| 1этап. Оргмомент. Цель: включение в учебную деятельность | Доброе утро, дорогие ребята, уважаемые взрослые. Повернитесь, ребята к гостям, подарите им свои улыбки. Тихонько сядьте. Меня зовут Елена Николаевна. Пусть этот урок объединит нас, пусть он будет добрым и интересным. «Пусть сегодня для нас всех, На урок придёт успех! Пожелаем всем удачи, И активности в придачу Мы урок наш начинаем, Что учили, повторяем!» | Дети готовятся к уроку. Проявляют заинтересованность. | Л: Положительное отношение к уроку окружающего мира. Желание быть активным, исполнительным, стремиться к положительным результатам. Р: волевая саморегуляция К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
| 2 этап Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Цель: готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий. | Прекрасна наша Земля. На ней есть жизнь. Вам, наверно, приходилось замечать, что в природе происходят различные природные явления. Одни из них протекают быстро, другие медленно. - Какие природные явления в природе происходят сейчас? - Мне хочется вернуть вас в замечательное время года – лето. - Вспомните, какие природные явления вы наблюдали летом? -Я предлагаю вам послушать звуки природы и подумать, где происходят природные явления? Точнее - Одни атмосферные явления происходят часто, а другие редко (смерч). Как учёные называют редкие атмосферные явления? Давайте вместе назовём тему урока. Необычные атмосферные явления Я приглашаю в научную лабораторию, где мы будем работать и изучать природные явления. | На доску вешаю слово явления ( дождь, холодный ветер, облака появляются и исчезают, понижение температуры) (дождь, грозу, радугу, град,) Слайд 1 звуки грозы (дождь, гром) На доску вешаю слово атмосферные (в атмосфере) На доску вешаю слово Необычные Необычные атмосферные явления | К: проявляют интерес к общению на уроке и предмету П: на основе обобщения знаний читают название урока |
| 3 этап. Постановка учебной задачи Цель: выявление места и причины затруднений, постановка целей урока | -А для этого нам надо составить план нашего урока. Что бы вы хотели узнать и чему научиться? -Вспомнить известные знания о природных явлениях. - Узнать о необычных явлениях природы. - Выявить опасность природных явлений для жизни человека. - Оценить свою работу. В течения урока вы сможете оценивать свою работу по маршрутному листу. Критерии оценки на доске и у вас на листочках. | Слайд №2 Вспомнить Узнать Выявить Оценить + всё выполнил (а) правильно, без ошибок ! допустил (а) ошибку - испытал трудности в выполнении задания | Р: узнавать и понимать учебные задачи Л: желание и готовность узнать новое и выполнять для этого учебные действия |
| 4 этап. Построение проекта выхода из затруднения Цель: повторить изученный ранее материал 5 этап . Открытие новых знаний Цель:пополнить знания новым материалом об атмосферных явлениях | Чтобы удачно начать работу в научной лаборатории нам необходимо проверить знания. Предлагаю поработать в парах и вспомнить термины по окружающему миру. Соедините слова с их значением. Атмосфера - воздушная среда вокруг земли, вращающаяся вместе с нею. Ветер- движение воздуха, которое характеризуется силой и направлением Лазурь- один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день Осадки – вода в жидком или твёрдом состоянии, выпадающая из облаков или оседающая из воздуха на земную поверхности. Гроза- бурное ненастье с дождём, громом и молниями. Выберите слова , которые характеризуют природные явления. (ветер, гроза) Оцените свою работу О многих природных явлениях поэты сочиняли стихи. Я предлагаю прочитать стихотворение А. Пушкина «Последняя туча» стр 45 - О каких природных явлениях вы прочитали в стихотворении? На столе условные знаки к описанию погоды в стихотворении, выберите необходимые обозначения к четверостишьям. 1 группа к 1 –четырём строчкам 2 группа – 2 четверостишье 3 группа – к 3 четверостишью Проверяем работу. Каждая группа читает выразительно свой столбик стихотворения и определяет погоду – О каком необычном явлении говорит поэт? (О грозе) Оцените свою работу -Наблюдали ли вы грозу? Как ее можно описать? Гроза – раскаты грома, молнии, порывы ветра, дождь. Гроза - это явление, связанное с электричеством. Я предлагаю вам как учёным изучить это явление и объяснить . Все откройте учебник стр 45-46,48. Вам необходимо получить информацию из точного источника и рассказать другим. На столах у вас план работы. 1 группа. Познакомит нас с научными понятиями, связанными с грозой -Находит ответ на вопросы. -Что такое гроза? -Что такое молния? -Что такое гром? Придумать и нарисовать условные знаки Гроза – бурное ненастье с дождем, громом и молниями. Молния – это электрический разряд между облаками или между облаком и землёй Гром – звуковое явление в атмосфере, сопровождающее разряд молнии Я вам предлагаю посмотреть, как происходит электрический разряд с помощью прибора 2 группа - Чего следует бояться во время грозы – грома или молнии? - Почему мы видим молнию раньше, чем слышим гром? Молнии – это электрические разряды. Температура внутри молнии – 30 000°. Молнии вызывают пожары, гибель людей и животных, нарушают линии электропередач. На Земле ежесекундно возникает 100 молний Прямое попадание молнии в человека (животное) чаще всего заканчивается трагически. Ежегодно на Земле гибнет от молний около 3000 человек. 3 группа: Как люди защищают свои дома от молнии. И как нужно вести себя во время грозы. - Прочитайте в учебнике на стр 46 (молниеотводами) - Выбрать нужные знаки Шаровая молния Солнце посылает на Землю поток электрически заряженных частиц, которые сталкиваются с частичками воздуха и начинают светиться - Ребята, кто нибудь из вас видел грозу? Расскажите, что вы чувствовали? Оцените свою работу Ребята об этих явлениях можно говорить стихами. И Фёдор Иванович Тютчев написал стихотворение Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые! Вот дождик брызнул, пыль летит... Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит... С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесной, и шум нагорный — Все вторит весело громам... | (1этап Работа в парах) Слайд №3 Ученики открывают учебники стр 45 (буря, туча, молния, гром, дождь, ветер) 2этап. Работа в группах Слайд №4,5.6, стихотворение Дети показывают знаки 3 этап .Работаем в группах Слайд 7 Слайд №8 При проверке я демонстрирую опыт электрического разряда. Слайд №9 Знаки вешаю на доску Слайд №10 Слайд12, 13 с музыкой Я читаю стихотворение | П: умение обобщать и классифицировать по признакам К:учатся уважать мнение собеседника. П: умение на основе анализа объектов делать выводы Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания П: «добывают» знания самостоятельно из учебника. К: участвуют в коллективной беседе, соблюдают правила общения. Л: стремление к положительным результатам труда Л: проявляют стремление к успешности в учебной деятельности Р: использовать речь для регуляции своих действий. П: получают новые дополнительные знания |
| 6 этап. Физминутка Цель: дать возможность детям отдохнуть от работы, улучшить состояние здоровья. 7 этап. Включение в систему знаний Цель: создание успешной ситуации успеха, связанный с экспериментом | Беленькое облако Поднялось над крышей Устремилось облако Выше, выше, выше Ветер это облако Зацепил за кручу. Превратилось облако в грозовую тучу. Капля раз, Капля два. Очень медленно сперва. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои раскрыли От дождя себя укрыли А теперь пора учиться, Да прилежно не лениться. Всем за парты вновь садиться.
А нас ждут впереди новые природные явления . – Прошел летний дождь, и вновь засияло солнце. И как по волшебству в небе появилась дуга. Что этот за дуга ? Фридрих Шиллер написал стихотворение стр 49 - Прочитайте выразительно. - Ответьте на вопрос стихотворения -Как же этот мост построен? И кто соорудил его? Ответ находим в учебнике стр 49 Радуга всегда появляется после дождя, я думаю, что все это знают. Но тут есть еще один секрет. Радуга сверкает не после, а во время дождя, дождь просто идет уже не у нас, а неподалеку от нас. Солнечный свет кажется нам белым, но в действительности он состоит из световых волн 7 цветов: - Поднимите руки , кто видел радугу? -Какое чувство вызывает у вас радуга? Ребята, а вы хотели бы посмотреть на радугу именно сейчас. Оказывается её можно приготовить в домашних условиях. -Возьмите компьютерный диск и наведите его на свет. -Расскажите, что вы видите? -Кто может их назвать? Принято различать семь основных цветов радуги. Чтобы запомнить последовательность цветов в радуге есть специальные простые фразы – в них первые буквы соответствуют первым буквам названий цветов: - Кто знает эти фразы? У вас на столах конверты со словами, если вы сложите их по цветам радуги, то узнаете новые фразы. Запомните их – и вы без труда в любое время сможете нарисовать радугу. Оцените свою работу | Округленные руки перед собой Поднять руки над головой
Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону Руками описать через стороны вниз большой круг (прыжок на носочках, руки на поясе.) (4 прыжка.) (8 прыжков.) (руки развести в стороны.) (руки полукругом над головой.) (Радуга) Слайд 14 красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый Слайд 15 Как Однажды Жак Звонарь Головой Сломал Фонарь. Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. Каждый Оформитель Желает Знать, Где Скачать Фотошоп. | П: выполняют логические действия, проводят сравнение и классификацию по заданным критериям Р: умение определять успешность выполнения своего задания П: умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. К: умение слушать других Р: умение определять успешность выполнения своего задания |
| 9 этап Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: самооценка результатов деятельности | Настало время подвести итог уроку Вернёмся к нашему плану. Все ли пункты мы выполнили? Закончите предложения Оцените всю свою работу на уроке. -Встаньте те, у кого только + оценка 5 - …., у кого 1 или 2 ! либо 1 - оценка 4 - ….., у кого 3 и более ! и 2 и более – оценка 3 Ребята мы с вами прощаемся и в заключении о нашей работе на уроке я хочу сказать стихами Какой урок без учеников, И в классе не должно быть тихо. Вы потрудились все на славу. Учились знанья добывать, Экспериментировать и рассуждать. И хоть нам трудно было иногда Учиться и чего-то добиваться Я на уроке рассказала то, Что может в жизни взрослой пригодиться Я вам желаю друг за друга быть всегда горой. Идти вперед и с цели не сбиваться. Спасибо вам, друзья, за наш урок Я думаю, он в вашей жизни пригодиться. | Слайд №2 (№18) Вспомнить Узнать Выявить Оценить | Р: осуществляют самооценку. К: Формулируют мысли, высказывают суждения, слушают чужие. Проявляют доброжелательное отношение к одноклассникам и учителю. |