Программа знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности живых организмов, условиями среды их обитания, а так же с происхождением представителей различных таксономических единиц. Путем систематического изучения, сравнения, описания и оценки учащиеся учатся осознанно воспринимать явления живой природы. В свою очередь, это помогает улучшить у детей такие качества, как способность к детальному и последовательному наблюдению и умению логично излагать свои мысли с использованием специфических понятий и терминов. Курс значительно расширяет школьный курс биологии.
Программа предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии.
В школьном курсе «Биология», недостаточно времени уделяется изучению многообразию видов органического мира, в результате не охватывается0 материал, который очень интересен обучающимся. Кроме того, из-за недостаточных знаний о взаимоотношениях организмов, затрудняется усвоение материала.
Данный курс знакомит обучающихся с многообразием представителей живой природы. Задача курса - значительное расширение знаний учащихся о видовом многообразии царств живой природы.
Содержание курса требует активной творческой работы обучающихся с различными источниками информации.
В результате работы, по программе обучающиеся получат более широкие знания о многообразии органического мира.
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных место обитаний видов растений и животных;
№ | Название разделов, тем занятий | Колво часов | Формы . |
| Бактерии и грибы | 2 | |
1. | Бактерии. Многообразие, роль в природе. | 1 | Урок лекция презентация. |
2. | Грибы карлики и гиганты. Грибы, паразиты растений. | 1 | Видео урок, |
| Строение и жизнедеятельность растений | 7 | |
3. | Растительные ткани, их строение. | 1 | Практикум |
4. | Какие бывают листья пигменты содержатся в зеленом листе Флуоресценция хлорофилла. | 1 | Практикум |
5. | Видоизменение корней .Дыхание растений. | 1 | Презентация |
6. | Вегетативное размножение растений. Осмос. | 1 | Презентация |
7. | Семейства растений. | 1 | Урок лекция презентация |
8. | Удивительные растения. Цветки, семена, плоды. | 1 | Урок лекция презентация |
9. | Растения: гиганты и карлики. | 1 | Урок лекция презентация |
| Мир животных | 24 | Урок лекция презентация |
10. | Строение и передвижение инфузории туфельки. | 1 | Урок лекция презентация |
11. | Кишечнополостные. Многообразие медуз и коралловых полипов. | | 1 | Урок-игра |
12. | Черви, многообразие. Паразитические черви | | 1 | Урок –сам. поиск |
13 | Многообразие моллюсков. Особенности строения тела головоногих моллюсков. | | 1 | Урок лекция презентация |
14 | Многообразие паукообразных. Приспособления к среде обитания. | | 1 | Урок –сам. поиск |
15. | Насекомые, многообразие. Паразиты человека и животных. | | 1 | Урок –сам. поиск |
16. | Жизнь пчелиной семьи | | 1 | Урок –сам. поиск |
17. | Водные насекомые | | 1 | Урок –сам. поиск |
18. | Морские животные. Тип иглокожие. | | 1 | Видео урок |
19 | Многообразие костных рыб. Катадровые виды рыб. | | 1 | Урок лекция презентация |
20. | Хрящевые, двоякодышащие рыбы. Десять самых опасных акул. | | 1 | Видео урок, |
21. | Где зимуют лягушки. | | 1 | Урок –сам. поиск |
22. | Опасные пресмыкающиеся. | | 1 | Урок лекция презентация |
23. | Многообразие рептилий. | | 1 | Урок –сам. поиск |
24. | Многообразие птиц. Нелетающие птицы. | | 1 | Урок –сам. поиск |
25. | Размножение птиц. Птичьи голоса. | | 1 | Урок лекция презентация |
26. | Перелетные птицы. Птицеводство. | | 1 | Урок –сам. поиск |
27. | Водные млекопитающие | | 1 | Урок лекция презентация |
28. | Хищные млекопитающие. | | 1 | Урок лекция презентация |
29 | Непарнокопытные и парнокопытные млекопитающие. | | 1 | Урок –сам. поиск |
30. | Китообразные млекопитающие | | 1 | Видео урок, |
31. | Домашние питомцы. Породы собак и кошек. | | 1 | Урок лекция презентация |
32. | Секреты маскировки. Интересные факты из мира животных | | 1 | Видео урок |
33 | Подготовка к олимпиадам. | | 1 | Работа с доп. лит-рой |
| Игротека | | 3 | |
34. | Игра «Путешествие в мир природы» | | 1 | Урок -игра |
1. Сонин Н.И. Биология. Многообразие организмов. 7 класс- М.: Дрофа, 2010г 2. Программы для общеобразовательных учреждений: Биология. 5-11 кл./сост. Мягкова Т.Г.- М.: Дрофа, 2005.
3. Сонин Н.И., Бровкина Е.Т. Биология. Многообразие организмов 7 класс: Методическое пособие к учебнику М.: Дрофа, 2009.
5. Акперова А.И. Уроки биологии в 7 классе по учебно-методическому комплекту
Биология. Многообразие организмов. 7 класс Н.И.Сонина А.И.Акперова. – М.: Дрофа, 2005. – 288 с.: 6. Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков: Метод. Пособие.- СПб.:
«Паритет», 2001.
| | | | | | | строении, свойствах и связях | |
3 | Растительные ткани, их строение | | | Лекция, практик ум | фронтальная работа с классом | Работа с микропрепоратами Настройка микроскопа Узнавание тканей растений. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: формировать целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассмотрения | практикум |
4 | Какие бывают листья, пигменты содержатся в зеленом листе. Флуоресценция хлорофилла. | | | практик ум | Индивидуал ьная практическая работа | Работа с микропрепоратами Настройка микроскопа Узнавание тканей растений. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения | практикум |
| | | | Комбин ированн ый практик ум | индивидуальна я работа | Работа с микропрепоратами Настройка микроскопа Узнавание тканей растений. | Коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составлять план. Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач | практикум |
5. | Видоизменение корней. Осмос. Дыхание растений | | | лекция, | Фронтальна я работа с классом, | Познакомиться с основными видами и значением корней. Видоизмененные корни. Особенности дыхания растений. Поглощения влаги. | Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям | Презентация |
| | | | | | | памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи | |
16 | Жизнь пчелиной семьи. | | | лекция, практик ум | презен- тации | Совершенствовать знания О развитии, и взаимоотношениях у общественных насекомых Ролевые задачи в пчелиной семье. | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, обсуждать полученный результат. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов | Поиск информации. |
17 | Водные насекомые. Приспособление к среде обитания. | | | комбини рованно е | Фронтальна я работа с классом, использова ние презентации | Познакомиться с основными приспособлениями животных к жизни в воде. | Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Презентация, урок поиск. |
18. | Морские животные. Тип иглокожие. | | | Видео урок | Фронтальна я работа с классом, использова нием презентации | Познакомиться с многообразием иглокожих и приспособлениями животных к жизни в воде. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | Видео урок |
19. | Многообразие костных рыб. Катадровые виды рыб. | | | Лекция. Поисковая деятельность | использова ние презентации | Научиться определять виды рыб и изучить перемещение рыб в водной среде. | Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям | Урок лекция презентация. |
20. | Хрящевые, двоякодышащие рыбы. Десять самых опасных акул. | | | Видео урок | Фронтальна я работа с классом, использова нием презентации | Познакомиться с многообразием хрящевых рыб, особенностями жизнедеятельности акул. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | Видео урок |
21 | Где зимуют лягушки | | | лекция, практик ум | Фронтальна я работа с классом, использова ние презен- | Холоднокровные земноводные строение, приспособление, виды. | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, обсуждать полученный результат. Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. | Урок- поиск |
22 | Опасные пресмыкающиеся | | | лекция, практикум | индивидуал ьная работа | Расширить кругозор обучающихся. Познакомить обучающихся с опасными рептилиями и различными видами их ядов. Первая помощь при укусах. | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения, обсуждать полученный результат. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов | Презентация. |
23 | Многообразие рептилий | | | Позноват. литература | | Научиться приобретать знания о самых удивительных животных | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | Урок-поиск |
| | | | | | | Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям | |
24. | Многообразие птиц. Нелетающие птицы. | | | Позноват. литература | | Научиться приобретать знания о нелетающих птицах. Птичьи гнезда. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | Урок-поиск |
25 | Размножение птиц. Птичьи голоса. | | | Лекция. Поисковая деятельность | использова ние презентации | Познакомиться с многообразием птичьих яиц и гнезд и способом выведения потомства.. | Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям | Урок лекция презентация. |
26 | Перелетные птицы. Птицеводство | | | Лекция. Поисковая деятельность | использова ние презентации | Познакомиться с перелетными птицами нашего региона, особенностями содержания домашних птиц. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | Урок-поиск |
27 | Водные млекопитающие | | | лекция, комбиниро ванное | Презентация | Систематика и представители водных животных. Экологические проблемы. | Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям | Урок- лекция |
28 | Хищные млекопитающие | | | лекция, комбиниро ванное | Презентация | Систематика и представители хищных животных. Многообразие и образ жизни. | Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям | Урок- лекция |
29 | Непарнокопытные и парнокопытные млекопитающие. | | | практик ум | Фронтальная – лекционная работа | Совершенствовать знания о развитии и взаимоотношениях у млекопитающих. | Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Творческие задания - поиск |
30 | Китообразные млекопитающие. | | | Видео урок | Фронтальна я работа с классом, использова нием презентации | Познакомиться с образом жизни китообразных и приспособлениями животных к жизни в воде. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | Видео урок |
31 | Домашние питомцы. Породы собак и кошек | | | лекция, комбиниро ванное | Презентация | Итория одамашнивания, селекция, как наука еѐ задачи. Виды о особенности ухода за животными. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | Урок- поиск |
32 | Секреты маскировки. Интересные факты из мира животных. | | | Видио | | Виды приспособлений мимикрия, окраска животных-как результат отбора. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | |
33 | Подготовка к олимпиадам. | | | | Текущий тестовый контроль | Предьявлять знания в новых условиях | Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям | Урок-игра |
34 | Игра «Путешествие в мир природы» | | | контрол ь | | Научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач | Итоговое тестирование |