kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектно – исследовательская работа «Атмосферное явление - радуга»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Тема проекта «Атмосферное  явление -  радуга»

Я выбрала эту тему, потому что ни одно  из природных явлений не  может сравниться  по красоте с радугой!

Просмотр содержимого документа
«Проектно – исследовательская работа «Атмосферное явление - радуга»»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Крестищенская средняя общеобразовательная школа"

Советского района Курской области





Проектно – исследовательская работа

«Атмосферное явление - радуга»













Автор:

Еськина Валерия, ученица 9 класса

Руководитель:

Ивасенко Зинаида Александровна,

учитель физики









С. Крестише

2020 год



Содержание

Введение …………………………………………………………………………3


Глава 1. Теоретическая часть……....................................................................... 4

1.1. Определение радуги в словарях……………………………………………-

1.2. История исследования радуги….…….......................................................... 5

1.3. Когда появляется радуга?............................................................................... 7

1.4. Радуга с точки зрения физики……………………………………………… 8

1.5. Необычные радуги …………...................................................................... 11


Глава 2. Экспериментальная часть.................................................................... 16

2.1. Анкетирование…………………………....................................................... -

2.2. Результаты экспериментальной работы................................................... 17


Заключение........................................................................................................ 19

Список литературы............................................................................................ 20

Приложения .................................................................................................. 21





























Введение

Тема проекта «Атмосферное явление - радуга»

Я выбрала эту тему, потому что ни одно из природных явлений не может сравниться  по красоте с радугой! Она настолько красива, что её воспевают во многих песнях, описывают в литературе, складывают о ней легенды. Я много раз видела радугу, и всегда это явление приводило меня в восторг. Какое же это разноцветное  чудо природы?  Но как образуется радуга? А можно ли наблюдать  эту красоту дома?

   Эти вопросы заинтересовали меня. Эта тема стала мне интересна еще и потому, что не  многие знают, как образуется радуга. Чтобы ответить на все возникшие вопросы, я решила провести исследовательскую работу «Атмосферное явление - радуга».

Цель моей работы:

1. узнать о природе атмосферного оптического явления – радуга;

2. определить, какая существует связь между дождём, солнцем и появлением радуги.

Задачи исследования:

1. узнать, почему появляется радуга и как это объясняется с точки зрения физики;

2. выяснить, при каких условиях можно получить радугу;

3. рассмотреть разные виды радуг;

4. провести эксперименты получения радуги в домашних условиях.

Основополагающий вопрос. Как возникает радуга?

Предмет исследования: физическое явление радуга.

Гипотеза: радугу можно получить в лабораторных условиях, возможно ли получить ее в домашних условиях? Если возможно, то каким способом.

Зная условия и причины возникновения радуги в природе, можно получить радугу в домашних условиях.

Методы исследования: изучение, анализ литературы и интернет – ресурсов, сравнение и систематизация материала, эксперимент, анкетирование.

Проектным продуктом будет – проект, презентация проекта.

Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как полученные материалы могут быть использованы при проведении уроков и внеклассных мероприятий по физике, а так же при проведении уроков и занятий по ознакомлению с окружающим миром в начальных классах.

План моей работы состоял из нескольких этапов :

1. Поисковый (январь) - он состоял в определении темы и целей проекта, его исходного положения.

2. Аналитический (январь) - он состоял в определение источников, способов сбора и анализа необходимой информации и в определении способа представления результатов. Были сформированы задачи проекта и выработан план действий

3. Работа над проектом ( февраль - март) – Были выбраны оптимальные варианты хода проекта. Поэтапно выполнялись исследовательские задачи.

(Сбор и уточнение информации (собиралась информация о видах и свойствах радуги , подбирались экспериментальные работы по получению искусственной радуги; проводился опрос и эксперименты). Выявлялись и обсуждались альтернативы, возникающие в ходе выполнения проекта

4. Анализ, коррекция, оценка результата (март) - Выполнялись иссле­дования и работа над проектом, ана­лизировалась информа­ция. Формулировались выводы, оформлялся проект, подготавливались доклад и презентация к защите работы.


































Глава 1. Теоретическая часть


1.1.Определение радуги в словарях


Что же такое «радуга»? этим вопросом задавались многие ученые. Проанализировав толковые словари можно сказать, что:

1. Радуга — разноцветная дугообразная лента на небосводе во время дождя, образующаяся вследствие преломления в водяных каплях солнечных лучей. (Толковый словарь Ушакова)

2. Радуга — оптическое атмосферное явление, возникающее вследствие преломления в водяных каплях солнечных лучей и имеющее вид разноцветной дуги на небесном своде. (Толковый словарь Ефремовой)

3. Радуга — разноцветная дугообразная полоса на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях. (Толковый словарь Кузнецова)

4. Радуга — яркая многоцветная полоса, обычно выглядит как кольцевая или частичная дуга, образующаяся напротив Солнца или другого источника света. Чаще всего видна только основная часть. (Научно-технический энциклопедический словарь)

5. Радуга – разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях. Цвета радуги (цвета солнечного спектра). (Толковый словарь Ожегова)


























1.2. История исследования радуги

В русских летописях радуга называется «райской дугой» или

сокращенно «райдуга». В Древней Греции радугу олицетворяла богиня

Ирида («Ирида» означает «радуга»). По представлениям древних греков,

радуга соединяет небо и землю, и Ирида была посредницей между богами и

людьми. Радуга физическое явление. [8]

Радуга всегда связывается с дождем. Она может появиться и перед

дождем, и во время дождя, и после него, в зависимости от того, как

перемещается облако, дающее ливневые осадки.

Пытались ли люди в древности узнать природу радуги? Конечно же пытались. Я нашла ответ на этот вопрос в разных источниках.

Это красивое явление стали изучать уже в глубокой древности. 

Аристотель, древнегреческий философ, пытался объяснить причину радуги.

Аристотель

Первым понял причину радуги немецкий монах Теодорик, в 1304 г. Воссоздавший ее на сферической колбе с водой. Однако Открытие Теодорика было забыто.

Теодорик

Общая физическая картина радуги была уже четко описана архиепископом Марком Антонием де Доминисом в 1611 году. Он объяснил, что радуга появляется в результате отражения света от внутренней поверхности капли дождя и двукратного преломления – при входе в каплю и выходе из неё. Первая попытка закончилась плачевно. Его объяснение

радуги противоречило библейскому, поэтому он был отлучен от церкви и

приговорен к смертной казни. Антонио Доминис умер в тюрьме, не

дождавшись казни, но его тело и рукописи были сожжены. [8]

Марк Антоний де Доминис 

Научное объяснение радуги впервые дал Рене Декарт в своем труде «Метеоры» в главе «О радуге» (1635г.).Он провёл первые исследования формы радуги. Для этого ученый использовал стеклянный шар, заполненный водой, что давало возможность представить, как отражается солнечный луч в капле дождя, преломляясь и тем самым становясь видимым. В то время еще не была открыта дисперсия, поэтому радуга Декарта была белой.

Рене Декарт

В 1672 Исаак Ньютон, открывший дисперсию белого света при

преломлении, дополнил теорию Декарта, объяснив, как преломляются

цветные лучи в каплях дождя. [3]

 Исаак Ньютон доказал, что обычный белый цвет – это смесь лучей разного цвета. «Я затемнил мою комнату, - писал он, - и сделал очень маленькое отверстие в ставне для пропуска соответствующего количества солнечного света». На пути солнечного луча ученый поставил особое трехгранное стеклышко - призму. На противоположной стене он увидел разноцветную полоску – спектр. Ньютон объяснил это тем, что призма разложила белый цвет на составляющие его цвета. Поставив на пути разноцветного пучка еще одну призму, ученый снова собрал все цвета в один обычный солнечный луч. Причём первоначально он различал только пять цветов — красный, жёлтый, зелёный, голубой и фиолетовый, о чём и написал в своей «Оптике». Но впоследствии, стремясь создать соответствие между числом цветов спектра и числом основных тонов музыкальной гаммы, Ньютон добавил к пяти перечисленным цветам спектра ещё два.

Исаак Ньютон 

1.3. Когда появляется радуга?

Радуга появляется, только когда выглянуло из-за туч солнце и только в стороне, противоположной солнцу. Радуга возникает, когда солнце освещает завесу дождя.

При наблюдении радуги можно заметить, что солнце всегда находится с противоположной от радуги стороны. Чтобы наблюдать радугу находиться необходимо строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождем (он должен быть перед тобой). Иначе радуги не увидеть! Солнце, глаза и центр радуги должны находиться на одной линии! Если солнце высоко в небе, провести такую прямую линию невозможно. Вот почему радугу можно наблюдать только рано утром или ближе к вечеру. Утренняя радуга означает, что солнце находится на востоке, а дождь идет на западе. При послеобеден-ной радуге солнце расположено на западе, а дождь – на востоке. [4]

Также бывает такое, что радуга появляется без дождя. Зимой в воздухе «плавают» кристаллики льда. Они тоже могут разделить белый цвет на семь цветов радуги, поэтому радугу можно наблюдать даже зимой. Воздух, хоть и кажется абсолютно прозрачным, на самом деле тоже разлагает свет на составляющие цвета. Заметно - это бывает на восходе или закате солнца. Проходя сквозь толщу атмосферы земли, лучи его немного откланяются, а как мы помним, красный цвет откланяется слабее остальных. Именно по этой причине, солнце, находясь вблизи горизонта, приобретает красный оттенок. Лучи другого цвета откланяются сильнее и да нас уже не доходят.  

Вид радуги — ширина дуг, расположение и яркость цветовых тонов,

положение дополнительных дуг очень сильно зависят от размера капель

дождя. По виду радуги можно приближенно оценить размеры капель дождя,

образовавших эту радугу. Чем крупнее капли дождя, тем радуга получается

уже и ярче. Особенно характерным для крупных капель является наличие

насыщенного красного цвета в основной радуге. Чем капли мельче, тем

радуга становится более широкой и блеклой, с оранжевым или желтым

краем. Дополнительные дуги дальше отстоят и друг от друга и от основных

радуг. [8]

Вид радуги зависит и от формы капель. При падении в воздухе

крупные капли сплющиваются, теряют свою сферичность. Вертикальное

сечение таких капель приближается к эллипсу.

Можно ли видеть целый круг радуги? С поверхности Земли можно

наблюдать радугу в лучшем случае в виде половины круга, когда Солнце

находится на горизонте. Когда Солнце поднимается, радуга уходит под

горизонт. С самолета или с вертолета можно наблюдать радугу в виде целого

круга. [8]


Радуга с самолёта

1.4. Радуга с точки зрения физики

Радуга похожа на настоящую магию. Она такая красивая и волшебная в небе после дождя, когда выглядывает солнце, что заставляет нас чувствовать себя счастливыми, не так ли?

Но, как происходит это магическое волшебство? Как в небе появляются эти разноцветные дуги? Давайте разберемся.

Начнем с основ физики. Белый солнечный свет состоит из множества различных световых волн разной длины. В зависимости от длины волны он воспринимается нашим глазом как определенный цвет — от красного (самые длинные волны) до фиолетового (самые короткие). При смешении все эти цвета и дают видимый белый свет.

Принято выделять семь основных цветов, которые мы называем цветами радуги: красный, оранжевый, желтый зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Эти цвета легко запоминаются по первым буквам известной всем из детства фразы:

Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.

Проходя через границу неоднородных сред (например воздуха и воды или воздуха и стекла) белый свет преломляется и разлагается на отдельные цвета, которые мы называем спектром. Чтобы увидеть цвета спектра, можно использовать трехгранную призму, которая преломляя солнечный свет, выделяет из него все цветовые составляющие.

Спектр

Эффект разложения белого света на цветные составляющие (спектр) называется дисперсией. Именно из-за преломления света бриллианты играют цветными огнями.

Дисперсия света.

Но, вернемся к нашей радуге. Цвета спектра и есть цвета радуги. Как же происходит дисперсия солнечного света, порождающая радугу?

Когда солнечный свет сталкивается с каплей дождя, часть света от неё отражается, а остальная часть попадает во внутрь капли. Луч света преломляется на ближайшей к нему поверхности капли дождя, потом этот свет попадает на дальнюю поверхность капли и отражается от неё. Когда этот внутренне отраженный свет вновь достигает поверхности капли, он снова преломляется при выходе. Вот как это выглядит на схеме:

Как видим, часть падающего на каплю солнечного света отражается обратно под некоторым углом. Этот угол не зависит от размера капли, но зависит от показателя преломления воды капли. Для дождевой воды показатель преломления равен 1,33, поэтому угол отражения получается около 42°. А морская вода имеет более высокий показатель преломления, чем дождевая, поэтому угловой радиус радужной дуги в морских брызгах меньше, чем у дождевой.

Фактически, угол отражения света в капле — это угол между солнцем, каплей дождя и глазом наблюдателя. Однако, поскольку дождевых капель много, лучи преломленного и отраженного света от разных капель образуют конус с вершиной в зрачке глаза наблюдателя и осью, проходящей через наблюдателя и солнце. Окружность в основании этого конуса и будет радугой. Но, поскольку наблюдатель находится на поверхности земли, он видит только часть окружности — дугу. Из этого также следует, что для образования радуги само солнце должно находиться не выше 42° над горизонтом. Вот почему радугу невозможно увидеть в летний полдень, когда солнце высоко в зените. Вообще, чем ниже над горизонтом находится солнце, тем большей будет дуга радуги.

Если же наблюдателя поднять над землей, например на воздушном шаре или самолете, то при определённых обстоятельствах он сможет увидеть радугу в форме полной окружности.

Радуга с самолёта

Сама радуга не находится в одном конкретном месте. Существует множество радуг, однако, только одну из них может видеть наблюдатель в зависимости от местоположения его и солнца.

Все капли дождя преломляются и отражают солнечный свет одинаковым образом, но только свет от некоторых капель дождя достигает глаза наблюдателя. Этот свет и есть радуга для этого наблюдателя. То есть количество радуг равно количеству наблюдателей, хоть они и полагают, что любуются одной и той же радугой!

Поэтому легенда о том, что в месте, где радужная дуга касается поверхности земли скрыт золотой клад гномов, лишена смысла.

Вернемся к схеме преломления солнечного света. На картинке с призмой видно, что фиолетовый и синий свет (короткие волны) преломляются под большим углом, чем красный свет, но за счет отражения световых лучей от задней поверхности капли воды, фиолетовые и синие лучи выходят из капли под меньшим углом к входящему лучу солнечного света, чем лучи красного света. Из-за этого фиолетовый цвет виден на внутренней стороне дуги радуги, а красный — снаружи.







1.5. Необычные радуги

1. Двойная радуга


Двойная радуга. Тройная радуга

Чаще всего наблюдается первичная радуга, при которой свет претерпевает одно внутреннее отражение. В первичной радуге красный цвет находится снаружи дуги, её угловой радиус составляет 40—42°.

 

Иногда можно увидеть ещё одну, менее яркую радугу вокруг первой. Это вторичная радуга, в которой свет отражается в капле два раза. Во вторичной радуге «перевёрнутый» порядок цветов — снаружи находится фиолетовый, а внутри красный. Угловой радиус вторичной радуги 50—53°.

Схема образования двойной радуги: 1) сферическая капля; 2) внутреннее отражение; 3) первичная радуга; 4) преломление; 5) вторичная радуга; 6) входящий луч света; 7) ход лучей при формировании первичной радуги; 8) ход лучей при формировании вторичной радуги; 9) наблюдатель; 10) область формирования первичной радуги; 11) область формирования вторичной радуги; 12) облако капелек

Первая радуга, внутренняя, всегда ярче второй, внешней, а цвета дуг на второй радуги расположены в зеркальном отражении и менее яркие. Небо между радугами всегда более тёмное, чем другие участки неба. Участок неба между двумя радугами называется полосой Александра. Своё наименование получила по имени древнегреческого философа Александра Афродесийского, впервые описавшего её в 200 году нашей эры.

А иногда солнечный луч может соорудить на небе сразу две, три, а то и четыре радуги.

Увидеть двойную радугу - хорошая примета-это к удаче, к исполнению желаний. Так что если вам посчастливилось увидеть двойную радугу, поспешите загадать желание и оно обязательно исполнится.

2. Лунная радуга

Вы когда-нибудь видели лунную радугу? Оказывается, такое чудо тоже бывает. Редким людям удается хотя бы раз в жизни увидеть необычное явление природы — лунную радугу. Радуга ночью — настоящее чудо, увидеть которое удается далеко не каждому.

Лунная радуга или ночная радуга появляется ночью и порождается Луной. Поскольку Солнце значительно ярче Луны, то солнечные радуги также более яркие и наблюдаются чаще лунных. Так как лунный свет представляет собой отраженный солнечный, то цвета радуги почти совпадают. Лунная радуга наблюдается во время дождя, который идёт напротив Луны, особенно хорошо видна лунная радуга во время полнолуния, когда яркая Луна находится невысоко в тёмном небе. Так же лунную радугу можно наблюдать в местностях, где есть водопады. Редкость этого явления побуждает к нему невероятно высокий интерес.

1.Фотографии лунных радуг

3. Перевёрнутая радуга

П еревёрнутая радуга-явление довольно редкое. Она появляется при определённых условиях, когда на высоте 7-8 километров тонкой завесой располагаются перистые облака, состоящие из ледяных кристалликов. Солнечный свет, падая под определённым углом на эти кристаллы, разлагается на спектр и отражается в атмосферу. Цвет в перевёрнутой радуге располагается в обратном порядке: сверху находится фиолетовый, а снизу - красный.

  1. Туманная радуга

Т уманная радуга или белая появляется при освещении солнечными лучами слабого тумана, состоящего из очень мелких капелек воды. Такая радуга представляет собой дугу, окрашенную в очень бледные цвета, а если капельки совсем мелкие, то радуга окрашена в белый цвет. Туманная радуга может появляться и ночью во время тумана, когда на небе яркая луна. Туманная радуга довольно редкое атмосферное явление.


5. Красная радуга

Красные радуги, также называемые монохромными радугами, формируются после дождя, прошедшего во время рассвета или заката. Свет с короткой длиной волны (синий и зелёный) рассеивается в воздухе и пыли. Остаются только цвета с длинными волнами – жёлтый и красный, которые и образуют красную радугу.

Красная радуга

В последние пять или десять минут перед заходом Солнца все цвета радуги, кроме красного, начинают исчезать и, наконец, остается только одна красная дуга. Иногда она чрезвычайно ярка и остается видимой даже спустя десять минут после захода Солнца. Солнечные лучи рассеиваются, проходя через атмосферу. При закате лучи Солнца проходят сквозь воздух более длинный путь, а так как показатель преломления воды для более длинноволнового (красного) света меньше, чем для коротковолнового (фиолетового), то красный свет меньше отклоняется при преломлении.
Поэтому все цвета рассеиваются, кроме красного.

6.«Огненная» радуга.

«Огненная» радуга. Она, фактически, совсем не связана с огнем. Только красивый оптический эффект.

Огненная радуга

Огненная радуга - это редкое оптическое атмосферное явление. Огненная радуга появляется, когда солнечный свет проходит сквозь перистые облака под углом 58 градусов над горизонтом. Ещё одним необходимым условием для появления огненной радуги являются шестиугольные кристаллы льда, имеющие форму листа и их грани должны быть параллельными земле. Солнечные лучи, проходя сквозь вертикальные грани ледяного кристалла, преломляются и зажигают огненную радугу или округло – горизонтальную дугу, так в науке называется огненная радуга

7. Сдвоенные радуги.

Сдвоенные радуги очень редки и не являются аналогами двойной радуги.

Сдвоенные радуги


Такой тип радуг возникает, когда во время дождя падают как большие, так и маленькие капли. Большие капли из-за сопротивления воздуха сплющиваются, а маленькие капли сохраняют обычную форму. Каждый тип капель образует свою радугу, которые иногда формируют сдвоенную радугу.

8. Зимняя радуга.

Зимняя радуга - это очень удивительное явление.

Зимняя радуга

Такую радугу можно наблюдать только зимой, во время сильного мороза, когда холодное Солнце сияет на бледно-голубом небе, а воздух наполнен маленькими кристалликами льда. Солнечные лучи преломляются, проходя сквозь эти

9. Радуга Гло́рия

Радуга Гло́рия (лат. gloria — украшение; ореол) — оптическое явление в облаках.

Наблюдается на облаках, расположенных прямо напротив источника света. Наблюдатель должен находиться на горе или на самолёте, а источник света (Солнце или Луна) — за его спиной. Так же можно наблюдать на видео или фотографиях снятых с дистанционно пилотируемых летательных аппаратов.

Представляет собой цветные кольца света на облаке вокруг тени наблюдателя. Внутри находится голубоватое кольцо, снаружи — красноватое, далее кольца могут повторяться с меньшей интенсивностью. Угловой размер намного меньше, чем у радуги — 5…20°, в зависимости от размера капель в облаке.

Глория объясняется дифракцией света, ранее уже отражённого в капельках облака так, что он возвращается от облака в том же направлении, по которому падал, то есть к наблюдателю.

Радуга глория вокруг тени альпиниста

Радуга глория на Земле




Глава 2. Экспериментальная часть

2.1.Анкетирование.

Узнав много интересного о радуге, я решила узнать, что знают о радуге ученики 6 - 11 классов. Для этого я провела анкетирование среди учеников этих классов. (Приложение 1)

Учащимся было предложены следующие вопросы:

  1. Видели ли вы когда-нибудь радугу?

  2. Знаете ли вы, причины появления радуги?

  3. Знаете ли вы цвета радуги?

  4. Слышали ли вы мнемонические фразы о радуге?

  5. Можно ли получить радугу в домашних условиях?

  6. Сколько видов радуги вы знаете?

В анкетировании приняли участие 30 учащихся 6 – 11классов. Проанализировав результаты анкетирования, были получены следующие результаты:

  1. 98% учащихся видели когда-либо радугу

  2. Из всех опрошенных 86 % знают причину, по которой радуга появляется на небе

  3. Также 86 % учащихся знают, какие цвета входят в состав радуги

  4. 72 % учеников слышали мнемоническую фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. О существовании других фраз ученики не знают.

  5. 85% учащихся знают, что радугу можно получить в домашних условиях.

  6. 68 % учащихся считают, что существует только один вид радуги,

20 % учащихся считают, что существует два вида радуги, а 12% учащихся считают, что существует три вида радуги.


Результаты анкетирования представлены на диаграммах. (Приложения 2,3)















2.2. Результаты экспериментальной работы


Я очень люблю природное явление – радугу. Именно поэтому я решила попробовать создать радугу в домашних условиях.


Опыт 1. С CD-диском (Приложение 4)

Необходимый материал:

CD- диск, картон, фонарик.

Ход опыта:

Радугу вполне можно увидеть, используя диск. Это происходит из-за того, что его поверхность имеет огромное количество бороздок, которые исполняют роль маленьких призм. Необходимо подойти к освещённому окну, закрыть его шторой таким образом, чтобы остался маленький просвет для световых лучей. Взять диск и разместить его так, чтобы на него попал солнечный свет, после чего нужно отразить луч с помощью диска на картон. Если наклонять диск в разные стороны, можно получить как радужную полоску, так и круговую радугу. Если вместо Солнца использовать фонарик, цвета радуги окажутся менее насыщенными.

Вывод: Радугу можно получить в домашних условиях, используя CD- диск.


Опыт №2 С водой (Приложение 5)

Необходимый материал:

Емкость с водой, лист белой бумаги, зеркало.

Ход опыта:

Взять миску, наполнить её водой, найти белый лист бумаги и небольшое зеркало. Миску выставить на солнце, опустить зеркало в воду, прикрепить к краю посуды и повернуть так, чтобы на него падали световые лучи. После этого нужно двигать лист бумаги вдоль миски в поисках места, где на нём будет отображаться радуга.

Вывод: Радугу можно получить в домашних условиях, используя зеркало и ёмкость с водой.


Опыт 3. Искусственная радуга (Приложение 6)

Необходимый материал:

Емкость с водой, лист белой бумаги, фонарик, зеркало.

Ход опыта:

В емкость наливаем воду и опускаем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонарика. Отраженный луч света нужно «поймать» на бумагу. Из-за преломления луча на листе появляется радуга. Луч света состоит из нескольких цветов, когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части – семь цветов радуги.

Вывод: Радугу можно получить в домашних условиях, используя зеркало, фонарик и ёмкость с водой.


Опыт 4. Радужные мыльные пузыри (Приложение 7)


Необходимый материал:

Емкость с мыльной водой, приспособление для выдувания пузырей.

Ход опыта:

Берем приспособление, окунаем в емкость с мыльной пеной и выдуваем пузыри. На летящих в воздухе пузырях можно увидеть семицветную радугу. Лучи света, попадая на пузырь, преломляются и дают красивые радужные цветные кольца, которые первым начал изучать Исаак Ньютон.

Вывод: Радугу можно получить в домашних условиях, используя ёмкость с мыльной водой.
































Заключение

Выполнив эту исследовательскую работу, я узнала и попробовала показать, что радуга – это не простое явление в природе, а очень сложный механизм.

Создание данного проекта позволило мне развить свои навыки работы с дополнительной литературой, умение проводить эксперименты, проводить анализ полученных результатов, основывать итоги исследований. Во время работы над исследовательским проектом я узнала о природном явлении радуге: как появляется радуга и почему она разноцветная, определила, какая существует связь между дождем, солнцем и появлением радуги, узнала какие виды радуги существуют и провела опыт над созданием радуги в домашних условиях. Цели исследования достигнуты, а поставленные задачи реализованы.

На своём примере я показала, что возможно создать радугу в домашних условиях, тем самым доказав выдвинутую в начале исследования гипотезу.

Радуга – удивительное природное явление, которое никого не оставляет равнодушным, вызывает радость, восторг, восхищение. Теперь мы знаем, как можно улучшить свое настроение. Для этого нужно создать свою “домашнюю” радугу. И это можно сделать в любое время. Также мы выяснили, что капли дождя и кристаллы льда могут разделить белый цвет на семь цветов, поэтому наблюдать радугу можно и осенью, и летом, и весной, и зимой. Но есть условия, при которых такое удивительное явление природы можно увидеть. Я поняла, что радуга , это не простое явление в природе, а целый механизм.






















Список литературы


1. «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия».

2. Булат В.Л. Оптические явления в природе. М.: Просвещение, 1974г

3. Гегузин Я.Е. «Кто творит радугу?» – «Квант» 1988г., № 6, С. 46.

4. Зверева С.В. В мире солнечного света. – Л.: Гидрометеоиздат, 1988.

5. Майер В.В., Майер Р.В. «Искусственная радуга» – «Квант»1988 г., № 6

6. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 кл. / учебник- М Дрофа – 2014.

7. Тарасов Л.В. Физика в природе. – М.: Просвещение, 1988.

8. Толковые словари современного русского языка.

http://www.allbest.ru





































Приложения

Приложение 1



Приложение 2



Приложение 3



Приложение 4



Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проектно – исследовательская работа «Атмосферное явление - радуга»

Автор: Ивасенко Зинаида Александровна

Дата: 24.12.2020

Номер свидетельства: 568368

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Исследовательский проект «Какая бывает роса? Откуда берется радуга? Почему небо голубое,  а закат такой прекрасный?» "
    ["seo_title"] => string(124) "issliedovatiel-skii-proiekt-kakaia-byvaiet-rosa-otkuda-bierietsia-radugha-pochiemu-niebo-gholuboie-a-zakat-takoi-priekrasnyi"
    ["file_id"] => string(6) "197664"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428281548"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Проектная работа по учебной дисциплине «Биология» на тему: «Загадочные природные явления»"
    ["seo_title"] => string(80) "proiektnaia_rabota_po_uchiebnoi_distsiplinie_biologhiia_na_tiemu_zaghadochnyie_p"
    ["file_id"] => string(6) "445381"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1513708894"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства