Демонстрационный вариант 2012-2013
Демонстрационный вариант
контрольной работы по БИОЛОГИИ
для обучающихся 8 классов МОУ «СОШ №40» в 2012-2013 году
Пояснения к демонстрационному варианту
контрольной работы
При ознакомлении с Демонстрационным вариантом 2013 года следует иметь в виду, что задания, включенные в демонстрационный вариант, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2013 году.
Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику экзамена составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также их уровне сложности. Приведенные критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом, включенные в этот вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развернутого ответа.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение контрольной работы по биологии дается 2 часа (120 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 25 заданий.
Часть 1 содержит 20 заданий (А1–А20). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении заданий части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведенный номер крестиком и затем обведите номер правильного ответа. Верный, по вашему мнению, ответ, запишите в бланке ответов.
Часть 2 включает 3 задания с кратким ответом (В1–В3). Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Верный, по вашему мнению, ответ, запишите в бланке ответов.
Часть 3 содержит 2 задания (С1и С2), на которые следует дать развернутый ответ. Задания выполняются на отдельном листе.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1–А24)обведите кружком номер правильного ответа в контрольной работе. Верный, по вашему мнению, ответ, запишите в бланке ответов.
А1. Применение какого научного метода иллюстрирует фистульная собака И.П.Павлова?
| 1) моделирование 2) наблюдение 3) эксперимент 4) измерение |
А2. Основная функция митохондрий - это синтез:
1) АТФ
2) белка
3) углеводов
4) клетчатки
А3. Какую систему органов образуют железы внутренней секреции человека?
1) кровеносную
2) эндокринную
3) пищеварительную
4) выделительную
А4. В виде чего при осуществлении гуморальной регуляции в организме человека приходит «приказ»?
1) нервного импульса
2) гормонов
3) ферментов
4) витаминов
А5. На рисунке изображен череп человека. Какой буквой на нем обозначена затылочная кость?
1) А 2) Б 3) В 4) Г
А6. До применения вакцин многие дети в нашей стране болели коклюшем. Какой иммунитет возникает после перенесения человеком этого инфекционного заболевания?
1) естественный врожденный
2) искусственный активный
3) естественный приобретенный
4) искусственный пассивный
А7. В каком из перечисленных сосудов течет артериальная кровь?
1) В грудном лимфатическом протоке
2) В легочной вене
3) В легочной артерии
4) В верхней полой вене
А8. Как называется соединение кислорода с гемоглобином?
1. Карбогемоглобин.
2. Миоглобин.
3. Карбоксигемоглобин.
4. Оксигемоглобин
А9. Какую функцию выполняют кишечные ворсинки в пищеварительном канале человека?
1) участвуют в образовании витаминов
2) повышают скорость продвижения пищи во время переваривания
3) нейтрализую поступающие с пищей вредные вещества
4) увеличивают поверхность соприкосновения кишечника с пищей
А10. Содержание, какого витамина в организме человека пополняется за счет приёма в пищу растения, изображенного на рисунке?
1) D 2) С 3) А 4) В1
А11. Выделительную функцию выполняют:
1) сердце, кожа, почки
2) кожа, почки, легкие
3) почки, легкие, мышцы
4) кожа, почки, желудок
A12. В коже нет рецепторов, воспринимающих
1) давление
2) равновесие
3) холод
4) тепло
А13. При сужении сосудов кожи
1) увеличивается теплопродукция
2) снижается теплопродукция
3) увеличивается теплоотдача
4) снижается теплоотдача
А14. В производстве гормонов принимают участие следующие органы тела человека:
1) печень
2) слюнные железы
3) сальные железы
4) гипофиз
А15. Рассмотрите рисунок рефлекторной дуги. Под каким номером на нем изображен вставочный нейрон?
1) 2 2) 3 3) 4 4) 6
А16. Обонятельные рецепторы у человека расположены в
1) ротовой полости
2) носовой полости
3) области мягкого неба
4) области гортани
А17. Какой из приведенных видов деятельности человека по И.П. Павлову может быть отнесен к условно-рефлекторной?
1) соблюдение привычного режима дня
2) поворот человеком головы на незнакомый звук
3) написание картины художником
4) отдергивание руки от горячего предмета
A18. При какой травме опорно-двигательного аппарата оказывают первую медицинскую помощь с использованием действий, изображенных на рисунке?
| 1) вывих 2) перелом бедренной кости 3) разрыв связок голеностопного сустава 4) ушиб |
A19. Ношение очков с двояковыпуклыми линзами помогает при
1) дальнозоркости
2) дальтонизме
3) катаракте
4) близорукости
A20. Как осуществляется питание и дыхание плода человека?
1) через плаценту
2) через плодную жидкость
3) за счет запаса питательных веществ
4) через пупочный канатик
Часть 2
При выполнении заданий с кратким ответом (В1–В3) запишите ответ так, как указано в тексте задания.
В1. Выберите три верных ответа из шести. Внесите в бланк ответов в виде последовательности трех цифр в возрастающем порядке, относящихся к правильному ответу, без пропусков и знаков препинания (например, 123)
Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечнополосатой:
1) состоит из многоядерных волокон;
2) состоит из вытянутых клеток с овальным ядром;
3) обладает большей скоростью и энергией сокращения;
4) составляет основу скелетной мускулатуры;
5) располагается в стенках внутренних органов;
6) сокращается и расслабляется медленно, ритмично, непроизвольно.
Ответ: __________________
B2. Установите соответствие между типом отростков нейрона и их строением и функциями.
Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов. Внесите в бланк ответов в виде последовательности цифр, относящихся к правильному ответу, без пропусков и знаков препинания (например, 12211)
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОТРОСТКИ НЕЙРОНА
A) Обеспечивает проведение сигнала к телу нейрона. 1) Аксон
Б) Снаружи покрыт миелиновой оболочкой. 2) Дендрит
В) Короткий и сильно ветвится.
Г) Участвует в образовании нервных волокон.
Д) Обеспечивает проведение сигнала от тела нейрона.
B3. Укажите последовательность передачи звуковых колебаний к рецепторам слухового анализатора. Внесите в бланк ответов в виде последовательности цифр, относящихся к правильному ответу, без пропусков и знаков препинания
A. Наружное ухо.
Б. Перепонка овального окна.
B. Слуховые косточки.
Г. Барабанная перепонка.
Д. Жидкость в улитке.
Е. Слуховые рецепторы.
Ответ: __________________
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1, С2) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, затем ответ к нему.
С1. Прочтите текст «Механизм иммунитета». Дайте ответ на вопросы: Какова заслуга ученых в развитие иммунологии? Какие клетки обеспечивают неспецифический клеточный иммунитет, какие - специфический? В чем различие действия неспецифического и специфического иммунитета?
МЕХАНИЗМ ИММУНИТЕТА.
Иммунология – это наука о механизмах защитных реакций организма. У её истоков стояли Л. Пастер, И.И. Мечников, П. Эрлих. Причиной многих заболеваний являются болезнетворные микробы. Л. Пастер применил вакцинацию для предупреждения инфекционных заболеваний. И.И. Мечников разработал клеточную (фагоцитарную) теорию иммунитета. П. Эрлих создал гуморальную теорию, согласно которой невосприимчивость к инфекциям обусловлена выработкой защитных белковых веществ – антител.
В настоящее время иммунитет подразделяют на неспецифический и специфический.
Неспецифическая клеточная защита осуществляется фагоцитами крови, которые поглощают из крови любые чужеродные элементы (антигены) – бактериальные клетки, белковые молекулы и другие мельчайшие частицы.
Специфический иммунитет образуется на конкретный антиген, и при повторном заражении организм реагирует только на него. В специфических иммунных реакциях участвуют Т- и В-лимфоциты. Т-лимфоциты узнают и поражают чужеродные вещества и пересаженные ткани, а также собственные раковые клетки организма самостоятельно, либо посылают сигнал иммунной системе, которая выделяет другие клетки, для уничтожения раковых образований. Именно они создают специфический клеточный иммунитет. В-лимфоциты способны осуществлять эффективное обезвреживание чужеродных частиц на расстоянии, путем выработки молекул иммуноглобулина (антител) на определенные антигены, растворяя или склеивая их. Это - гуморальное звено иммунитета. Специфический иммунитет бывает врожденный и приобретенный. При приобретенном иммунитете антитела образуются в течение жизни, а при врожденном иммунитете они имеются в крови от рождения.
С2. Пользуясь текстом «Механизм иммунитета» и собственными знаниями, перечислите три важнейших научных и практических проблемы, которые помогла решить теория иммунитета.
8