kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебник как средство самообразования и саморазвития студентов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по организации работы с учебником со студентами и школьниками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебник как средство самообразования и саморазвития студентов»

Учебник как средство самообразования и саморазвития студентов.

Автор: Хакимова Л.С.

Преподаватель биологии ГБПОУ «Аргаяшский Аграрный техникум»

Изменения, происходящие в современном обществе, лежат в основе создания ФГОС: переход к рыночной экономике, рост конкуренции, быстрый темп развития общества. Вследствие чего наши выпускники должны быть готовы к современной жизни. Для этого от него требуются такие качества как динамичность, коммуникативность, гибкость, креативность и самостоятельность. Саморазвитие – это обогащение своих знаний путем самостоятельных занятий (толковый словарь С.И. Ожегова

Без самообразования нет саморазвития. Оно немыслимо без чтения, так как основной объем учебной информации студенты получают именно через чтение. К тому же, следует признать, мало прочитать, нужно осмыслить, понять прочитанное. Но как сформировать потребность в чтении как в средстве познания мира? Учащиеся предпочитают «посидеть» на уроке, получить готовую информацию. Следует отметить, что большинство детей, как они признаются сами, дома учебники не открывают вообще. О каком самообразовании может идти речь? Именно отсюда, как мы полагаем, берут начало проблемы, с которыми сталкиваются предметники:

1.Непонимание прочитанного (трудности при определении главной мысли текста, находить нужную информацию…)

2.Неумение преобразовывать, интерпретировать информацию (трудности при заполнении таблиц (в таблицу пишут все подряд).

3. Опорные конспекты делают путем переписывания всего параграфа (избегают делать схемы, таблицы)

4.При чтении не обращают внимания на графики, рисунки, таблицы (пропускают их).

5. С трудом делают выводы (заключение), анализ, сравнение, обобщение.

6. Не умеют грамотно формулировать вопросы, строить полноценные ответы

7. Тяжело пересказывают материал (плохо развита память, используют бытовой язык)

Работа с учебником – важнейшее умение самообразования. Учебник – это самоучитель, выполняющий многие функций: Он выполняет информационную, систематическую функцию, функцию закрепления, самоконтроля, интеграции, мотивации и самообразования. Становится все сложней убедить ребенка в том, что учебник – его помощник. Как изменить существующее положение?

Существуют много способов решения данной проблемы, одним из которых является технология «перевернутый класс», которая подразумевает самостоятельную работу с учебным материалом.

«Перевернутый класс» — это модель обучения, при котором предметник предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии проходит разбор вопроса и закрепление материала. Модель винят в ослаблении роли учителя, но на самом деле предметник тратит время на более сложные задачи – закрепить и углубить знания, полученные студентами самостоятельно. При работе нужно учесть главное – обязательное оценивание знаний. Отметка – главный стимул, то, ради чего ребенок работает, поднимается в глазах своих одноклассников и одногруппников. Не забудьте похвалить его. Он должен почувствовать, что его подготовку увидели, оценили и отметили.

Сравним традиционный и «перевернутый» подходы к обучению по нескольким критериям.

критерий

Традиционный подход

Перевернутый подход

учащийся

Пассивность, отсутствие инициативы. Работа по схеме «послушай, запомни, воспроизведи»


Вовлеченность в учебный процесс, взаимодействие со всеми участниками, работа по схеме «я изучил, знаю, не понял, как, почему»

Предметник

Передача знаний, дисциплина и контроль

Создание условий для формирования у учеников ответственности за обучение, доверительные отношения

Методы

Учитель-ученик

Ученик-ученик, совместная работа, обсуждение вопроса

Построение учебного процесса

Слушают рассказ учителя, весь урок объясняет учитель, дома выполняют домашнее задание независимо от того понял ребенок материал или нет

Самостоятельное изучение материала с последующим его обсуждением и разбором на занятии.

Итак. Какие приемы помогут предметнику организовать самостоятельную работу с текстом учебника в контексте модели «перевернутый класс».

1.Дается проблемный вопрос, который заинтриговывает класс (группу). Чтобы ответить на вопрос, вам нужно изучить параграф (элемент технологии проблемного обучения). Например, вопрос «что представляет собой куриное яйцо? Что это? как оно образуется? Интересно, что мы едим. Ответ на вопрос вы найдете в параграфе» На следующем уроке идет разбор материала, в ходе которого и достигается цель урока. Можно поручить отдельному ученику ответить на вопрос «из чего именно образуется цыпленок?», используя настоящее куриное яйцо, продемонстрировать опыт в классе. Для этого ребенку придется изучить параграф.

2.Изучить и сделать опорный конспект по параграфу (у кого лучший и оригинальный), организовать занятие в виде состязания с предоставлением права раскрыть тему по своему опорному конспекту. Оценивает класс (группа), кто лучше, доступно и понятно раскрыл тему. Как правило, класс очень ответственно и критично подходит к оцениванию.

3. Изучить параграф, составить план, раскрыть материал параграфа в виде таблицы или схемы (инфографика).

4. Почемучки. Необходимо Изучить параграф и составить вопросы для своих одноклассников, начиная со слов «почему?», «где?», «когда?», «как?» и т.д. . Вопросы и ответы должны быть составлены грамотно и правильно. Оценивает вопросы и ответы класс (группа). Учебники при этом можно закрыть.

5. Провести урок, дать ребенку возможность побывать в роли предметника.

6. Урок-коллоквиум или урок Мозговой штурм. Заранее приготовить вопросы по теме (или попросить учеников), дома учащиеся разбирают проблему, конспектируют и на уроке эти вопросы разбираются совместно. Желательно при этом учебники закрыть, пользоваться конспектами разрешается. В этом случае у детей возникает понимание о необходимости наличия конспектов.

Опорный конспект можно сделать в виде шпаргалки (размеры сразу обсудить), на занятиях можно пользоваться шпаргалкой (учебники, тетради закрыты).

7. Творческие задания. Написать сочинение от своего лица. Например, «Представьте, что вы бабочка, расскажите о себе» (или расскажите о себе, используя только прилагательные), «Расскажите от своего лица эмбриональное развитие» при изучении темы онтогенез, «Представьте, что вы инфузория, расскажите о себе». Напишите сочинение на тему «Внимание, разыскиваются», составьте рассказ с биологическими ошибками. Творческие задания выполняются детьми с удовольствием, естественно, что для этого им необходимо ни раз прочитать параграф. И главное, в эту работу начинают подключаться дети с низким уровнем мотивации к обучению.

Логические задания

8. Составить кроссворды и анаграммы (слова-перевертыши) и вопросы к ним.

9. Составить по параграфу «четвертый лишний» (в старших классах «пятый, шестой лишний).

Например: корень, стебель, лист, цветок. Найди лишнее слово и объясни.

Таким образом, мы полагаем, что данная форма работы с учащимися позволяет решить ряд проблем:

1.Дети начинают читать, осмысленно подходить к чтению, обогащается и усложняется словарный запас, развивается письменная и устная речь.

2. Учащиеся начинают понимать, что самостоятельная работа с учебником – это несложно и интересна.

3. Меняется отношение к предмету у слабо- и- неуспевающих учащихся.

4. Самостоятельная работа с учебником позволяет в рамках обычного занятия осуществлять личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении.

6.Организация работы с учебником – процесс нелегкий, переход от традиционного к перевернутому осуществляется постепенно, систематичность и умело организованное занятие вскоре начнут приносить свои результаты.

7. Применение модели «Перевернутый класс» через организацию работы с учебником позволяет предметнику реализовывать обучение в соответствии с современными требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Результаты исследования показаны на примере предмета «биология», но она может активно использоваться и на уроках химии, географии, истории и др.













-


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Учебник как средство самообразования и саморазвития студентов

Автор: Хакимова Люция Сафаргалеевна

Дата: 18.11.2020

Номер свидетельства: 563681

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Пути использования возможностей ИТ-технологий в эпоху информатизации общества с целью развития творческого потенциала учащихся"
    ["seo_title"] => string(137) "putiispolzovaniiavozmozhnostieiittiekhnologhiivepokhuinformatizatsiiobshchiestvastsieliurazvitiiatvorchieskoghopotientsialauchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "275937"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452656546"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Доклад "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(67) "doklad-ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "174327"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424107555"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Педагогический совет «БУДУЩЕЕ НАСТУПАЕТ СЕГОДНЯ» "
    ["seo_title"] => string(60) "piedaghoghichieskii-soviet-budushchieie-nastupaiet-siegodnia"
    ["file_id"] => string(6) "126301"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415136802"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Педагогический совет «БУДУЩЕЕ НАСТУПАЕТ СЕГОДНЯ», презентация "
    ["seo_title"] => string(76) "piedaghoghichieskii-soviet-budushchieie-nastupaiet-siegodnia-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "126303"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415136945"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства