kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческие задачи к урокам биологии для развития естественно-научной грамотности, познавательной активности и интереса к предмету биология.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческие задачи к урокам биологии для развития естественно-научной грамотности, познавательной активности и интереса к предмету биология. А так же подобные задания и задачи можно использовать на интеллектуальных мероприятиях. Часть 1

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творческие задачи к урокам биологии для развития естественно-научной грамотности, познавательной активности и интереса к предмету биология.»

Творческие задачи к урокам биологии для развития естественно-научной грамотности, познавательной активности и интереса к предмету биология.

Часть 1





  1. Кому легче и кому труднее передвигаться по заболоченной почве — лошади или корове? Почему?

Ответ. У лошадей (непарнокопытных) при вытаскивании ног из вязкой почвы под копытами создается пониженное давление, и наружное атмосферное давление затрудняет движение ног. У парнокопытных животных при нажиме на почву копыта раздвигаются, а при вытаскивании ног сближаются, и вокруг них свободно проходит воздух.

  1. Почему гуси и утки ходят, переваливаясь с ноги на ногу?

Ответ. Анатомической особенностью гусей и уток, в отличие от других птиц, является то, что у них короткие и широко расставленные лапы. Поэтому, чтобы сохранить равновесие при ходьбе, им приходится переваливать своё тело так, чтобы вертикаль от центра тяжести тела проходила через точку опоры, то есть через лапу.



  1. работа в группе «Предложите и обсудите варианты образования новых видов в условиях экологической и географической изоляции».

Вариант ответа

Процесс образования видов осуществляется в результате взаимодействия элементарных эволюционных факторов: мутаций, дрейфа генов, естественного отбора, волн жизни и изоляции.

Формы видообразования:

  1. дивергентное (истинное) видообразование — разделение первоначально единого вида на два или более новых. Механизм: изоляция между популяциями — накопление генетических изменений — появление репродуктивной изоляции (невозможности скрещиваться);

  2. филетическое видообразование — постепенное превращение во времени одного вида в другой. Механизм: изменения условий среды захватывают весь ареал — накопление наиболее выгодных изменений у всех популяций вида;

  3. путём гибридизации (гибридогенное) — скрещивание популяций разных видов на территории пересечения их ареалов.

У видов с половым размножением симпатричеcкое видообразование без географической изоляции происходит довольно редко, т. к. новые мутации либо распространяются в популяции (при возможности скрещивания с особью-мутантом), либо уходят вместе с гибелью носителя (при невозможности скрещивания с особью-мутантом).

Однако у организмов, размножающихся бесполым путем, в том числе у высших растений с вегетативным размножением, один мутант (например, полиплоид), достаточно отличающийся от родительской популяции, чтобы быть генетически изолированным, может дать начало новому виду. 

Вариантами симпатрического видообразования являются полиплоидия и гибридизация.

Полиплоидия — тип геномной мутации: увеличение числа наборов хромосом в клетках организма, кратное гаплоидному (одинарному) числу хромосом. 

Так, разные виды пшениц составляют ряд с наборами 14, 28, 42 хромосомы. В клетках дикого хлопчатника 26 хромосом, культурного — 52.

Гибридизация — скрещивание организмов разных видов, т. е. объединение различных геномов в одной особи (гибриде).

Культурная слива возникла путем гибридизации тёрна с алычой. Другим примером гибридогенного вида является рябинокизильник, распространённый в лесах центральной Сибири.



  1. Темы рефератов, докладов, сообщений по разделу : «Эволюция»

Основные направления эволюции растений

Развитие жизни в палеозойскую эру. Основные ароморфозы растений и животных

Борьба за существование и ее формы

Эволюция биосферы.

Современная синтетическая теория эволюции

Учения по микроэволюции

Значение генетики для развития эволюционного учения

Вклад отечественных ученых в синтетическую теорию эволюции

Требования к докладу

Правила написания доклада

  • Подбор темы

  • Поиск литературы по теме

  • Составление плана доклада

  • Формулирование выводов

Содержание разделов доклада


  1. Оформление ---1 б

  2. Оглавление (соответствие с темой). Введение (ведение, как стремление заинтересовать слушателей, обозначая актуальность, цели и задачи, предмет и объект исследования). 3 б

  3. Основная часть (основная часть, где раскрываются используемые методы исследования, проделанная работа, а также анализ результатов). 3 б

  4. Заключение (заключение, в котором автор подводит итоги, а после завершает выступление). 1 б

  5. Список литературы ( менее 3-х – 1 б), ( более 3-х источников – 2б) ИТОГОВОЕ количество баллов - 10



  1. Задача. Скворцы на яблоне питаются гусеницами яблонной плодожорки. Рассчитайте оставшийся урожай яблок в (кг), если за лето гусеницы могли бы уничтожить 25% яблок и достигнуть биомассы 4 кг. Переход энергии с одного трофического уровня на другой в данной цепи составляет 20%.

Решение

1) Определяем, сколько яблок съели гусеницы

            4 кг    20%

            х    –  100%

            х = 20 кг

 2) Рассчитываем биомассу яблок

            20 кг   25%

            х     100%

            х = 80 кг

3) Определяем оставшийся урожай яблок

            80  20 = 60 кг


  1. Установите соответствие между признаком организма и организмом, обладающим данным признаком.

 

ПРИЗНАК:

 

ОРГАНИЗМ: 1) белый гриб

2) папоротник


А) запасное вещество в клетках – крахмал

Б) образует микоризу с корнями деревьев

В) в жизненном цикле присутствуют спорофит и гаметофит

Г) в клеточной стенке содержится хитин

Д) имеет проводящие сосуды

Е) запасное вещество в клетках – гликоген



  1. В восточной части Северной Америки два вида семейства Бальзаминовые – недотрога капская и недотрога бледная - часто растут рядом, но не образуют гибридов. С чем это связано? Благодаря кому между этими видами существует надежная изоляция?

Это связано с тем, что строение цветков у этих двух видов приспособлено к разным опылителям. Недотрогу капскую обычно посещают и опыляют колибри, а недотрогу бледную – шмели. Благодаря разным опылителям между этими видами существует надежная изоляция.

  1. Рекомендуемые ресурсы к использованию

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F

https://studopedia.ru/

https://may.alleng.org/index.htm

https://foxford.ru/wiki/biologiya

Адаптация организмов к условиям окружающей среды.

Архейская и Протерозойская эры с точки зрения биолога.

Биологические методы борьбы с вредителями комнатных растений.

Влияние транспортной загрязненности воздуха на эпифитные лишайники нашего края.

Гипотезы о происхождении человека

Движущие силы эволюции

Движущие силы эволюции. Борьба за существование.

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы.

Изучение видового разнообразия первоцветов.

Изучение влияния противоакарицидной обработки на численность и многообразие наземных беспозвоночных животных.

Индивидуальное развитие организмов, или онтогенез

Механизмы формирования устойчивости к синтетическим и природным антибиотикам у белого стафилококка.

Определение степени деградации паркового фитоценоза по состоянию древесных растений.


  1. «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание»

Цель:

рассмотреть клетки различных организмов и их тканей под микроскопом (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов.


Оборудование:

микроскопы, готовые микропрепараты растительной (кожица чешуи лука), животной (эпителиальная ткань – клетки слизистой ротовой полости), грибной (дрожжевые или плесневые грибы) клеток, таблицы о строении растительной, животной и грибной клеток.


Работа в классе может проводиться не на готовых микропрепаратах, а на приготовленных, а для этого: чашки Петри, луковица, лабораторные ножи, пинцеты, пипетки, стеклянные мазевые ложечки, выращенная культура плесневого гриба пеницилла или мукора.


Ход работы:

- рассмотрите под микроскопом приготовленные (готовые) микропрепараты растительных и животных клеток.

- сравните строение растительной, грибной и животной клеток. Сделайте вывод о сложности их строения.


1. О чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных? Приведите примеры.

2. О чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы? Приведите примеры.


При проведении лабораторных работ с использованием стеклянного лабораторного оборудования (пробирок, химических стаканов, предметных и покровных стекол и т.д.) необходимо ознакомить учащихся с техникой безопасности при работе с этим оборудованием. Нельзя сильно нажимать пальцами на хрупкие стенки пробирок, химических стаканов; во избежание ранения пальцев предметные стекла необходимо брать легко за края.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Курта Оксана Викторовна

Дата: 12.06.2021

Номер свидетельства: 583252

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Современные средства оценивания  результатов освоения  ООП  ООО по биологии"
    ["seo_title"] => string(83) "sovriemiennyie-sriedstva-otsienivaniia-riezul-tatov-osvoieniia-oop-ooo-po-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "253179"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447527761"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Интегрированный урок "Украсим территорию родной школы цветущими клумбами" по технологии мастерских "
    ["seo_title"] => string(111) "intieghrirovannyi-urok-ukrasim-tierritoriiu-rodnoi-shkoly-tsvietushchimi-klumbami-po-tiekhnologhii-mastierskikh"
    ["file_id"] => string(6) "134931"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416834801"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Формирование экологической культуры учащися при обучении биологии "
    ["seo_title"] => string(77) "formirovaniie-ekologhichieskoi-kul-tury-uchashchisia-pri-obuchienii-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "108134"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403586272"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Статья по теме "Формирование экологической культуры учащихся при обучении биологии" "
    ["seo_title"] => string(97) "stat-ia-po-tiemie-formirovaniie-ekologhichieskoi-kul-tury-uchashchikhsia-pri-obuchienii-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "108138"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403587036"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России"
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia_proghramma_po_okruzhaiushchiemu_miru_1_klass_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "342749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1473275774"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства