kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка модульной разноуровневой дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная биология»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка модульной разноуровневой дополнительной

общеразвивающей программы

 

«Занимательная биология»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка модульной разноуровневой дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная биология»»

Разработка модульной разноуровневой дополнительной

общеразвивающей программы


«Занимательная биология»


для учащихся 6 класса




Содержание


  1. Титульный лист

  2. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы

  1. Пояснительная записка

  2. Актуальность программы

  3. Цель и задачи программы

  4. Планируемые результаты

  5. Тематический план

  6. Содержание программы

  7. Формы промежуточной аттестации


  1. Комплекс организационно-педагогических условий

  1. Методическое обеспечение

  2. Календарный учебный график

  3. Список литературы

  4. Оценочные материалы


Пояснительная записка

Программа «Занимательная биология» предназначена для детей 11-13 лет, получающих дополнительное образование естественно-научной направленности.

Программа рассчитана на год и составляет 70 часа.

Программой предусматривается систематическое проведение занятий один раз в неделю продолжительностью один академический час. Занятия проводятся на базе Точки роста два года.

Программа «Занимательная биология» ориентирована на приобретение знаний по разделам биологии (микробиологии, ботанике, зоологии), на развитие практических умений и навыков, поставлена на формирование интереса к опытной, экспериментальной и исследовательской деятельности, которые способствуют познавательной и творческой активности обучающихся.

Актуальность программы заключается в том, что программа «Занимательная биология» в занимательной форме знакомит детей с разделами биологии: микробиологии, ботанике, зоологии, готовит к олимпиадам и конкурсам различных уровней.

Цель программы: формирование знаний по отдельным разделам биологии (микробиологии, ботанике, зоологии) и приобрести практические навыки и умения в процессе опытнической и исследовательской деятельности.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

1. Образовательные:

  • Формировать представление об одноклеточных и многоклеточных организмах;

  • Обучить навыкам работы с лабораторным оборудованием и основам исследова-ния;

  • Познакомить с видовым разнообразием флоры и фауны Свердловской области.

2. Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, память, воображение, мышление в процессе наблюдения, умение рассуждать и делать выводы;

  • Развивать творческую активность у обучающихся, навыки коллективной работы.

3. Воспитательные:

  • Воспитать ответственность, бережное отношение к живым объектам природы, уважительное отношение к природе.

Планируемые результаты

В результате реализации программы, обучающиеся должны знать:

  • Основные биологические понятия: простейшие, клетка, ботаника, зоология, устройство микроскопа;

  • Основной видовой состав флоры и фауны Свердловской области;

  • Способы приспособления животных и растений к среде обитания.

Должны уметь:

  • Пользоваться биологическим лабораторным оборудованием;

  • Ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

  • Распознавать основной состав растений Свердловской области по их внешнему виду;

  • Определять животных по внешнему виду и следам их жизнедеятельности;

  • Вести наблюдение за живыми природными объектами, отражать полученные данные в своей работе;

  • Оформлять результаты практических наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

  • Подготовить доклад, презентацию к выступлению.

Форма промежуточной аттестации: тестирование.

Уровни:

  • Стартовый уровень – теория;

  • Базовый уровень – практические работы;

  • Продвинутый уровень – исследовательская деятельность.


Тематический план программы

п/п

Теория


Часы


Практика


Часы


Введение –1 ч.

1


Вводное занятие. Удивительная наука – биология

1




Микромир –16 ч.

2


Правила работы с микроскопом и биологическим оборудованием


1


Пр. работа: «Изучение стро-ения увеличительных при-боров»

1


3


Методы изучения и приготовле-ния микропрепаратов

1


Пр. работа: «Знакомство с клетками растений»

1


4


Клетка – структурная единица живого организма


1


Пр. работа: «Приготовле-ние препарата и изучение строения растительной клетки»

1


5


Простейшие под микроскопом


1


Пр. работа: «Знакомство со строением и передвиже-нием простейших»

1


6


Многообразие водорослей


1


Пр. работа: «Изучение внешнего строения водо-рослей»

1


7


Колонии и культуры микро-организмов


1

Пр. работа: «Выращивание колоний бактерий разных помещений школы»

2


8



Пр. работа: «Жизнь на кончиках пальцев»

1


9




Пр. работа: «Изучение стро-ения плесневых и дрож-жевых грибов»

1


10




Пр. работа: «Гигиеничес-кая оценка качества воды из разных источников»

1


Растительный мир – 30 ч.

11

Флора Свердловской области

1



12

Внешний облик растений


1


Пр. работа: «Изучение внешнего строения рас-тений»

1


13


Гербаризация растений


1


Пр. работа: «Изготовление гербарных образцов»

1


14


Растения-индикаторы


1


Опыт: «Приготовление вы-тяжек растворов из частей растений, обладающих свойствами индикаторов»

1


15

Растения - красители


1


Опыт: «Окрашивание тка-ней натуральными природ-ными красителями»

1


16

Лекарственные растения Свердловской области

1


Пр. работа: «Фитобар»


1


17

Ядовитые растения Свердлов-ской области

2




18

Краснокнижные растения Свердловской области

2




19

Комнатные растения - лекари

2



20

«Путешествие на Зеленую планету»

2




21

Лиственные породы деревьев Свердловской области

1


Пр. работа: «Изучение внешнего строения листь-ев, плодов и семян покры-тосемянных растений»

1


22

Хвойные породы деревьев Свердловской области


1


Пр. работа: «Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосе-менных растений»

1


23


Определение возраста деревьев


1


Пр. работа: «Определение возраста деревьев по мутовкам, годичным коль-цам»

1


24


Лесная кухня: ягоды, шишки


1


Пр. работа: «Определение съедобных растений по плодам и шишкам»

1


25


Разнообразие грибов

1



26


«Что такое лес»

1



27


«Лес и его обитатели»


1




Животный мир - 5 ч.

28


Фауна Свердловской области.

Классификация животных по типу питания

2




29


Следы диких животных

1



30



Экскурсия в краеведческий музей

1


31

Животные красной книги Свердловской области

1




Исследовательская деятельность – 17 ч.

32

Технология исследовательской деятельности

2




33



Исследовательская деятельность

15


34


Тестирование

2

Тестирование


Итого:

35


35


Содержание программы

1.Введение –1 ч.

Теория: Вводное занятие. Знакомство обучающихся с программой занятий. Цели и задачи, план работы объединения.

Удивительная наука – биология. Что изучает биология? Биология — наука о всевозможных проявлениях жизни на Земле. Царства органического мира. Общие сведения о многообразии живых организмов. Просмотр слайд - презентации.

2.Микромир –16 ч.

Теория: Правила работы с микроскопом и биологическим оборудованием. ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Практика: Пр. работа: «Изучение строения увеличительных приборов». Приготовление микропрепаратов «живая клетка», «фиксированный препарат».

Теория: Методы изучения и основные правила при приготовлении микропрепаратов.

Практика: Пр. работа: «Знакомство с клетками растений». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Работа с покровными и предметными стеклами, препоравальными иглами, микроскопами. Работа с готовыми микропрепаратами.

Теория: Клетка – структурная единица живого организма. Строение растительной клетки, состав, свойства, включения, запасные вещества (крахмал, белок, жир, соли, кальций). Работа с моделями «Клетка растений». Практика: Пр. работа: «Приготовление препарата и изучение строения растительной клетки». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Оформление графических работ в альбоме или тетради.

Практика: Пр. работа: «Запасные вещества клетки: крахмал в клубнях картофеля, белковые включения в зерновке пшеницы, кристаллы оксалата кальция в плоде лимона, жировые капли в семени подсолнечника, рафиды (соли) в листе алоэ. ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Приготовление препаратов и изучение строения запасных веществ. Оформление графических работ в альбоме или тетради.

Теория: Простейшие под микроскопом. Протозоология – наука о простейших. Многообразие и виды простейших. Интересные факты о простейших.

Практика: Пр. работа: «Выращивание инфузории-туфельки и эвглены зеленой». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Приготовление питательной среды (вода из аквариума) для выращивания одноклеточных организмов, резервуар (стеклянная колба), подкормка (листья и корм – рыбий корм из растительных компонентов), выращивание простейших.

Практика: Пр. работа: «Знакомство со строением и передвижением простейших (инфузории-туфельки, эвглены зеленой). ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Реакция простейших на различные раздражители: соль, свет, тушь, уксусная кислота». Оформление графических работ в альбоме или тетради.

Практика: Пр. работа: «Выращивание культуры бактерии сенной палочки. Значение бактерии в жизни человека». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Приготовление сенного настоя и выращивание культуры сенной палочки.

Практика: «Изучение строения сенной палочки под микроскопом». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Наблюдение, оформление графических работ в альбоме или тетради.

Теория: Многообразие водорослей. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Значение водорослей для человека и природы. Интересные факты их жизни водорослей. Работа со слайд – презентацией и видеоматериалами. Практика: Пр. работа: «Изучение внешнего строения водорослей». Изучение одноклеточных зеленых водорослей на примере «Спирогира, Хлорелла». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Наблюдение, оформление графических работ в альбоме или тетради.

Теория: Колонии и культуры микроорганизмов. Методы выращивания и приготовления питательных сред. Значение колоний микроорганизмов для человека.

Практика: Пр. работа: «Выращивание колоний бактерий разных помещений школы». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. Взятие бактериологических проб разных помещений школы. «Посев» микроорганизмов».

Практика: «Изучение бактериологического состояния разных помещений школы». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Оформление графических работ в альбоме или тетради.

Практика: Пр. работа: «Жизнь на кончиках пальцев». Присутствует ли жизнь на кончиках пальцев? ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. «Посев» микроорганизмов». Наблюдение, оформление графических работ в альбоме или тетради.

Практика: Пр. работа: «Влияние природных и лекарственных антибиотиков на рост и развитие микроорганизмов». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов. «Посев» микроорганизмов».

Природные антибиотики: лук и чеснок, лекарственные антибиотики: тетрациклин, стрептомицин.

Практика: Пр. работа: «Изучение влияния природных и лекарственных антибиотиков на рост и развитие колоний микроорганизмов». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Наблюдение, оформление графических работ в альбоме или тетради.

Практика: Пр. работа: «Изучение строения плесневых и дрожжевых грибов». Одноклеточные микроскопические грибы: плесень (гриб Мукор) и дрожжи». ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Работа с микроскопом. Приготовление микропрепарата грибницы Мукора, клеток дрожжей. Наблюдение, оформление графических работ в альбоме или тетради.

Практика: Пр. работа: «Гигиеническая оценка качества воды из разных источников». Определение осадка, цвета, прозрачности, запаха, воды из разных источников: прудовая, колодезная, вода из водопровода, негазированная питьевая, озерная. Приготовление и рассмотрение препарата воды под микроскопом на наличие микроорганизмов. Электронные измерители воды: рН, электропроводность. ТБ при работе с лабораторным оборудованием. Наблюдение, оформление графических работ в таблицы.

3.Растительный мир – 30 ч.

Теория: Флора Свердловской области. Наука, изучающая растения – ботаника. Разнообразие растений. Классификация растений (низшие, высшие). Работа с гербарными материалами. Просмотр слайд – презентации.

Теория: Внешнее строение растений. Распределение растений по группам: травянистые растения, деревья, кустарники, кустарнички. Составление схемы «Строение растений», по группам: травянистые растения, деревья, кустарники, кустарнички.

Практика: Пр. работа: «Изучение внешнего строения растений». Работа с увеличительными приборами. Работа с гербариями цветковых растений и рисунками растений. Зарисовка схем строения растений в альбоме или тетради.

Теория: Гербаризация растений. Что такое гербаризация растений? Методика гербаризации и его хранение. Значение гербаризации в изучении растений. Правила сбора и гербаризации растений. Гербаризация растений (сбор, методика заготовки и сушка).

Практика: Пр. работа: «Изготовление гербарных образцов». Повторение правил ТБ при работе.

Теория: Растения-индикаторы. Природные, культурные и комнатные растительные индикаторы. Как определить качества (плодородие) почвы с помощью растений-индикаторов. Методика изготовления индикаторов из природного сырья. Просмотр слайд – презентации.

