kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательная программа «Занимательная биология»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа кружка «Занимательная биология» рассчитана на один год обучения для учащихся 5-8 классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа «Занимательная биология»»

СОГЛАСОВАНО

Донецкий Республиканский институт дополнительного педагогического образования

__ _______ 20___ №_____

УТВЕРДЖЕНО

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

__ _______ 20___ №_____





Образовательная программа


«Занимательная биология»

возраст обучающихся – учащиеся 5-8 классов

срок реализации – 1 год




Автор Кирилленко Светлана Константиновна, заведующая отделом сельского хозяйства Донецкого Республиканского эколого-натуралистического центра, кандидат биологических наук













Донецк – 2015

Пояснительная записка

Образовательная программа кружка «Занимательная биология» рассчитана на один год обучения для учащихся 5-8 классов. Программа Составлена согласно Закону об образовании Донецкой Народной Республики (Постановление №I-233П-НС), Стандарту государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей» (Утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 04августа 2015 г. № 370 «Об утверждении стандарта государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей»), требованиям к программам дополнительного образования (Утвержденных Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 11августа 2015 г. № 392 «Об утверждении требований к программам дополнительного образования для детей»), Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей (Утвержденных Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 20 августа 2015 г. № 3517 «Про методические рекомендации»), Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики (Утвержденной Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 17 июля 2015 г. № 332), Типовому временному Положению об осуществлении дополнительного профессионального образования педагогических работников дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, образовательных организаций специального образования и организаций дополнительного образования для детей (Утвержденному Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 27 августа 2015 г. № 438), Креатив-плану научно-методического сопровождения процесса внедрения Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики (Донецк, Рекомендовано к печати Ученым советом Донецкого института последипломного педагогического образования. Протокол № 5 от 21.08.2015г.).

Рабочая программа кружка «Занимательная биология» предполагает реализацию в течение 35 часов. Продолжительность занятий 45 минут (1 академический час).

Направленность программы – биологическая.

Новизна программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биологических знаний с учетом региональных особенностей. Программа предусматривает решение проблем популяризации биологических знаний, углубление знаний по отдельным разделам в биологии, повышение интереса к биологии как науки, формирование творческой активности учащихся.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы. Под руководством педагога ребенок может в системе рассмотреть объекты живой природы, учится вести наблюдения, работать с художественной и научной литературой. Во время проведения интеллектуальных игр развивается коллективизм, уважение друг к другу. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе ее реализации повысится мотивация к углубленному изучению биологии и экологии, сформируется биолого-экологические знания, умения и навыки пользования источников информации и работы с научной и учебной литературой.

Цель программы:

Создание социально-педагогических условий, благоприятных для формирования позитивной мотивации к получению новых знаний по биологии и стремлению к участию в проектной деятельности.

Для достижения цели предусматривается решение таких задач:

Образовательная:

формирование системы специальных знаний, умений, навыков; расширение кругозора, повышение интереса к биологии.

Развивающая:

развитие логического мышления, развитию интереса к биологии, умения устанавливать причинно-следственные связи, умения рассуждать и делать выводы; развитие навыков коллективной работы; обеспечение свободного творческого интеллектуального развития детей.

Воспитательная: воспитание коллективизма, ответственности за порученное дело, понимания важности и эстетической ценности природы.

Организация занятий позволяет учитывать интересы и индивидуальные особенности каждого обучающегося. Именно здесь обучающиеся в полной мере раскрываются, общаются в непринуждённой обстановке. Работа в кружке способствует проявлению инициативности. В кружке есть возможность объединять индивидуальную творческую работу каждого учащегося с коллективной.

Работа с детьми в кружке является одной из форм биологического, эстетического, экологического воспитания и приобщения их к народным истокам. В основу кружка положены практические занятия, наблюдения.

Программа реализует принципы биологического воспитания:

- системность;

- непрерывность;

- межпредметность связей;

- доступность;

- наглядность.

Основной дидактический принцип – обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы применяются различные методы и приёмы обучения: пояснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнения, практическая работа творческого характера, методы мотивации и стимулирования, учебного контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый и ситуативный методы, экскурсии.

Отличительные особенности:

- Познавательный материал, в основном дается через игры, экскурсии, наблюдения;

- при проведении занятий по данной Программе происходит установление доверительных партнерских отношений;

- дети оказываются активными участниками занятий.

Возраст воспитанников: учащиеся 5 – 8 классов.

Формы и режим занятий: нетрадиционные формы проведения занятий, создание проблемных ситуаций; поощряется проявление инициативы и самостоятельности со стороны воспитанников. Занятия проводятся после уроков, обеда и небольшого отдыха в течение 1 часа.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

- о разнообразии растительного и животного мира;

- об условиях обитания растительного и животного мира;

- основные понятия по биологии, изучаемые на протяжении данного курса;

- о необходимости бережно относиться к природе.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться дополнительной литературой и другими источниками информации;

- культурно общаться, правильно вести себя со сверстниками, выполнять коллективную работу;

- продуктивно использовать своё свободное время для самообразования;

- писать рефераты, участвовать в проектной деятельности;

- бережно относиться к природе.

Формы подведения итогов:

- участие учащихся в мероприятиях конкретной биологической направленности;

- оформление рефератов, выпуск газет;

- проектная деятельность;

- обобщающие занятия.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Всего

Теория

Практика

Тема 1 . Вводное занятие

1

-

1

Тема 2. Ботанические занятия

2.1. Растения и человек

2.2. Самые древние растения

2.3. Многообразие растительного мира

2.4. Жизнь растений

2.5. Мир комнатных растений

2.6. Жизнь в сообществах

Итого по теме


2

3

3

3

4

2

17


1

1

1

1

2

1

7


1

2

2

2

2

1

10

Тема 3. Зоологические занятия

3.1. Тайны животного мира

3.2. Удивительные факты из жизни животных

3.3. Знаете ли вы, что…

3.4. Общие рекорды в жизни животных

3.5. Неприрученные домашние животные

Итого по теме


2

2

3

2

2

11


1

1

1

1

1

5


1

1

2

1

1

6

Тема 4. Микробиологические занятия

4.1. Микробы в жизни человека и природе

4.2. Микроорганизмы – показатели плодородия почв

4.3. Микроорганизмы водной среды.

4.4. Микроорганизмы в медицине и фармакологии. Лекарства из микроорганизмов

Итого по теме


1


2


2


5


1


1


1


3


-


1


1


2

Тема 5. Итоговое занятие

Итого по теме

1

1

-

-

1

1

Всего

35

15

20

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие.

На первом занятии кружковцы знакомятся с содержанием и работой кружка, демонстрируют свои знания о живой природе, основных царствах растительного и животного мира, распределяют между собой темы рефератов. Биология в цифрах.

Тема 2. Ботанические занятия (лекции, викторины, просмотр видеофильмов и др.). Ботанические занятия предполагают знакомство с редкими и удивительными видами растений нашей планеты, в том числе с комнатными растениями, находящимися в кабинете биологии. Растение и человек. Роль растений в жизни человека. Охрана растительного мира. Жизненные формы растений. Многообразие жизненных форм растений. Книга печали Донбасса. Практика. Проведение викторины «Из жизни растений». Самые древние растения. Папоротники, хвощи и плауны. Их значение в природе и жизни человека. Проведение игры «Поле чудес: Предание старины глубокой…». Проведение массового мероприятия «Путешествие в страну растений-легенд». Многообразие растительного мира. Культурные растения планеты. Редкие растения мира. Растения-долгожители. Потомки вымерших растений. Съедобные и ядовитые растения. Растения-паразиты. Растения, поедающие насекомых. Родина овощей. Памятники овощам и фруктам. Мир лекарственных растений. Фантастические растения. Проведение викторины «Кто такие?». Проведение массового мероприятия «Путешествие в страну Легумии». Проведение игры-путешествия с культурными растениями. Проведение «Поля чудес. Яблоневый сад» (все о садовых растениях). Жизнь растений. Физиологические явления в жизни растений. «Спячка» растений. Биологические часы растений. Эмоции растений. Растения-барометры. Растения-синоптики. Растения и медицина. Растения и химия. Проведение игры-викторины «Тайны жизни растений». Проведение биологических шарад и омонимов. Проведение игры «Биология в ребусах». Мир комнатных растений. Происхождение комнатных растений. Родина отдельных комнатных растений. История возникновения комнатного цветоводства. Комнатные растения: вчера, сегодня… Правила ухода за комнатными растениями. Способы вегетативного размножения комнатных растений. Растениям тоже нужен доктор. Практическое занятие. Составление этикеток для комнатных растений в кабинете биологии. Экскурсия в оранжерейный комплекс Донецкого ботанического сада. Проведение викторины «Путешествие с комнатными растениями». Жизнь растений в сообществах. Растения и окружающая среда. Связи растений в сообществе. Саморегуляция в сообществе. Охрана сообществ. Законы об охране сообществ. Лес как природное сообщество. Проведение массового мероприятия «Дуб и русская береза в стихах, рассказах, загадках».

Тема 3. Зоологические занятия (лекции, викторины, просмотр видеофильмов и пр.).

Тайны животного мира. Зоология в цифрах. Животные в жизни человека. Многообразие животного мира. Характеристика мира животных. Проведение игры-путешествия «В мире животных». Удивительные факты из жизни животных. «Им выдана охранная грамота». Загадки инстинкта животных. Тайны старины глубокой. Проведение мероприятия «Поле чудес: Кто такие динозавры?». Знаете ли вы, что…: «Самые говорливые» среди рыб. Моллюски и медузы – синоптики, сейсмографы. Музыкальный аппарат кузнечика. Самое большое…, самое маленькое…, самое быстрое…, самое медленное…, самое опасное…, самое безобидное… Проведение викторины: «В мире животных» и конкурса рисунков «Знакомые незнакомцы». Практическое занятие. Составление календаря прилета птиц и изготовление простейших кормушек для птиц. Общие рекорды в жизни животных. Аномальные достижения в животном мире. Самые последние открытые на Земле животные. Удивительные находки наших дней. Разгадывание кроссвордов «Золотая пчела». Неприрученное домашнее животное. Повадки домашних животных Редкие породы домашних животных.

Участие в трудовых акциях «Мой четвероногий друг» и «Золотая пчела» (составление рассказов о своих домашних питомцах, составление и разгадывание кроссвордов, ребусов и викторин о пчелах).

Тема 4. Микробиологические занятия (доклады учащихся, просмотр видеофильмов, составление компьютерных презентаций). Микробиологические занятия помогут лучше узнать загадочный мир бактерий, растений, животных, усовершенствовать свои навыки в работе с микроскопом и приготовления микропрепаратов.

Распространение микробов в воздухе планеты. Микроорганизмы – индикаторы санитарно-гигиенического состояния воздуха.

Микроорганизмы – показатели плодородия почв. Микроорганизмы – индикаторы макро- и микроэлементов почв. Бактерии – индикаторы коррозийной активности почв.

Просмотр видеофильма.

Микроорганизмы водной среды. Лекарства из микроорганизмов. Давние «профессии» микробов ( в хлебопечении, квашении овощей, приготовлении молочнокислых продуктов и др.). Микроорганизмы – возбудители болезней. Микробы – хищники. Проблемы космических микроорганизмов. Микробы – космонавты.

Просмотр видеофильма.

Итоговое занятие. Заслушивание рефератов учащихся. Проведение викторины «Занимательная биология».

Глоссарий



Биосейсмология – учение о предсказании места и времени землетрясения по аномальному поведению биообъектов.

Вегетативное размножение – образование новой особи из многоклеточной части тела родительской особи, один из способов бесполого размножения, свойственный многоклеточным организмам.

Жизненные формы растений – внешний облик, отражающий его приспособленность к определенным условиям среды. Общий вид организма, определяющий ту или иную жизненную форму, является результатом адаптации в процессе эволюции к определенным аспектам окружающей среды. Значение жизненных форм организмов состоит в том, что они дают возможность выживания их во внешней среде с определёнными условиями обитания. 

Биологически значимые элементы — химические элементы, необходимые живым организмам для обеспечения нормальной жизнедеятельности. Биологически значимые элементы классифицируют на макроэлементы (содержание которых в живых организмах составляет больше 0,01 %) и микроэлементы (содержание менее 0,001 %). Микробы (сокращение от микробактерия) — в разговорной речи то же, то микроорганизм, но в основном употребляется применительно к бактериям.

Окружающая среда – это среда обитания и деятельности человечества, весь окружающий человека мир, включая и природную, и антропогенную среду.

Растения (лат. Plantae, или Vegetabilia) — биологическое царство, одна из основных групп многоклеточных организмов, включающая в себя в том числе мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные и цветковые растения. Нередко к растениям относят также все водоросли или некоторые их группы. Растения (в первую очередь, цветковые) представлены многочисленными жизненными формами — среди них есть деревья, кустарники, травы и др.

Растения-индикаторы –  растения, для которых характерна резко выраженная адаптация к определённым условиям окружающей среды. При наличии таких растений можно качественно или количественно оценить условия окружающей среды.

Растения-синоптики – растения, по поведению которых можно предсказать погоду на определенное время.

Сообщества растений (фитоценоз) – устойчивая совокупность растений, произрастающих на относительно однородном участке земной поверхности и существующих в определённых условиях. Это динамичная система, изменяемая во времени (как в течение года, так и на протяжении многих лет). 

Ца́рство (лат. regnum) — иерархическая ступень научной классификации биологических видов. Таксон самого высокого уровня среди основных. Исторически выделяют пять основных царств живых организмов: животные, растения, грибы, бактерии (или дробянки) и вирусы. 


Список литературы

Книги

1. АкимушкинА. Занимательная биология. М. Просвещение. – 2007. - 97 с.

2. Бетина В. Путешествие в страну микробов. – М., «Мир», - 1997. – 207 с.

3. Блинкин С.А. Вторжения в тайны невидимок. – М.: Просвещение – 2001. – 39 с.

4. Кашнер В. Жизнь микробов в экстремальных условиях. М.: «Мир», - 1996. 65 с.

5. Кузнецова В.И. Уроки ботаники (Пос. для учащихся). М., Просвещ. – 1996. – 173 с.

6. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины (Кн. Для учителей). М., Просвещ., 2001. – 205 с.

7. Птицы разных материков (под ред. Беме Р.). – М., Просвещ., 2006. – 337 с.

8. Рохлов В. Серия «Занимат. ботаника». М., АСТ-Пресс», 2009, 430 с.

9. Рубинштейн Л.И. Микроорганизмы – биологические индикаторы. М., Просвещ. – 2002. 48 с.

10.Рубенчик Л.И. поиск микроорганизмов в космосе. М., Просвещ. – 2003. – 53 с.

11. Тайны животного мира. Удивительные факты из жизни животных. (Под ред. М.Г.Коляда) – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2007. – 288 с.

12. Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике для учащихся 5-6 классов. М., Просвещ.. 2005, - 223 с.

13. Федорова В.Н., Шапошников Н.И. Методика обучения ботанике. Изд. 3-е М., Просвещ., 2005, - 351 с.

Сборники

  1. Биология. Справочный материал (Уч. пособие для учащихся под ред. Д.И.Трайтак, Н.И Клинковская). М.: Просвещ., 1993, - 106 с.

Статьи

Нормативные документы

  1. Закон об образовании Донецкой Народной Республики (Постановление №I-233П-НС)

  2. Стандарт государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей» (Утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 04 августа 2015 г. № 370 «Об утверждении стандарта государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей»)

  3. Требования к программам дополнительного образования (Утверждены Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 11 августа 2015 г. № 392 «Об утверждении требований к программам дополнительного образования для детей»)

  4. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Утверждены Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 20 августа 2015 г. № 3517 «Про методические рекомендации»)

  5. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики (Утверждена Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 17 июля 2015 г. № 332)

  6. Типовое временное Положение об осуществлении дополнительного профессионального образования педагогических работников дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, образовательных организаций специального образования и организаций дополнительного образования для детей (Утверждено Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 27 августа 2015 г. № 438)

  7. Креатив-план научно-методического сопровождения процесса внедрения Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики (Донецк, Рекомендовано к печати Ученым советом Донецкого института последипломного педагогического образования (Протокол № 5 от 21.08.2015г.).













8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Образовательная программа «Занимательная биология»

Автор: Кирилленко Светлана Константиновна

Дата: 14.08.2017

Номер свидетельства: 425361

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Программа внеурочной деятельности "Занимательная биология" 7 класс"
    ["seo_title"] => string(66) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_zanimatelnaia_biologiia_7_klass"
    ["file_id"] => string(6) "519889"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1568656327"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-3"
    ["file_id"] => string(6) "254124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697631"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-4"
    ["file_id"] => string(6) "254125"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697640"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Рабочая программа по биологии 5 класс. ФГОС "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-5-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "245559"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446141592"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Программа внеурочной деятельности по курсу «Занимательная биология» для 5 класса"
    ["seo_title"] => string(80) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_po_kursu_zanimatelnaia_biologiia_dlia_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "604405"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1649349010"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства