kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческий подход при объяснении и закреплении учебного материала на уроках биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта работы учителя биологии, включающее теоретический и практический материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творческий подход при объяснении и закреплении учебного материала на уроках биологии»

Творческий подход при объяснении и закреплении учебного материала на уроках биологии


(Воликова Елена Александровна, учитель биологии высшей квалификационной категории муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №4» г.Саратова)


Творческий учитель – это тот, кто открывает,

умудряет и ободряет

                                Н. Рерих

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития личности в творческой деятельности. Проблема эта обусловлена качественными изменениями потребностей общества в связи с развитием НТР и возрастающей информационной напряженностью, что в свою очередь требует подготовки творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, владеющих навыками исследовательской работы.

Педагогическая деятельность должна быть оснащена, «пронизана» творчеством, потому  что именно творчество позволяет говорить о продуктивности образования.

Педагог в процессе обучения школьников должен и сам развиваться творчески и развивать учеников. 

Педагогическое творчество заключает в себе определенные элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не столько с выдвижением новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с видоизменением приемов учебно-воспитательной работы, их определенной модернизацией.

Слово «творчество» образовано от слова «творить», а это означает искать, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном.

Соответственно творческая познавательная активность – это самостоятельный поиск и создание или конструирование какого - то нового продукта (в индивидуальном опыте ученика – нового, неизвестного для него научного знания или метода, но известного в общественном опыте



Критерии творчества включают:

а) самостоятельность (полную или частичную)

б) поиск и перебор возможных вариантов движения к цели (в полном или частичном объеме)

в) создание в процессе движения к цели нового продукта (в полном или частичном виде)

Методы, используемые при развитии творческих способностей учащихся:

  • исследовательский (практические и лабораторные работы);

  • частично-поисковый (беседа, лекция, сам. работа, сбор материала, проблемный семинар);

  • проблемный (мозговые атаки, урок-дискуссия, урок-семинар, решение проблемных задач, зачёт).

  • Проектный (групповые, индивидуальные; с различными источниками информации; краткосрочные, долгосрочные и др.)

Творческая деятельность немыслима без осознания цели поиска, без активного воспроизведения ранее изученного, без интереса к пополнению недостающих знаний из готовых источников, без воображений и эмоций.

В основе любой творческой   деятельности       лежит прогноз – предвидение, предвосхищение ее вероятных результатов. Поэтому и усвоение учащимися теоретического материала на творческом уровне предполагает прогнозирование.

Примером прогнозирования может служить на элементарном уровне поиск и воссоздание слов в кроссворде: этот поиск осуществляется на основе заданных ориентиров и «перебора» ранее усвоенных знаний .

Стимуляции творческой активности и продуктивности помогает методика мозгового штурма. В этом случае происходит раскрепощение сознания, снимаются факторы боязни и страха оказаться смешным. Каждый учащийся класса высказывает любые свои мысли на предложенную тему, не контролируя их течение, не оценивая их и стремясь при этом побуждать других к подобным ассоциациям идей. После первого тура «атаки» общая масса идей анализируется в расчете на то, что среди них окажется, по меньшей мере, несколько, содержащих наиболее удачные решения.

Творческий уровень знаний предусматривает такие знания и умения, которые приобретены в ходе самостоятельной поисковой деятельности учащихся. Приемы мышления, которые обеспечивают этот уровень знаний – тоже творческие: ученики определяют тему и задачи работы, формулируют гипотезу, превращая ее в решение, вывод, затем проверяют полученные данные. Знания творческого уровня достигаются эвристическими и исследовательскими методами (проблемные вопросы, ситуации), которые и побуждают учащихся к самостоятельной творческой деятельности.

В основном, этот уровень усвоения знаний свойственен для старшеклассников, а в среднем и младшем звене есть только элементы творческой исследовательской деятельности.

Поэтому большое внимание в среднем звене следует уделять развитию, прежде всего, разносторонних умений, реализуя принцип концентрации учебного материала со способами познания, а соответственно и развития общеучебных умений. Таким образом, можно выделить следующие виды творческой деятельности на уроке при формировании новых знаний и закреплении.

1 группа: Задания в занимательной форме. (ЗАКРЕПЛЕНИЕ)

Ведущим стимулирующим мотивом этой деятельности у учащихся - занимательность, как «ключик» к детскому вниманию. Именно ребусы, чайнворды, кроссворды, викторины, игры ребятам хорошо известны и они овладели в полном объеме технологией их составления. Материалы, созданные в данной форме, привлекают внимание и способствуют развитию мотивации учащихся.

2 группа: Задания поэтического содержания.

(НОВЫЕ ЗНАНИЯ и ЗАКРЕПЛЕНИЕ)

Эти творческие задания чаще всего выполняют ребята с доминирующей аудиальной модальностью. Сочинять стихи, сказки, загадки, придумывать истории, находить легенды и выступать с этими материалами перед одноклассниками ребятам очень нравится.

3 группа: Задания иллюстративного плана.

(НОВЫЕ ЗНАНИЯ и ЗАКРЕПЛЕНИЕ)

Учащиеся, умеющие рисовать, фотографировать, клеить аппликации с удовольствием выбирают такие формы как создание рисованых фильмов, составление фотоальбомов по теме, рисунки к стендам, картины животных, аппликативные работы. 

Бесспорно, эти формы деятельности развивают кругозор. Способствуют освоению новых навыков.

4 группа: Задания научно - информационной направленности.

(ЗАКРЕПЛЕНИЕ)

Это более высокий уровень творческих заданий. Обычно их выполняют ребята с хорошим мышлением, много читающие, либо имеющие стойкие положительные мотивы учебной деятельности. Это выполнение рефератов, докладов - сообщений, создание папки дополнительных материалов, написание структурированного конспекта, опорные конспекты, создание картотеки литературы по теме.

5 группа: Конструкторские задания.

(НОВЫЕ ЗНАНИЯ и ЗАКРЕПЛЕНИЕ)

Ребята выполняют такие формы заданий как изготовление моделей животных, составление коллекций следов жизнедеятельностигербаризация, составление биологических лабиринтов, карточек контроля знаний, создают макеты. Данные задания позволяют развивать конструкторские умения, увеличивают практическую направленность знаний и связь с природным окружением.

6группа: Исследовательские задания.

(НОВЫЕ ЗНАНИЯ и ЗАКРЕПЛЕНИЕ)

Эту группу заданий выполняют чаще ребята с ярко выраженным желанием связать свою профессию с биологией. Они проводят наблюдения, эксперименты, описания, опыты, микроскопирование и т. д.

С введением в учебный арсенал компьютерной техники повышаются возможности учащихся и преподавателя. С помощью интерактивных иллюстрированных словарей и энциклопедий, интернет - ресурсов учащиеся могут создавать выставки и виртуальные музеи природы по разным темам курса «Животные». Эти виртуальные продукты могут содержать не только иллюстрации, но и сопровождаться звуком, текстом, видеороликами и др. дополнениями

Последние годы в педагогике укоренилось утверждение "У творчески работающего педагога - творчески развитые ученики". Творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в воспитанниках развитие творческой активности.




Приложение

Кроссворд по экологии

Аппликация «Мейоз»

Листовка

Фитоаппликация

Аппликация «Вода-растворитель»

Модель из пластилина


Литература:

1. Алексеев, М.Ю. Применение новых технологий в образовании

/ М.Ю. Алексеев, С.И. Золотова. – Троицк: Тровант, 2005. – 162 с

2. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии / Н.В. Бордовская, Л.А. Даринская, С.Н. Костромина. – М.: Кнорус, 2011. – 269 с.

3. Москаленко, К.А. Образец учебных действий как средство активизации творческой деятельности учащихся / К.А. Москаленко // Педагогическое наследие. – Липецк: ЛГПУ, 1999. – С. 42 – 49

4. Муртазин, Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. / Г.М. Муртазин. – М.: Просвещение, 1989. – 263 с.

  1. //nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2016/02/07/statya-tvorchestvo-v-rabote-uchitelya-kak-faktor-vospitaniya-i

«Творчество в работе учителя, как фактор воспитания и развития способностей учащихся».

Калакуток Аминет Асланбечевна учитель биологии МБО

«СШ № 11» а. Старобжегокай


6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Творческий подход при объяснении и закреплении учебного материала на уроках биологии

Автор: Воликова Елена Александровна

Дата: 18.06.2018

Номер свидетельства: 473640

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Проект по применению ИКТ  на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(49) "proiekt-po-primienieniiu-ikt-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "143014"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418406639"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ"
    ["seo_title"] => string(77) "sozdaniie-uslovii-dlia-formirovaniia-uchiebnoi-motivatsii-na-urokakh-biologii"
    ["file_id"] => string(6) "252389"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447361613"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Методика проведения учебного занятия "Получение и свойства этилена""
    ["seo_title"] => string(78) "mietodika_proviedieniia_uchiebnogho_zaniatiia_poluchieniie_i_svoistva_etiliena"
    ["file_id"] => string(6) "366759"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481091718"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Интегрированный урок биологии и информатики "
    ["seo_title"] => string(46) "intieghrirovannyi-urok-biologhii-i-informatiki"
    ["file_id"] => string(6) "151589"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420725064"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Доклад "Формирование у учащихся умение самостоятельно  работать   на уроках естественного цикла" "
    ["seo_title"] => string(107) "doklad-formirovaniie-u-uchashchikhsia-umieniie-samostoiatiel-no-rabotat-na-urokakh-iestiestviennogho-tsikla"
    ["file_id"] => string(6) "151032"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420624933"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства