выявлять причины неудач  и  успеха в  учебной   деятельности;

- коммуникативные: формировать умение работать в группах


Для достижения поставленной цели и задач урока обучение ведётся  на системно-деятельностной основе. Ученики на основе наблюдения, собственных знаний и опыта сами открывают для себя новые знания. Информацию они учатся анализировать, систематизировать, обобщать в выводы, использовать во взаимосвязи с другими учебными  предметами и применительно к конкретным  жизненным ситуациям. Учитель осуществляет общий контроль, координирует деятельность учеников.



Формы организации  деятельности: фронтальная, групповая, парная.


Формы контроля: взаимоконтроль: самоконтроль, контроль учителя.


Методы обучения.

- по источнику знаний: словесные, практические;

- по уровню познавательной активности: частично-поисковый;

- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы непосредственного  управления   учебно-познавательной  деятельностью учащихся, методы опосредованного  управления  с помощью источников информации.


Оборудование: компьютер, экран, проектор, учебник, раздаточный материал, карточки с заданием, оценочный лист, лист – подсказка, цветные карандаши (красный, жёлтый, зелёный)




Планируемые результаты:

Метапредметные: учащиеся должны знать, понимать и объяснять, как возникают необычные атмосферные явления: связанные с отражением солнечного света, с электричеством; сформировать универсальные учебные действия у учащихся; научить их понимать картину мира, основываясь на полученных знаниях

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, сотрудничать с товарищами в решении учебных задач.

Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и самооценку.






Структура и ход урока:


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность ученика

УУД



1этап.

Оргмомент.

Цель: включение в учебную деятельность

Доброе утро, дорогие ребята, уважаемые взрослые. Повернитесь, ребята к гостям, подарите им свои улыбки. Тихонько сядьте. Меня зовут Елена Николаевна. Пусть этот урок объединит нас, пусть он будет добрым и интересным.

«Пусть сегодня для нас всех, На урок придёт успех! Пожелаем всем удачи, И активности в придачу Мы урок наш начинаем, Что учили, повторяем!»

Дети готовятся к уроку.


Проявляют заинтересованность.







Л: Положительное отношение к уроку окружающего мира. Желание быть активным, исполнительным, стремиться к положительным результатам.

Р: волевая саморегуляция

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.





2 этап

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цель: готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.


Прекрасна наша Земля. На ней есть жизнь. Вам, наверно, приходилось замечать, что в природе происходят различные природные явления. Одни из них протекают быстро, другие медленно.

- Какие природные явления в природе происходят сейчас?



- Мне хочется вернуть вас в замечательное время года – лето.

- Вспомните, какие природные явления вы наблюдали летом?


-Я предлагаю вам послушать звуки природы и подумать, где происходят природные явления?


Точнее



- Одни атмосферные явления происходят часто, а другие редко (смерч). Как учёные называют редкие атмосферные явления?

Давайте вместе назовём тему урока.

Необычные атмосферные явления


Я приглашаю в научную лабораторию, где мы будем работать и изучать природные явления.






На доску вешаю слово явления

( дождь, холодный ветер, облака появляются и исчезают, понижение температуры)



(дождь, грозу, радугу, град,)


Слайд 1 звуки грозы (дождь, гром)


На доску вешаю слово

атмосферные

(в атмосфере)


На доску вешаю слово

Необычные


Необычные атмосферные явления






К: проявляют интерес к общению на уроке и предмету







П: на основе обобщения знаний читают название урока















3 этап.

Постановка учебной задачи

Цель: выявление места и причины затруднений, постановка целей урока


-А для этого нам надо составить план нашего урока.

Что бы вы хотели узнать и чему научиться?

-Вспомнить известные знания о природных явлениях.

- Узнать о необычных явлениях природы.

- Выявить опасность природных явлений для жизни человека.

- Оценить свою работу.

В течения урока вы сможете оценивать свою работу по маршрутному листу.

Критерии оценки на доске и у вас на листочках.


Слайд №2



Вспомнить

Узнать

Выявить

Оценить






+ всё выполнил (а) правильно, без ошибок

! допустил (а) ошибку

- испытал трудности в выполнении задания

Р: узнавать и понимать учебные задачи

Л: желание и готовность узнать новое и выполнять для этого учебные действия












































































4 этап. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: повторить изученный ранее материал




















5 этап .

Открытие новых знаний

Цель:пополнить знания новым материалом об атмосферных явлениях




















































Чтобы удачно начать работу в научной лаборатории нам необходимо проверить знания.

Предлагаю поработать в парах и вспомнить термины по окружающему миру.

Соедините слова с их значением.


Атмосфера - воздушная среда вокруг земли, вращающаяся вместе с нею.


Ветер- движение воздуха, которое характеризуется силой и направлением


Лазурь- один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день


Осадки – вода в жидком или твёрдом состоянии, выпадающая из облаков или оседающая из воздуха на земную поверхности.

Гроза- бурное ненастье с дождём, громом и молниями.

Выберите слова , которые характеризуют природные явления. (ветер, гроза)

Оцените свою работу

О многих природных явлениях поэты сочиняли стихи. Я предлагаю прочитать стихотворение А. Пушкина «Последняя туча» стр 45

- О каких природных явлениях вы прочитали в стихотворении?


На столе условные знаки к описанию погоды в стихотворении, выберите необходимые обозначения к четверостишьям.

1 группа к 1 –четырём строчкам

2 группа – 2 четверостишье

3 группа – к 3 четверостишью

Проверяем работу.

Каждая группа читает выразительно свой столбик стихотворения и определяет погоду

– О каком необычном явлении говорит поэт? (О грозе)

Оцените свою работу

-Наблюдали ли вы грозу? Как ее можно описать?

Гроза – раскаты грома, молнии, порывы ветра, дождь.

Гроза - это явление, связанное с электричеством.

Я предлагаю вам как учёным изучить это явление и объяснить .

Все откройте учебник стр 45-46,48.

Вам необходимо получить информацию из точного источника и рассказать другим. На столах у вас план работы.

1 группа. Познакомит нас с научными понятиями, связанными с грозой

-Находит ответ на вопросы.

-Что такое гроза?

-Что такое молния?

-Что такое гром?

Придумать и нарисовать условные знаки

Гроза – бурное ненастье с дождем, громом и молниями.

Молния – это электрический разряд между облаками или между облаком и землёй

Гром – звуковое явление в атмосфере, сопровождающее разряд молнии

Я вам предлагаю посмотреть, как происходит электрический разряд с помощью прибора


2 группа
- Чего следует бояться во время грозы – грома или молнии?

- Почему мы видим молнию раньше, чем слышим гром?


Молнии – это электрические разряды. Температура внутри молнии – 30 000°. Молнии вызывают пожары, гибель людей и животных, нарушают линии электропередач. На Земле ежесекундно возникает 100 молний

Прямое попадание молнии в человека (животное) чаще всего заканчивается трагически. Ежегодно на Земле гибнет от молний около 3000 человек.


3 группа:

Как люди защищают свои дома от молнии. И как нужно вести себя во время грозы.
- Прочитайте в учебнике на стр 46 (молниеотводами)

- Выбрать нужные знаки

Шаровая молния

Солнце посылает на Землю поток электрически заряженных частиц, которые сталкиваются с частичками воздуха и начинают светиться

- Ребята, кто нибудь из вас видел грозу? Расскажите, что вы чувствовали?



Оцените свою работу

Ребята об этих явлениях можно говорить стихами. И Фёдор Иванович Тютчев написал стихотворение

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.


Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит...
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит...


С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный —
Все вторит весело громам...







(1этап Работа в парах)


Слайд №3




















Ученики открывают учебники стр 45


(буря, туча, молния, гром, дождь, ветер)


2этап. Работа в группах




Слайд №4,5.6, стихотворение

Дети показывают знаки



























3 этап .Работаем в группах



Слайд 7












Слайд №8





При проверке я демонстрирую опыт электрического разряда.


















Слайд №9



Знаки вешаю на доску













Слайд №10




Слайд12, 13 с музыкой

Я читаю стихотворение




П: умение обобщать и классифицировать по признакам



К:учатся уважать мнение собеседника.


П: умение на основе анализа объектов делать выводы





Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания










П: «добывают» знания самостоятельно из учебника.

К: участвуют в коллективной беседе, соблюдают правила общения.

Л: стремление к положительным результатам труда



























Л:

проявляют стремление к успешности в учебной деятельности






























Р: использовать речь для регуляции своих действий.
























П: получают новые дополнительные знания














6 этап.

Физминутка

Цель: дать возможность детям отдохнуть от работы, улучшить состояние здоровья.























7 этап.

Включение в систему знаний

Цель: создание успешной ситуации успеха, связанный с экспериментом





Беленькое облако

Поднялось над крышей

Устремилось облако

Выше, выше, выше

Ветер это облако

Зацепил за кручу.

Превратилось облако

в грозовую тучу.

