Творческие задачи к урокам биологии для развития естественно-научной грамотности, познавательной активности и интереса к предмету биология.
Творческие задачи к урокам биологии для развития естественно-научной грамотности, познавательной активности и интереса к предмету биология.
Творческие задачи к урокам биологии для развития естественно-научной грамотности, познавательной активности и интереса к предмету биология. А так же подобные задания и задачи можно использовать на интеллектуальных мероприятиях. Часть 1
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Творческие задачи к урокам биологии для развития естественно-научной грамотности, познавательной активности и интереса к предмету биология.»
Творческие задачи к урокам биологии для развития естественно-научной грамотности, познавательной активности и интереса к предмету биология.
Часть 1
Кому легче и кому труднее передвигаться по заболоченной почве — лошади или корове? Почему?
Ответ. У лошадей (непарнокопытных) при вытаскивании ног из вязкой почвы под копытами создается пониженное давление, и наружное атмосферное давление затрудняет движение ног. У парнокопытных животных при нажиме на почву копыта раздвигаются, а при вытаскивании ног сближаются, и вокруг них свободно проходит воздух.
Почему гуси и утки ходят, переваливаясь с ноги на ногу?
Ответ. Анатомической особенностью гусей и уток, в отличие от других птиц, является то, что у них короткие и широко расставленные лапы. Поэтому, чтобы сохранить равновесие при ходьбе, им приходится переваливать своё тело так, чтобы вертикаль от центра тяжести тела проходила через точку опоры, то есть через лапу.
работа в группе «Предложите и обсудите варианты образования новых видов в условиях экологической и географической изоляции».
Вариант ответа
Процесс образования видов осуществляется в результате взаимодействия элементарных эволюционных факторов: мутаций, дрейфа генов, естественного отбора, волн жизни и изоляции.
Формы видообразования:
дивергентное (истинное) видообразование — разделение первоначально единого вида на два или более новых. Механизм: изоляция между популяциями — накопление генетических изменений — появление репродуктивной изоляции (невозможности скрещиваться);
филетическое видообразование — постепенное превращение во времени одного вида в другой. Механизм: изменения условий среды захватывают весь ареал — накопление наиболее выгодных изменений у всех популяций вида;
путём гибридизации (гибридогенное) — скрещивание популяций разных видов на территории пересечения их ареалов.
У видов с половым размножением симпатричеcкое видообразование без географической изоляции происходит довольно редко, т. к. новые мутации либо распространяются в популяции (при возможности скрещивания с особью-мутантом), либо уходят вместе с гибелью носителя (при невозможности скрещивания с особью-мутантом).
Однако у организмов, размножающихся бесполым путем, в том числе у высших растений с вегетативным размножением, один мутант (например, полиплоид), достаточно отличающийся от родительской популяции, чтобы быть генетически изолированным, может дать начало новому виду.
Вариантами симпатрического видообразования являются полиплоидия и гибридизация.
Полиплоидия — тип геномной мутации: увеличение числа наборов хромосом в клетках организма, кратное гаплоидному (одинарному) числу хромосом.
Так, разные виды пшениц составляют ряд с наборами 14, 28, 42 хромосомы. В клетках дикого хлопчатника 26 хромосом, культурного — 52.
Гибридизация — скрещивание организмов разных видов, т. е. объединение различных геномов в одной особи (гибриде).
Культурная слива возникла путем гибридизации тёрна с алычой. Другим примером гибридогенного вида является рябинокизильник, распространённый в лесах центральной Сибири.
Темы рефератов, докладов, сообщений по разделу : «Эволюция»
Основные направления эволюции растений
Развитие жизни в палеозойскую эру. Основные ароморфозы растений и животных
Борьба за существование и ее формы
Эволюция биосферы.
Современная синтетическая теория эволюции
Учения по микроэволюции
Значение генетики для развития эволюционного учения
Вклад отечественных ученых в синтетическую теорию эволюции
Требования к докладу
Правила написания доклада
Подбор темы
Поиск литературы по теме
Составление плана доклада
Формулирование выводов
Содержание разделов доклада
Оформление ---1 б
Оглавление (соответствие с темой). Введение (ведение, как стремление заинтересовать слушателей, обозначая актуальность, цели и задачи, предмет и объект исследования). 3 б
Основная часть (основная часть, где раскрываются используемые методы исследования, проделанная работа, а также анализ результатов). 3 б
Заключение (заключение, в котором автор подводит итоги, а после завершает выступление). 1 б
Список литературы ( менее 3-х – 1 б), ( более 3-х источников – 2б) ИТОГОВОЕ количество баллов - 10
Задача. Скворцы на яблоне питаются гусеницами яблонной плодожорки. Рассчитайте оставшийся урожай яблок в (кг), если за лето гусеницы могли бы уничтожить 25% яблок и достигнуть биомассы 4 кг. Переход энергии с одного трофического уровня на другой в данной цепи составляет 20%.
Решение
1) Определяем, сколько яблок съели гусеницы
4 кг – 20%
х – 100%
х= 20 кг
2) Рассчитываем биомассу яблок
20 кг – 25%
х – 100%
х = 80 кг
3) Определяем оставшийся урожай яблок
80 – 20 = 60 кг
Установите соответствие между признаком организма и организмом, обладающим данным признаком.
ПРИЗНАК:
ОРГАНИЗМ: 1) белый гриб
2) папоротник
А) запасное вещество в клетках – крахмал
Б) образует микоризу с корнями деревьев
В) в жизненном цикле присутствуют спорофит и гаметофит
Г) в клеточной стенке содержится хитин
Д) имеет проводящие сосуды
Е) запасное вещество в клетках – гликоген
В восточной части Северной Америки два вида семейства Бальзаминовые – недотрога капская и недотрога бледная - часто растут рядом, но не образуют гибридов. С чем это связано? Благодаря кому между этими видами существует надежная изоляция?
Это связано с тем, что строение цветков у этих двух видов приспособлено к разным опылителям. Недотрогу капскую обычно посещают и опыляют колибри, а недотрогу бледную – шмели. Благодаря разным опылителям между этими видами существует надежная изоляция.
Архейская и Протерозойская эры с точки зрения биолога.
Биологические методы борьбы с вредителями комнатных растений.
Влияние транспортной загрязненности воздуха на эпифитные лишайники нашего края.
Гипотезы о происхождении человека
Движущие силы эволюции
Движущие силы эволюции. Борьба за существование.
Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы.
Изучение видового разнообразия первоцветов.
Изучение влияния противоакарицидной обработки на численность и многообразие наземных беспозвоночных животных.
Индивидуальное развитие организмов, или онтогенез
Механизмы формирования устойчивости к синтетическим и природным антибиотикам у белого стафилококка.
Определение степени деградации паркового фитоценоза по состоянию древесных растений.
«Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание»
Цель:
рассмотреть клетки различных организмов и их тканей под микроскопом (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов.
Оборудование:
микроскопы, готовые микропрепараты растительной (кожица чешуи лука), животной (эпителиальная ткань – клетки слизистой ротовой полости), грибной (дрожжевые или плесневые грибы) клеток, таблицы о строении растительной, животной и грибной клеток.
Работа в классе может проводиться не на готовых микропрепаратах, а на приготовленных, а для этого: чашки Петри, луковица, лабораторные ножи, пинцеты, пипетки, стеклянные мазевые ложечки, выращенная культура плесневого гриба пеницилла или мукора.
Ход работы:
- рассмотрите под микроскопом приготовленные (готовые) микропрепараты растительных и животных клеток.
- сравните строение растительной, грибной и животной клеток. Сделайте вывод о сложности их строения.
1. О чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных? Приведите примеры.
2. О чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы? Приведите примеры.
При проведении лабораторных работ с использованием стеклянного лабораторного оборудования (пробирок, химических стаканов, предметных и покровных стекол и т.д.) необходимо ознакомить учащихся с техникой безопасности при работе с этим оборудованием. Нельзя сильно нажимать пальцами на хрупкие стенки пробирок, химических стаканов; во избежание ранения пальцев предметные стекла необходимо брать легко за края.