Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа «Занимательная биология»»
СОГЛАСОВАНО
Донецкий Республиканский институт дополнительного педагогического образования
__ _______ 20___ №_____
УТВЕРДЖЕНО
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
__ _______ 20___ №_____
Образовательная программа
«Занимательная биология»
возраст обучающихся – учащиеся 5-8 классов
срок реализации – 1 год
Автор Кирилленко Светлана Константиновна, заведующая отделом сельского хозяйства Донецкого Республиканского эколого-натуралистического центра, кандидат биологических наук
Донецк – 2015
Пояснительная записка
Образовательная программа кружка «Занимательная биология» рассчитана на один год обучения для учащихся 5-8 классов. Программа Составлена согласно Закону об образовании Донецкой Народной Республики (Постановление №I-233П-НС), Стандарту государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей» (Утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 04августа 2015 г. № 370 «Об утверждении стандарта государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей»), требованиям к программам дополнительного образования (Утвержденных Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 11августа 2015 г. № 392 «Об утверждении требований к программам дополнительного образования для детей»), Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей (Утвержденных Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 20 августа 2015 г. № 3517 «Про методические рекомендации»), Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики (Утвержденной Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 17 июля 2015 г. № 332), Типовому временному Положению об осуществлении дополнительного профессионального образования педагогических работников дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, образовательных организаций специального образования и организаций дополнительного образования для детей (Утвержденному Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 27 августа 2015 г. № 438), Креатив-плану научно-методического сопровождения процесса внедрения Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики (Донецк, Рекомендовано к печати Ученым советом Донецкого института последипломного педагогического образования. Протокол № 5 от 21.08.2015г.).
Рабочая программа кружка «Занимательная биология» предполагает реализацию в течение 35 часов. Продолжительность занятий 45 минут (1 академический час).
Направленность программы – биологическая.
Новизна программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биологических знаний с учетом региональных особенностей. Программа предусматривает решение проблем популяризации биологических знаний, углубление знаний по отдельным разделам в биологии, повышение интереса к биологии как науки, формирование творческой активности учащихся.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы. Под руководством педагога ребенок может в системе рассмотреть объекты живой природы, учится вести наблюдения, работать с художественной и научной литературой. Во время проведения интеллектуальных игр развивается коллективизм, уважение друг к другу. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе ее реализации повысится мотивация к углубленному изучению биологии и экологии, сформируется биолого-экологические знания, умения и навыки пользования источников информации и работы с научной и учебной литературой.
Цель программы:
Создание социально-педагогических условий, благоприятных для формирования позитивной мотивации к получению новых знаний по биологии и стремлению к участию в проектной деятельности.
Для достижения цели предусматривается решение таких задач:
Образовательная:
формирование системы специальных знаний, умений, навыков; расширение кругозора, повышение интереса к биологии.
Развивающая:
развитие логического мышления, развитию интереса к биологии, умения устанавливать причинно-следственные связи, умения рассуждать и делать выводы; развитие навыков коллективной работы; обеспечение свободного творческого интеллектуального развития детей.
Воспитательная: воспитание коллективизма, ответственности за порученное дело, понимания важности и эстетической ценности природы.
Организация занятий позволяет учитывать интересы и индивидуальные особенности каждого обучающегося. Именно здесь обучающиеся в полной мере раскрываются, общаются в непринуждённой обстановке. Работа в кружке способствует проявлению инициативности. В кружке есть возможность объединять индивидуальную творческую работу каждого учащегося с коллективной.
Работа с детьми в кружке является одной из форм биологического, эстетического, экологического воспитания и приобщения их к народным истокам. В основу кружка положены практические занятия, наблюдения.
Программа реализует принципы биологического воспитания:
- системность;
- непрерывность;
- межпредметность связей;
- доступность;
- наглядность.
Основной дидактический принцип – обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы применяются различные методы и приёмы обучения: пояснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнения, практическая работа творческого характера, методы мотивации и стимулирования, учебного контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый и ситуативный методы, экскурсии.
Отличительные особенности:
- Познавательный материал, в основном дается через игры, экскурсии, наблюдения;
- при проведении занятий по данной Программе происходит установление доверительных партнерских отношений;
- дети оказываются активными участниками занятий.
Возраст воспитанников: учащиеся 5 – 8 классов.
Формы и режим занятий: нетрадиционные формы проведения занятий, создание проблемных ситуаций; поощряется проявление инициативы и самостоятельности со стороны воспитанников. Занятия проводятся после уроков, обеда и небольшого отдыха в течение 1 часа.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
- о разнообразии растительного и животного мира;
- об условиях обитания растительного и животного мира;
- основные понятия по биологии, изучаемые на протяжении данного курса;
- о необходимости бережно относиться к природе.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться дополнительной литературой и другими источниками информации;
- культурно общаться, правильно вести себя со сверстниками, выполнять коллективную работу;
- продуктивно использовать своё свободное время для самообразования;
- писать рефераты, участвовать в проектной деятельности;
- бережно относиться к природе.
Формы подведения итогов:
- участие учащихся в мероприятиях конкретной биологической направленности;
- оформление рефератов, выпуск газет;
- проектная деятельность;
- обобщающие занятия.
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем
Всего часов
Всего
Теория
Практика
Тема 1 . Вводное занятие
1
-
1
Тема 2. Ботанические занятия
2.1. Растения и человек
2.2. Самые древние растения
2.3. Многообразие растительного мира
2.4. Жизнь растений
2.5. Мир комнатных растений
2.6. Жизнь в сообществах
Итого по теме
2
3
3
3
4
2
17
1
1
1
1
2
1
7
1
2
2
2
2
1
10
Тема 3. Зоологические занятия
3.1. Тайны животного мира
3.2. Удивительные факты из жизни животных
3.3. Знаете ли вы, что…
3.4. Общие рекорды в жизни животных
3.5. Неприрученные домашние животные
Итого по теме
2
2
3
2
2
11
1
1
1
1
1
5
1
1
2
1
1
6
Тема 4. Микробиологические занятия
4.1. Микробы в жизни человека и природе
4.2. Микроорганизмы – показатели плодородия почв
4.3. Микроорганизмы водной среды.
4.4. Микроорганизмы в медицине и фармакологии. Лекарства из микроорганизмов
Итого по теме
1
2
2
5
1
1
1
3
-
1
1
2
Тема 5. Итоговое занятие
Итого по теме
1
1
-
-
1
1
Всего
35
15
20
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие.
На первом занятии кружковцы знакомятся с содержанием и работой кружка, демонстрируют свои знания о живой природе, основных царствах растительного и животного мира, распределяют между собой темы рефератов. Биология в цифрах.
Тема 2. Ботанические занятия (лекции, викторины, просмотр видеофильмов и др.). Ботанические занятия предполагают знакомство с редкими и удивительными видами растений нашей планеты, в том числе с комнатными растениями, находящимися в кабинете биологии. Растение и человек. Роль растений в жизни человека. Охрана растительного мира. Жизненные формы растений. Многообразие жизненных форм растений. Книга печали Донбасса. Практика. Проведение викторины «Из жизни растений». Самые древние растения. Папоротники, хвощи и плауны. Их значение в природе и жизни человека. Проведение игры «Поле чудес: Предание старины глубокой…». Проведение массового мероприятия «Путешествие в страну растений-легенд». Многообразие растительного мира. Культурные растения планеты. Редкие растения мира. Растения-долгожители. Потомки вымерших растений. Съедобные и ядовитые растения. Растения-паразиты. Растения, поедающие насекомых. Родина овощей. Памятники овощам и фруктам. Мир лекарственных растений. Фантастические растения. Проведение викторины «Кто такие?». Проведение массового мероприятия «Путешествие в страну Легумии». Проведение игры-путешествия с культурными растениями. Проведение «Поля чудес. Яблоневый сад» (все о садовых растениях). Жизнь растений. Физиологические явления в жизни растений. «Спячка» растений. Биологические часы растений. Эмоции растений. Растения-барометры. Растения-синоптики. Растения и медицина. Растения и химия. Проведение игры-викторины «Тайны жизни растений». Проведение биологических шарад и омонимов. Проведение игры «Биология в ребусах». Мир комнатных растений. Происхождение комнатных растений. Родина отдельных комнатных растений. История возникновения комнатного цветоводства. Комнатные растения: вчера, сегодня… Правила ухода за комнатными растениями. Способы вегетативного размножения комнатных растений. Растениям тоже нужен доктор. Практическое занятие. Составление этикеток для комнатных растений в кабинете биологии. Экскурсия в оранжерейный комплекс Донецкого ботанического сада. Проведение викторины «Путешествие с комнатными растениями». Жизнь растений в сообществах. Растения и окружающая среда. Связи растений в сообществе. Саморегуляция в сообществе. Охрана сообществ. Законы об охране сообществ. Лес как природное сообщество. Проведение массового мероприятия «Дуб и русская береза в стихах, рассказах, загадках».
Тема 3. Зоологические занятия (лекции, викторины, просмотр видеофильмов и пр.).
Тайны животного мира. Зоология в цифрах. Животные в жизни человека. Многообразие животного мира. Характеристика мира животных. Проведение игры-путешествия «В мире животных». Удивительные факты из жизни животных. «Им выдана охранная грамота». Загадки инстинкта животных. Тайны старины глубокой. Проведение мероприятия «Поле чудес: Кто такие динозавры?». Знаете ли вы, что…: «Самые говорливые» среди рыб. Моллюски и медузы – синоптики, сейсмографы. Музыкальный аппарат кузнечика. Самое большое…, самое маленькое…, самое быстрое…, самое медленное…, самое опасное…, самое безобидное… Проведение викторины: «В мире животных» и конкурса рисунков «Знакомые незнакомцы». Практическое занятие. Составление календаря прилета птиц и изготовление простейших кормушек для птиц. Общие рекорды в жизни животных. Аномальные достижения в животном мире. Самые последние открытые на Земле животные. Удивительные находки наших дней. Разгадывание кроссвордов «Золотая пчела». Неприрученное домашнее животное. Повадки домашних животных Редкие породы домашних животных.
Участие в трудовых акциях «Мой четвероногий друг» и «Золотая пчела» (составление рассказов о своих домашних питомцах, составление и разгадывание кроссвордов, ребусов и викторин о пчелах).
Тема 4. Микробиологические занятия (доклады учащихся, просмотр видеофильмов, составление компьютерных презентаций). Микробиологические занятия помогут лучше узнать загадочный мир бактерий, растений, животных, усовершенствовать свои навыки в работе с микроскопом и приготовления микропрепаратов.
Распространение микробов в воздухе планеты. Микроорганизмы – индикаторы санитарно-гигиенического состояния воздуха.
Микроорганизмы – показатели плодородия почв. Микроорганизмы – индикаторы макро- и микроэлементов почв. Бактерии – индикаторы коррозийной активности почв.
Просмотр видеофильма.
Микроорганизмы водной среды. Лекарства из микроорганизмов. Давние «профессии» микробов ( в хлебопечении, квашении овощей, приготовлении молочнокислых продуктов и др.). Микроорганизмы – возбудители болезней. Микробы – хищники. Проблемы космических микроорганизмов. Микробы – космонавты.
Просмотр видеофильма.
Итоговое занятие. Заслушивание рефератов учащихся. Проведение викторины «Занимательная биология».
Глоссарий
Биосейсмология – учение о предсказании места и времени землетрясения по аномальному поведению биообъектов.
Вегетативное размножение – образование новой особи из многоклеточной части тела родительской особи, один из способов бесполого размножения, свойственный многоклеточным организмам.
Жизненные формы растений – внешний облик, отражающий его приспособленность к определенным условиям среды. Общий вид организма, определяющий ту или иную жизненную форму, является результатом адаптации в процессе эволюции к определенным аспектам окружающей среды. Значение жизненных форм организмов состоит в том, что они дают возможность выживания их во внешней среде с определёнными условиями обитания.
Биологически значимые элементы — химические элементы, необходимые живым организмам для обеспечения нормальной жизнедеятельности. Биологически значимые элементы классифицируют на макроэлементы (содержание которых в живых организмах составляет больше 0,01 %) и микроэлементы (содержание менее 0,001 %). Микробы (сокращение от микробактерия) — в разговорной речи то же, то микроорганизм, но в основном употребляется применительно к бактериям.
Окружающая среда – это среда обитания и деятельности человечества, весь окружающий человека мир, включая и природную, и антропогенную среду.
Растения (лат. Plantae, или Vegetabilia) — биологическое царство, одна из основных групп многоклеточных организмов, включающая в себя в том числе мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные и цветковые растения. Нередко к растениям относят также все водоросли или некоторые их группы. Растения (в первую очередь, цветковые) представлены многочисленными жизненными формами — среди них есть деревья, кустарники, травы и др.
Растения-индикаторы – растения, для которых характерна резко выраженная адаптация к определённым условиям окружающей среды. При наличии таких растений можно качественно или количественно оценить условия окружающей среды.
Растения-синоптики – растения, по поведению которых можно предсказать погоду на определенное время.
Сообщества растений (фитоценоз) – устойчивая совокупность растений, произрастающих на относительно однородном участке земной поверхности и существующих в определённых условиях. Это динамичная система, изменяемая во времени (как в течение года, так и на протяжении многих лет).
Ца́рство (лат. regnum) — иерархическая ступень научной классификации биологических видов. Таксон самого высокого уровня среди основных. Исторически выделяют пять основных царств живых организмов: животные, растения, грибы, бактерии (или дробянки) и вирусы.
Список литературы
Книги
1. АкимушкинА. Занимательная биология. М. Просвещение. – 2007. - 97 с.
2. Бетина В. Путешествие в страну микробов. – М., «Мир», - 1997. – 207 с.
3. Блинкин С.А. Вторжения в тайны невидимок. – М.: Просвещение – 2001. – 39 с.
4. Кашнер В. Жизнь микробов в экстремальных условиях. М.: «Мир», - 1996. 65 с.
5. Кузнецова В.И. Уроки ботаники (Пос. для учащихся). М., Просвещ. – 1996. – 173 с.
6. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины (Кн. Для учителей). М., Просвещ., 2001. – 205 с.
7. Птицы разных материков (под ред. Беме Р.). – М., Просвещ., 2006. – 337 с.
8. Рохлов В. Серия «Занимат. ботаника». М., АСТ-Пресс», 2009, 430 с.
9. Рубинштейн Л.И. Микроорганизмы – биологические индикаторы. М., Просвещ. – 2002. 48 с.
10.Рубенчик Л.И. поиск микроорганизмов в космосе. М., Просвещ. – 2003. – 53 с.
11. Тайны животного мира. Удивительные факты из жизни животных. (Под ред. М.Г.Коляда) – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2007. – 288 с.
12. Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике для учащихся 5-6 классов. М., Просвещ.. 2005, - 223 с.
13. Федорова В.Н., Шапошников Н.И. Методика обучения ботанике. Изд. 3-е М., Просвещ., 2005, - 351 с.
Сборники
Биология. Справочный материал (Уч. пособие для учащихся под ред. Д.И.Трайтак, Н.И Клинковская). М.: Просвещ., 1993, - 106 с.
Статьи
Нормативные документы
Закон об образовании Донецкой Народной Республики (Постановление №I-233П-НС)
Стандарт государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей» (Утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 04 августа 2015 г. № 370 «Об утверждении стандарта государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей»)
Требования к программам дополнительного образования (Утверждены Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 11 августа 2015 г. № 392 «Об утверждении требований к программам дополнительного образования для детей»)
Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Утверждены Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 20 августа 2015 г. № 3517 «Про методические рекомендации»)
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики (Утверждена Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 17 июля 2015 г. № 332)
Типовое временное Положение об осуществлении дополнительного профессионального образования педагогических работников дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, образовательных организаций специального образования и организаций дополнительного образования для детей (Утверждено Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 27 августа 2015 г. № 438)
Креатив-план научно-методического сопровождения процесса внедрения Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики (Донецк, Рекомендовано к печати Ученым советом Донецкого института последипломного педагогического образования (Протокол № 5 от 21.08.2015г.).