Капля раз,                                       

Капля два.                                      

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом                    

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли                

От дождя себя укрыли

А теперь пора учиться,

Да прилежно не лениться.

Всем за парты вновь садиться.



А нас ждут впереди новые природные явления .

– Прошел летний дождь, и вновь засияло солнце. И как по волшебству в небе появилась дуга. Что этот за дуга ?

Фридрих Шиллер написал стихотворение стр 49

- Прочитайте выразительно.

- Ответьте на вопрос стихотворения

-Как же этот мост построен? И кто соорудил его?

Ответ находим в учебнике стр 49

Радуга всегда появляется после дождя, я думаю, что все это знают. Но тут есть еще один секрет. Радуга сверкает не после, а во время дождя, дождь просто идет уже не у нас, а неподалеку от нас.

Солнечный свет кажется нам белым, но в действительности он состоит из световых волн 7 цветов:

- Поднимите руки , кто видел радугу?

-Какое чувство вызывает у вас радуга?

Ребята, а вы хотели бы посмотреть на радугу именно сейчас.

Оказывается её можно приготовить в домашних условиях.

-Возьмите компьютерный диск и наведите его на свет.

-Расскажите, что вы видите?

-Кто может их назвать?

Принято различать семь основных цветов радуги. Чтобы запомнить последовательность цветов в радуге есть специальные простые фразы – в них первые буквы соответствуют первым буквам названий цветов:

- Кто знает эти фразы?

У вас на столах конверты со словами, если вы сложите их по цветам радуги, то узнаете новые фразы.

Запомните их – и вы без труда в любое время сможете нарисовать радугу.


Оцените свою работу



Округленные руки перед собой


Поднять руки над головой



Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над  головой из стороны в сторону


Руками описать через стороны вниз большой круг

(прыжок на носочках, руки на поясе.)

(4 прыжка.)

(8 прыжков.)

(руки развести в стороны.)

(руки полукругом над головой.)









(Радуга) Слайд 14













красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый




Слайд 15











Как Однажды  Жак Звонарь Головой Сломал Фонарь.

Каждый  Охотник  Желает Знать, Где Сидит Фазан.

Каждый Оформитель Желает Знать, Где Скачать Фотошоп.
















П: выполняют логические действия, проводят сравнение и классификацию по заданным критериям





Р: умение определять успешность выполнения своего задания





















П: умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


К:

умение слушать других














Р: умение определять успешность выполнения своего задания


















О многих необычных атмосферных явлениях делают записи в книге Гиннеса, книге рекордов.

Самая большая градина (1кг) выпала в БАнгладеше в 1986году

- Самая крупная капля дождя размером 10 мм выпали В США в 1953году













П:

смысловое восприятие познавательного текста


8 этап.

Домашнее задание.

Цель: получение дополных знаний об атмосферных явлениях, с учётом разноуровневого обучения.

Есть ещё природные явления.

Смерчи, ураганы, циклоны ,миражи

Я предлагаю о них узнать дома

1. прочитать в учебнике стр 47-48

2. узнать из книг и интернета.

3. составить кроссворд


На столах карточки с заданием

Р: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию






9 этап

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: самооценка результатов деятельности

Настало время подвести итог уроку

Вернёмся к нашему плану. Все ли пункты мы выполнили?

Закончите предложения

Оцените всю свою работу на уроке.

-Встаньте те, у кого только + оценка 5

- …., у кого 1 или 2 ! либо 1 - оценка 4

- ….., у кого 3 и более ! и 2 и более – оценка 3

Ребята мы с вами прощаемся и в заключении о нашей работе на уроке я хочу сказать стихами


Какой урок без учеников,

И в классе не должно быть тихо.

Вы потрудились все на славу.

Учились знанья добывать,

Экспериментировать и рассуждать.

И хоть нам трудно было иногда
Учиться и чего-то добиваться

Я на уроке рассказала то,

Что может в жизни взрослой пригодиться

Я вам желаю друг за друга

быть всегда горой.

Идти вперед и с цели не сбиваться.

Спасибо вам, друзья, за наш урок

Я думаю, он в вашей жизни пригодиться.


Слайд №2 (№18)


Вспомнить

Узнать

Выявить

Оценить


Р: осуществляют самооценку.

К: Формулируют мысли, высказывают суждения, слушают чужие. Проявляют доброжелательное отношение к одноклассникам и учителю.




13






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему "Необычные атмосферные явления"

Автор: Феногентова Елена Николаевна

Дата: 29.09.2015

Номер свидетельства: 234825


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства