Общие положения.
Методическое объединение (МО) является структурным подразделением методической службы школы-лицея № 5 объединяющих учителей по предметам, образовательным областям, видами воспитательной работы (классных руководителей, воспитателей и др.).
МО создается при наличии не менее трех учителей, преподающих один учебный предмет (образовательную область); возглавляется учителем-предметником, имеющим высшее педагогическое образование, высшую или первую квалификационную категорию и стаж работы не менее пяти лет.
МО могут быть общешкольными или дифференцированными по ступеням обучения.
Деятельность МО основывается на педагогическом анализе, прогнозировании и планировании учебно-воспитательного процесса в соответствии с типом и видом образовательного учреждения и программой его развития.
Основные направления деятельности, содержание, формы и методы работы МО определяются его членами в соответствии с целями и задачами образовательного учреждения и утверждаются методическим советом и директором школы.
Методические объединения школы создаются, реорганизовываются и ликвидируются директором школы по представлению заместителя директора по учебно-методической работе (УМР).
МО непосредственно подчиняются заместителю директора по УМР.
МО в своей деятельности соблюдают Конвенцию ООН о правах ребенка, руководствуются Конституцией и законами Республики Казахстан, Указами Президента РК, решениями Правительства РК, органам управления образования всех уровней по вопросам образования и воспитания учащихся, а также Уставом и локально-правовыми актами школы, приказами и распоряжениями директора.
Цели и задачи деятельности.
Целью деятельности МО является создание условий для творческой работы в обеспечении единой воспитательно-образовательной среды развития и формирования личности, практического решения проблем межпредметных связей, выработки единых педагогических требований к изучению близких и смежных разделов, тем, используемой терминологии образовательных областей и учебных предметов.
Деятельность МО направлена на выполнение следующих задач:
обеспечить освоение и использование наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся;
постоянно повышать уровень общедидактической и методической подготовленности педагогов к организации и проведению воспитательно-образовательной работы;
проводить обмен опытом успешной педагогической деятельности;
проведения педагогических экспериментов;
обеспечивать внедрение новых школьных технологий и инновационных процессов в педагогическую практику работы школы;
выявлять, пропагандировать, осуществлять новые подходы к организации обучения и воспитания;
создавать условия для самореализации учителей и осуществления руководства творческой работой коллектива.
Основные формы работы МО.
Проведение педагогических экспериментов по проблемам методики обучения и воспитания, апробации и внедрения новых школьных технологий в образовательный процесс.
Круглые столы, совещания и семинару по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей и т.п.
Заседания методических объединений по вопросам методики обучения и воспитания учащихся.
Открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету.
Лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии.
Изучение и реализация в учебно-воспитательном процессе требований руководящих документов, передового педагогического опыта.
Проведение предметных и методических недель.
Взаимопосещение уроков.
Контроль за качеством проведения учебных занятий.
Содержание деятельности.
Диагностика затруднений учителей, воспитателей, классных руководителей и выбор форм повышения квалификации на основе анализа потребностей.
Планирование и анализ деятельности.
Разработка рекомендаций, положений и содержании, методах и формах организации воспитательно-образовательной деятельности, повышения эффективности организации учебно-воспитательной работы.
Участие в разработке вариативной части учебных планов, внесение изменений в содержание учебных курсов.
Разработка интегрированных учебных программ по изучаемым предметам и согласования их с программами смежных дисциплин для более полного обеспечения усвоения учащимися требований государственных образовательных стандартов.
Проведение открытых занятий и открытых внеклассных мероприятий по предметам.
Разработка основных направлений и форм активизации познавательной, научно-познавательной деятельности учащихся во внеучебное время (семинары, смотры, предметные недели, аукционы знаний и др.).
Изучение, обобщение, пропаганда педагогического опыта, создание банка данных передового и актуального опыта.
Утверждение аттестационного материала для итогового контроля в переводных и выпускных классах.
Организация диагностики (мониторинга) эффективности деятельности членов МО.
Разработка и совершенствование средств повышения наглядности обучения (терминальных и дисплейных комплексов, макетов, стендов, диафильмов, таблиц и т.д.).
Совершенствование педагогического мастерства учителя, воспитателя, классного руководителя, руководство работой школы молодого педагога, педагогической мастерской, временными творческими коллективами учителей.
Участие в аттестации педагогических работников.
Разработка положений о проведении конкурсов, олимпиад, соревнований по предмету.
Приказ об открытии МО.
Приказ о назначении на должность председателя МО.
Положение о методическом объединении.
Функциональные обязанности учителей МО.
Анализ работы за прошедший год.
Тема методической работы, ее цель, приоритетные направления и задачи на новый учебный год.
План работы МО на текущий учебный год.
План-сетка работы МО на каждый месяц.
Банк данных об учителях МО; количественный и качественный состав µвозраст, специальность, преподаваемый предмет, общий стаж и пед.стаж, квалификационная категория, награды, звание, домашний адрес, телефон).
Сведения о темах самообразования учителей МО.
График прохождения аттестации учителей МО на текущий год.
Перспективный план повышения квалификации учителей МО.
График повышения квалификации учителей МО на текущий год.
График повышения квалификации учителей МО.
График проведения текущих контрольных работ (вносят сами учителя или председатели МО. Цель: предупреждение перегрузок учащихся – не более одной контрольной работы в день).
График проведения административных контрольных работ на четверть.
График проведения открытых уроков учителями МО.
Адреса профессионального опыта МО.
Сведения о профессиональных потребностях учителей МО.
План проведения методической недели.
График проведения совещаний, конференций, семинаров, круглых столов, творческих отчетов, деловых игр и т.д. в МО.
Программы (авторские, факультативов, кружков).
Информация об учебных программах и их учебно-методическом обеспечении по предмету.
Календарно-тематическое планирование (по предмету, по индивидуальным, факультативным занятиям, кружкам по предмету).
План работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами в МО.
ВШК (срезы, итоги четв., справки.)
Тетради: совещаний при зам.директоре, заседаний с учителями-предметниками (5 заседаний в год, тематические оформляются протоколы МО), посещение уроков, посещение внеурочных мероприятий по предмету.
Отчеты председателя МО по предмету.