Практика: Опыт: «Приготовление вытяжек растворов из частей растений, обладающих свойствами индикаторов». Изготовление растворов индикаторов из природного сырья: комнатные, культурные и плоды растений. Проведение исследования по определению среды растворов. Изучение изменения окраски природных индикаторов в зависимости от среды. Соблюдение ТБ при работе.

Теория: Растения – фитонциды. Природные, культурные и комнатные растения, выделяющие фитонциды (растительные антибиотики – вещества, убивающие болезнетворные бактерии). Способы получения масляных экстрактов из растительного сырья. Просмотр слайд – презентации.

Практика: Опыт: «Получение масляных экстрактов из растительного сырья». Приготовление и получение масляных экстрактов из природных, культурных и комнатных растений (сосна, ель, лук, чеснок, лимон, герань, бегония, каланхоэ). Соблюдение правил ТБ при работе.

Теория: Растения – красители. Красильные растения: природные, культурные, плоды. Растительные краски. Просмотр слайд – презентации. Практика: Опыт: «Окрашивание тканей натуральными природными красителями». Приготовление природных красителей: сок овощей, ягод, шелуха лука, крапива. Окрашивание хлопковых и ситцевых тканей. Соблюдение правил ТБ при работе.

Теория: Лекарственные растения леса. Дикорастущие лекарственные растения, виды, лечебные свойства и применение (использование) в фармакологии и народной медицине. Просмотр слайд – презентации. Интеллектуальная викторина «Лесная аптека». Викторина о дикорастущих лекарственных растениях, их лечебных свойствах и пользе.

Практика: Пр. работа: «Фитобар». Соблюдение правил ТБ при работе. Приготовление фиточая из частей растений и их плодов. Рецепты фиточая для укрепления иммунитета.

Теория: Ядовитые растения Свердловской области. Работа с иллюстрациями. Просмотр слайд – презентации. Интерактивная игра:

«Самые опасные растения».

Теория: Краснокнижные растения Свердловской области. Работа с Красной книгой. Просмотр слайд – презентации. Изготовление буклета «Краснокнижные растения Свердловской области». Подбор материала. Оформление буклета. Соблюдение правил ТБ при работе. Презентация своих работ.

Теория: Комнатные растения – лекари. Виды домашних растений, их лечебные свойства и применение в фармакологии и народной медицине. Просмотр слайд – презентации. Составление памятки «Использование комнатных растений в лечебных целях». Выбор материала и оформление памятки. Соблюдение правил ТБ при работе.

Теория: Викторина «Путешествие на Зеленую планету». Викторина о закреплении знаний растений, грибах: дикорастущих, лекарственных и комнатных, их лечебных свойствах. Методический материал викторины: презентация, картинки «Деревья», «Лекарственные растения», загадочный ящик, филлворд «Грибы», пазлы «Цветы», жетоны «Дары природы».

Теория: Лиственные породы деревьев Свердловской области. Работа с гербарными материалами. Работа с карточками, иллюстрациями. Просмотр слайд – презентации.

Практика: Пр. работа: «Изучение внешнего строения листьев, плодов и семян покрытосемянных растений». Работа с лупой. Оформление графических работ в альбоме или тетради.

Теория: Хвойные породы деревьев Свердловской области. Работа с гербарными материалами. Работа с карточками, иллюстрациями. Просмотр слайд – презентации.

Практика: Пр. работа: «Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений». Работа с лупой. Оформление графических работ в альбоме или тетради.

Теория: Определение возраста деревьев. По мутовкам и годичным кольцам. Работа с коллекцией спилов деревьев. Просмотр слайд – презентации.

Практика: Практическая работа «Определение возраста деревьев по мутовкам, годичным кольцам». Работа с увеличительными приборами - лупой. Оформление графических работ в альбоме или тетради.

Теория: Лесная кухня: ягоды, шишки. Работа с иллюстрациями. Просмотр слайд – презентации. Викторина «Что съедобно?». Викторина о лесных дарах: ягодах, шишках. Методический материал: пазлы «Плоды, шишки», Кроссворд «Лесные ягоды», филлворд «Плоды леса», загадочный ящик.

Практика: «Определение съедобных растений по плодам и шишкам». Работа с увеличительными приборами - лупой. Сочные и сухие плоды и шишки растений.

Теория: Разнообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы, грибы паразиты. Удивительные грибы. Применение грибов. Работа с карточками, муляжами, с литературой, иллюстрациями «путаница», филлворды, кроссворды. Просмотр видеоматериалов «грибы». Определение грибов по карточкам, иллюстрациям, муляжам. Настольная игра: фото-викторина «Грибы» (съедобные и ядовитые).

Теория: Экологическая игра-викторина «Что такое лес?». Викторина закреплении знаний о деревьях, растениях, дарах леса. Методический материал: лаборатория лесника (гербарный материал) « Листья и хвоя деревьев», картинки животных, картинки грибов, записи птичьих голосов, фишки для команд, симфоническая мелодия «Лес»,

Теория: Изготовление макета «Лес и его обитатели». Работа над данным макетом проходит в несколько этапов:

1. предварительный: обогащение личного опыта детей (рассматривание картин, иллюстраций, презентаций, чтение художественной и познавательной литературы, проведение тематических прогулок и экскурсий);

2. соблюдение правил ТБ при работе.

3. изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом. В процессе создания макета дети сами выбрали наиболее интересный для них вид продуктивной деятельности: конструирование из бумаги и аппликация.

4. выбор материала для макета: бросовый, природный материал, пластилин, ножницы, фигурки зверей, вырезанные из старых книг, журналов, ветки деревьев.

5. презентация макета "Лес и его обитатели" представлены деревья, кустарники, птицы, такие дикие животные как лиса, медведь, лось, еж и др.

4. Животный мир - 5 ч.

Теория: Фауна Иркутской области. Классификация животных по типу питания. Разнообразие животного мира. Млекопитающие (звери) Свердловской области. Просмотр слайд – презентации: «Разнообразие животных». Работа с дидактическими карточками «Животные леса».

Игра-викторина «Кто, чем питается?». Игра-викторина о видах животных и типах питания. Методический материал: катринки картинки с изображениями животных, кроссворд «Животные», путаница, филлворд, карточки-задания.

Теория: Птицы Иркутской области. Типы питания птиц: хищники, насекомоядные, зерноядные, всеядные. Перелетные, кочующие, зимующие птицы. Как помочь птицам зимой. Работа с дидактическими карточками

«Птицы». Просмотр слайд – презентации. Интерактивная викторина: «Что мы знаем о птицах». Викторина о перелетных, кочующих, зимующих птицах Свердловской области.

Теория: Следы диких животных. Как изучать зверей? Учет следов животных. Работа с литературой. Просмотр слайд – презентации. Игра - викторина «Чей это след?». Игра-викторина о следах диких животных. Методический материал: картинки с изображениями животных, карточки-задания.

Практика: Экскурсия в краеведческий музей. Соблюдение правил ТБ. Ознакомление обучающихся с видовым составом экспонатов животных музея.

Теория: Животные красной книги Свердловской области. Работа с Красной книгой. Просмотр слайд – презентации.

Теория: Изготовление буклета « Животные красной книги Свердловской области». Подбор материала. Оформление буклета. Соблюдение правил ТБ при работе. Презентация своих работ. Практика: Экскурсия в живой уголок ДЭБЦ. Соблюдение правил ТБ. Ознакомление обучающихся с видовым составом живого уголка. Знакомство с необычными (экзотические) питомцы.

5.Исследовательская деятельность – 17 ч.

Теория: Основы исследовательской деятельности. Цели, задачи, методы исследовательской деятельности. Что такое исследование? Этапы работы в рамках научного исследования. Требования к проведению научно – исследовательских работ. Распределение обучающихся на рабочие группы. Практика: «Гидропонный метод проращивания растений». Беспочвенное выращивание растений: изучить рост и развитие растений в разных субстратах, и выявить проращивание растений методом гидропоники. Изучить особенности проращивания растений методом гидропоники. Сравнить рост и развитие растений в разных субстратах. Объект исследования растения семейства Бобовые (горох, фасоль, бобы). Метод исследования: эксперимент (опыт), обработка данных. Работа со справочной литературой. Сбор информации. Закладка опыта. Наблюдение. Оформление опытнического дневника. Анализ полученных результатов. Вывод. Оформление исследовательской работы. Создание презентации. Подготовка к выступлению. Выступление перед аудиторией начального и среднего звена школьников.

Практика: «Определение нитратов в овощах и фруктах». Методы определения содержания посторонних веществ во фруктах и овощах. Использование специального портативного прибора – нитрометра. Определить с помощью доступных методов химического анализа уровень содержания нитратов в отобранных образцах овощей и фруктов из различных мест закупки.

Метод исследования: эксперимент (опыт), обработка данных. Работа со справочной литературой и информацией из интернета. Сбор информации. Закладка опыта. Наблюдение. Оформление опытнического дневника. Анализ полученных результатов. Вывод. Оформление исследовательской работы. Создание презентации. Подготовка к выступлению. Выступление перед аудиторией начального и среднего звена школьников.

Практика: «Съедобные виды дикорастущих травянистых растений г. Черемхово, кулинарные рецепты приготовления». Изучить, какие дикорастущие травянистые растения г. Черемхово съедобны. Выяснить полезность этих растений. Узнать, какие части растений и в каком виде их можно употреблять в пищу. Кулинарные рецепты их приготовления. Метод исследования: эксперимент (опыт), обработка данных. Работа со справочной литературой и информацией из интернета. Сбор информации. Провести социологический опрос среди учащихся. Экспериментальное исследование. Наблюдение. Оформление опытнического дневника. Анализ полученных результатов. Вывод. Оформление исследовательской работы. Создание презентации. Подготовка к выступлению. Выступление перед аудиторией начального и среднего звена школьников.

Практика: «Польза витаминного фиточая и его влияние на организм». Изучить историю возникновения фиточая.

Проанализировать, как влияет фиточай на здоровье человека.

Изучить состав фиточая. Сравнить виды фиточая по составу и свойствам. Метод исследования: эксперимент (опыт), обработка данных. Работа со справочной литературой и информацией из интернета. Сбор информации. Провести социологический опрос среди учащихся.

Экспериментальное исследование. Наблюдение. Оформление опытнического дневника. Анализ полученных результатов. Вывод. Оформление исследовательской работы. Создание презентации. Подготовка к выступлению. Выступление перед аудиторией начального и среднего звена школьников.

Теория: Итоговое тестирование. Тестовый контроль знаний.


Методическое обеспечение

Перечень инструментов, необходимых для реализации программы

  • Гербарии по морфологии и биологии растений

  • Гербарий «Растительные сообщества»

  • Гербарий «Основные отделы растений»

  • Коллекции Голосеменные растения

Материально-техническое обеспечение

  • Принтер многофункциональный, ноутбук, флэш-накопитель, цифровой фотоаппарат, планшет, предметные стекла, покровные стекла, пипетки, пинцет


Список использованной литературы:

1. Акимушкин И.И. Мир животных: Беспозвоночные. Ископаемые животные. - М., 1991.

2. Барнс Р. и др. Беспозвоночные. Новый обобщѐнный подход. - М, 1992.

3. Бинас А.В. и др. Биологический эксперимент в школе. - М., 1990.

4. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров. - М., 1989.

5. Блинников В.И. Зоология с основами экологии. - М., 1990.

6. Богоявленский Ю.К. и др. Руководство к лабораторным занятиям по биологии. - М., 1988.

7. Валовая М.А., Кавтарадзе Д.Н. Микротехника. Правила. Приѐмы. Искусство. Эксперимент. - М., 1993.

8. Веселов Е.А., Кузнецова О.Н. Практикум по зоологии. - М., 1962.

9. Вилли К., Детье В. Биология (Биологические процессы и законы). - М., 1975.

10. Гордеева Т.Н. и др. Практический курс систематики растений. - М., 1971.

11. Догель В.А. Зоология беспозвоночных. - М., 1975.

12. Душенков В.М., Матвеева В.Г., Черняховский М.Е. Методические указания к практическим занятиям по зоологии беспозвоночных. - М., 1993

13. Жизнь животных. В 6 т. / Под ред. Л.А. Зенкевича. - М., 1965.

14. Колосков А. В. Образовательно-методический комплекс экологобиологической направленности «Природа под микроскопом» / Ред. Н. В. Кленова, А. С. Постников. – М.: МГДД(Ю)Т, 2007. 100 с. + 10 с. цв. Вкл

15. Кузнецова Н.М. Лабораторные работы по курсу общей биологии. Липецк-2006. 26-с.

16. Лашкина Т.Н. Простой способ приготовления микропрепаратов // Биология. - 2002. - № 8.

17. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. - М., 1994.

18. Микрюков К.А. Протисты // Биология. - 2002. - № 8.

19. Ролан Ж.-К., Сѐлоши А., Сѐлоши Д. Атлас по биологии клетки.

20. Эрнест Д. Миниатюрные обитатели водной среды. - М., 1998.


Календарный учебный график

Год реали-зации програм-мы


Кол-во часов в неде-лю


Сентябрь


Октябрь


Ноябрь


Декабрь


Январь


Февраль


Март


Апрель


Май


Всего часов


Группы

1 год обучения

1


4


4


4


4


3


4


4


4


4


35


Группы

2 год обучения

1

4

4

4

4

3

4

4

4

4

35



Оценочные материалы

Тест объединения «Загадочная биология»

1.Что изучает биология? (10 б)

А) живые организмы;

Б) окружающую среду;

В) вещества и их превращения.

2. Как называется прибор, с помощью которого можно увидеть клетку? (10 б)

А) телескоп; Б) микроскоп; В) лупа.

3. Основная структурная единица жизни – это? (10 б)

А) ткань; Б) орган; В) клетка; Г) организм.

4. Как называется наука, изучающая раститения? (10 б)

А) зоология; Б) ботаника; В) микология; Г) анатомия.

5.Строение шляпочного гриба? (10 б)

6. Животные – это? (10 б)

А) птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки, черви;

Б) птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, лягушки, растения, грибы, микробы;

В) человек, птицы, звери, насекомые, рыбы, растения, грибы, микробы.

7.Какой простейший организм изображен на рисунке? (10 б)

А) инфузория-туфелька; Б) эвглена зеленая; В) амеба обыкновенная.

8. Как называется список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных? (10 б)

А) Черная книга; Б) Красная книга; В) Зеленая книга.

9.Какое из этих растений «лекарственное»? (10 б)

А) подорожник; Б) вороний глаз; В) осот полевой.

10. Составь схему: (1 пр отв – 2 б, 5 отв. 10 б)

Голосеменные растения

Ель Береза Сосна Тополь Клен

Лиственница Осина Кедр Черемуха Пиха

Итого:

НУ – 25 – 50 б;

СУ – 50 – 80 б;

ВУ – 80 – 100 б.


Оценочные материалы

Тест объединения «Занимательная биология»

1.Наука биология изучает? (10 б)

А) живые существа;

Б) окружающую среду;

В) вещества и их превращения.

2. Сложный прибор, позволяющий получать увеличенное изображение очень мелких предметов? (10 б)

А) телескоп; Б) микроскоп; В) лупа.

3.Важнейший и самый крупный компонент клетки? (10 б)

А) цитоплазма; Б) ядро; В) вакуоль.

4. Строение шляпочного гриба? (10 б)

5. Наука ботаника изучает? (10 б)

А) все живые организмы; Б) растения; В) грибы; Г) бактерии.

6. Представители царства животные – это? (10 б)

А) птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки, черви;

Б) птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, лягушки, растения, грибы, микробы;

В) человек, птицы, звери, насекомые, рыбы, растения, грибы, микробы.

7. Какой вид простейшего организма изображен на рисунке? (10 б)

А) инфузория-туфелька; Б) эвглена зеленая; В) амеба обыкновенная.

8. Как называется список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных? (10 б)

А) Черная книга; Б) Красная книга; В) Зеленая книга.

9. Какое из изображенных растений относится к голосеменным? (10 б)

А) береза; Б) ель; В) рябина.

10. К какой группе животных относится бурый медведь по способу питания? (10 б)

А) хищник; Б) растительноядный; В) насекомоядный; Г) всеядный.

Итого:

НУ – 25 – 50 б;

СУ – 50 – 80 б;

ВУ – 80 – 100 б.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Наталья Павловна Цыганова

Дата: 13.02.2022

Номер свидетельства: 600180


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства