Просмотр содержимого документа
«Творческий подход при объяснении и закреплении учебного материала на уроках биологии»
Творческий подход при объяснении и закреплении учебного материала на уроках биологии
(Воликова Елена Александровна, учитель биологии высшей квалификационной категории муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №4» г.Саратова)
Творческий учитель – это тот, кто открывает,
умудряет и ободряет
Н. Рерих
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития личности в творческой деятельности. Проблема эта обусловлена качественными изменениями потребностей общества в связи с развитием НТР и возрастающей информационной напряженностью, что в свою очередь требует подготовки творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, владеющих навыками исследовательской работы.
Педагогическая деятельность должна быть оснащена, «пронизана» творчеством, потому что именно творчество позволяет говорить о продуктивности образования.
Педагог в процессе обучения школьников должен и сам развиваться творчески и развивать учеников.
Педагогическое творчество заключает в себе определенные элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не столько с выдвижением новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с видоизменением приемов учебно-воспитательной работы, их определенной модернизацией.
Слово «творчество» образовано от слова «творить», а это означает искать, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном.
Соответственно творческая познавательная активность – это самостоятельный поиск и создание или конструирование какого - то нового продукта (в индивидуальном опыте ученика – нового, неизвестного для него научного знания или метода, но известного в общественном опыте
Критерии творчества включают:
а) самостоятельность (полную или частичную)
б) поиск и перебор возможных вариантов движения к цели (в полном или частичном объеме)
в) создание в процессе движения к цели нового продукта (в полном или частичном виде)
Методы, используемые при развитии творческих способностей учащихся:
исследовательский (практические и лабораторные работы);
проблемный (мозговые атаки, урок-дискуссия, урок-семинар, решение проблемных задач, зачёт).
Проектный (групповые, индивидуальные; с различными источниками информации; краткосрочные, долгосрочные и др.)
Творческая деятельность немыслима без осознания цели поиска, без активного воспроизведения ранее изученного, без интереса к пополнению недостающих знаний из готовых источников, без воображений и эмоций.
В основе любой творческой деятельности лежит прогноз – предвидение, предвосхищение ее вероятных результатов. Поэтому и усвоение учащимися теоретического материала на творческом уровне предполагает прогнозирование.
Примером прогнозирования может служить на элементарном уровне поиск и воссоздание слов в кроссворде: этот поиск осуществляется на основе заданных ориентиров и «перебора» ранее усвоенных знаний .
Стимуляции творческой активности и продуктивности помогает методика мозгового штурма. В этом случае происходит раскрепощение сознания, снимаются факторы боязни и страха оказаться смешным. Каждый учащийся класса высказывает любые свои мысли на предложенную тему, не контролируя их течение, не оценивая их и стремясь при этом побуждать других к подобным ассоциациям идей. После первого тура «атаки» общая масса идей анализируется в расчете на то, что среди них окажется, по меньшей мере, несколько, содержащих наиболее удачные решения.
Творческий уровень знаний предусматривает такие знания и умения, которые приобретены в ходе самостоятельной поисковой деятельности учащихся. Приемы мышления, которые обеспечивают этот уровень знаний – тоже творческие: ученики определяют тему и задачи работы, формулируют гипотезу, превращая ее в решение, вывод, затем проверяют полученные данные. Знания творческого уровня достигаются эвристическими и исследовательскими методами (проблемные вопросы, ситуации), которые и побуждают учащихся к самостоятельной творческой деятельности.
В основном, этот уровень усвоения знаний свойственен для старшеклассников, а в среднем и младшем звене есть только элементы творческой исследовательской деятельности.
Поэтому большое внимание в среднем звене следует уделять развитию, прежде всего, разносторонних умений, реализуя принцип концентрации учебного материала со способами познания, а соответственно и развития общеучебных умений. Таким образом, можно выделить следующие виды творческой деятельности на уроке при формировании новых знаний и закреплении.
1 группа: Задания в занимательной форме. (ЗАКРЕПЛЕНИЕ)
Ведущим стимулирующим мотивом этой деятельности у учащихся - занимательность, как «ключик» к детскому вниманию. Именноребусы, чайнворды, кроссворды, викторины, игрыребятам хорошо известны и они овладели в полном объеме технологией их составления. Материалы, созданные в данной форме, привлекают внимание и способствуют развитию мотивации учащихся.
2 группа: Задания поэтического содержания.
(НОВЫЕ ЗНАНИЯ и ЗАКРЕПЛЕНИЕ)
Эти творческие задания чаще всего выполняют ребята с доминирующей аудиальной модальностью. Сочинятьстихи, сказки, загадки,придумыватьистории, находитьлегендыи выступать с этими материалами перед одноклассниками ребятам очень нравится.
3 группа: Задания иллюстративного плана.
(НОВЫЕ ЗНАНИЯ и ЗАКРЕПЛЕНИЕ)
Учащиеся, умеющие рисовать, фотографировать, клеить аппликации с удовольствием выбирают такие формы как создание рисованых фильмов, составление фотоальбомов по теме, рисунки к стендам, картины животных, аппликативные работы.
Бесспорно, эти формы деятельности развивают кругозор. Способствуют освоению новых навыков.
Это более высокий уровень творческих заданий. Обычно их выполняют ребята с хорошим мышлением, много читающие, либо имеющие стойкие положительные мотивы учебной деятельности. Это выполнение рефератов, докладов - сообщений, создание папки дополнительных материалов,написание структурированного конспекта, опорные конспекты, создание картотеки литературы по теме.
5 группа: Конструкторские задания.
(НОВЫЕ ЗНАНИЯ и ЗАКРЕПЛЕНИЕ)
Ребята выполняют такие формы заданий как изготовление моделей животных, составление коллекций следовжизнедеятельности, гербаризация,составление биологических лабиринтов, карточекконтроля знаний, создаютмакеты.Данные задания позволяют развивать конструкторские умения, увеличивают практическую направленность знаний и связь с природным окружением.
6группа: Исследовательские задания.
(НОВЫЕ ЗНАНИЯ и ЗАКРЕПЛЕНИЕ)
Эту группу заданий выполняют чаще ребята с ярко выраженным желанием связать свою профессию с биологией. Они проводят наблюдения, эксперименты, описания, опыты, микроскопирование и т. д.
С введением в учебный арсенал компьютерной техники повышаются возможности учащихся и преподавателя. С помощью интерактивных иллюстрированных словарей и энциклопедий, интернет - ресурсов учащиеся могут создавать выставки и виртуальные музеи природы по разным темам курса «Животные». Эти виртуальные продукты могут содержать не только иллюстрации, но и сопровождаться звуком, текстом, видеороликами и др. дополнениями
Последние годы в педагогике укоренилось утверждение "У творчески работающего педагога - творчески развитые ученики". Творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в воспитанниках развитие творческой активности.
Приложение
Кроссворд по экологии
Аппликация «Мейоз»
Листовка
Фитоаппликация
Аппликация «Вода-растворитель»
Модель из пластилина
Литература:
1. Алексеев, М.Ю. Применение новых технологий в образовании
2. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии / Н.В. Бордовская, Л.А. Даринская, С.Н. Костромина. – М.: Кнорус, 2011. – 269 с.
3. Москаленко, К.А. Образец учебных действий как средство активизации творческой деятельности учащихся / К.А. Москаленко // Педагогическое наследие. – Липецк: ЛГПУ, 1999. – С. 42 – 49
4. Муртазин, Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. / Г.М. Муртазин. – М.: Просвещение, 1989. – 263 с.