kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образовательная программа «Занимательная биология»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа кружка «Занимательная биология» рассчитана на один год обучения для учащихся 5-8 классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образовательная программа «Занимательная биология»»

СОГЛАСОВАНО

Донецкий Республиканский институт дополнительного педагогического образования

__ _______ 20___ №_____

УТВЕРДЖЕНО

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

__ _______ 20___ №_____





Образовательная программа


«Занимательная биология»

возраст обучающихся – учащиеся 5-8 классов

срок реализации – 1 год




Автор Кирилленко Светлана Константиновна, заведующая отделом сельского хозяйства Донецкого Республиканского эколого-натуралистического центра, кандидат биологических наук













Донецк – 2015

Пояснительная записка

Образовательная программа кружка «Занимательная биология» рассчитана на один год обучения для учащихся 5-8 классов. Программа Составлена согласно Закону об образовании Донецкой Народной Республики (Постановление №I-233П-НС), Стандарту государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей» (Утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 04августа 2015 г. № 370 «Об утверждении стандарта государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей»), требованиям к программам дополнительного образования (Утвержденных Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 11августа 2015 г. № 392 «Об утверждении требований к программам дополнительного образования для детей»), Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей (Утвержденных Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 20 августа 2015 г. № 3517 «Про методические рекомендации»), Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики (Утвержденной Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 17 июля 2015 г. № 332), Типовому временному Положению об осуществлении дополнительного профессионального образования педагогических работников дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, образовательных организаций специального образования и организаций дополнительного образования для детей (Утвержденному Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 27 августа 2015 г. № 438), Креатив-плану научно-методического сопровождения процесса внедрения Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики (Донецк, Рекомендовано к печати Ученым советом Донецкого института последипломного педагогического образования. Протокол № 5 от 21.08.2015г.).

Рабочая программа кружка «Занимательная биология» предполагает реализацию в течение 35 часов. Продолжительность занятий 45 минут (1 академический час).

Направленность программы – биологическая.

Новизна программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биологических знаний с учетом региональных особенностей. Программа предусматривает решение проблем популяризации биологических знаний, углубление знаний по отдельным разделам в биологии, повышение интереса к биологии как науки, формирование творческой активности учащихся.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы. Под руководством педагога ребенок может в системе рассмотреть объекты живой природы, учится вести наблюдения, работать с художественной и научной литературой. Во время проведения интеллектуальных игр развивается коллективизм, уважение друг к другу. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе ее реализации повысится мотивация к углубленному изучению биологии и экологии, сформируется биолого-экологические знания, умения и навыки пользования источников информации и работы с научной и учебной литературой.

Цель программы:

Создание социально-педагогических условий, благоприятных для формирования позитивной мотивации к получению новых знаний по биологии и стремлению к участию в проектной деятельности.

Для достижения цели предусматривается решение таких задач:

Образовательная:

формирование системы специальных знаний, умений, навыков; расширение кругозора, повышение интереса к биологии.

Развивающая:

развитие логического мышления, развитию интереса к биологии, умения устанавливать причинно-следственные связи, умения рассуждать и делать выводы; развитие навыков коллективной работы; обеспечение свободного творческого интеллектуального развития детей.

Воспитательная: воспитание коллективизма, ответственности за порученное дело, понимания важности и эстетической ценности природы.

Организация занятий позволяет учитывать интересы и индивидуальные особенности каждого обучающегося. Именно здесь обучающиеся в полной мере раскрываются, общаются в непринуждённой обстановке. Работа в кружке способствует проявлению инициативности. В кружке есть возможность объединять индивидуальную творческую работу каждого учащегося с коллективной.

Работа с детьми в кружке является одной из форм биологического, эстетического, экологического воспитания и приобщения их к народным истокам. В основу кружка положены практические занятия, наблюдения.

Программа реализует принципы биологического воспитания:

- системность;

- непрерывность;

- межпредметность связей;

- доступность;

- наглядность.

Основной дидактический принцип – обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы применяются различные методы и приёмы обучения: пояснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнения, практическая работа творческого характера, методы мотивации и стимулирования, учебного контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый и ситуативный методы, экскурсии.

Отличительные особенности:

- Познавательный материал, в основном дается через игры, экскурсии, наблюдения;

- при проведении занятий по данной Программе происходит установление доверительных партнерских отношений;

- дети оказываются активными участниками занятий.

Возраст воспитанников: учащиеся 5 – 8 классов.

Формы и режим занятий: нетрадиционные формы проведения занятий, создание проблемных ситуаций; поощряется проявление инициативы и самостоятельности со стороны воспитанников. Занятия проводятся после уроков, обеда и небольшого отдыха в течение 1 часа.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

- о разнообразии растительного и животного мира;

- об условиях обитания растительного и животного мира;

- основные понятия по биологии, изучаемые на протяжении данного курса;

- о необходимости бережно относиться к природе.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться дополнительной литературой и другими источниками информации;

- культурно общаться, правильно вести себя со сверстниками, выполнять коллективную работу;

- продуктивно использовать своё свободное время для самообразования;

- писать рефераты, участвовать в проектной деятельности;

- бережно относиться к природе.

Формы подведения итогов:

- участие учащихся в мероприятиях конкретной биологической направленности;

- оформление рефератов, выпуск газет;

- проектная деятельность;

- обобщающие занятия.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Всего

Теория

Практика

Тема 1 . Вводное занятие

1

-

1

Тема 2. Ботанические занятия

2.1. Растения и человек

2.2. Самые древние растения

2.3. Многообразие растительного мира

2.4. Жизнь растений

2.5. Мир комнатных растений

2.6. Жизнь в сообществах

Итого по теме


2

3

3

3

4

2

17


1

1

1

1

2

1

7


1

2

2

2

2

1

10

Тема 3. Зоологические занятия

3.1. Тайны животного мира

3.2. Удивительные факты из жизни животных

3.3. Знаете ли вы, что…

3.4. Общие рекорды в жизни животных

3.5. Неприрученные домашние животные

Итого по теме


2

2

3

2

2

11


1

1

1

1

1

5


1

1

2

1

1

6

Тема 4. Микробиологические занятия

4.1. Микробы в жизни человека и природе

4.2. Микроорганизмы – показатели плодородия почв

4.3. Микроорганизмы водной среды.

4.4. Микроорганизмы в медицине и фармакологии. Лекарства из микроорганизмов

Итого по теме


1


2


2


5


1


1


1


3


-


1


1


2

Тема 5. Итоговое занятие

Итого по теме

1

1

-

-

1

1

Всего

35

15

20

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие.

На первом занятии кружковцы знакомятся с содержанием и работой кружка, демонстрируют свои знания о живой природе, основных царствах растительного и животного мира, распределяют между собой темы рефератов. Биология в цифрах.

Тема 2. Ботанические занятия (лекции, викторины, просмотр видеофильмов и др.). Ботанические занятия предполагают знакомство с редкими и удивительными видами растений нашей планеты, в том числе с комнатными растениями, находящимися в кабинете биологии. Растение и человек. Роль растений в жизни человека. Охрана растительного мира. Жизненные формы растений. Многообразие жизненных форм растений. Книга печали Донбасса. Практика. Проведение викторины «Из жизни растений». Самые древние растения. Папоротники, хвощи и плауны. Их значение в природе и жизни человека. Проведение игры «Поле чудес: Предание старины глубокой…». Проведение массового мероприятия «Путешествие в страну растений-легенд». Многообразие растительного мира. Культурные растения планеты. Редкие растения мира. Растения-долгожители. Потомки вымерших растений. Съедобные и ядовитые растения. Растения-паразиты. Растения, поедающие насекомых. Родина овощей. Памятники овощам и фруктам. Мир лекарственных растений. Фантастические растения. Проведение викторины «Кто такие?». Проведение массового мероприятия «Путешествие в страну Легумии». Проведение игры-путешествия с культурными растениями. Проведение «Поля чудес. Яблоневый сад» (все о садовых растениях). Жизнь растений. Физиологические явления в жизни растений. «Спячка» растений. Биологические часы растений. Эмоции растений. Растения-барометры. Растения-синоптики. Растения и медицина. Растения и химия. Проведение игры-викторины «Тайны жизни растений». Проведение биологических шарад и омонимов. Проведение игры «Биология в ребусах». Мир комнатных растений. Происхождение комнатных растений. Родина отдельных комнатных растений. История возникновения комнатного цветоводства. Комнатные растения: вчера, сегодня… Правила ухода за комнатными растениями. Способы вегетативного размножения комнатных растений. Растениям тоже нужен доктор. Практическое занятие. Составление этикеток для комнатных растений в кабинете биологии. Экскурсия в оранжерейный комплекс Донецкого ботанического сада. Проведение викторины «Путешествие с комнатными растениями». Жизнь растений в сообществах. Растения и окружающая среда. Связи растений в сообществе. Саморегуляция в сообществе. Охрана сообществ. Законы об охране сообществ. Лес как природное сообщество. Проведение массового мероприятия «Дуб и русская береза в стихах, рассказах, загадках».

Тема 3. Зоологические занятия (лекции, викторины, просмотр видеофильмов и пр.).

Тайны животного мира. Зоология в цифрах. Животные в жизни человека. Многообразие животного мира. Характеристика мира животных. Проведение игры-путешествия «В мире животных». Удивительные факты из жизни животных. «Им выдана охранная грамота». Загадки инстинкта животных. Тайны старины глубокой. Проведение мероприятия «Поле чудес: Кто такие динозавры?». Знаете ли вы, что…: «Самые говорливые» среди рыб. Моллюски и медузы – синоптики, сейсмографы. Музыкальный аппарат кузнечика. Самое большое…, самое маленькое…, самое быстрое…, самое медленное…, самое опасное…, самое безобидное… Проведение викторины: «В мире животных» и конкурса рисунков «Знакомые незнакомцы». Практическое занятие. Составление календаря прилета птиц и изготовление простейших кормушек для птиц. Общие рекорды в жизни животных. Аномальные достижения в животном мире. Самые последние открытые на Земле животные. Удивительные находки наших дней. Разгадывание кроссвордов «Золотая пчела». Неприрученное домашнее животное. Повадки домашних животных Редкие породы домашних животных.

Участие в трудовых акциях «Мой четвероногий друг» и «Золотая пчела» (составление рассказов о своих домашних питомцах, составление и разгадывание кроссвордов, ребусов и викторин о пчелах).

Тема 4. Микробиологические занятия (доклады учащихся, просмотр видеофильмов, составление компьютерных презентаций). Микробиологические занятия помогут лучше узнать загадочный мир бактерий, растений, животных, усовершенствовать свои навыки в работе с микроскопом и приготовления микропрепаратов.

Распространение микробов в воздухе планеты. Микроорганизмы – индикаторы санитарно-гигиенического состояния воздуха.

Микроорганизмы – показатели плодородия почв. Микроорганизмы – индикаторы макро- и микроэлементов почв. Бактерии – индикаторы коррозийной активности почв.

Просмотр видеофильма.

Микроорганизмы водной среды. Лекарства из микроорганизмов. Давние «профессии» микробов ( в хлебопечении, квашении овощей, приготовлении молочнокислых продуктов и др.). Микроорганизмы – возбудители болезней. Микробы – хищники. Проблемы космических микроорганизмов. Микробы – космонавты.

Просмотр видеофильма.

Итоговое занятие. Заслушивание рефератов учащихся. Проведение викторины «Занимательная биология».

Глоссарий



Биосейсмология – учение о предсказании места и времени землетрясения по аномальному поведению биообъектов.

Вегетативное размножение – образование новой особи из многоклеточной части тела родительской особи, один из способов бесполого размножения, свойственный многоклеточным организмам.

Жизненные формы растений – внешний облик, отражающий его приспособленность к определенным условиям среды. Общий вид организма, определяющий ту или иную жизненную форму, является результатом адаптации в процессе эволюции к определенным аспектам окружающей среды. Значение жизненных форм организмов состоит в том, что они дают возможность выживания их во внешней среде с определёнными условиями обитания. 

Биологически значимые элементы — химические элементы, необходимые живым организмам для обеспечения нормальной жизнедеятельности. Биологически значимые элементы классифицируют на макроэлементы (содержание которых в живых организмах составляет больше 0,01 %) и микроэлементы (содержание менее 0,001 %). Микробы (сокращение от микробактерия) — в разговорной речи то же, то микроорганизм, но в основном употребляется применительно к бактериям.

Окружающая среда – это среда обитания и деятельности человечества, весь окружающий человека мир, включая и природную, и антропогенную среду.

Растения (лат. Plantae, или Vegetabilia) — биологическое царство, одна из основных групп многоклеточных организмов, включающая в себя в том числе мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные и цветковые растения. Нередко к растениям относят также все водоросли или некоторые их группы. Растения (в первую очередь, цветковые) представлены многочисленными жизненными формами — среди них есть деревья, кустарники, травы и др.

Растения-индикаторы –  растения, для которых характерна резко выраженная адаптация к определённым условиям окружающей среды. При наличии таких растений можно качественно или количественно оценить условия окружающей среды.

Растения-синоптики – растения, по поведению которых можно предсказать погоду на определенное время.

Сообщества растений (фитоценоз) – устойчивая совокупность растений, произрастающих на относительно однородном участке земной поверхности и существующих в определённых условиях. Это динамичная система, изменяемая во времени (как в течение года, так и на протяжении многих лет). 

Ца́рство (лат. regnum) — иерархическая ступень научной классификации биологических видов. Таксон самого высокого уровня среди основных. Исторически выделяют пять основных царств живых организмов: животные, растения, грибы, бактерии (или дробянки) и вирусы. 


Список литературы

Книги

1. АкимушкинА. Занимательная биология. М. Просвещение. – 2007. - 97 с.

2. Бетина В. Путешествие в страну микробов. – М., «Мир», - 1997. – 207 с.

3. Блинкин С.А. Вторжения в тайны невидимок. – М.: Просвещение – 2001. – 39 с.

4. Кашнер В. Жизнь микробов в экстремальных условиях. М.: «Мир», - 1996. 65 с.

5. Кузнецова В.И. Уроки ботаники (Пос. для учащихся). М., Просвещ. – 1996. – 173 с.

6. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины (Кн. Для учителей). М., Просвещ., 2001. – 205 с.

7. Птицы разных материков (под ред. Беме Р.). – М., Просвещ., 2006. – 337 с.

8. Рохлов В. Серия «Занимат. ботаника». М., АСТ-Пресс», 2009, 430 с.

9. Рубинштейн Л.И. Микроорганизмы – биологические индикаторы. М., Просвещ. – 2002. 48 с.

10.Рубенчик Л.И. поиск микроорганизмов в космосе. М., Просвещ. – 2003. – 53 с.

11. Тайны животного мира. Удивительные факты из жизни животных. (Под ред. М.Г.Коляда) – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2007. – 288 с.

12. Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике для учащихся 5-6 классов. М., Просвещ.. 2005, - 223 с.

13. Федорова В.Н., Шапошников Н.И. Методика обучения ботанике. Изд. 3-е М., Просвещ., 2005, - 351 с.

Сборники

  1. Биология. Справочный материал (Уч. пособие для учащихся под ред. Д.И.Трайтак, Н.И Клинковская). М.: Просвещ., 1993, - 106 с.

Статьи

Нормативные документы

  1. Закон об образовании Донецкой Народной Республики (Постановление №I-233П-НС)

  2. Стандарт государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей» (Утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 04 августа 2015 г. № 370 «Об утверждении стандарта государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей»)

  3. Требования к программам дополнительного образования (Утверждены Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 11 августа 2015 г. № 392 «Об утверждении требований к программам дополнительного образования для детей»)

  4. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Утверждены Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 20 августа 2015 г. № 3517 «Про методические рекомендации»)

  5. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики (Утверждена Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 17 июля 2015 г. № 332)

  6. Типовое временное Положение об осуществлении дополнительного профессионального образования педагогических работников дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, образовательных организаций специального образования и организаций дополнительного образования для детей (Утверждено Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 27 августа 2015 г. № 438)

  7. Креатив-план научно-методического сопровождения процесса внедрения Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики (Донецк, Рекомендовано к печати Ученым советом Донецкого института последипломного педагогического образования (Протокол № 5 от 21.08.2015г.).













8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Образовательная программа «Занимательная биология»

Автор: Кирилленко Светлана Константиновна

Дата: 14.08.2017

Номер свидетельства: 425361

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Программа внеурочной деятельности "Занимательная биология" 7 класс"
    ["seo_title"] => string(66) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_zanimatelnaia_biologiia_7_klass"
    ["file_id"] => string(6) "519889"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1568656327"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-3"
    ["file_id"] => string(6) "254124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697631"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-4"
    ["file_id"] => string(6) "254125"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697640"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Рабочая программа по биологии 5 класс. ФГОС "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-5-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "245559"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446141592"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Программа внеурочной деятельности по курсу «Занимательная биология» для 5 класса"
    ["seo_title"] => string(80) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_po_kursu_zanimatelnaia_biologiia_dlia_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "604405"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1649349010"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства