Обучающие: сформировать знания об общей характеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания;
Развивающие: развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, продолжить формирование умений работать с учебником: находить в тексте ответы на вопросы, пользоваться текстом и рисунками для выполнения самостоятельных работ;
Воспитательные: патриотическое воспитание на примере рыб нашей области, воспитание трудолюбия, самостоятельности и уважения при работе в парах.
№3. Окунь – рыба, обитающая на большой глубине. Его тело и даже кости пропитаны водой, чтобы уравновесить внешнее и внутреннее давление. При вытаскивании его из воды окунь раздувается, глаза выпучиваются. Потому что внутреннее давление оказывается больше наружного.
Контрольная работа по биологии по теме "Рыбы". 7 класс. Ответы
1) Хорда – это: А) гибкий, плотный и упругий стержень, идущий вдоль всего тела под нервной трубкой Б) орган, аналогичный спинному мозгу у всех позвоночных В) орган, аналогичный спинному мозгу у ланцетника Г) позвоночник.
2) Кровеносная система ланцетника: А) замкнутая, есть двухкамерное сердце В) замкнутая, есть трехкамерное сердце Б) незамкнутая, есть двухкамерное сердце Г) замкнутая, сердца нет.
3) Жаберные щели ланцетника расположены: А) в коже В) в мышцах Б) в переднем отделе кишечника Г) в заднем отделе кишечника.
4) Из перечисленных рыб к пресноводным относятся: А) треска Б) камбала В) форель Г) скат.
5) Направление течения и давление воды рыбы определяют: А) органами зрения и слуха В) осязательными клетками Б) органами боковой линии Г) всей поверхностью кожи.
6) Какой признак НЕ свидетельствует о более высоком уровне организации рыб по сравнению с ланцетником: А) двухкамерное сердце В) почки Б) головной мозг Г) замкнутая кровеносная система.
8) Температура тела рыб: А) постоянна и не зависит от температуры среды Б) непостоянная, но от температуры среды не зависит В) непостоянная и зависит от температуры среды.
10) Артерии – это сосуды: А) отходящие от сердца В) подходящие к сердцу Б) несущие артериальную кровь Г) несущие венозную кровь.
11) Выберите правильное утверждение: А) рыбы видят близко расположенные предметы Б) у рыб нет органов слуха В) к парным плавникам относятся анальные Г) нервы рыб связаны с клетками боковой линии Д) в состав органов выделения входит мочевой пузырь Е) нервная система рыб состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки Ж) спинной мозг рыб расположен в позвоночном канале З) ребра прикрепляются к дугам туловищных позвонков.
12) Назовите основные систематические группы рыб.
Ответы.
1а2г3б4в5б6г7а8в9г10а11 а, г, д, ж, з
Контрольная работа
«Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Класс Земноводные»
Вариант 1.
1. Парным плавником у речного окуня является...
Хвостовой
Грудной
Спинной
Подхвостовой
2. Главную роль при движении вперёд играет...плавник
Хвостовой
Грудной
Брюшной
Спинной
3. Саламандры относятся к отряду...
Безногие
Хвостатые
Бесхвостые
Верного ответа нет
4. К скелету передней конечности относятся...
Бедро, голень, стопа
Плечо, предплечье, кисть
Ключица, лопатка, грудина
Верного ответа нет
5. Отдел скелета: позвоночник имеет следующее значение...
Передвижение
Опора передним конечностям
Защита спинного мозга
Защита головного мозга
6. Сколько типов дыхания имеет лягушка?
Лёгкие и кожа
Лёгкие, кожа, жабры
Только кожа
Только жабры
7. Выводное отверстие, общее для кишечника и мочеполовых органов у лягушки называется...
Суставом
Желудком
Клоакой
Анальным отверстием
8. Выберите признаки, относящиеся к костным рыбам
трехкамерное сердце
двухкамерное сердце
В сердце венозная кровь
В сердце смешанная кровь
два круга кровообращения
один круг кровообращения
9. Установи последовательность пути прохождения пищи у лягушки :
2. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.
A. Тело рыбы подразделяется на отделы: ..., ..., ...
Б. Тело рыбы покрыто ..., снаружи защищено ...
B. В туловищном отделе позвоночника имеется отверстие – ...
Г. Нервная система состоит из ..., ..., мозга и ...
Д. Головной мозг рыбы состоит из отделов: ..., ..., ..., ... и ...
Е. Головной мозг защищен ... ..., спинной мозг ...
Ж. Движение воды рыба ощущает благодаря ... ...
3. Кровь насыщается кислородом в ...
И. Кровь насыщенная углекислым газом и продуктами жизнедеятельности по ... поступает в ...
К. Сосуды, несущие кровь от сердца, называются ...
Л. Пищеварительная система рыбы состоит из ...
М. Плавательный пузырь обеспечивает ... рыбы в ... плоскости.
Н. Большинство рыб имеет ... оплодотворение.
Найдите соответствие.
3. Из предложенных названий органов выберите, которые относятся к кровеносной системе, выпишите их в последовательности, соответствующей движению крови по сосудам и в сердце:
1. Жабры
2. Хорда
3. Желудок
4. Предсердие
5. Артерии
6. Брюшная аорта
7. Желудочек
8. Глотка
9. Спинная артерия
10. Сеть капилляров
11. Вены
4. Дополните схему развития рыбы, напишите вместо вопросительных знаков необходимые по смыслу термины.
5. Из перечисленных признаков, обозначенных арабскими цифрами, напишите, какие из них характерны для классов:
I. Хрящевые рыбы
II. Костные рыбы
III. Хрящекостные рыбы
IV. Двоякодышащие рыбы
V. Кистеперые рыбы
1. Приспособлены к обитанию в пересыхающих, обедненных кислородом водоемах
2. Хорда сохраняется в течение всей жизни
3. Чешуя в виде крупных костных блях
4. Череп хрящевой
5. Позвоночник костный, состоит из туловищного и хвостового отделов
7. Выпишите цифры, обозначающие органы, которые выполняют функции:
Функции:
I. Пищеварительная
II. Обогащение крови кислородом
III. Транспортировка кислорода к органам и тканям
IV. Транспортировка питательных веществ к органам и тканям
V. Выведение из организма вредных веществ
VI. Координация движений
VII. Движение
VIII. Оценка обстановки в окружающей среде
IX. Движение крови по сосудам
Органы:
1. Сердце
2. Большое полушарие головного мозга
3. Желудок
4. Печень
5. Кишечник
6. Артерии
7. Легкие
8. Почки
9. Мозжечок
10. Капилляры
11. Воздушные мешки
12. Мускулатура
13. Скелет
8. Каким птицам соответствуют перечисленные признаки. Объясните, в чем заключается различие между понятиями экологическая группа и систематическая группа.
Признаки:
A. Крепкие сильные ноги
Б. На пальцах имеются плавательные перепонки
B. Перьевой покров обильно смазан жиром
Г. Отсутствие киля
Д. Высокие ноги
Е. Длинная шея
Ж. Селятся в заболоченных местах или где много озер
3. Мощные лапы, снабженные острыми костями
И. Кости не имеют воздушных полостей
К. Крылья превратились в ласты
Л. Крючкообразный клюв
М. Гнездятся на льдинах и береговых скалах
Птицы:
I. Пингвин
II. Аист
III. Сова
IV. Страус
V. Кряква
Выберите правильный ответ.
9. Птицы относятся к теплокровным животным, так как они имеют:
A. Четырехкамерное сердце
Б. На коже роговые чешуйки
B. Артериальную кровь, насыщенную кислородом
Г. Перьевой покров
10. Доказательством родства птиц с пресмыкающимися является:
A. Наличие пятипалой конечности
Б. Сухая кожа
B. Строение яиц, богатых питательными веществами
Г. Наличие на коже роговых чешуек
11. В связи с полетом у птиц имеются:
A. Полые кости, наполненные воздухом
Б. Двойное дыхание
B. Срастание позвонков поясничного и крестцового отделов
Г. Перьевой покров
12. Основу птичьего оперения составляют:
A. Контурные перья
Б. Пуховые перья
B. Пух
13. Дыхательная система птицы состоит:
A. Трахея, бронхи, бронхиолы
Б. Трахея, бронхи, легкие
B. Трахея, бронхи, гортань, бронхиолы
Г. Трахея, бронхи, нижняя гортань, легкие с бронхиолами, воздушные мешки
14. Зоб относится к:
A. Дыхательной системе
Б. Пищеварительной системе
B. Выделительной системе
Г. Кровеносной системе
15. К выводковым птицам относятся:
А. Перепел
Б. Ласточка
В. Кряква
Г. Камышовка
16. Мягкие маховые перья покрыты ворсинками у:
A. Дневных хищников
Б. Ночных хищников
B. Болотных птиц
Г. Наземных килегрудых
17. К перелетным птицам относятся:
А. Снегирь
Б. Ласточка
В. Журавль
Г. Ворона
18. Выводит птенцов зимой:
А. Клест
Б. Свиристель
В. Щегол
Г. Поползень
19. Санитаром леса называют:
А. Славку
Б. Соловья
Г. Дятла
Д. Кукушку
20. Подкладывает яйца в чужие гнезда:
А. Крапивник
Б. Зяблик
В. Ворона
Г. Кукушка
21. Вскармливание птенцов птицей – это:
A. Проявление заботы о потомстве
Б. Инстинкт
B. Условный рефлекс
Г. Комплекс условных и безусловных рефлексов
22. К отряду воробьинообразных относятся:
A. Городская ласточка
Б. Большая синица
B. Серая ворона
Г. Большой пестрый дятел
23. К отряду курообразных относятся:
A. Фазан
Б. Тетерев
B. Удод
Г. Перепел
КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
Вставьте пропущенное слово.
1. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.
А. Класс «Млекопитающие» подразделяется на два подкласса: ... и ... звери.
Б. Млекопитающие занимают такие среды обитания, как: ..., ..., ..., ...
В. Характерными признаками млекопитающих является:
1 ... (высокое, низкое) ...системы
2 ...
3. Вынашивание детенышей в ... органах, ... детенышей ...
Г. У млекопитающих имеются разнообразные по строению кожные железы: ..., ..., ..., ...
Д. Мускулатура млекопитающих имеет высокую ... и состоит из множества ...
Е. У многих млекопитающих кора больших полушарий имеет ...
Ж. Позвоночник млекопитающих состоит из отделов: ..., ..., ..., ..., ...
3. У млекопитающих особенно хорошо развиты органы чувств: ... и ...
И. Зубы млекопитающих дифференцированы на: ..., ..., ..., ...
Выберите верное утверждение.
2. 1. Предками древних млекопитающих были летающие ящеры.
2. По своему строению кожа млекопитающих имеет большое сходство с кожей птиц.
3. Млекопитающие, в отличие от птиц, имеют способность к теплорегуляции.
4. Конечности у млекопитающих в отличие от пресмыкающихся расположены под туловищем.
5. Сердце у млекопитающих так же, как у пресмыкающихся, четырехкамерное.
6. Развитие и вынашивание детеныша у зверей происходит в плаценте.
7. Кожный покров у млекопитающих образован эпидермисом и собственно кожей, а под кожей развит слой жировой клетчатки.
8. Для млекопитающих характерен волосяной и шерстяной покров.
9. Волосяной покров отсутствует у всех водных млекопитающих.
10. Вибриссы – это лицевые мышцы.
11. Концевые фаланги пальцев многих млекопитающих имеют роговые придатки в виде когтей или ногтей или копыт.
12. Функции кожных желез у зверей: млечные, пахучие, сальные, потовые.
13. Млечные железы – это видоизмененные потовые железы.
14. Для скелета млекопитающих характерно: плоские поверхности позвонков, между которыми находятся хрящевые диски, наличие четко выраженных шейного, грудного, поясничного, крестцового и хвостового отделов, постоянное число шейных позвонков – 4.
15. Для мышечной системы млекопитающих характерна диафрагма.
16. Мозжечок – часть заднего мозга, отвечает за координацию движений, регуляцию мышечного тонуса, в сохранении позы и равновесия.
17. Зубы млекопитающих разделены на резцы, клыки, предкоренные и коренные.
18. У млекопитающих присутствует только одна левая дуга аорты, которая отходит левого желудочка.
19. Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке, где начинается легочный ствол. Кровь от легких, обогащенная кислородом возвращается в левое предсердие.
20. Мочевина – основной продукт белкового обмена у зверей.
3. Заполните таблицу.
Строение кожи млекопитающих.
Отметьте знаком «+», к какому слою кожи относятся соответствующие компоненты.
Найдите соответствие.
4. Определите, у каких животных имеются:
I. Крылья
II. Ласты
III. Копыта
A. Тюлень
Б. Носорог
B. Летучая мышь
Г. Дикий кабан Д. Морж
Е. Кит Ж. Зебра
5. Напишите цифры, обозначающие органы дыхания, в той последовательности, как проходит воздух по воздухоносным путям при вдохе:
1. Альвеолы
2. Трахея
3. Носоглотка
4. Бронхи
5. Легкие
6. Напишите цифры, обозначающие органы пищеварения, в той последовательности, как происходит пищеварение:
1. Пищевод
2. Глотка
3. Прямая кишка
4. Двенадцатиперстная кишка
5. Тонкая кишка
6. Желудок
7. Толстая кишка
8. Ротовая полость
7. Заполните таблицу.
Кровеносная система млекопитающих
Отметьте знаком «+», какие органы составляют малый круг кровообращения и большой круг кровообращения.
8. Поставьте цифры, обозначающие камеры желудка в той последовательности, как пища претерпевает пищеварительную обработку в желудке коровы:
1. Книжка
2. Ротовая полость
3. Сычуг
4. Сетка
5. Рубец
9. Определите, для каких животных характерны следующие признаки:
A. Размножаются откладыванием яиц
Б. Имеется клоака
B. У самок две мойки
Г. Рождаются недоразвитые детеныши
Д. На брюшной стороне расположена сумка для вынашивания детенышей
Е. Соски отсутствуют
Ж. Температура тела непостоянна
3. Обитает в Австралии, Тасмании, Новой Гвинеи:
I. Утконос
II. Ехидна
III. Сумчатый муравьед
IV. Кенгуру
10. Установите соответствие и напишите парами:
I. Насекомоядные
II. Хоботные
III. Хищные
IV. Китообразные
V. Грызуны
VI. Рукокрылые
VII. Зайцеобразные
VIII. Ластоногие
IX. Непарнокопытные
X. Парнокопытные
XI. Приматы
1. Горилла
2. Зебра
3. Слон
4. Бегемот
5. Зебра
6. Еж
7. Кролик
8. Бобр Э. Лев
10. Куница
11. Морж
12. Кит
13. Летучая мышь
14. Лось
15. Крот
Выберите правильный ответ.
11. Вибриссы – это:
A. Кожные железы
Б. Название мышцы
B. Название зуба
Г. Жесткие волосы, выполняющие осязательную функцию
12. Терморегуляция млекопитающих создается:
A. Шерстным покровом
Б. Подкожным слоем жира
B. Системой кровеносных сосудов
Г. Все утверждения верны
13. Лопатка относится к:
A. Поясу передних конечностей
Б. Задней конечности
B. Поясу задних конечностей
Г. Передней конечности
14. Грудная клетка образована:
A. Ребрами
Б. Ребрами и грудиной
B. Ребрами и грудными позвонками
Г. Грудными позвонками, ребрами и грудиной
15. Диафрагма – это:
A. Название кости
Б. Вид хрящевой ткани
B. Орган дыхательной системы
Г. Мышца
16. Сложный характер двигательной активности связан с развитием:
A. Коры больших полушарий
Б. Продолговатого мозга
B. Спинного мозга
Г. Мозжечка
17. Контроль условных рефлексов млекопитающих происходит в:
A. Среднем мозге
Б. Промежуточном мозге
B. Спинном мозге
Г. Коре больших полушарий
18. Орган слуха состоит из:
A. Наружного и внутреннего уха
Б. Ушной раковины
B. Наружного слухового прохода и ушной раковины
Г. Ушной раковины, наружного слухового прохода, среднего уха и внутреннего уха
19. К жвачным животным относится:
А. Лошадь
Б. Свинья
В. Корова
Г. Собака
20. Печень – это орган:
A. Выделительной системы
Б. Кровеносной системы
B. Нервной системы
Г. Пищеварительной системы
21. Поджелудочная железа выполняет функцию:
А. Кровообращения
Б. Дыхательную
В. Пищеварительную
Г. Защитную
22. Выделительную функцию выполняет:
А. Печень
Б. Легкие
В. Почки
Г. Потовые железы
23. Плацента – это:
A. Орган выделительной системы
Б. Слой кожи
B. Мышца
Г. Место, где развивается детеныш
24. Сетчатка – это:
A. Орган пищеварительной системы
Б. Орган выделительной системы
B. Часть уха
Г. Светочувствительные клетки глаза
Ответы
Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные
1. 1, 2, 3, 4, 5. 2. В. 3. А. 4. Г. 5. А. 6. А. 7. А.
Подтип Позвоночные, или Черепные. Надкласс Рыбы
1. 2, 3, 4,5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13. 2. А. Голова, туловище, хвост. Б. Чешуей, слизью. В. Спинномозговой канал. Г. Головного, спинного и нервов. Д. Переднего, промежуточного, среднего, продолговатого и мозжечка. Е. Черепной коробкой, позвоночником. Ж. Боковой линии. 3. Жабрах. И. Венам, сердце. К. Артериями. Л. Ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, кишечника, печени, поджелудочной железы. М. Передвижение рыбы в вертикальной плоскости. Н. Наружное. 3. 7,6, 5, 1, 10,9, 10, 11,4.
4.
5. I – 4, 9, 10, 16, 17, 18, 19. II – 5, 8, 9, 18. III – 2, 3, 6, 7, 8, 9, 17, 18. IV – 1, 2, 4, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 18. V – 2, 4, 8, 9, 10, 13, 14, 15, 18. 6. I – Д. II – Г,3. III – E. IV – Б. V – В, И. VI – Ж. VII – A. 7. I – Д, Е, Ж, 3. II – Б, И. III – A, B.8. Б. 9. Г. 10. Г. 11. B. 12. Г. 13. A. 14. Б. 15. А, Г. 16. Б. 17. Б.
Класс Земноводные, или Амфибии
1. 2, 3, 4, 5, 6, 10. 2. А. Превращение из личиночной стадии во взрослую особь. Б. Тритоны. В. Хвостатые, Бесхвостые, Безногие. Г. Голову, туловище, хвост; две пары конечностей. Д. Мощная и сложно организована мускулатура конечностей. Е. Веками, мигательная перепонка. Ж. Внутреннее ухо, среднее ухо, барабанная перепонка. 3. Восприятия запахов, дыхания. И. Их родстве с рыбами. К. Трехкамерное. Л. Кожное. М. Хищники. Н. Глазные яблоки. О. Слабо. П. Воду. Р. Два круга: большой и малый (легочный). С. По суше и в воде. 3. I. Б, Д, Е. II. А, В, Г, Ж, 3. 4. I – А. II – Б, В, П, Р. III – Г, Д, Е, Ж, 3, К. IV – И, Л, М, Н, О. 5. Б, В, Г (Д, Е, Ж) А, И, 3. 6. I – А, Б, Е, И. II – Г, Ж, 3, К, Л. III – Д. 7. Г. 8. Б. 9. В. 10. В. 11. В. 12. А. 13. Б. 14. А.
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии
1. А. Стегоцефалы. Б. Приспособленностью к более засушливым условиям обитания. В. Развитием переднего отдела головного мозга. Г. Водной, наземной, воздушной. Д. Кожа защищена роговыми пластинками и более развито легочное дыхание. Е. Голову, глею, туловище, хвост. Ж. Ячеистые. 3. Артериальной. И. Непостоянная. К. Водной средой. 2. I – Г. II – В. III – Г. IV – Е. V – Д. VI – Б. VII – Б. VIII – А. 3. Желудочек – Легочная артерия – Капилляры – Газообмен – Легочная вена – Левое предсердие. 4. Желудочек – Аорта – Артерии – Капилляры – Ткани органов – Газообмен – Вена – Правое предсердие. 5. 5 2 3 4 5. 6. I – А. II – В. IV – Б. 7. Б. 8. А. 9. А. 10. А. 11. А, Д. 12. А. 13. А, Д. 14. А.
Класс Птицы
1. А. Рептилии. Б. Водной, наземной, воздушной. В. Бескилевым. Г. Роговым чехлом. Д. Способа питания. Е. Нижней конечности. Ж. Стержня и опахала. 3. Полые. И. Большие полушария и мозжечок. К. Четырехкамерное. Л. Обтекаемую. М. Мозжечок. 2. 1, 3, 4, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20. 3. А. 8, 13, 14, 15, 16. Б. 11, 17, 18, 19. В. 10. Г. 1, 4, 5, 9. Д. 2, 3, 7, 9. Е. 12, 11. 4. I – А, Г, Е, Ж, 3. II – Б, В, Д, Ж, 3. 5. Левый желудочек – Аорта – Артерии – Капилляры – Газообмен – Вены – Правое предсердие. 6. Правый желудочек – Легочная артерия – Легкие – Капилляры – Газообмен – Легочная вена – Левый желудочек. 7. I – 3, 4, 5. II – 7, 11. III – 6. IV – 6, 10. V – 8. VI – 9. VII – 12, 13. VIII – 2. IX. 1. 8. I – М, К. II – Д, Ж. III – 3, Л. IV – А, Г, И. V – Б, В, Ж. 9. А. 10. Б, В, Г. 11. А, Б, В, Г. 12. А. 13. Г. 14. Б. 15. А. 16. Б. 17. Б, В. 18. А. 19. Г. 20. Г. 21. А, Б. 22. А, В.
Класс Млекопитающие
1. А. Первозвери и настоящие звери. Б. Наземная, воздушная, водная, почвенная. В. 1. Высокое развитие нервной системы. 2. Теплокровность. 3. Вынашивание детенышей в специальных органах, вскармливание детенышей молоком. Г. Потовые, сальные, пахучие, млечные. Д. Дифференциацию, мускул. Е. Извилины. Ж. Шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой. 3. Обоняние, слух. И. Резцы, клыки, предкоренные, коренные. 2. 4, 6, 7, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 20.
3. Строение кожи млекопитающих.
4. I – В. II – А, Д. III – Б, Г, Ж. 5. 3, 2, 4, 5, 1. 6. 8, 2, 1, 6, 4,5,7,3
7. Кровеносная система млекопитающих
8. 2, 5, 4, 2, 1, 3. 9. I – А, Б, Е, Ж, 3. II – А, Б, Е, Ж, 3. III – В, Г, Д. IV – В, Г, Д. 10. I – 6. II – 3. III – 9, 10. IV – 12. V – 8. VI – 13. VII – 7. VIII – 11. IX – 2. X – 14, 4. XI – 1. 11. Г. 12. Г. 13. А. 14. Г. 15. Г. 16. А. 17. Г. 18. Г. 19. В. 20. Г. 21. В. 22. В. 23. Г. 24. Г.
Царство Вирусы
1. 1. Клеточного строения. 2. Внутри клетки. 3. Вирус поражающий бактерии. 4. Вирусология. 5. Клетку, хромосомы, клетки. 6. Молекулы ДНК или РНК и белка. 7. Заболевание. Потерей иммунитета – иммунодефицитом. 2. 3, 5, 4, 1, 6, 2, 8, 7.3.2,4.
Тесты для итоговой проверки по курсу «Многообразие живых организмов»
Систематика.1. Б. 2. Вид – Шимпанзе швейнфуртовский, род – Шимпанзе, семейство – Человекообразные обезьяны, отряд – Приматы, класс – Млекопитающие, подтип – Позвоночные, тип – Хордовые, царство – Животные.
Прокариоты.3. А – IV, Б – VI, В – I, Г – II, Д – III. 4. Г. 5. Г. 6. Г. 7. Б.
Грибы.8. Г. 9. А. 10. А. 11. В. 12. А, Б, В. 13. Б, Г. 14. В. 15. А, Б. 16. А. 17. Б. 18. Е. 19. А.
Лишайники.20. I – Б, Г, II – В, III – А. 21. Б. 22. Г. 23. 1, 2,3,6,7.
Низшие растения.24. В. 25. Г. 26. Г. 27. А. 28. Б. 29. А. 30. Г. 31. I – А, В, 3, II – Б, Е, И, III – Г, Д, Ж. 32. В. 33. В.
Высшие растения. 34. 1, 2, 4, 7, 9, 10, 11. 35. Б. 36. Г. 37. Б. 38. I – А, В, Г, II – Д. 39. I – А, В, Г, 3, II – Б, Д, Е, Ж. 40. Класс Голосеменные, Саговниковые, Гинговые, Эфедровые. 41. 2 – тонкая, 4 – камбий, 1 – хорошо, проводящий, 3 – плохо, основной, запасающий. 42. В. 43. В. 44. А. 45. I – А, В, Г, II – Б, Д, К, Ж, III – Е, И, 3 46. 1 – питательных веществ. Основной; 2 – основная часть стебля. Проводящий, механической, основной; 2 – толщину, проводящий; 5 – лубом; 4 – пробкового камбия. 47. А. 48. Однодольные – № 1, № 3, № 4, № 6, двудольные – № 2, № 5, № 7. 49. Г. 50. В. 51. Б. 52. В, Г, Е. 53. В, Д.
Животные. Одноклеточные.1. Г. 2. А. 3. В. 4. А. 5. 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. 6. Е. 7. I – В, Г, Д, II – А, Б, Е.
Многоклеточные.8. I – А, Г, Е, II – Б, В, Д, Ж. 9. I – А, Г, Д, 3, И, II – Б, В, Е, Ж, К. 10. I – А, Б, II – В, Г, Ж, 3, III – Д, Е, И. 11. I – А, В, Д, Е, 3, И, Л, II – Б, Г, Ж, К, Е, Л. 12. I – А, Б, В, II – Д, Е, 3, И, К, Л. 13. Б, В, Д. 14. I – А, Б, В, Г, Д, II – Е, Ж, И, III – А, Д, 3, К, Л. 15. Иглокожие. 16. Подтип Черепные (Позвоночные). 17. I – А, Г, Д, Ж, И, Б, В, 3, Н, О, II – Ж, К, Б, Е, Л, М. 18. I – А, Б, Д, В, 3, К, II – Д, В, Г, Ж, 3, И, Л. 19. I – А, В, Е, И, Л, Ж, К, II – А, Б, Г, Д, 3.
20. 1. Возникновение многоклеточности. Переход одинарного (гаплоидного) к двойному (диплоидному) набору хромосом в клетках, что увеличивает разнообразие наследственной изменчивости, повышает вероятность приспособления к различным условиям существования.
2. Переход к внутреннему оплодотворению от наружного, утрата связи процесса полового размножения с водой. Появление двойного оплодотворения.
3. Появление органов тела – корня, стебля, листа. Специализация тканей, развитие проводящей системы.
4. Появление цветковых растений, опыление с помощью насекомых, распространение семян и плодов животными
21. 1. Специализация тканей и образование систем органов.
2. Появление скелета – у членистоногих – наружного и у позвоночных животных – внутреннего.
3. Развитие центральной нервной системы.
4. Появление и развитие общественного поведения.
Найдите соответствие между биологическим объектом и его признаком. 1.А. Пресноводная гидра (Класс Гидроидные); Б. Португальский кораблик (Класс Сцифоидные); В. Морское перо (Класс Коралловые полипы); Г. Парусник (Класс Сцифоидные); Д. Благородный коралл (Класс Коралловые полипы).
А-2,3; Б, Г-1,4; В, Д-5, 7.
2.А. Медицинская пиявка (Тип Кольчатые черви, Класс Пиявки); Б. Цепень (Класс Ленточные черви); В. Печеночный сосальщик (Класс Сосальщики); Г. Аскарида (Тип Круглые черви); Дождевой червь (Тип Кольчатые черви, Класс Малощетинковые черви).
А – 5, 6; Б – 3; В – 2; Г – 4; Д – 5, 7.
3. А. Прудовик обыкновенный (Класс Брюхоногие моллюски); Б. Мидия (Класс Двустворчатые моллюски); В. Осьминог (Класс Головоногие моллюски); Г. Слизень (Класс Брюхоногие моллюски); Д. Кальмар (Класс Головоногие моллюски).
А – 1, 2; Б – 1, 3; В – 1, 4, 6; Г – 1, 2; Д – 1, 6.
4. А. Трепанг; Б. Офиура; В. Морская лилия; Г. Морская звезда; Д. Морской еж.
На рисунке 4 изображены представители типа Иглокожих. Эта группа насчитывает около 6500 видов. Иглокожие обитают в морях и океанах на разных глубинах. Тело иглокожих имеет лучевую, или радиальную, симметрию, известковый скелет, в большинстве случаев с многочисленными иглами и шипами. Все представители класса обладают водно-сосудистой системой, которая помогает животным передвигаться, а некоторым видам – осязать и дышать. Тело животных не разделено на отделы. Обычно раздельнополы. Способны к регенерации.
Морские лилии в основном ведут сидячий образ жизни, но есть свободноплавающие формы. Морские звезды – это малоподвижные формы, имеют от 5 до 50 лучей. Морские ежи – свободноживущией животные, у них развит жесткий панцирь. Покрытый подвижными иглами. Голоторуии, или морские огурцы обитают на различных глубинах. Мало чувствительны к солености. Во время опасности они сжимают свое тело и через анальное отверстие выбрасывают свои внутренности, которые потом восстанавливаются. Когда тело голотурий сжимается, оно становится похожим на огурец, поэтому они получили второе название – морские огурцы. Трепанги съедобны.
5. А – хорда ланцетника (осевой скелет). Б – грудной позвонок костной рыбы (осевой скелет). В – скелет конечностей земноводного. Г – скелет крыла птицы (парные конечности. обратить внимание на срастание и редукцию большинства костей). Д – скелет лапы млекопитающего (парные конечности).
6. А – брюхоногого моллюска. Б – рака. В – костной рыбы. Г – ящерицы. Д – птицы.
7. 1. А – пластинчатые жабры рыб. Б – перистые жабры хвостатых амфибий (водной личинки амбистомы – аксолотля). В – простейшие ячеистые легкие бесхвостых амфибий. Г – воздушные мешки птиц. Д – альвеолярные легкие млекопитающих.
2. Дыхательная поверхность непрерывно увеличивается (перистые наружные жабры, множество тончайших жаберных лепестков, увеличение внутренней поверхности легких), чтоб обеспечить все большее получение кислорода для интенсификации обмена веществ и, следовательно, повышения активности животных.
8. А – нервная система кишечнополостных (гидры). Б – нервная система кольчатых червей. В – нервная система насекомых. Г – головной мозг амфибий. Д – головной мозг млекопитающих.
9. Ланцетник. 1. Ротовое отверстие со щупальцами. 2. Нервная трубка и хорда. 3. Глотка с жаберными отверстиями. 4. Печеночный вырост. 5. Кишечная трубка и анальное отверстие. 6.