kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО МОЛЕКУЛЯРНОЙ БИОЛОГИИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный алгоритм решения задач позволяет на конкретных примерах показать варианты развития решения задач по молекулярной биологии. Данные задачи помогут обучающимся применить понятия "принцип комплементарности", "транскрипция", "редупликация" на практике. Определить принципы  строения  ДНК,и-РНК, подготовить обучающихся к работе над  темой "Биосинтез белка".Задачи относительно просты и поэтому возможно построить урок таким образом, чтобы обучающиеся попробовали приступить к решению задач самостоятельно. После проб и возможных ошибок учитель объясняет решение задач

Просмотр содержимого документа
«АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО МОЛЕКУЛЯРНОЙ БИОЛОГИИ »

Алгоритм решения задач по молекулярной биологии

Задача N1. Сколько новых видов свободных нуклеотидов потребу­ется при редупликации двуспиральной молекулы ДНК, в которой А - 600,

а Г = 1800 ?

Решение: Редупликация - это процесс самоудвоения молекулы ДНК.

Значит, свободных нуклеотидов нужно столько же, сколько содержит исходная молекула. Следовательно, А = 600, а Г = 1800.

Поскольку адениловые нуклеотиды комплементарны тимидиловым,

а гуаниловые - цитидиловым, то Т= 600, а Ц = 1800.

Задача №2 Длина фрагмента молекулы ДНК белка 20,4 А.

Сколько нуклеотидов в этом фрагменте?

Решение: Поскольку у всех организмов, кроме некоторых виру­сов, молекула ДНК двуспиральная. а размерность одного нуклеотида 3,4 А, то: (20,4 А / 3,4 А) х 2 = 12 (нуклеотидов).

Задача N3. Какова длина фрагмента ДНК свиньи, состоящего из 270 нуклеотидов?

Решение: (270/2) х 3,4 А = 459 А.

Задача N4. Фрагмент молекулы РНК овцы состоит из 37 нукле­отидов. Какова его длина?

Решение: Поскольку у всех организмов, кроме некоторых виру­сов, молекула РНК состоит из одной спирали, то 3,4 Ах 37 =125,8 А.

Задача N5. Фрагмент и-РНК инсулина имеет следующий состав:

... УУУ ГУУ ГАУ ЦАА ЦАЦ УУА УГУ ГГГ УЦА ЦАЦ ... Определите соотношение (А + Т) / (Г + Ц) в фрагменте соответству­ющего гена,

Решение: Согласно принципу комплементарности, фрагмент ДНК будет выглядеть следующим образом:

...ААА ЦАА ПТА ГТТ ГТГ ААТ АЦА ЦЦЦ АГТ ГТГ ...

...ТТТ ГТТ ГАТ ЦАА ЦАЦ ТТА ТГТ ГГГ ТЦА ЦАЦ ...

В этом фрагменте подсчитаем число различных нуклеотидов:

А = 18, Т = 18, Г = 12, Ц =12.

Следовательно,

(А + Т) / (Г + Ц) - (18 + 18) / (12 + 12) = 36/24 = 1,5.

Задача N6. Одна из спиралей фрагмента ДНК имеет следующий
состав: ... ЦЦЦ АЦЦ ГТТ... Поданной информации восстановите вторую спираль и определите длину этого фрагмента.

Решение: 1) ... ГГГТГГ ЦАА ...

2)3,4 А х 12 = 40,8 А.

Задача N7. В молекуле ДНК адениловые нуклеотиды составляют 15% от общего количества. Определить процентное содержание других видов нуклеотидов.

Решение: По принципу комплементарности, А=Т, Г=Ц.

Следовательно, если А = 15 %, то и Т = 15%. А+Т = 30%;

Г+Ц = 100% - 30% - 70%; Г = Ц = 35%.

Задаче N8. Фрагмент молекулы ДНК содержит 8000 адениловых нуклеотидов, что составляет 40% от общего количества. Сколько других видов нуклеотидов в этом фрагменте?

Решение: Согласно принципу комплементарности А=Т.

Следовательно, тимидиловых нуклеотидов тоже 40% , т.е. 8000.

На компле­ментарную пару Г=Ц приходится 100% - 80% = 20% общего числа нуклеотидов, а на каждый вид: (8000/40) X 10 = 2000.

Ответ: Т - 8000; Г - 2000; Ц - 2000.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО МОЛЕКУЛЯРНОЙ БИОЛОГИИ

Автор: МОРОЗОВА ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА

Дата: 31.03.2015

Номер свидетельства: 194944

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Белки - химические вещества."
    ["seo_title"] => string(33) "bielkikhimichieskiievieshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "329133"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463825605"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Разработка открытого урока на тему: "Работа. Мощность. Энергия." "
    ["seo_title"] => string(65) "razrabotka-otkrytogho-uroka-na-tiemu-rabota-moshchnost-enierghiia"
    ["file_id"] => string(6) "231097"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442370912"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Слайд-шоу к уроку "Работа. Мощность. Энергия." "
    ["seo_title"] => string(47) "slaid-shou-k-uroku-rabota-moshchnost-enierghiia"
    ["file_id"] => string(6) "231098"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442371450"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства