kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тематические задачи и задания к урокам биологии для обучающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческие задачи к урокам биологии для развития естественно-научной грамотности, познавательной активности и интереса к предмету биология. А так же подобные задания и задачи можно использовать на интеллектуальных мероприятиях. Часть 2

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тематические задачи и задания к урокам биологии для обучающихся.»

Творческие задачи к урокам биологии для развития естественно-научной грамотности, познавательной активности и интереса к предмету биология.

Часть 2


  1. Закономерности функциональных преобразований органов в ходе филогенеза (эволюции вида), или «принципы и типы филогенетических изменений органов в связи с их функцией» были изучены академиком А. Н. Северцовым и являются частью изучения направленности эволюционного процесса.


Другим морфологическим доказательством является наличие рудиментарных органов.


Рудиментарные органы — недоразвитые и нефункционирующие органы.


Рудиментарный орган гомологичен хорошо развитому функционирующему органу у других представителей той же самой группы. Так, у некоторых нелетающих птиц имеются рудиментарные крылья, у некоторых китов — кости таза, а у некоторых змей, в том числе у питона, — рудиментарные задние конечности. Эти структуры интерпретируются как остатки органов, гомологи которых хорошо развиты у других членов той же самой крупной группы. Подгруппа, обладающая таким рудиментарным органом, перешла в новое местообитание или к новому образу жизни, в условиях которых прежде функционировавший орган оказался бесполезным и под действием отбора сильно редуцировался, но зачатки его сохранились в качестве филогенетических остатков.

Почему же рудименты до сих пор присутствуют в организме человека, если по факту эти органы уже давно не нужны?

Рудименты доказывают родство между нынешним поколением человечества и его далекими предками.

  1. Глубокие всесторонние изменения среды обитания человека влекут за собой рост экологически обусловленного изменения здоровья населения. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), воздействие химических веществ может являться ведущим фактором в развитии значительного числа болезней человека. Выяснено также, что структура заболеваемости в определенной мере зависит и от природных, в первую очередь - климатических условий, а также от вида промышленности, качественного состава выбросов и их концентрации в воздушном пространстве.


При обсуждении вопросов общей экологии, в качестве интегрального показателя состояния природной среды была предложена биологическая продуктивность ландшафтов и ее соотношение с зональной их продуктивностью. В.А.Красилов (1992) предлагает производить оценку ухудшения состояния природной среды по комплексу следующих показателей, анализ которых позволяет выявить три состояния среды: неблагополучное, кризисное и состояние экологического бедствия. В местностях заселенных людьми, а также в городах, поселках, деревнях, везде, где живут люди, наивысшим, замыкающим показателем экологического благополучия является здоровье человека, здоровье людей, поживающих в данной местности, селе, городе. Однако, экологическое благополучие есть необходимое, но еще недостаточное условие обеспечивающее хорошее здоровье населения. Оно определяется также социальными и экономическими реалиями, уровнем медицинского обслуживания и рядом других факторов, лежащих вне экологической проблематики.

  1. PISA 3-ex__pisa.pdf (rikc.by)

МИГРАЦИЯ ПТИЦ

Миграция птиц – это сезонное масштабное передвижение птиц из мест гнездования и обратно. Каждый год волонтеры ведут подсчет птиц в определенных местах. Ученые отлавливают некоторых птиц и помечают их лапы комбинацией разноцветных колец и флажков. Ученые используют сведения о помеченных птицах вместе с данными волонтеров для того, чтобы определить маршруты перемещения птиц.

Вопрос 1:

МИГРАЦИЯ ПТИЦ Большинство мигрирующих птиц собирается в одном месте, а затем они мигрируют в больших группах, а не поодиночке. Такое поведение – результат эволюции.

Какой из приведенных ниже вариантов является наилучшим научным объяснением эволюции подобного поведения у большинства мигрирующих птиц?

A. Птицы, которые мигрировали поодиночке или малыми группами, реже выживали и имели потомство.

B. Птицам, которые мигрировали поодиночке или малыми группами, чаще удавалось найти подходящее пропитание.

C. Перелет большими группами позволял другим видам птиц присоединиться к миграции.

D. Перелет большими группами давал каждой птице больше шансов найти место для гнездования.

МИГРАЦИЯ ПТИЦ:

ОЦЕНКА ОТВЕТА НА ВОПРОС 1 Ответ принимается полностью Код 1: А. Птицы, которые мигрировали поодиночке или малыми группами, реже выживали и имели потомство

4.
  Почему цветки растений, цветущих ранней весной, в основном имеют фиолетовую и лиловую окраску?

Ответ. Это позволяет им поглощать больше солнечной энергии. Коэффициент поглощения солнечного излучения для этих цветов составляет около 0,8, в то же время, как например, для зелёной поверхности этот коэффициент составляет примерно 0,4–0,5.

Задачи о живой природе на уроках физики или физика на уроках биологии | Контент-платформа Pandia.ru



  1.  В 1827 году шотландский ботаник Роберт Броун проводил с помощью микроскопа исследования взвешенной в воде пыльцы растений. Он увидел, что мельчайшие твердые крупинки, которые едва можно было разглядеть в капле воды, непрерывно дрожат и передвигаются с места на место. Учёный установил, что эти движения, по его словам, «не связаны ни с потоками в жидкости, ни с её постепенным испарением, а присущи самим частичкам». Какова истинная причина перемещений пыльцы?

О твет. Объяснить это явление ученые не могли в течение многих лет. Перемещения частиц были совершенно беспорядочны: зарисовки их положения, сделанные в разные моменты времени (например, каждую минуту) не давали на первый взгляд никакой возможности найти в этих движениях какую-либо закономерность. Примерно так же должны перемещаться маленькая веточка или жучок, которых толкают (или тянут) в разные стороны множество муравьев. Сейчас доподлинно известно, что этими «муравьями», толкающими частички пыльцы, являются молекулы воды. Факт существования броуновского движения однозначно доказывал молекулярное строение материи.

Задачи о живой природе на уроках физики или физика на уроках биологии | Контент-платформа Pandia.ru

  1. Почему во время урагана чаще всего ломаются сосны, а ели выворачиваются с корнем?

     

    Ответ. Корневая система ели — поверхностная, у неё хорошо развиты поверхностные и боковые корни, стержневой корень отсутствует или его трудно обнаружить. У растений с поверхностной корневой системой основные корни растут горизонтально. Растения этой группы менее устойчивы к воздействию внешней среды – засухе, не ветроустойчивы. Для сосны характерна поверхностно-стержневая корневая система — стержневой и боковые корни хорошо развиты, причём последние располагаются в поверхностном горизонте почвы. Сосна в связи с этим более устойчива к ветровой нагрузке. При очень сильном ветре ломается ствол дерева, но корни прочно удерживаются в почве.


  2. Правда ли, что самка броненосца обладает уникальной способностью: при стрессовых ситуациях она может задерживать роды на срок до двух лет? Если это так, то для чего это нужно? Эволюция в вопросах и ответах (1sept.ru) 

Ответ: Правда. Задержав имплантацию эмбриона, броненосец может ожидать более благоприятных условий и таким образом дает своему потомству больше шансов на выживание. 

  1. Почему дельфины спят с одним открытым глазом? Для чего это нужно?
    Эволюция в вопросах и ответах (1sept.ru)

Ответ: У дельфинов одно полушарие головного мозга отдыхает, а другое бодрствует - поэтому и один глаз открыт. А затем наоборот - отдыхает второе полушарие и бодрствует первое. Это необходимо, чтобы во время сна дельфин периодически всплывал на поверхность, чтобы вдохнуть воздух - в противном случае во время сна он потеряет над собой контроль и без воздуха он погибнет.

  1. Проанализируйте рисунок и сформулируйте «Правило экологической пирамиды». Аргументируйте ваш ответ.



Ответ:

Правило экологической пирамиды, или "Правило 10 %"

Показатель каждого уровня экологической пирамиды приблизительно в 10 раз меньше предыдущего.


С каждого трофического уровня на следующий переходит около 10% энергии. Это значит, что последнее звено 5-членной пищевой цепи получит только 0,01% энергии, запасённой продуцентами. В связи с эти пищевые цепи имеют ограниченную длину: в наземных биоценозах обычно встречаются 3-5-звенные цепи.

Дополнение к ответу: Экологическая пирамида — графические изображения соотношения между продуцентами и консументами всех уровней (травоядных, хищников; видов, питающихся другими хищниками) в экосистеме.

  1. Ранние неандертальцы - характеризовались меньшим надбровным валиком, более тонкими челюстями, высоким лбом, заметно развитым подбородком. Все эти черты в строении скелета определённо свидетельствуют о менее мощном физическом развитии. Особенности же строения мозга – развитие передних лобных долей и сокращение клювовидных долей – говорит о том, что эти существа вступили на путь, прямо ведущий от орды к возникновению общества. В группах этих неандертальцев были более развиты внутригрупповые связи на охоте, при защите от врагов и от неблагоприятных условий окружающей среды. Они оказались совершенно на ином эволюционном пути – выжили в борьбе за существование благодаря объединению сил отдельных индивидов, что привело 60-50 тыс. лет назад к возникновению вида, к которому принадлежит – Человек разумный – Homo Sapiens.

Вопросы к тексту:

    1. Какие факторы (биологические или социальные) усиливали своё воздействие на эволюцию человека?

    2. Что происходило с объёмом головного мозга человека, почему?

    3. Как изменялся «быт» человека у представителей разных групп?


  1. Первыми голосеменными растениями были _________________, впоследствии полностью вымершие (рис.). Они (растения) были древовидными, лиановидными и травянистыми растениями. Они являлись промежуточным этапом эволюции между папоротниками и цикадовыми растениями, похожими на современные пальмы, с которыми они находятся в тесном родстве. Специальных органов для развития семян у них не было. Однако зародыш в семени был лучше защищен и снабжен питательными веществами, чем спора. Кроме того, мужские гаметы — спермии — не нуждались в присутствии воды, распространялись преимущественно ветром, а оплодотворение происходило внутри семязачатков. В условиях более сурового климата древние голосеменные растения постепенно вымирали, и их место занимали более приспособленные к холодным, сухим условиям древние хвойные голосеменные растения. 

Онлайн-школа Фоксфорд (foxford.ru)

Ответ: семенные папоротники

21. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций в эволюции растений. Запишите в последовательно цифры, под которыми они указаны.

(1)Некоторые эволюционные изменения приводят к появлению новых отделов и классов растений.

(2)Другие же изменения не столь значительны и приводят к появлению частных приспособлений к условиям среды.

(3)Так, в определённый момент эволюции наземных растений сформировалась проводящая система и появились корни.

(4)Позже появилось опыление и специализированные органы размножения — цветки.

(5)Различные морфологические изменения цветков позволили адаптироваться к опылению ветром или насекомыми.

(6)Видоизменения плодов также способствовали более широкому распространению цветковых растений.

Ответ: 2 5 6






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тематические задачи и задания к урокам биологии для обучающихся.

Автор: Курта Оксана Викторовна

Дата: 12.06.2021

Номер свидетельства: 583253

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ"
    ["seo_title"] => string(77) "sozdaniie-uslovii-dlia-formirovaniia-uchiebnoi-motivatsii-na-urokakh-biologii"
    ["file_id"] => string(6) "252389"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447361613"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-3"
    ["file_id"] => string(6) "254124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697631"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-4"
    ["file_id"] => string(6) "254125"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697640"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Рабочая программа по биологии 7 класс. ФГОС ( 35 ч.) "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-7-klass-fgos-35-ch"
    ["file_id"] => string(6) "226303"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440175959"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Технологическая карта урока  «Восточно - Европейская равнина»   по физической географии Казахстана  8 класса "
    ["seo_title"] => string(116) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-vostochno-ievropieiskaia-ravnina-po-fizichieskoi-ghieoghrafii-kazakhstana-8-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "153857"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421076736"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства