В данной разработке описывается роль внеурочной и внеклассной деятельности в работе учителя биологии. особое внимание уделяется экскурсиям и дополнительному образованию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассная и внеурочная деятельность в биологии»
Эссе на тему: « Использование внеурочной и внеклассной деятельности в работе»
В системе школьного обучения биология занимает особое место, вносит существенный вклад во всестороннее развитие личности, формирует у подрастающего поколения современную естественнонаучную картину мира. Организация внеклассной работы по биологическому циклу дисциплин должна быть составной частью учебно-познавательной работы учащихся. Трудно представить преподавание биологии и экологии без использования внеурочной работы. Организация внеурочной работы позволяет учитывать разносторонние интересы школьников, помогает учащимся прикоснуться к живой природе и значительно углубить и расширить их знания в нужном направлении.
Более 20 лет я являюсь руководителем объединения « Юные натуралисты». Мною разработана программа, получившая статус авторства.На сегодняшний день очень актуален вопрос воспитания школьника не просто познающего природу, а юного исследователя, способного увидеть новые грани обыденных явлений и фактов, раздвинуть привычные рубежи человеческих знаний, преобразовывающего окружающий мир.
Программа «Юные натуралисты» разработана с учётом возрастных особенностей детей и включает в себя несколько направлений: работа с природным материалом, флористика, изучение сезонных изменений в жизни природы, биологический эксперимент, исследовательская деятельность. На базе полученных знаний ребята пишут рефераты, исследовательские работы, с которыми выступают на конференциях разного уровня.Особенность моей программы заключается в том, что сделан акцент на изучение природы родного края, на выявление экологических проблем и в поиске способов их решения. Дети с удовольствием изучают природу родного края, используя практические методы изучения. Дополнительные знания помогают ребятам при изучении школьного курса биологии.
В качестве форм, в которых может быть реализована внеурочная деятельность закреплены такие формы как экскурсии. Биологические экскурсии - основная форма изучения живой природы, когда учащиеся не в классе, а непосредственно в природе наблюдают и исследуют живые объекты. Но трудность проведения экскурсии состоит в нехватке учебных часов, поэтому дополнительные занятия остаются приоритетными в проведении экскурсий и походов. Мною проводятся сезонные экскурсии: «Жизнь растений весной», Сезонные изменения в живой природе». «Естественные экосистемы (экосистема леса, луга, водоема)», « Распространение плодов и семян» и другие. На экскурсиях ребята учатся наблюдать, вести полевой дневник, анализировать, выдвигать гипотезы, решать экологические проблемы.
В течение многих лет моими учениками проведено большое количество исследовательских работ по изучению загрязнения атмосферы, почвы, водоёмов. Последние 2 года я реализую информационно- социальный проект « Дети- детям». В рамках проекта мои ученики принимают участие в акциях по сохранению малых рек. Детьми выполнен ряд исследовательских работ по изучению малых рек Марксовского района. На конференциях различного уровня ребята с удовольствие выступают, защищая свои проекты, и делятся информацией со сверстниками.
В качестве внеурочной деятельности я также использую работу на пришкольном участке. Ребята могут принять участие в ландшафтном проектировании участка, что может пригодиться при изучении ландшафтной экологии. Кроме того у учащихся формируются практические навыки по выращиванию цветов, декоративных кустарников и т.д.
Внеурочная деятельность должна окрасить обучение ребенка в радужные тона, придать новый смысл учебе, благодаря ее огромному воспитательному потенциалу.